Урок 59. Отечественная война 1812 г
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Тема  урока: рассказать о первом этапе Отечественной войны 1812 г.

План урока:

1.Причины войны;

2. вторжение в Россию наполеоновских войск.

3.Кутузов в армии;

4.Бородинское сражение.

5. Сожжение Москвы.

Основные понятия: флеши, Бородинская битва, Тарутинский маневр.

Основные  даты: 12 июня 1812 г. - начало Отечественной войны, 24-26 августа -

Бородинское сражение.                              *

Выдающиеся личности: М. И. Кутузов, М. Б. Барклай-де-Толли, П. И. Багратион,

II. II. Раевский, Д. В. Давыдов, М. И. Платов, Ф. П. Уваров, Даву, Ней, Мюрат.

Оборудование урока: схемы 9 и 10 на вклейке учебника; соответствующие карты

атласа и контурные карты.

Рекомендуемая организация урока

I. Проверка домашнего задания

К неудачам русское внешней политики следует отнести: поражение под Аустер­лицем и Фридландом; разгром союзников России Австрии и Пруссии; Тильзитский мир с Францией, который нанес ущерб российской экономике. С другой стороны, Наполеон, победив в сражениях Россию и Пруссию, не вторгся в пределы России уже в 1807 г. и не заставил Россию воевать на два фронта, что можно считать отно­сительным успехом.

Среди несомненных успехов следует назвать победы в войнах со Швецией, Пер­сией и Турцией, в результате которых к России были присоединены Бесарабия, Финляндия, Грузия и часть Закавказья.

В целом результаты российской внешней политики были противоречивы. На восточном и северном участках Россия добилась несомненных успехов. В Европе Россия не смогла противостоять наполеоновской Франции, но и не понесла сокру­шительного поражения, сохранив силы и моральный дух для будущих сражений и побед.

И. Изучение нового материала

1. Учитель сообщает: Россия неоднократно участвовала в европейских коали­циях, сначала направленных против революционной Франции, а затем - против на­полеоновской Франции. Участвуя в двух войнах против Франции, Россия потерпела поражение, однако могущество России отнюдь не было подорвано. Российское дво­рянство очень негативно относилось к Тильзитскому договору и было воинственно настроено в отношении Наполеона и Франции. Наполеон не мог не понимать, что могущество России не сломлено, поэтому предстоит новый виток борьбы.

- Давайте перечислим причины новой войны России с Францией.

Ученики отвечают на основе сведений, полученных на прошлом уроке. Учитель дополняет. Затем предлагает начертить в тетрадях таблицу:

Причины войны

для Франции для России
1) 1.)Несоблюдение Россией континенталь­ной блокады (торговля с Англией на нейтральных американских судах, че­рез территорию России английские то­вары широко распространялись в Гер­мании, Австрии и Польше) 2) Январь 1810 г. - указ Александра о введении нового таможенного тарифа (высокими пошлинами облагались предметы роскоши, ввозимые в Россию из Франции) 1) Значительные экономические убытки России от континентальной блокады (сокращение экспорта российского хлеба —сокращение доходов казны, дворян, купцов) 2) 2)Созданное под протекторатом Наполеона Герцогство Варшавское являлось удобным плацдармом для нападения на Россию 3) 3)Восстановление Польши Наполеоном —> угроза целостности русской границы, опас­ность отторжения Литвы 4) 4)Падение авторитета Александра I. Россий­ское общество смотрело на Александра как на вассала Наполеона

 

Учитель сообщает: накануне вторжения французская «Великая армия» значи­тельно превосходила противостоящую ей российскую. Против 600 тыс. Наполеона русские могли выставить не более 220 тыс. человек. Следует иметь в виду, что в целом российская армия также насчитывала около 600 тыс. человек, часть которых следовало держать для прикрытия других направлений. В то же время, нужно имен, в виду, что только около половины войска наполеона составляли французы, осталь ные были солдатами армий покоренных и союзных с Францией государств.

- Что вы знаете о принципах комплектования российской и наполеоновской армий? (Французская армия комплектовалась путем всеобщего воинского призыва, российская же армия состояла из набираемых на долгую службу рекрутов, что не позволяло быстро мобилизовать большие силы.)

Запись на доске:

Начало войны: 12(24) июня 1812 г. - армия Наполеона перешла Неман и

вторглась на территорию России.

Запланированный доклад ученика на несколько минут «Планы сторон. Дрисский лагерь». При докладе ученик должен показывать планируемые операции г трон на карте.

Учитель сообщает: Теперь посмотрим, как на самом деле протекали военные действия.

Работа с учебником, настенной картой, схемой 9 на вклейке учебника (или соответствующей картой в атласах) и заполнение контурных карт: вначале учитель показывает расположение русских войск и армии Наполеона накануне вторже­ния, затем, опираясь на учебник (§ 57, с. 133-134), показывает на карте места сраже­ний и путь отступления русских армий. Ученики отмечают это на контурных картах.

Запись на доске:

22 июля - соединение русских армий в Смоленске.

Учитель сообщает: Соединение русских армий означало срыв первоначального поступательного плана Наполеона, предполагавшего разбить русские армии пооди­ночке. Общее командование принял на себя Барклай де Толли как военный министр. I еиерь русская армия могла позволить себе дать генеральное сражение.

Завись на доске:

4 5 августа - сражение под Смоленском.

И битве под Смоленском русские войска не позволили противнику немедленно им надеть городом. Однако Барклай де Толли, считая, что силы по-прежнему не рав­ны, отдал приказ об отступлении. От Смоленска остались лишь обуглившиеся руи­ны. Ни продовольствия, ни фуража французам не досталось. Отступление вызвало недовольство в армии. Главным виновником отступления и всех бед в русской ар­мии объявили Барклая де Толли. Смоленск был «ключом» к Москве - сильной крепости. С оставлением города у русской армии не осталось сильных укрепленных пунктов вплоть до Москвы.

Работа с картой: учитель показывает путь отступления русской армии вплоть до Бородино..

2. Работа с учебником: учитель или кто-то из учеников читают о назначении Кутузова главнокомандующим и его прибытии в армию.

Учитель дополняет: Вот как пишет современник-француз о назначении Кутузова главнокомандующим: «...В нем было что-то чисто национальное, делавшее его столь близким им для русских. В Москве радость по случаю его назначения доходила до опья­нении посреди улиц бросались друг другу в объятия, считая себе спасенными».

У Работа с контурной картой. Отметьте на карге Бородино, напишите дату начинавшегося там сражения, которое решил дать М. И. Кутузов.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 212.