Цель урока: изучить внешнеполитические события, предшествовавшие нашествию
Наполеона на Россию.
План урока:
1. Составление таблицы
2. Доклады.
Основные понятия: коалиция, континентальная блокада.
Основные даты: Тильзитский мирный договор 1807 г.
Оборудование урока: портреты Александра I, Наполеона, М. И. Кутузова, карта
«Внешняя политика России в первой половине XIX в.»
Рекомендуемая организация урока
I. Проверка домашнего задания
1. Не был реализован важнейший проект Сперанского, предусматривавший создание в России системы народного представительства. Все население, включая крепостных слуг и крестьян наделялось основными гражданскими правами. Создавалась выборная система народного представительства в высший орган - Государственную Думу, которая наделялась значительными правами.
2. Один из учеников рисует схему «Реформа высших органов власти при Александре I»:
II. Изучение нового материала
1. Заполнение таблицы «Внешняя политика Александра I, 1801-1812 гг.» (о учебнику (§ 56, с. 130-132).
Внешняя политика Александра 1,1801-1812 гг.
Направление | События, даты | Итоги |
1. Восточное направление а) Присоединение Закавказья б) Война с Турцией » | 1783 г. - «Дружественный трактат» с Грузией против Турции и Ирана 1801 г. - отречение Георгия XII в пользу России, 1804-1813 гг. - война с Ираном 1813 г. - Гюлистанский мирный договор с Ираном 1806 г. - Турция закрыла пролив Босфор для русских судов 1806-1812 г. - затяжная русско-турецкая война 1811 г. - назначение М. И. Кутузова главнокомандующим, его победа над турками май 1812 г. - Бухарестский мирный договор | Вхождение Грузии в состав России. Присоединение к России Дагестана и Северного Азербайджана, предоставление России права свободного плавания на Каспии Бесарабия и часть черноморского побережья Кавказа с городом Сухум перешли к России. Сербия получает автономию |
2. Войны с Францией | Борьба Франции во главе с Наполеоном за господство в Европе 1805 г. Оформление 3-й антинаполеоновской коалиции во главе с Россией, Австрией и Англией 1805 г. - сражение под Аустерлицем, поражение австро-российских войск 1806 - 1807 гг. - сложение 4-й антинаполеоновской коалиции в составе России, Англии, Пруссии, Саксонии и Швеции 1807 г. - битва у Прейсиш-Эйлау 1807 г. - капитуляция прусской армии под Ульмом 2(14) июня 1807 г. - поражение русских войск в битве под Фридландом. Французские войска в итоге вышли к реке Неман - западной границе России и остановились у местечка Тильзит Июль 1807 г. - Тильзитский мирный договор | В результате Тильзитского мирного договора Россия присоединилась к континентальной блокаде против Анг лии. Положение, сложившее ся после заключения Тильзитского мира, было крайне неустойчивым, не отвечало интересам ни России, ни Франции и создавало предпосылки для начала новой вой ны. Из отторгнутых у Пруссии польских земель наполе он создает Герцогство Варшавское, враждебное России |
Война со Швецией | 1808-1809 гг. - война со Швецией Февраль 1808 г. - начало войны со Швецией, союзницы Англии, в результате условий Тиль- зитского договора. Русские войска вторгаются на территорию Финляндии, которая находилась под властью Швеции и успешно действуют против Шведов. Король Густав IV Адольф низложен Август 1809 г. - Фридрихсгамский мирный договор | Согласно условиям Фрид- рихсгамского мирного договора, Финляндия, включая Аландские острова, отходила к России. Александр I создал в составе России Великое княжество Финляндское |
2. Заслушать запланированные доклады учеников.
III. Итог урока
Таким образом, результаты внешней политики Александра I к началу войны 1812 г. были крайне противоречивы. В Восточном и Северном направлениях уда- пось достигнуть значительных успехов. В войнах с Францией Россия не смогла про- швостоять наполеоновской армии, но и не потерпела сокрушительного поражения.
Домашнее задание
1. §56, с. 130-132.
а) Рассказать об успехах и неудачах российской внешней политики в 1801- 1812 гг. Как в целом оценить ее?
б) Оцените итоги Тильзитского мирного договора России с Францией. Ученики должны принести с собой контурные карты и атласы.
2. Доклады к следующему уроку:
а) Доклад на тему «Планы сторон. Дрисский лагерь» (3-4 минуты). При подготовке можете использовать издание: Энциклопедия для детей. - Т. 5. - Ч. 2. - М.: Аванта+, 1995. - С. 272. Также можно использовать статьи: «Отечественная война 1812 г.» и «Дрисский лагерь» Большой советской энциклопедии, Словаря юного историка или Советской исторической энциклопедии.
б) Доклад на тему «Бородинское сражение» (5-7 мин.). До начала урока ученик должен будет воспроизвести на доске схему сражения и рассказать о битве, опираясь на нее. При подготовке можно использовать литру: Энциклопедия для детей. - Т. 5. - Ч. 2. - М.: Аванта+, 1995. - С. 280- 283, а также материал учебника: § 57, с. 135-137.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 534.