Цель урока: рассказать о правлении Павла I, причинах его убийства и восшествии на престол Александра I в результате последнего дворцового переворота.
План урока:
1. Правление Павла I (1796-1801).
2. Последний дворцовый переворот.
3. Эпоха «Негласного комитета».
4. Реформа государственного управления. М. М. Сперанский.
Основные понятия: «Негласный комитет», министерство, Государственная дума, Государственный совет.
Важнейшие даты: 1797 г. - указ о престолонаследии и о трехдневной барщине; 1802 г. - министерская реформа; 1803 г. - указ о «вольных хлебопашцах»; 1810 г. - учреждение Государственного Совета,
Выдающиеся личности: М. М. Сперанский.
Оборудование урока: карта Российской империи в первой половине XIX в., соответствующая карга атласа, портреты деятелей эпохи.
Рекомендуемая организация урока
I. Проверка домашнего задания
1. Москва играла важную роль как духовный центр, особенно важный для простого народа, как центр русского христианства. Это хорошо видно из первого абзаца источника. Кроме того, Москва, являвшаяся центром обширного промышленного района, была важнейшим промышленным и торговым центром государства. Об этом сообщается в последнем абзаце.
2. Попросите выбранных учеников используя карту 11 на вклейке учебника выполнить соответствующее задание.
II. Изучение нового материала
1. Доклад назначенного на прошлом занятии ученика о Павле I и обстоятельствах его воцарения.
Ученик (или сам преподаватель, дополняя ею) должен сделать вывод о том, что на становление характера Павла сильно повлияло негативное отношение к нему матери. Его внутренняя политика после восшествия на престол во многом сводится к отрицанию нововведений, принятых в правление Екатерины II, однако он предло жил и ряд последовательных реформ, направленных на упорядочение расстроенного управления государством. В то же время, вспыльчивый характер нового императора предопределил непоследовательность его управления. Деспотизм его характера слишком сильно проявился в характере его правления. Павел полагал, что может регулировать и определять все мельчайшие детали жизни общества, вплоть до определения, какую одежду носить. Все это развивало неудовольствие в обществе, привыкшего к более мягкому управлению времен матери императора. Павел не только ме сумел сплотить вокруг себя элиту общества, но и оттолкнул многих из тех, кто искренне видел необходимость изменений в сложившемся коррумпированном порядке управления страной. Именно поэтому смерть Павла была встречена широкими слоями образованного общества с облегчением и даже приветственно.
Запись в тетрадях:
Павел I, 1796-1801 гг.
- Павел I издал указы, запрещавшие ношение одежды по французской моде, ввоз иностранных книг. Был ограничен выезд за рубеж, введена строгая цензура печати, закрыты частные типографии - с чем это связано? Как на это реагировало русское общество? (Павел боялся распространения в России идей французской революции. Таким образом он стремился изолировать русское общество от внешнего влияния. Естественно, что русское общество негативно отнеслось к этим мерам нового императора.)
Учитель сообщает: Однако Павел предлагал и ряд реформ, направленных на улучшение внутреннего управления страной.
Запись в тетрадях:
5 апреля 1797г. -указ о престолонаследии.
Работа с учебником: ученики читают об этом указе в учебнике (с. 126) самостоятельно, затем по выбору учителя один из них своими словами излагает его суть.
Запись в тетрадях:
финансовая реформа.
Учитель сообщает: в последние годы правления Екатерины II в стране увеличилась инфляция. Выпуск Павлом серебряных монет и уничтожение бумажных рублей тужило цели преодоления инфляции.
Павел желал облегчить участь крестьянства, однако его политика и в этом отношении не отличалась последовательностью. Так, за время своего короткого царствования он раздал своим приближенным около 600 тыс. государственных крестьян.
Запись в тетрадях:
1797 г. -указ о трехдневной барщине.
Учитель сообщает: этот указ, впрочем, плохо соблюдавшийся, запрещал помещикам принуждать крестьян работать на них более трех дней в неделю. *
2. Работа с учебником: ученики самостоятельно читают об обстоятельствах последнего дворцового переворота и убийстве Павла I (с. 127).
С воцарением Александра1 члены Негласного Комитета по-прежнему рассуждали о необходимости преобразований государственного аппарата, облегчения участи крепостных крестьян, издания «Жалованной грамоты народу» (нечто вреде конституции), однако исходили из основ незыблемости абсолютизма.
Подробнее си. Дополнительные материалы, п. 2.
Д. Учитель сообщает: первые годы правления Александра 1 остались в памяти современников как эпоха либерального правления. Александр I, как и Павел I в свое время, стремился сделать так, чтобы его правление как можно больше отличалось от времени царствования его отца. Однако несмотря на то, что лозунгом по крайней мере первых лет царствования Александра был возврат к методам правления своей бабки - Екатерины II - в действительности такое повторение было невозможно, и начало правления Александра тому свидетельство. Екатерину и Александра разделяло важнейшее событие европейской истории - Французская революция, давшая образец нового устройства и управления страной. Так, министерства, учрежденные молодым царем, принцип разделения властей, введенный Сперанским, и многие другие мероприятия во многом основывались на опыте наполеоновской Франции. Возврат ко временам Екатерины, обещанный Александром, таким образом, означал лишь намерение отказаться от тиранских методов правления Павла I.
В первые годы своего правления император опирается на круг друзей и единомышленников, разделявших его либеральные настроения. Кружок, получивший название «Негласный комитет», сложился еще в середине 90-х гг. Это были, во- первых, В. П. Кочубей - племянник екатерининского канцлера графа А. А. Безбородко, во-вторых, князь А. А. Чарторыйский - богатый польский вельможа на русской службе, затем граф А. С. Строганов - сын одного из самых богатых и знатных людей того времени и, наконец, Н. Н. Новосильцев - двоюродный брат Строганова. В этом кружке «молодых друзей» обсуждались пороки павловского царствования и строились планы на будущее об отмене «рабства крестьян», о предпочтительности республиканского правления.
Работа с учебником: ученики читают учебник, с. 128 и конспективно записывают в тетрадях первые меры правительства Александра I:
- упразднение Тайной экспедиции Сената (1801 г.);
- смягчение цензуры;
- свободный выезд за границу;
- организация Императорского Человеколюбивого общества, 1802 г. - для воспитания сирот, попечения о больных и бедных;
- указ о «вольных хлебопашцах», 1803 г.;
- запрет публиковать в прессе объявлений о продаже крестьян.
Работа с историческим источником: учитель читает отрывки из указа, затем ученики отвечают на вопросы к тексту:
- Каковы условия освобождения крестьян по этому указу? (1. Желание помещика; 2. освобождение крестьян с землей.)
- К какому сословия принадлежат крестьяне после освобождения? (Они могут составить особое сословие свободных землепашцев, перейти в сословие государственных крестьян или купцов, мещан.)
- Каково отношение освобожденных крестьян к земле? (С небольшим ограничением они владеют землей на праве частной собственности.)
- Каковы права и обязанности вольных хлебопашцев? (Они должны платить подушную подать и отбывать рекрутскую повинность.)
- В чем достоинства и недостатки этого указа? (Этот указ впервые сделал возможным и как бы призывал помещиков к освобождению крестьян. К тому же освобождать крестьян можно было только с землей, что обеспечивало их экономическую самостоятельность. Однако освобождение крестьян оставлялось на полное усмотрение помещика и не было обязательным.)
Указ о вольных хлебопашцах
Если кто из помещиков пожелает отпустить благоприобретенных или родовых крестьян своих поодиночке или и целым селением на волю и вместе с тем утвердить им участок земли или целую дачу, то сделав с ними условия, какие по обоюдному согласию признаются лучшими, имеет представить их при прошении своем через губернского дворянского предводителя к министру внутренних дел для рассмотрения и представления нам; и если последует от нас решение желанию его согласное: тогда предъявятся сии условия в Гражданской палате и запишутся у крепостных дел со взносом узаконенных пошлин. <...>
Крестьяне и селения, от помещиков по таковым условиям с землею отпущенные, если не пожелают войти в другие состояния, могут оставаться на собственных их землях земледельцами и сами себе составляют особенное состояние свободных хлебопашцев. <....>
Крестьяне, отпущенные от помещиков на волю и владеющие землею в собственность, несут подушный казенный оклад наравне с помещичьими, отправляют рекрутскую повинность натурою и, исправляя наравне с другими казенными крестьянами земские повинности, оброчных денег не платят.
Они ведаются судом... в тех же местах, где и казенные крестьяне.
Как скоро исполнением условий крестьяне таковые получат землю в собственность, они будут иметь право продавать ее, закладывать и оставлять в наследие, не раздробляя однако ж участков менее 8 десятин, равно имеют они право вновь покупать земли, а потому и переходить из одной губернии в другую, но не иначе как с ведома Казенной палаты для перечисления их подушного оклада и рекрутской повинности.
А. С. Орлов и др. Хрестоматия по истории России с древнейших времен до наших дней. - М, 1999. - С. 230-231.
Учитель сообщает: В целом результаты указа были незначительны. За время царствования Александра на волю выкупились 47 тыс. душ крестьян мужского пола, т. е. менее 0,5% всех крепостных. Одной из причин этого было не только нежелание помещиков отпускать на волю крепостных, но и большой размер выкупа, непосильный большинству крестьян.
Значительно более решительными были меры по реорганизации системы государственного управления.
4. Учитель сообщает: Существовавшая на тот момент система центрального управления была создана Петром I и просуществовала в целом неизменном виде весь XVIII в. Принцип коллегиального управления уже изжил себя. В 1802 г. 12 коллегий заменили 8 министерствами.
Перечислите эти министерства (см. учебник, с. 129).
- Какое из министерств не имело аналогов в предыдущей системе управления? (Министерство народного просвещения.)
- В чем состоит главное отличие министерств от прежних коллегий? (Министерства в России создавались по образцу французской системы министерств. Главным отличием является то, что в них место прежнего принципа коллегиальной ответственности, проводился принцип личной ответственности министра за деятельность своего ведомства перед императором, что повышало эффективность его работы.)
Учитель продолжает: Для проведения полномасштабной реформы системы управления Александр I пригласил М. М. Сперанского.
Запланированный доклад ученика о М. М. Сперанском на 5-7 минут.
Учитель сообщает: главный принцип, который положил Сперанский в основу предлагаемой им реформы был принцип разделения властей - законодательной, исполнительной и судебной, которым большинство стран руководствуется и поныне. Этот принцип был заимствован из опыта организации системы управления в наполеоновской Франции, то есть был передовым для своегв времени. Каждая из ветвей власти должна была действовать строго в пределах своей компетенции, которая, в свою очередь, устанавливалась законом.
Запись в тетрадях:
Реформы М. М. Сперанского, принцип разделения властей.
Сперанский предложил стройный проект преобразования российской бюрократической системы, однако на практике был создан лишь Государственный совет в 1810 г.
Работа с историческим источником. Учитель читает текст, а затем ученики отвечают на вопросы:
- Совет при императоре существовал и ранее - в чем отличие нового органа? Каковы его функции? (Государственному совету согласно замыслу Сперанского отныне придавался высокий официальный и публичный статус. Это был законосовещательный орган при императоре, деятельность которого регулируется законом, а не прихотью самодержца. Государственный совет становился высшим органом, в котором соединялись все ветви власти и вырабатывались конкретные предложения и законопроекты, которые уже в подготовленном виде игли на утверждение императора.)
- Кто заседал в Государственном совете? (Под председательством лично императора в нем заседали особы, назначенные по его выбору непосредственно, а также министры в силу своего ранга.)
Из манифеста об образовании Государственного совета 1 января 1810 г.
К утверждению и распространению единообразия и порядка в государственном управлении признали мы нужным установлению Государственного совета дать образование, свойственное пространству и величию нашей империи. <...>
... Совет издавна занимал важное место. В начале своем он был временным и преходящим. Но при вступлении нашем на престол, наименовав его Государственным, мы тогда же предназначили дать ему в свое время образование, свойственное публичным установлениям.
Ныне, с помощью Вышнего, положили мы совершить сие образование на следующих главных началах:
I. В порядке государственных установлений Совет составляет сословие, в коем все части управления в главных их отношениях к законодательству соображаются и через него восходят к верховной императорской власти.
II. По сему все законы, уставы и учреждения в первообразных их начертаниях предлагаются и рассматриваются в Государственном совете и потом действием державной власти поступают к предназначенному им совершению.
III. Никакой закон, устав и учреждение не исходит из Совета и не может иметь своего совершения без утверждения державной власти.
IV. Совет составляется из особ, доверенностью нашею в сословие сие призываемых.
V. Члены Совета могут иметь звания в порядке судном и исполнительном.
VI. Министры суть члены Совета по их званию.
VII. В Совете председательствуем мы сами.
А. С. Орлов и др. Хрестоматия по истории России с древнейших времен до наших дней. - М., 1999. - С. 223.
Запись в тетрадях:
Государственный совет, 1810 г. - высший законосовещательный орган.
Учитель сообщает: Однако оставался нереализованным другой важный проект Сперанского. Он задумал создать в России систему народного представительства. Центральный представительный орган должен был называться Государственной думой.
Запись в тетрадях:
Государственная дума - высший представительный орган - нереализованный проект Сперанского.
Согласно этому проекту население делилось на три сословия: дворянство, среднее состояние (купцы, мещане, государственные крестьяне), «народ рабочий» (помещичьи крестьяне, домашние слуги и т. д.). Все сословия наделялись гражданскими правами (личная свобода, право занятий, передвижений, участие в суде от своего имени, заключение имущественных сделок). Политическими правами (участие в управлении государством) наделялись только сословия, обладавшие достаточным количеством недвижимой собственности). Таким образом, «народ рабочий» не обладал политическими правами. Таким образом, сословный принцип деления населения сохранялся, однако он дополнялся деления населения по имущественному принципу.
Однако этот проект вызвал недовольство со стороны дворянства.
- Почему? {Потому, что их крепостные крестьяне наделялись гражданскими правами - личной свободой, свободой передвижения и проч., что фактически означало отмену крепостного права.)
Дата: 2019-03-05, просмотров: 639.