Рекомендуемая организация урока
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

I. Исторический диктант

- Государство, построенное по единому плану на основе принципа упорядо­ченности и единообразия. (Регулярное государство.)

- Система управления, при которой вся власть неограниченно принадлежит монарху. (Абсолютная монархия.)

- Центральное учреждение, ведавшее управлением церковными делами и име­ниями. (Синод.)

- Документ, регулировавший деятельность коллегий. (Генеральный регла­мент.)

- Система наследование имущества, при которой вся собственность переходи­ла к старшему сыну. (Майорат.)

- Политика поощрения отечественной промышленности посредством установ­ления покровительственного таможенного тарифа. (Протекционизм.)

- Предприятие, на котором введен принцип разделения труда. (Мануфактура.)

- Документ, зафиксировавший принцип чиновной, бюрократической выслуги. (Табель о рангах.)

- Архитектурный стиль, господствовавший в России вплоть до сер. XVIII в. (Барокко.)

- Время частых государственных переворотов в России XVIII в. (Эпоха двор­цовых переворотов.)

- Высший орган, созданный в 1726 г., фактически управлявший страной при Екатерине I. (Верховный тайный совет.)

- Архитектурный стиль, господствовавший в России во 2-й половине XVIII в. (Классицизм.)

- Комиссия собранная Екатериной II в 1767 г. для составления нового свода законов. (Уложенная комиссия.)

- Высшее учебное заведение, открывшееся в Москве в 1755 г. (Московский университет.)

- Наименьшая территориальная единица в России. (Волость.)

- Война, в которой участвовала Россия, в 1757-1762 гг. (Семилетняя война)

- Высший местный чиновник по реформе 1775 г. (Генерал-губернатор.)

- Период истории русской церкви в XVIII - начале XX в. (Синодальный.)

- Так стали называться бывшие монастырские крестьяне после реформы цер­ковных владений 1762-1764 гг. (Экономические крестьяне.)

- Обмирщение. (Секуляризация.)

II. Письменная самостоятельная работа

Разделите класс на варианты и предложите письменно заполнить одну из таблиц (на выбор учителя) каждому из вариантов.

Внешняя политика Петра I

Дата Событие
   

 

Государственные реформы и социально-экономические реформы Петра

Реформа Цели и задачи
   

 

Территории, вошедшие в состав России при Екатерине II

Дата Территория
   

 

 

Видные деятели культуры и церкви XVIII в.

Персоналии Вклад в культуру
   

 

 

Реформы Екатерины II

Реформа Дата Основное содержание
     

 

III. Фронтальный опрос

Задания для фронтального опроса:

1. Кто первым начал Северную войну? (Первыми в войну ввязались Дания и Польша. Петр позднее к ним присоединился.)

2. Петр называл сражение при Лесной «матерью Полтавской баталии». Поче­му? (В битве при Лесной был разгромлен корпус генерала Левенгаупта, ко­торый вез королю оружие и провиант.)

3. В каких государствах побывал Петр Великий и почему? (Петр был в Голлан­дии, Англии (изучал кораблестроение), Франции, Германии, Польше (о целью заключения военных союзов, для лечения и для торговых переговоров).)

4. Какими ремеслами владел Петр? (Петр освоил около 15 профессий, в том чис­ле профессии плотника, слесаря, столяра, фельдшера, кузнеца, переводчика, бухгалтера, картографа, штурмана, кораблестроителя, артиллериста.)

5. Какие иностранные языки знал Петр? (Петр хорошо владел голландским и не­мецким, понимал шведский и польский, слегка знал татарский, английский, даже читал на латыни, однако писал с трудом даже на родном языке.)

6. Какие новые отрасли промышленности и знания появились при Петре I? (Ко­раблестроение и все, что с этим связано; улучшилась картография и геоло­гическая разведка, обновилась военная промышленность.) 7. Почему Петр не оставил после себя преемника? (Желая передать трон младшему сыну в обход старшего, Петр подписал указ о престолонаследии, согласно которому император мог сам назначать себе преемника. Однако младший сын прожил недолго, старший умер в тюрьме и у Петра не оста­лось прямых наследников мужского пола, за исключением внука, сына царе­вича Алексея (будущего Петра II). Неизвестно, кому думал передать пре­стол сам Петр, так как составить завещание он не успел.)

IV. Тестовые задания

1. Знаменитая Полтавская битва произошла в:

а) 1705 г.;

в) 1707 г.;

б) 1709 г.;

г) 1708 г.

2. Цель «Великого посольства»:

а) найти союзников в предстоящей войне против Швеции;

б) заключить мирный договор с Польшей;

в) найти союзников в предстоящей войне против османской империи;

г) познакомиться с государственным устройством западных стран.

3. Северная война приходится на период:

а) 1700-1721 гг.;

в) 1699-1720 гг.;

б) 1709-1721 гг.;

г) 1701-1721 гг.

4. В результате Северной войны Россия:

а) завоевала выход в Балтийское море;

б) лишилась части своей северной территории;

в) укрепила свое международное положение;

г) потеряла свою независимость;

д) верно а) и в).

5. Нововведения Петра I:

а) в одежде появился европейский покрой;

б) бритье бород;

в) русские люди стали грамотными и образованными;

г) стали выпускаться книги и появились первые публичные библиотеки;

д) верно а) и б).

6. Новое летоисчисление в России было введено в:

а) 1700 г.;

б) 1699 г.;

в) 1701 г.;

г) 1702 г.

7. Ношение бород разрешалось:

а) крестьянам и ремесленников;

б) священнослужителям и дворянам;

в) священнослужителям и крестьянам;

г) рекрутам и горожанам.

8. Знаменитое морское сражение в период Северной войны: а) Гангутское;

в) Балтийское;

б) Азовское; г) Полтавское.

9. При Елизавете Петровне государственными делами занимались:

а) Б. К. Миних;

б) А. И. Остерман;

в) П. И. Шувалов;

г) К. Г. Разумовский.

10. В ходе Семилетней войны русская армия применила новое артиллерийское орудие:

а) редуты;

б)«единороги»;

в) пищаль.

11.Период правления Анны Иоанновны вошел в историю как:

а) «правление временщиков»;

б) «бироновщина»;

в) «правление верховников»;

г) «орловщина».

12. Гвардия использовалась:

а) для личной охраны императора;

б) для охраны приграничных земель;

в) для организации военных экспедиций в другие страны;

13. После смерти Анны Иоанновны престол унаследовал:

а) Иван Антонович - сын племянницы Анны Иоанновны;

б) Петр Алексеевич - внук Петра 1;

в) Карл Петр Ульрих - племянник Елизаветы Петровны;

г) Елизавета Петровна - дочь Петра Великого.

14.Права и привилегии дворянства при Елизавете Петровне расширились, на что указывают следующие данные:

а) дворянство закрепило за собой право владеть землей и крестьянами;

б) дворяне освобождались от государственной службы;

в) помещики получили право ссылать провинившихся крепостных без суда и следствия в Сибирь;

г) дворяне прекратили платить какие бы то ни было налоги;

д) верно а) и в).

15.Елизавета Петровна оставила престол:

а) Петру Федоровичу;

б) Екатерине Алексеевне;

в) Ивану Антоновичу;

г) Петру Алексеевичу.

16.Разделы Речи Посполитой произошли в:

а) 1772, 1793, 1794 и 1795 г.;

б) 1768, 1772 и 1795 г.;

в) 1772, 1793 и 1795 г.

г) 1762, 1773, 1787 и 1791 г.

17.Азовские походы состоялись в:

а) 1695-1696 гг.;

б) 1696-1697 гг.;

в) 1695 и 1711 гг.;

г) 1737-1639 гг.

18. Ништадский мир был заключен в:

а) 1711 г.;

б)       1721 г.;

в) 1762 г.;

г) 1791 г.

19. Россия аннексировала Крым в:

а) 1787 г.;

б)       1791 г.;

в) 1783 г.;

г) 1772 г.

20. Восстание Е. Пугачева происходило в:

а) 1775-1776 гг.;

б)       1773-1775 гг.;

в) 1756-1762 гг.;

г) 1787-1791 гг.

21. Петербург начали строить в:

а) 1700 г.;

б)       1703 г.;

в) 1721 г.;

г) 1711 г.

22. Указ о «вольности дворянства» последовал в:

а) 1762 г.;

б)       1761 г.;

в) 1763 г.;

г) 1764 г.

23. В 1711 г. был учрежден:

а) Сенат;

б)       Синод;

в) Орден Андрея Первозванного;

г) Главный магистрат.

24. В 1762-1796 гг. в России правил(а):

а) Екатерина I;

б)       Екатерина II;

в) Елизавета Петровна;

г) Анна Иоанновна.

25. Российская Академия наук была учреждена в:

а) 1721 г.;

б)       1727 г.;

в) 1755 г.;

г) 1725 г.

Ответы:

1.б); 2. а); 3. а); 4. д); 5. д); 6. а); 7. в); 8. а); 9. в), г); 10. б); 11. б); 12. а); 13. а); 14. в), д); 15. а); 16. в); 17. а); 18. б); 19. в); 20. б); 21. б); 22. а); 23. а); 24. б); 25. г).

 

Россия в первой половине XIX в.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 302.