Цель урока: охарактеризовать социально-экономическое положение России в начале
XIX в.
План урока:
1. Территория и население.
2. Социальная структура.
3. Транспорт и торговля.
4. Промышленное развитие.
5. Политический строй.
Основные понятия: вертикальная мобильность.
Оборудование урока: карта Российской империи в начале XIX в., соответствующие
карты атласа.
Рекомендуемая организация урока
I. Изучение нового материала
1. Учитель сообщает: Сегодня мы приступаем к изучению нового периода в истории России - первой половины XIX в., в который Россия достигает вершины своего могущества. Но сначала взглянем на Россию, какой она предстает взгляду историка, к началу этого периода.
Работа с картой: учитель показывает границы Российской империи на карте, затем показывает отдельные регионы: Центральную Россию, Север России и Карелию, Поволжье и Заволжье, Северный Кавказ, Урал, Сибирь, наконец, приобретенные в XVII—XVIII вв. районы Украины и Белоруссии и прибалтийские территории.
Одновременно учитель продолжает: Россия была многонациональным государством, население которой составляло 40 млн. человек. Далее учитель по учебнику (§ 55, с. 117) рассказывает о плотности населения и районах расселения разных пародов, сопровождая рассказ указаниями на карте.
- Какие территории были включены в состав Российской империи в XVIII в.? (В результате Северной войны в е состав вошли прибалтийские земли - на территории современных Эстонии и Латвии - и земли в устье р. Невы; в результате войн с Турцией были присоединены Крым и Северное Причерноморье, часть территорий на Северном Кавказе - вплоть до Северного Кавказского хребта; в результате разделов Речи Посполитой были присоединены территории Белоруссии и Украины к западу от Днепра, Литвы и частично Полыни. В состав России входили также территории Камчатки, русской Америки (Аляски, Алеутских о-вов, части Северной Калифорнии.)
Составление таблицы: учитель рисует на доске таблицу, а ученики с его слов заполняют ее в тетрадях:
Религиозный состав населения России
Конфессия | народы | Район проживания |
Католики | поляки | На территории Белоруссии и Украины |
Униаты | украинцы и белорусы | Преимущественно на западных землях Украины и Белоруссии |
лютеране | немцы, прибалты | Немцы-колонисты в Поволжье, на южной Украине, жители прибалтийских губерний |
иудеи | евреи | На территории Украины и Белоруссии |
мусульмане | татары, башкиры, горцы Кавказа | Поволжье, Предуралье, Северный Кавказ |
буддисты | калмыки и буряты | Низовья Волги и Забайкалье соответственно |
язычники | народы Сибири, Поволжья, Севера | |
Православные, в том числе старообрядцы | Русское и русскоязычное население России, украинцы и белорусы | Вся территория России, территории Украины и Белоруссии |
Учитель сообщает: Россия была не только многонациональным и многоконфессиональным государством.
Запись в тетрадях:
Многоконфессионалъное государство - государство, население которого исповедует различные религиозные учения.
Учитель продолжает: народы, населявшие Российскую империю, находились на различных стадиях общественного развития. Многие народы Севера, Сибири и Северного Кавказа находились на стадии родоплеменного строя. Культура и быт всех этих народов отличались большой пестротой. Столь же различным был уровень развития производительных сил различных народов - от примитивных орудий труда у народов Кавказа, Сибири и Севера до использования достаточно сложных станков и промышленных процессов на мануфактурах и заводах.
2. Учитель сообщает: население России делилось на сословия.
Беседа с классом по вопросам:
- Что такое сословие? (Группа общества, обладающая особыми правами и обязанностями, закрепленными обычаями и законами, передающимися по наследству, занимающая особое место в сословной иерархии.)
- Какие сословия существовали в России к XIX в.? (Дворянство, духовенство, купечество, крестьянство, мещанство, казачество.)
- Какие сословия можно считать привилегированными, а какие - нет? (На вершине сословной лестницы стояло, без сомнения, дворянство. Дворянство, духовенство и купечество 1-й и 2-й гильдий были привилегированными сословиями. Непривилегированными сословиями были купечество 3-й гильдии, крестьянство и мещанство.)
- В чем заключались основные сословные привилегии? (Дворянство было освобождено от обязательной службы, телесных наказаний и большинства налогов. Высшее купечество (1-й гильдии) и духовенство также были освобождены от обязательной военной службы, телесных наказаний, подушной подати, пользовались рядом налоговых льгот.)
- Можно ли считать привилегированным сословием казачество? (Казачество занимало промежуточную позицию. Казаки пользовались рядом льгот, однако были обязаны являться на войну на коне и с оружием, нести пограничную службу, являться научения и проч.)
Учитель сообщает: самым многочисленным сословием в России оставалось крестьянство, которого к середине XIX в. насчитывалось около 30 млн. человек. Из них около половины были государственными крестьянами. На Севере России и в Сибири основная масса крестьян были государственными, много государственных крестьян жило также в Поволжье, где в их состав были зачислены местные нерусские народы - татары, чуваши, мордва, мари. Большая часть крепостных крестьян жила в губерниях Центральной России и в Черноземной полосе.
Работа с текстом: прочтите ученикам приводимый ниже текст из книги Л. Л. Корнилова. Слушая его, ученики должны распределить упоминаемые в нем группы крестьянства по группам:
Владельческие крестьяне | Государственные (казенные) крестьяне |
1. Помещичьи крестьяне и дворовые 2. Фабричные «посессионные» крестьяне | 1. Экономические 2. Дворцовые (в том числе «государевы» и «конюшенные» крестьяне) 3. Приписные крестьяне и ямщики 4. Черносошные крестьяне 5. Однодворцы 6. Старых служб служилые люди |
Крестьянство
Кроме помещичьих крепостных крестьян и дворовых в числе несвободных групп населении и XVIII в. (перешедших и в XIX в.) следует считать так называемых заводских и фабричных «посессионных» крестьян. <...> От крепостных «посессионные» крестьяне отличались тем, что они принадлежали не лицу, а фабрике или заводу и отдельно от заводов не могли быть продаваемы. Кроме того, они по закону, - конечно, плохо соблюдавшемуся, - не могли быть наказываемы самими владельцами заводов или заводской администрацией. <...> Таких «посессионных» крестьян числилось в конце XVIII в. около 80 тыс. Душ мужского пола.
Казенные крестьяне разных наименований представляли собой, в сущности, весьма разнородную массу. Из числа их не менее 2/7 (в 70-х годах XVIII в. около 1 млн., не считая малороссийских западных, присоединенных от Польши губерний) составляли бывшие церковные, архиерейские и монастырские крестьяне <...> в 1764 г. окончательно отобранные у архиерей- t mix домов и монастырей и отданные в распоряжение особого казенного ведомства - коллегии попомни, отчего они и получили название экономических. <...>
Около 1/7 всех казенных крестьян составляли крестьяне дворцовые, впоследствии переименованные при Павле в удельные. В сущности, это были крепостные крестьяне, прикрепленные к императорскому двору. Екатерина значительно облегчила их положение тем, что заменима и дворцовых имениях барщину довольно умеренным оброком. От помещичьих крепостных крестьян они отличались еще и тем, что не могли быть продаваемы отдельно от земли. Вместе с близко примыкавшим к ним небольшим разрядом так называемых государевых крестьян (в начале царствования Екатерины до 62 тыс.), принадлежавших отдельным членам царской фамилии, и с конюшенными крестьянами (до 40 тыс.), несшими весьма тяжелые повинности в пользу царских конюшен, весь этот разряд приписанных ко двору и к царской фамилии в начале царствования Екатерины в одних центральных, северных и восточных губернии превышал уже 1/2млн. душ мужского пола.
Затем следовали группы казенных крестьян, рабочие силы которых эксплуатировались на удовлетворение различных государственных нужд. Здесь прежде всего следует указать группу крестьян, приписанных к горным и иным заводам казенным (241 253) и частным (70 965) - это около 330 тыс. душ мужского пола. Крестьян этих не следует смешивать с упомянутыми «посессионными» крестьянами, так как они по закону были приписаны к заводам для прохождения лишь некоторых работ в таком размере, чтобы заработанной платой уплачивать часть наложенной на них подушной и оброчной подати (всего 1 руб.70 коп. с души). По идее они должны были тратить на это лишь часть своего времени, свободного от сельскохозяйственных работ, преимущественно зимой. Но на деле вследствие того, что многие из них были приписаны к заводам, отстоявшим от их деревень на сотни верст (иногда на 500 верст и больше), а также и вследствие чрезвычайных злоупотреблений заводчиков, употреблявших их и на таких работах, которые исполнять им не полагалось, и подвергавших их всяким истязаниям, положение их было в высшей степени тяжелое и безотрадное, а сельское хозяйство на их полях приходило нередко в полное запустение. С таким положением они не мирились, и среди них в XVII в. часто возникали волнения, нередко с трудом подавлявшиеся, а в 1773 г. они приняли самое деятельное участие в Пугачевском бунте. Лишь после того горькая судьба их была несколько упорядочена. Наряду с ними следует поставить крестьян, приписанных к лесам адмиралтейства (112357 душ) и ямщиков (около 50 тыс.), поселенных при больших трактах специально для содержания станций и отбывания гоньбы.
Все эти разряды казенных крестьян, хотя и не были личными крепостными рабами в том смысле, что не могли быть продаваемы без земли, были однако же по характеру своих прав и работ государственными крепостными.
Большей свободой и независимостью среди казенных крестьян пользовались лишь черносошные крестьяне на севере, платившие государству определенные денежные оброки и подати и отправлявшие некоторые натуральные повинности общественного характера, а в быту своем пользовавшиеся сравнительно широким самоуправлением. Этих крестьян в 70-х годах XVIII в. было более 627 тыс. Душ мужского пола. На юге и в некоторых центральных губерниях такую же свободную группу сельского населения представляли однодворцы и старых служб служилые люди, которые не только были свободны от крепостной зависимости, но даже иногда сами владели крепостными. Это низший разряд служилых людей, несших когда-то сторожевую службу на границах Московского государства и получавших в свое владение небольшие участки незаселенных земель. Шторх насчитывал их, примешивая к ним некоторые другие группы свободных сельских жителей неопределенного характера, в конце XVIII в. до 773 656 душ мужского пола.
А. А. Корнилов. Курс истории России XIXв. - М, 1993. ~ С. 26-28.
Работа с учебником: ученики читают самостоятельно в учебнике (§ 55, с. 119- 120) о расслоении крестьянства и о социальной мобильности и отвечают на вопросы:
- Что такое вертикальная мобильность? {Перемещение населения из одной социальной группы в другую - записать это определение в тетради.)
- Что свидетельствует о начале формирования в России классовой структуры общества? (Начало формирования классов буржуазии и рабочих, которые формировались не на юридической (в отличие от сословий), а на чисто экономической (имущественной) основе.)
3. Учитель сообщает: Важной характеристикой состояния экономики и даже социального развития страны является степень развития ее транспортной системы, связывающей воедино различные регионы. Особенно важен этот показатель для России с ее огромными пространствами, удаленностью значительной части территории от моря. Основным видом транспорта в России долгое время оставались речные системы для северных и центральных районов Европейской части империи и Сибири, в то время как в южных районах европейской части более распространенными были сухопутные системы сообщений. Первая железнодорожная ветка появится в Империи только в 1837г. и свяжет Петербург с Царским Селом. Шоссейные дороги начали строить лишь в середине века.
Складывание общероссийского рынка еще не завершилось. Региональный товарообмен осуществлялся на ярмарках. Особенно большое значение, общероссийского масштаба имела Макарьевская ярмарка и заменившая ее в 1816 г. Нижегородская.
Промышленное развитие.
- Вспомните, какая отрасль являлась основной для экономики России в начале XIX в.? (Сельское хозяйство. Россия оставалась аграрной страной.)
Учитель сообщает. Развитие сельского хозяйства в России на рубеже XVIII-XIX им. шло экстенсивным путем, преимущественно за счет введения в сельскохозяйственный оборот новых земель. Применение улучшенных сельскохозяйственных орудий и приемов, сельскохозяйственных машин не получило сколько-нибудь значительного применения.
Промышленность России была развита неравномерно. Некоторые города являлись ее средоточием (Петербург, Москва, Тула, Ярославль и др.), в то же время многие небольшие города имели аграрный характер - их жители вспахивали землю, разводили сады и огороды. В промышленном отношении наиболее развитыми были западные и столичные регионы. В целом промышленное развитие России отставало от уровня Западной Европы. Промышленный переворот в России начался лишь в середине XIX столетия, в то время как в Англии он близился к концу. По-прежнему широко применялся в промышленности труд крепостных, однако доля вольнонаемного труда неуклонно росла. Значительная часть мануфактур по-прежнему являлась государственными и обслуживала военные нужды страны.
Работа с учебником: о промышленном районировании ученики читают самостоятельно учебник, с. 121-122.
5. Работа с учебником: ученики читают самостоятельно раздел учебника о политическом строе России (с. 122) и рисуют схему политического управления империей в тетрадях:
Запись в тетрадях
Россия по политическому строю была самодержавно-бюрократической монархией. Неограниченный самодержец-император опирался при управлении на мощный слой чиновников средний и высший слой которых состоял преимущественно из дворян
. II. Итог урока
Россия начала XIX в. представляла собой огромное по территории, многонациональное и многоконфессиональное государство с населением около 40 млн. человек. Россия продолжала оставаться аграрной страной, промышленное развитие которой значительно отставало от уровня стран Западной Европы. Политическое устройство империи - самодержавная монархия, опирающаяся на мощный бюрократический аппарат - сохранялось.
Домашнее задание
1. § 55 учебника; прочитать документ на с. 123-125, ответить на вопрос 3 к тексту.
.
2. Используя карту 11 на вклейке учебника изучить районирование форм феодальной эксплуатации и промышленного производства.
3. Доклад ученика на 5-7 минут о личности и обстоятельствах восшествия на престол Павла I. При подготовке можете использовать лит-ру: Энциклопедия для детей. - Т. 5. - Ч. 2. - М.: Аванга+, 1995. - С. 235- 244. Также можно использовать материал учебника (§ 56, с. 125-126), материалы соответствующей статьи Большой советской энциклопедии, Советской исторической энциклопедии, Энциклопедии юного историка.
4. Доклад ученика на 5-7 минут о М. М. Сперанском - при подготовке можно опираться, например на книгу: История России XIX - начала XX в. Учебник для исторических факультетов университетов. / Под ред. В. А. Федорова. - М., 1998. - С. 37—38 и материал энциклопедий.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 254.