Цель урока: дать представление об основных достижениях и направлениях духовной жизни русского народа, также его бытовой культуре в XVIII в.
План урока:
1. Просвещение и наука в России;
2. Общественно-политическая мысль;
3. Новая русская литература. Театр.
Выдающиеся личности: JI. Ф. Магницкий, М. В. Ломоносов, М. М. Щербатов, В. Н. Татищев, А. П. Сумароков, Д. И. Фонвизин, Г. Р. Державин, Н. М. Карамзин, А. Н. Радищев, Ф. Г. Волков,
Основные понятия: рационализм, классицизм, Просвещение, сентиментализм.
Оборудование урока: портретная галерея, любые иллюстрации, включая те, что даны в учебнике.
Рекомендуемая организация урока
Общие рекомендации: в данной теме также требуется максимальная наглядность - особенность каждого стиля или отдельного художника лучше объяснять на основе иллюстраций. Дабы за частностями не скрылась общая4 картина, не сбивайтесь на простое перечисление имен художников и построенных зданий. Важно показать общий образ культуры. Подчеркните: а) тот резкий разрыв, который произошел с допетровской традицией; б) что в отличие от предыдущей традиции, культура России XVIII в. была преимущественно светской и строилась на совершенно новых образцах - западноевропейских. Ощыне русская культура была включена в общеевропейский культурный процесс. Характеризуя быт русского народа, основное внимание уделите переменам, произошедшим в дворянском быту в петровский период и позже.
I. Проверка домашнего задания
Ответ на вопрос: В XVIII в. начинается новый период в истории русской церкви - синодальный, когда церковь лишается своего канонического главы - патриарха и полностью подчиняется государству и лично царю, как его главе, и фактически становится частью бюрократического аппарата государства. Таково отношение самого государства к церкви, но таковым становится и взгляд самих церковных иерархов на свой сан и должность. Государство стремится к установлению наиболее рационального и удобного для себя церковного устройства. Это выражается в частности в частичной секуляризации церковных имуществ, что обосновывалось «пользой государства» (церковь располагала большими земельными имениями и богатствами) и общества.
II. Изучение нового материала
1. Учитель сообщает: Мы заканчиваем изучение истории России в XVIII в. Этот и следующий урок будут посвящены русской культуре этого столетия. В XVIII в. происходит перестройка всей культуры на началах рационализма. Если ранее явления природы, общественной жизни люди (речь идет о культурной элите, конечно) склонны были объяснять божественным вмешательством, божьим провидением, то теперь в основе этих феноменов люди стремятся увидеть естественно-научные, или рациональные (т. е. объяснимые разумом) принципы.
- Что еще в изучаемую эпоху строится на основах рационализма? (Например, устройство государство. Со времен Петра I просвещенные люди стремятся устроить государственную машины па принципах рационализма - утилитаризма, максимальной эффективности управления.)
Другим общим процессом было становление в XVIII в. науки как основы всех представлений о мире. Разрозненные ранее естественно-научные сведения начинают складываться в единую систему строго обоснованных знаний.
Третьим характерным признаком культуры этого времени стала ее секуляризация. В дальнейшем мы с вами будем говорить преимущественно о светской культуре.
Четвертым важным именно для русской культуры принципом стала ориентация на западно-европейскую культуру. Несомненно, поворот русской культуры лицом к западной шел и ранее (в XVII в.), однако, лишь начиная с эпохи Петра I русская культура включается в общеевропейский процесс.
Едва ли не важнейшим в петровскую эпоху стал вопрос об образовании и просвещении. Для реализации своих реформ Петр нуждался в специалистах.
Запись в тетрадях:
1) Рационализм. 2) Становление научного знания. 3) Секуляризация культуры. 4) Ориентация на западноевропейские образцы.
- Вспомните, какова была система образования в XVII в.? Соответствовала ли она новым задачам, стоявшим перед государством? (Существовали отдельные школы при монастырях - не очень высокого уровня. В Киеве существовала Киево-Могилянская академия, в Москве - Славяно-греко-российская академия, которые считались высшими учебными заведениями. В целом просвещение, грамотность в России, не говоря о подготовке специалистов высокого уровня различных профессий, стоячи на невысоком уровне и нуждались в перестройке.)
Петр лично подавал пример стремления к знаниям освоив множество профессий, свободно владея несколькими европейскими языками. Петр первым начал посылать дворянских детей учиться за границу.
- Почему? (Именно там они осваивали столь необходимые профессии - инженеров, кораблестроителей, судоводителей и проч. Российское образование тогда не могло предоставить этой возможности.)
Изучение раздела «просвещение» и «наука» организуется в виде заполнения ряда схем и таблиц.
Государственная политика в области просвещения |
Год | Нововведение | Цель |
1. Издание печатной газеты «Ведомости» 2. Введение гражданского шрифта 3. Организация школ и специальных училищ 4. Издание словарей и учебников 5. Организация Академии наук 6. Открытие Московского университета 7. Открытие Академии художеств 8. Педагогическая реформа И. И. Бецкого 9. Школьная реформа Екатерины II |
Чтение учебника и заполнение таблицы «Государственная политика в области просвещения» (составляется учителем на доске и учениками в тетрадях, на основании совместного чтения раздела «просвещение» учебника - § 53, с. 102-105.
Составление схемы «Школы в России»: |
Чтение учебника (с. 105-106) и заполнение таблицы:
Наука в России
|
Пояснения учителя: в России бурно развиваются наука и техника. Кунсткамера выполняла роль естественно-исторического музея, хранилища научно-технических достижений, тем самым способствуя прогрессу науки и просвещения в России. Для XVIII в. характерно значительное расширение географических знаний по сравнению с предыдущим столетием. Организовывалось множество морских экспедиций. Известная экспедиция Витуса Беринга, открывшая пролив между Азией и Америкой, была снаряжено по приказу Петра I. В то же время происходит активное развитие исторической мысли, систематизация знания о российской истории.
Работа с учебником. О «войне» норманнистов и антинорманнистов ученики читают самостоятельно в учебнике (с. 106).
Пояснение учителя: несмотря на то, что ныне в варягах принято видеть все же викингов и признается норманнское происхождение княжеского рода, взгляды анти- норманнисты расширили, углубили представления современных историков о началах Руси.
2. Раздел «общественно-политическая мысль» можно изучать двояко.
Вариант 1. Самостоятельная работа с учебником (с. 106-107) с записью основных фактов учениками в тетради.
Вариант 2. Совместное чтение учебника с одновременным заполнением таблицы на доске.
Общественно-политическая мысль в России
Направление | Представители | Взгляды |
Сторонники петровских реформ | 1. И. Т. Посошков | 1. «Книга о скудости и богатстве» - выразитель интересов купечества и крестьянства. Необходимо развивать отечественную промышленность и торговлю, проводить политику протекционизма. |
П. П. Шафиров | «Рассуждение о причинах Свейской войны». Подвел итоги реформ Петра I. | |
Феофан Прокопович | «Духовный регламент», «Правда воли монаршей». Сторонник подчинения духовенства светской власти - царю. За неограниченную (абсолютную) власть монарха. За дальнейшее поведение государственных и экономических реформ. | |
В. П. Татищев | Необходимо развитие ремесла, мануфактур, торговли и с/х. | |
Критика крепостничества | А. Я. Поленов, И. Г. Эйзен, J1. Кенеман, депутаты Уложенной комиссии | Необходимость смягчения и ограничения крепостного гнета. Постепенное освобождение крестьян от крепостной зависимости. |
Русские просветители | Н. И. Новиков | Журналы «Трутень», «Живописец». Необходимость преображения общества через просвещения народа - с помощью издания книг, газет, журналов, издания переводов европейских мыслителей. Аморальность крепостничества. |
А. Н. Радищев | «Путешествие из Петербурга в Москву». Необходимость полной отмены крепостного права, передачи земли крестьянам. Осуждение самодержавной монархии. |
3. Учитель сообщает: светские жанры литературы стали развиваться еще в
XVII в., однако после петровских реформ развитие это получило большой дополнительный импульс. В XVIII в. в России активно развивается и театр. Вырастает плеяда русских драматургов, ориентировавшихся, правда, в значительной степени на европейские театральные образцы - прежде всего классицизм. В целом классицизм господствует в русской литературе второй половины столетия, и лишь в творчестве Г. Р. Державина начинается отступление от норм этого стиля.
Русская литература XVIII в.
а) Классицизм;
б) Сентиментализм;
в) Реализм.
- В чем особенности каждого из этих литературных направлений? (Ответ учеников строится на основе их знания из курса русской литературы либо на основе учебника, с. 108).
Работа с классом: учитель называет основных представителей каждого из направлений в России. Далее предлагаем учителю прочитать небольшие отрывки из названных писателей и поэтов, по своему выбору, дабы стало видно отличие стилей. Однако это задания необязательно для выполнения.
О русском театре ученики самостоятельно читают соответствующий раздел § 54, с. 113-114.
Домашнее задание
§ 53; начать подготовку к обобщающему уроку по теме «Россия в конце XVII -
XVIII в.»
Урок 54 (вариант I). Русская культура и быт в XVIII в. (продолжение)
Цель урока: начать знакомство с основными достижениями русской культуры XVIII в., дать представление о развитии изобразительного искусства России XVIII в., охарактеризовать бытовую культуру русского народа.
План урока:
1. Архитектура;
2. Скульптура;
3. Живопись;
4. Быт русского народа.
выдающиеся личности: Д. Кваренги, Д. Трезини, В. И. Баженов, М. Ф. Казаков, В. Растрелли, В. JI. Боровиковский, Д. Г. Левицкий, Ф. С. Рокотов, Э.-М, Фаль- коне, Ф. И. Шубин.
Основные понятия: барокко (нарышкинское барокко), классицизм.
Оборудование урока: портретная галерея, любые иллюстрации, включая те, что даны в учебнике.
Рекомендуемая организация урока
I. Изучение нового материала
I. Учитель сообщает: светская архитектура также стала развиваться в Московском государстве еще в 17 в., однако в целом каменное светское строительство не было развито. Его развитие в значительной степени связано со строительством новой столицы - Санкт-Петербурга. Именно там был реализован принцип регулярной планировки города, разработанный в Европе, с правильными кварталами и пересекающимися под прямым углом улицами и проспектами. В Москве же продолжает существовать традиция русского (нарышкинского) барокко.
Самостоятельная работа с учебником и таблицей, составление схемы: ученики читают учебник § 54, с. 109-111 (раздел «Архитектура»), учитель в это время рисует на доске схему, которую ученики переносят в тетрадь.
Ученики заполняют таблицу: Русская архитектура XVIII в.
|
Архитекторы раннего барокко (монументальность, сочетающаяся с пышностью) - Трезини (Летний дворец Петра I, здание Двенадцати коллегий, собор Петропавловской крепости). Покажите иллюстрации. Позднее барокко - В. Растрелли (Зимний дворец, Смольный монастырь, дворцы в Петергофе и Царском Селе, Андреевская церковь в Киеве и т. д.). Развитие классицизма в архитектуре с сер. XVIII в. Используя иллюстрации, расскажите о работах наиболее известных русских архитекторах эпохи классицизма. В. И. Баженов и др. При рассказе о барокко и классицизме, используя иллюстрации. Объясните характерные черты каждого из стилей.
2-3. Самостоятельная работа с учебником, заполнение таблицы.
Ученики самостоятельно читают разделы о скульптуре (§ 54, с. 113) и живописи (с. 111-113) и заполняют таблицу по образцу предыдущей. Задача учителя - показывать соответствующие иллюстрации.
Далее расскажите о развитии русской живописи. Биография и работы В. Л. Боровиковского, Д. Г. Левицкого, Ф. С. Рокотова и др. При рассказе обязательно используйте иллюстрации.
Расскажите о наиболее известных русских скульпторах. К.-Б. Растрелли, Э. М. Фальконе, Ф. И. Шубин, М. И. Козловский.
4. Учитель сообщает: Петр I активно вводил в России европейские обычаи.
- Почему он это делал? (Как человек своей эпохи, он, очевидно, полагал, что, заставив народ измениться внешне, он изменит его и внутренне. Предписывая носить европейскую одежду, брить бороды, курить табак и проч., он стремился насадить европейские культурные навыки и, таким образом, превратить русских в европейцев.)
Введение нового календаря и праздников (Новый год) также символизировало разрыв со старой эпохой, старыми обычаями. Ассамблеи также заводились по примеру западных собраний местного дворянства. Насколько изменилось положение женщины в обществе в первой четверти XVIII в.? Женщины также должны были участвовать в ассамблеях. Вспомните, что ранее женщина должна была сидеть дома. Никаких сословных общественных собраний не было, и уж тем более туда бы не допустили женщин, игравших подчиненную роль в обществе. Петру пришлось преодолевать колоссальный психологический барьер общества. Нововведения в быту не затрагивали крестьян и носили поверхностный характер, но усилили разрыв между высшими и низшими слоями общества. Особенно сильно изменилась бытовая и духовная культура привилегированного сословия - дворянства. Для воспитания нового поколения молодых дворян было издано «Юности честное зерцало».
В результате реформ Петра I культурная жизнь страны кардинально изменилась - произошла настоящая культурная революция. Коренным образом изменилось отношение к Европе -- в России перешли к прямым и масштабным заимствованиям опыта европейских государств во всех сферах (культуре, быту, технике, политике).
II. Итог урока
В XVIII в. благодаря переориентации культуры высших сословий на Запад, Россия приобщается к общеевропейской культуре и становится одним из ее важных центров.
Домашнее задание
§ 53, 54 (основные факты) и повторение темы «Россия в конце XVII - XVIII в. » (§ 41-54) для подготовки к обобщающему уроку.
Урок 54 (вариант II). Русская культура и быт в XVIII в.
Цель урока: дать представление об основных достижениях и направлениях духовной жизни русского народа, также его бытовой культуре в XVIII в.
План урока:
1. Доклады;
2. Быт русского народа.
выдающиеся личности: Л. Ф. Магницкий, М. В. Ломоносов, М. М. Щербатов, В. II. Татищев, А. П. Сумароков, Д. И. Фонвизин, Г. Р. Державин, Н. М. Карамзин,
A. Н. Радищев, Д. Кваренги, Д. Трезини, В. И. Баженов, М. Ф. Казаков, В. Растрелли,
B. Л. Боровиковский, Д. Г. Левицкий, Ф. С. Рокотов, Э.-М. Фальконе, Ф. И. Шубин, Ф. Г. Волков.
Основные понятия: рационализм, барокко (нарышкинское барокко), классицизм, Просвещение, сентиментализм.
Оборудование урока: портретная галерея, любые иллюстрации, включая те, что даны в учебнике.
Примечание:
В качестве альтернативы проведения урока рекомендуем организовать для учеников экскурсии в местный музей изобразительных искусств, обзорную экскурсию но городу. Рекомендуем также посетить Русский музей в Санкт-Петербурге, Государственную Третьяковскую галерею в Москве.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 312.