Урок 52. Русская церковь в XVIII в
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Цель урока: дать представление о развитии православной церкви России в XVIII в.

План урока:

1. Государственная политика в отношении церкви при Петре I. Возникновение синодального управления церковью;

2. Церковные сторонники и противники преобразований Петра I;

3. Старообрядцы и еретики;

4. Экономическое положение церкви. Секуляризация;

5. Положение церкви к концу столетия.

выдающиеся личности: Афанасий Холмогорский, Стефан Яворский, Феофан Про-

копович, Дмитрий Ростовский, Арсений Мацеевич, Дмитрий Тверитинов.

Основные понятия: синод, секуляризация, экономические крестьяне, сектанты.

важнейшие даты: 1700 г. - смерть патриарха Адриана; 1721 г. - Духовный регла­мент; 1763 г. - ликвидация Раскольничьей конторы, 1762-64 гг. - секуляризация церковных владений.

Рекомендуемая организация урока

 I Проверка домашнего задания

Ответ на вопрос 2 к § 52. Сходство восстаний XVII и XVIII вв. заключается в ТОМ, что в них по-прежнему активно участвуют казаки, инородцы, а также старооб­рядцы. Причиной их во многом является чрезмерный налоговый гнет и злоупотреб­ления местной администрации.

Отличие восстаний: в XVIII в. государство укрепляется, поэтому восстания про­исходят главным образом на окраинах - Дон, Поволжье, Урал, не затрагивая цен­тральных областей, где государственная власть была достаточно крепкой. В XVII в. большее значение имели городские восстания. Меры, предпринимаемые со времен Петра I в пользу городского населения, не прошли даром, и волнения городского населения стали менее значимыми. Однако наблюдается и новый феномен: волнения среди заводских рабочих.. В XVII в. такого не наблюдается в связи с общей неразви­тостью русской промышленности.

И. Изучение нового материала

1. Вопрос классу: сегодня мы поговорим о русской церкви в XVIII в. Вспомните, каково было ее положение к концу предыдущего столетия? (Ученики должны вспомнить о борьбе между патриархом Никоном и царем Алексеем Михайловичем, сказать, что наметилась тенденция к подчинению церкви государству, хотя в целом во внутренних вопросах церковь оставалась еще независимой).

Учитель сообщает: В XVIII в. наступает новый этап в истории православной церкви в России. С этого времени начинается синодальный период ее существова­ния. Это время, когда церковь полностью подчиняется государству и лично царю, как его главе, и фактически становится частью бюрократического аппарата государ­ства. Отношение Петра I к церкви была составляющей его общей ориентации на Запад. Для него было характерно протестантское отношение к церкви. При этом ценность иерархии была относительной, а правитель государства де факто становил­ся и главой церкви. Это же отношение выразилось и в частичной секуляризации церковных имуществ (протестантизм во многом возник и базировался на стремле­нии к отказу от церковных богатств и имуществ). Это обосновывалось пользой госу­дарства (церковь располагала большими земельными имениями и богатствами) и общества. Петр вообще недоверчиво относился к старому епископату, который был носителем старомосковских традиций. Монахов же он искренне считал тунеядцами.

Запись в тетрадях:

Смерть патриарха Адриана (1700 г.) - начало новой политики в отношении церкви.

После его кончины царь долго тянул с избранием нового патриарха и, наконец, вместо нового патриарха он назначил управляющего церковью - местоблюстителя патриаршего престола в качестве верховного иерарха. Следует отметить, что это не было канонической должностью. Местоблюститель подчинялся лично царю, им стал рязанский митрополит Стефан Яворский.

Чтение дополнительного материала «Стефан Яворский».

Не будучи сторонников всех начинаний Петра, он все же вынужден был подчи­няться воле царя. Власть его была ограничена чисто духовными делами.

Запись в тетрадях:

1701 г. - создание монастырского приказа. Ведал сбором в казну доходов с церковных земель и расходами на духовенство.

По учебнику (с. 81-82) учитель рассказывает об отношении Петра и его прави­тельства к монахам и монастырям.

2. Работа с учебником (с. 82-83) и заполнение таблицы «Отношение духо­венства к церковной политике Петра». Таблица заполняется учителем на доске и учениками в тетрадях.

Отношение духовенства к церковной политике Петра

Партия Иерархи Позиция
1. Консерваторы Феофилакг Лопатинский, Гедеон Вишневский Оппозиция к церковным реформам Петра I и к Феофану Прокоповичу.
2. Умеренные Дмитрий Ростовский, Стефан Яворский, Вначале сочувствовал реформам Петра, затем сблизился со «старомосковской» партией сторонников Алексея Петровича. Осуждал стремления царя полностью под­чинить церковь.
3. Сторонники Петра I Феофан Прокопович и др. Безоговорочные сторонники подчинения церкви государству и реформ Петра.

 

Учитель сообщает: в церковных кругах наметилось противостояние полного сторонника и даже идеолога реформ Петра Феофана Прокоиовича и его противни­ков, а это было большинство иерархов. Противостояние обострялось еще из-за того, что Прокопович был проводником протестантских идей, как в канонической, так и богословской сфере, а его противники - католических (т. е. они не были протестан­тами или католиками, но многие идеи заимствовали). Главным из них был Стефан Яворский. В борьбе против Прокоповича вокруг латииофила Яворского объедини­лась, как это не парадоксально, и старомосковская партия, которая вообще-то отвер­гала все, связанное с Польшей и католицизмом. Верх при полной поддержке царя все же держал Ф. Прокопович.

Чтение докладов: заранее выбранные ученики читают небольшие доклады о Дмитрии Ростовском и Феофане Прокоповиче.

Запись в тетрадях:

1721 г. - издание «Духовного регламента», определившего центральное управление церковью через Синод. Синод - высшее учреждение, по сути одна из коллегий, управлявшее церковью. Во главе с обер-прокурором в нем заседали высшие иерархи церкви.

Основные принципы церковного управления: контроль светской власти и колле­гиальность.

Учитель сообщает: церковь была поставлена под жесткий контроль светской власти, поскольку главой Синода было светское лицо - обер-прокурор Синода, опи­равшийся на своих местных агентов - инквизиторов (не путать со средневековыми инквизиторами).

Начертите на доске схему «Центральное управление церковью».


 

3. В случае если ученики подготовили доклады, данная часть "Урока строится как чтение небольших докладов:

а) Ересь Дмитрия Тверитинова;

б) Выговская пустынь и деятельность братьев Денисовых.

в) Федосеевщина и филипповщина;

г) Духоборы.

Учитель сообщает: поповцы и беспоповцы - это основные направления старооб­рядчества. Первые из них считали, что без духовенства обойтись нельзя и принимали к себе переходивших из православия священников. Вторые считали, что надобности в священстве нет. Многие страрообрядческие общины возникали на окраинах или в сопредельных государствах - Речи Посполитой, где российские власти не могли их достать. Гонения на старообрядцев утихают в царствование Екатерины II.

Самостоятельная работа с учебником (с. 84, 85-86) - чтение раздела о старо­обрядцах и сектантах.

Чтение дополнительных материалов «Дмитрий Тверитинов», «братья Денисовы».

Запись в тетрадях:

По указу Петра I старообрядцы должны были платить особую пошлину,что отличало их от православных.

Работа с классом:

- Почему в России XVIII в. такое большое развитие получают неофициальные направления христианства, секты? (Отчасти это было наследием XVII в., ко­гда возникло старообрядчество.

- Если доклады не готовились, урок строится следующим образом. Учитель чертит на доске схему:

 

- Во время царствования Петра старообрядчество окончательно оформляется как особое, отдельное от официальной церкви религиозное течение. Развитие крайних течений - ересей и сект связано с тем, что 1) Старообрядчество в отсутствие жесткой церковной иерархии легче подвергалось дроблению; 2) подчинение церкви государству вызывало у многих людей ее неприятие и развитие неортодоксальных и крайних религиозных течений.)

- Можно ли считать старообрядцев сектантами? {Нет, поскольку сектанты в своему учении и религиозной практике полностью порывали связь с христиан­ством. Старообрядцы же в целом оставались в русле христианского учения.)

- Какие социальные слои охватывало старообрядчество? (Старообрядчество охватывало все низшие (непривилегированные) слои общества - крестьян­ство, казачество, мещанство, купечество. Среди них находилось даже не­большое число дворян.)

4. Учитель сообщает: церковь в XVIII в. продолжала сохранять значительную часть своих богатств, владея многочисленными земельными имениями и селами, в том числе такими богатыми, как Ковров, Макарьев и др. Государство стремилось получить эти земли в свое распоряжение. Несколько раз встает вопрос о секуляриза­ции церковных имуществ. Она была проведена указами Екатерины II 1762 и 1764 гг.

Запись в тетрадях:

Секуляризация - изъятие земельных владений церкви в пользу государства.

Старообрядчество


Секуляризация вызвала значительные изменения внутри духовного сословия. Цер­ковь лишила значительного источника самообеспечения. Количество монастырей в связи с изъятием у них земли резко уменьшилось. Их обеспечение стало заботой госу­дарства. Бывшими монастырскими крестьянами стала управлять Коллегия экономии, а крестьяне стали называться экономическими. Духовенство было крайне недовольно такими мерами правительства. Наиболее последовательным и открытым противником правительственной политики в отношении церкви стал Арсений Мацеевич.

Чтение дополнительного материала «Арсений Мацеевич».

5. Работа с учебником (с. 86-87): ученики самостоятельно читают о положении церкви к концу XVIII в.

III. Итог урока

Начиная с XVIII в. церковь в России находится под властью государства. В этих условиях церковная иерархия становится все более консервативной. Это положение перестает удовлетворять духовные запросы общество, что, в свою очередь, ведет к бурному развитию неортодоксальных религиозных течений - различных ересей, сект. Значительная часть населения продолжает придерживаться различных рас­кольнических направлений.

Домашнее задание

1. § 50, ответить на вопрос: в чем главные изменения в отношениях государства и церкви, произошедшие в XVIII в.?

2. Подготовка докладов о видных деятелях русского искусства XVIII в. для урока 54 (вариант 2). Рекомендуем подготовить небольшие доклады (около 5 мин. каждый) по возможности с иллюстрациями (можно использовать ксерокопии, открытки, изображения на разворотах книг) об архитекторах Д. Трезини, М. Ф. Казакове, В. и К.-Б. Растрелли; живописцах В. Л. Боровиковском, Ф. С. Рокотове, Д. Г. Левицком, скульпторах Э.-М. Фальконе, Ф. И. Шубине.

Дополнительные материалы

Стефан Яворский (1658-1722) - Происходил из украинской православной семьи, учился в Киево-Могилянской академии, затем в польских католических заведениях. В 1700 г. по настоя­нию Петра был поставлен4 в епископы Рязанские и Муромские. Был сторонником польско- латинской схоластической науки, в некоторых догматических и обрядовых вопросах стоял на католических позициях. Являлся панегиристом военных побед Петра I. По мере увеличения симпатий царя к протестантам и протестантской культуре, Стефан Яворский отдаляется от царя и теряет свое значение. В вопросе о размерах церковной власти шел наперекор царю. Являлся наиболее яростным оппонентом взглядов Феофана Прокоповича - сторонника полно­го подчинения церкви государству, проводника протестантских взглядов на церковь, апологета петровских реформ. В 1720 г. против своей воли был назначен президентом Синода, но одно­временно состоял под следствием.

Дмитрий Тверитинов - московский еретик. Сначала был стрельцом, потом с 1692 г. слу­жил у иноземцев разных конфессий, у которых и позаимствовал многие протестантские мне­ния, а к ним добавил свои домыслы. Он отрицал авторитет церковного предания, иерархию, течение самой церкви. Отрицал также почитание святых и Богоматери, церковные таинства, включая и крещение. Под крещением разумел только чисто духовный акт - крещение Святым Духом. Он также не признавал чудеса, все церковные обряды, почитание икон и мощей святых, посты и монашество. Тверитинов пользовался всяким случаем, распространяя свое учение. В течение 10 лет он приобрел множество сторонников в Москве, Серпухове и других местах. С 1713 г. Началось следствие о московских еретиках. Виновность Тверитинова была обнаружена. Петр поручил Стефану Яворскому присоединить их к церкви, но тот разослал их в монастыри, продолжая дело. В 1714 г. Собравшийся в Москве собор предал их проклятию и отдал граж­данскому суду. В 1718 г. он был освобожден на поруки и впоследствии, раскаявшись в грехах, просил о полном прощении, и был прощен. Полемизируя с его взглядами, Стефан Яворский написал книгу «Камень веры».

Арсений Мацеевич - последний противник церковной реформы Петра I. Был сыном пра- нославного священника. Учился в Киевской академии. В 1733 г. Путешествовал по русскому северу, где полемизировал с раскольниками. В 1741 г. стал митрополитом Сибирским. В Сиби­ри он защищал новокрещеных инородцев от притеснений воевод, а духовенство - от вмеша­тельства светского суда. В царствование Елизаветы в качестве архиепископа ростовского стал членом Синода. Это время (1742-1763 г.) - наиболее блестящий период его деятельности. То­гда же он становится в жесткую оппозицию светской власти: игнорирует постановления Ду­ховного регламента, отказывает в размещении инвалидов в монастырях, выступает в защиту монашества, настаивает на удалении светских чинов из Синода и высказывается за восстанов­ление патриаршества. Именно в Арсении правительство, заинтересованное в секуляризации имущества монастырей, видело человека, способного встать на борьбу против светской власти. В 1763 г. Арсений составил чин отлучения против «насильствующих и обидящих святыя Бо- жии церкви и монастыри». Синод доложил Екатерине II об оскорблении ее величества. Арсе­ний был предан суду Синода, низведен в простые монахи и заточен в монастырь. Но и в ссылке он не унимался, более того, выражал сомнение в правах Екатерины на престол, сочувствовал ее сыну - Павлу. За это он был вторично судим, лишен монашества и приговорен к вечному зато­чению под именем Андрея Враля. Он умер в Ревельском каземате в 1772 г.

Братья Денисовы - Андрей (1674-1730) и Семен (1682-1741) - известные вожди старооб­рядчества, происходили из княжеского рода Мышецких. Были весьма образованы. Андрей был одним из организаторов знаменитой Выговской пустыни, с 1703 г. став ее настоятелем. Ему удалось собрать обширную библиотеку. Вооруженный знаниями, он широко пропагандировал старообрядчество. Вместе с братом Семеном он фактически создал богословие старообрядче­ства. Широко братья полемизировали с православием. Из полемических работ наиболее из­вестны «Поморские ответы» - крупная богословская работа. Она имела большой успех не только среди старообрядцев Поморья. Андрей также славился как прекрасный проповедник. После смерти Андрея в 1730 г. пустынь возглавил и успешно руководил ею брат Семен.

Выговская (Выгорецкая) пустынь - старообрядческая община на р. Выге в Олонецкой губернии. Была организована после Московских соборов 1666-1667 гг., когда часть старооб­рядцев были отправлены в эти места. После разгрома Соловецкого монастыря сюда бежали многие монахи. Жизнь пустынников на первых порах была очень тяжелой, в суровых природ­ных условиях они организовывали жизнь общины: расчищали гати, сеяли хлеб, осушали боло­та, проводили дороги. Постепенно благодаря усилиям членов община она стала процветать. Экономическое влияние ее простирается на многие старообрядческие общины России, напри­мер, помогая им деньгами и продуктами во время голода. Выговское общежитие представляло собой пример старинного русского самоуправления. Дела, касавшиеся всех скитов, составляв­ших общину, рассматривались на «честном соборе добродетельных мужей», заседавшем под председательством настоятеля. Каждый скит во внутреннем управлении обладал полной само­стоятельностью. Дела решались общим собранием всех скитников. Об обязанностях руково­дства общины и внутреннем укладе жизни можно узнать из «Уложения», составленного брать­ями Денисовыми. Согласно оному вся жизнь братьев протекала в постоянных трудах и молит­ве. Выговцы завели у себя собственные книжные и иконописные мастерские, школы. Им уда­лось собрать по городам множество церковной утвари, составить большую библиотеку, состо­явшую в том числе и из светских книг. Выговские наставники привели в систему старообряд­ческое учение и разработали его. Выговские проповедники, имевшие хорошее образование, рассылались по всей России. При Петре I выговцы жили мирно и даже приобрели у правитель­ства ряд хозяйственных льгот. Ограничения начинаются в 1739 году, однако затем затихают, и остаток XVIII в и первую четверть XIX в. выговцы прожили мирно. Новые ограничения после­довали при Николае I. В 1855 г. община была окончательно уничтожена.

Федосеевщина - беспоповский толк. Основателем был Феодосии Васильев (умер в 1711 г.), бывший дьячок. Уйдя в пределы Польши, основал здесь раскольническую общину. С этого вре­мени беспоповщина разделяется. В течение XVIII в. общины федосеевцев распространяются. Центром федосеевщины становится Преображенское кладбище в Москве. Мощные общины были в Петербурге и Риге. Среди других согласий это выделяется особой строгостью в вопросе о все­общем безбрачии. Некоторые из федосеевцев доходили до заявления, что лучше иметь сто блуд­ниц, чем один раз жениться. Из федосеевщины выделились многие иные толки.

Филипповщина - беспоповщинский толк. Основателем его был Филипп, в миру Фотий. Он служил в стрелецком полку, из которого бежал вовремя Нарвского сражения, Некоторое время подвизался в Выговской пустыни. Спорил с Семеном Денисовым за власть над пусты- пью. Большинство поддерживало Денисова, в результате Филипп был жестоко бит и закован в железо, после чего он оставил монастырь. Вскоре организовал новую общину. После того как выговцы навели на него военную команду, Филипп с братьею сожгли себя (1743 г.). Оставшие­ся в живых последователи Филиппа, строгие ревнители веры, не раз еще сжигали себя, что воспринималось ими как условие сохранения веры в чистоте, что приближало их к взглядам ранних учителей раскола. В целом отличались ревностной приверженностью к строгому со­блюдению всех старообрядческих определений.

Духоборы - русская рационалистическая секта. Первоначально духоборами, т. е. «борцами с Духом» их прозвали противники, но затем они и сами звали себя так, полагая, что название означает: «борцы за Дух». Происхождение секты не совеем ясно. Его связывали с продолжени­ем традиций русской секты жидоветвующих (XV в.), ересью Дмитрия Тверитинова, англий­ским сектантским движением квакеров и некоторыми другими. Первыея общиныа д. появилась в середине XVIII в. Для них характерно аллегорическое истолкование Писания, отрицание всех догматов и обрядов православия, а также «ненужных и неправедных» светских властей (идео­логия анархизма) и духовной иерархии, частной собственности. Допускалось однако, в целях выживания, соблюдение обрядов церкви большинства. Конфессиональные различия в христи­анстве были им чужды. Их идеалом было «духовное», рационалистическое понимание христи­анства. Это роднит их взгляды со взглядами, к примеру, JI. Толстого. Духоборы верят в пересе­ление душ, но отрицают воскресение плоти. Гонения на них начались в конце царствования Екатерины II, продолжились при Павле I. Александр I прекратил преследования. С целью пре­дотвратить их преследование православными и в то же время превратить развитие их пропа­ганды он переселил их на пустующие земли на р. Молочной (Таврической губ.), предоставив значительные хозяйственные льготы. Там они создали цветущую общину с коммунистически­ми чертами и высокой умственной и хозяйственной культурой. Серьезные гонения начались при Николае I, когда д. были причислены к опаснейшим сектам. Были переселены в Закавказье, где они также смогли организовать хорошо организованную общину. Во второй половине XIX в. в их среду проникает учение JI. Толстого. В конце века часть д. уезжает в Канаду.

 



Дата: 2019-03-05, просмотров: 316.