Цель урока: рассказать о социально-экономическом развитии России XVIII в.
План урока:
1. Города и промышленность.
2. Сельское хозяйство.
3. Торговля.
4. Крестьяне и дворяне.
5. Нерусские народы Российской империи.
Основные понятия: месячина, экстенсивное и интенсивное развитие.
Важнейшие даты: 1754 г. - начало Генерального межевания земель; 1754 г. - отмена всех внутренних таможен и пошлин; 1762 г. - отмена монополий и ограничений в занятии промышленностью и торговлей.
Оборудование урока: карта «Россия в XVII в. - 1760 г.» и «Россия в 1760-1800 гг.»
Рекомендуемая организация урока
I. Проверка домашнего задания
Итоги вешней политики Екатерины II следует оценивать как выдающиеся. Россия достигает пика своего могущества и политического влияния. Если при Петре I Россия решила первую главную задачу своей внешней политики - выход к Балтийскому морю и нейтрализацию Швеции, то при Екатерине II была решена и другая, не менее сложная и важная задача: Россия утвердилась на берегах Черного моря. Был создан черноморский флот и Россия получила выход в Средиземное море. Это дало еще большую возможность влиять на европейскую политику (если вспоминать итальянский поход Суворова и действия флота Ушакова). Война с Турцией дали возможность влиять и на Балканскую политику и способствовать освобождению балканских государств из-под власти Турции. Присоединение Крымского ханства и обширных территорий на юге России дало возможность колонизации и хозяйственного освоение этих плодородных земель.
II. Изучение нового материала
Учитель сообщает: Во время правления Петра I произошли существенные сдвиги в промышленности России, о которых мы с вами уже говорили.
- Какие именно изменения имели место? (Организация нового типа предприятия - мануфактуры; развитие новых производств, например, корабле строения и отраслей, обслуживающих флот; производства пороха, стекла; образование новых промышленных районов и т. п.). На экспорт активно ра ботала российская металлургия и текстильная промышленность (экспорт чугуна и парусного полотна.) Постепенно казенные мануфактуры стали передавать в частные руки, дворяне стали заводить в своих поместьях крупное производство.
- При Петре I в России было около 200 мануфактур, к концу XVIII в. их было около 1200. Считаете ли вы это значительным достижением? (Несомненно, это свидетельствует о значительном прогрессе отечестве)той промышленности.)
Запись в тетрадях:
Развитие дворянского предпринимательства.
Развивалось и крестьянское предпринимательство (крестьяне-отходники). Ремесленное производство удовлетворяло большую часть потребностей населения в промышленных товарах. Начиная с 1760-х гг. в российской промышленности начинает формироваться капиталистический уклад, для которого характерно превалирование наемного труда над принудительным (крепостным).
Работа с учебником (§ 51, с. 87-89) и составление таблицы «Промышленные районы»:
Район | Специализация |
1. Уральский. | 1. Металлургия. Выплавка чугуна. Екатеринбургский завод. |
2. Центрально-европейский (Москва, Ярославль, Казань, Малороссия). | 2. Текстильное и кожевенное производство. Производство сукна и парусного полотна. |
3. Липецкий. | 3. Металлургия. |
4. Тульский. | 4. Металлургия и обработка - упадок. |
Работа с картой: все названные районы учитель показывает на карте.
Вывод (с записью в тетради): российская промышленность развивалась достаточно высокими темпами. Сократилось отставание в этой области от передовых государств Западной Европы.
2. Учитель сообщает: В отличие от промышленности эта отрасль экономики развивалась экстенсивно (увеличение производства продуктов сельского хозяйства происходило за счет увеличения посевных площадей (а не улучшения агротехники).
- Где имелись возможности для введения в сельскохозяйственный оборот новых земель? (В Поволжье, Сибири, в конце века и в Причерноморье, Крыму, на Дону и Северном Кавказе.)
- Что было следствием низкого уровня агротехники? (Регулярные неурожаи, сильная зависимость от погодных условий.)
Основным производителем сельскохозяйственной продукции оставались крепостные крестьяне (барщина от трех до шести дней в неделю, натуральный и денежный оброки).
- Для того чтобы уйти со двора в соседние с его деревней места для найма на работу, крестьянин должен был получить письменную отпускную от помещика. Для более дальнего отхода требовался уже паспорт с подписями представителей власти. К чему вела такая система? (Паспортная система - препятствие складыванию рынка рабочей силы.)
Эксплуатация труда крепостных крестьян:
а) оброк в Нечерноземье;
б) барщина и месячина в Черноземье.
Следует помнить, что такая специализация не была абсолютной, в разных регионах встречались разные, в том числе смешанные формы.
Запись в тетрадях:
Месячина - форма эксплуатации крестьян, при которой крестьян лишали
надела, выдавая месячную норму продуктов питания и одежду, что было выгодно помещику.
Мнение историка:
Влияние крепостного права на народное хозяйство.
<...> крепостное право задержало рост русского города, успехи городских ремесел и промышленности. Городское население очень туго развивалось после Петра; мы видели, что, по I ревизии, оно составляло менее 3% всего податного населения государства; в начале царствования Екатерины, по III ревизии, - всего 3%, следовательно, его рост в течение почти полустолетия едва заметен. <...>
Главной причиной этой тугости роста городского населения было крепостное право. <.. .> Крепостные дворовые ремесленники выступали опасными конкурентами городских ремесленников и промышленников. Землевладелец старался домашними средствами удовлетворять своим насущным потребностям .... Таким образом, туземные городские ремесленники и торговцы лишались в лице помещиков наиболее доходных потребителей и заказчиков.
Ключевский В. О. Русская история. Полный курс лекций. Ростов-на-Дону, 1998. - Т. 3. - С. 395-398.
Запись в тетрадях:
В течение XVIII в. в России складывался внутренний рынок.
Учитель сообщает: основными пунктами торгового обмена регионального уровня были ярмарки (крупнейшие - Макарьевская, Ирбитская, Свенская), местного уровня - торжки и базары.
Работа с картой: покажите крупнейшие ярмарки на карте.
Большую роль в складывании внутрироссийского рынка сыграла отмена внутренних таможен (1754). Присоединение Прибалтики и Причерноморья создали предпосылки для активного включения России в мировую торговлю. На экспорт шли товары сельского хозяйства, сырье, полотно, железо, ввозились в страну преимущественно готовая промышленная продукция, предметы роскоши.
- О чем это свидетельствует? (О некотором отставании в промышленном развитии. Такое соотношение экспорта/импорта характерно в первую очередь для экономически отстающих стран.) В то же время для России в XVIII в. характерно положительное торговое сальдо. Это означает, что объем экспорта превышал объем импорта, что свидетельствует о положительных экономических тенденциях. Этому способствовало активное развитие Россией своих морских портов - на Севере (Петербург) и на юге (Таганрог, Севастополь, Херсон, Одесса).
Вывод: на протяжении всего XVIII столетия для экономической политики государства характерен протекционизм - защита собственного производителя и купечества в конкуренции с иностранными.
5. Учитель сообщает: Социальная структура Российской империи на протяжении XVIII в. не претерпела серьезных изменений по сравнению с предыдущим периодом. 95,9% населения составляли крестьяне (владельческие, дворцовые, государственные, посессионные). Положение крестьян на протяжении XVIII в. постоянно ухудшается (пик - правление Екатерины II).
Запись в тетрадях:
Ограничения крестьян при Екатерине II:
а) ссылка в Сибирь за открытое неповиновение (1765);
б) крестьян обязывают оплачивать расходы и содержать войска, посланные для усмирения волнений (1768);
в) запрет жаловаться на помещиков (1768).
В целом повинности крестьян за это столетие выросли в несколько раз. Дворянство (менее 1 % населения) оставалось привилегированным сословием. В течение XVIII в. привилегии этого сословия неуклонно увеличивались, получив свое максимальное выражение в Манифесте «О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству» (1762).
Запись в тетрадях:
Увеличение привилегий дворянства в XVIII в.:
а) 1754 г. - генеральное межевание - за дворянами закреплены земли, ранее принадлежавшие крестьянам, казакам и нерусским народам (южные степи, Поволжье). Однако следует иметь ввиду, что Генеральное межевание было процессом не только узкосословного, но общероссийского хозяйственного значения, в ходе которого определялся весь фонд наличных в России земель;
б) 1754 г. - винокурение объявлено монополией дворян.
Район | Народ | Процессы и занятия |
Карелия | Карелы и вепсы | Обрусение (язык, одежда); развитие металлургии в регионе. |
Коми | Коми | Развитие отходничества на соляные промыслы и металлургические заводы. |
Поволжье | Русские, мордва, мари, чуваши, татары | Этническое смешение. Развитие русской колонизации. Развитие скотоводства, мелкого и среднего мануфактурного производства. |
Башкирия | Башкиры, русские, татары, удмурты и др. | Скотоводство, промыслы, отходничество на уральские заводы. Присоединена в 1774 г. Раздробленность, феодальные распри среди местного населения. |
Кавказ (Кабарда) | Адыги | Начало активной русской колонизации Северного Кавказа. |
Сибирь | Продолжение русской колонизации. Хозяйственная эксплуатация местного населения. Обследование, возникновение первых русских поселений. | |
Камчатка, Чукотка | Открытие. | |
Крым, Новороссия | Крымские татары и евреи, греки, караимы | Присоединение к России. |
Самостоятельная работа с учебником (§ 51, с. 92-95) и составление таблицы:
Нерусские народы России |
III. Итог урока
В целом экономическое развитие России в данный период отмечено положительными сдвигами (появились новые отрасли промышленности, увеличился объем внешней и внутренней торговли). Что же касается социальной структуры, больших изменений не произошло.
Домашнее задание
§ 51 и вопросы 2, 4, 5 в конце параграфа.
Урок 51 (вариант I). Народные восстания в России. От Булавина до Пугачева
Цель урока: рассказать о народных движениях XVIII в.
План урока:
1. Астраханское восстание.
2. Восстание Булавина. *
3. Движения работных людей.
4. Восстание Е. И. Пугачева.
Важнейшие даты: 1705 г. - восстание в Астрахани; 1707-1708 г. - восстание под
предводительством К. А. Булавина; 1772-1775 г. - восстание Е. И. Пугачева.
выдающиеся личности: К. А. Булавин, И. Некрасов, Е. И. Пугачев, Салават Юлаев.
Рекомендуемая организация урока
I. Проверка домашнего задания
Ответ на вопросы:
2. Укрепление крепостного права выразилось в увеличении прав помещиков над своими подданными - крестьянами. Они получили право ссылать крестьян в Сибирь за открытое неповиновение, им было запрещено жаловаться на помещиков - таким образом государство отдало владельческих крестьян в полную власть их хозяев.
4. Развитию капиталистических отношений мешало прежде всего крепостное право. Прикрепление крестьян к земле ограничивало развитие рынка рабочей силы, необходимого условия развития капиталистического предприятия.
5. Новые народы жили на Кавказе - кабардинские Адыгеи, осетины. В Крыму жили крымские татары, евреи, греки и караимы. Чукчи и камчадалы. Экономическое районирование имело вненациональный характер. Развитие экономики создавало благоприятное условия для местных народов участвовать в том числе в мануфактурном производстве.
II. Изучение нового материала
1. Работа с учебником: учитель читает вступление об особенностях восстаний XVIII в. (§ 52, с. 95 - 96, мелким шрифтом).
Запись в тетрадях:
Особенности восстаний в XVIII в.:
- Главные очаги - на окраинах, где власть государства слабее;
- Слабость городских движений;
- Активное участие работного люда фабрик и заводов.
Запись в тетрадях:
Астраханское восстание 1705 г.
Учитель сообщает: Причиной восстания стало тяжелое положение местных жителей (высокие налоги, низкие заработки, взятки и поборы местной администрации), а также большое количество сторонников старообрядчества, недовольных политикой Петра I. Поводом к восстанию стало обнародование указа, запрещающего ношение бород и традиционного костюма. Основную массу восставших составляли солдаты и стрельцы, преимущественно старообрядцы. В ночь на 30 июня они ворвались в местный кремль, начались расправы над офицерами и чиновниками. Власть в городе захватили восставшие. Все решения принимались на общей сходке (аналог казачьего круга, высшего органа самоуправления). Начальников в воинских частях выбирали - по казачьему обычаю. Довольно скоро волнения охватили район Волги и Прикаспия. К началу 1706 г. с помощью регулярных войск восстание было подавлено. Последовала жестокая расправа. Итогом восстания стало приостановление взимания недоимок, были отменены некоторые сборы, приостановлено действия указа о запрете ношения бород и традиционного костюма.
2. Запись в тетрадях: Восстание К. А. Булавина, 1707-1708гг.
Учитель сообщает: Причиной восстания стали действия сыскной комиссии Ю. В. Долгорукого по возвращению беглых крестьян из земель Донского казачьего войска.
- Объясните, почему эти действия правительства вызвали такое возмущение на Дону? Что означает принцип «С Дону выдачи нет»? (Традиционно донское казачество пользовалось автономией в отношении центральной власти. На Дону действовал принцип «С Дону выдачи нет», согласно которому не под лежали выдачи бежавшие из Центральной России крестьяне и холопы.
Этот принцип негласно признавался и московским правительством на протяжении XVII столетия. Действия комиссии Долгорукого казаки расценивали как наступление на свои традиционные права и свободы, тем более что значительную часть казачества составляли те самые беглые. Недовольство вызывало и жестокость действий Долгорукого.) Рассказ учителя и работа с картой (учитель показывает ход восстания): Основную массу восставших составили казаки Донского и Запорожского войск. В октябре 1707 г. - отряд Кондрата Булавина напал на Долгорукого, сам князь был убит. Верхушка казачьего войска (старшина) попыталась своими силами справиться с выступлением, но неудачно. Булавин сумел вырваться из окружения и с отрядом ушел в Запорожскую Сечь, где силы были набраны снова. Одновременно на Дону и в южнорусских уездах восстание набирало силу, в том числе среди крестьянства. Весной 1708 г. Булавин возвращается на Дон и возглавил поход на Черкасск - столицу Войска Донского. Черкасск был взят, Булавин избран войсковым атаманом. Ег о противники среди старой старшины были частично казнены, частично нейтрализованы. Два больших отряда восставших действовали на Хопре (во главе с Игнатом Некрасовым) и на Волге, где им удалось захватить Царицын. Летом 1708 г. булавинцы отправились в поход против Азова, но потерпели там поражение. Этим воспользовалась казачья верхушка, недовольная Булавиным. В результате заговора он был убит. Восстание возглавил Некрасов, но он не смог противостоять действиям противников среди казаков и регулярных войск, поэтому вынужден был с отрядом в 2 тыс. человек уйти в турецкие владения за р. Кубань.
- В чем заключалась особая опасность восстания К. Булавина? (В стране в это время шла Северная война, и могущество Швеции еще не было сокрушено. Петр опасался соединения булавинцев с крымскими татарами и шведами, что значительно осложнило бы ситуацию на юге России.)
Запись в тетрадях:
Некрасовцы - казаки, ушедшие вместе с И. Некрасовым в турецкие владения. Они осели там и даже пользовались привилегиями, поскольку составляли наиболее боеспособную часть турецкого войска. На стороне Турции они участвовали и в русско-турецких войнах 2-й половины 18 в.
- Почему старшина предала восставших? (Она стремилась сохранить свое главенствующее в Войске положение. Булавин же опирался на наиболее трудноуправляемую и своевольную часть казацкого войска - «голытьбу».)
Главный итог восстания: правительство понимает необходимость укрепления аппарата власти перед лицом углубляющихся социальных противоречий.
3. Запись в тетрадях: Движение работных людей.
Учитель сообщает: это движение было новым явлением социальной жизни.
- Кто составлял основную часть работников промышленных предприятий? (Приписные крестьяне.)
В первой половине XVIII в. движения работных людей были вызваны стремлением этих крестьян вернуться домой. Однако во второй половине века начинают появляться требования, касавшиеся положения работников на фабрике (повышение оплаты труда, улучшение условий труда, прекращение произвола администрации). Наиболее крупные выступления: Запись в тетрадях:
1737 г, - волнения на Московском суконном дворе. Требования: снижение расценок, изменение формата изделий. Итог: указ Сената об уточнении расценок оплаты труда.
1755 г. - волнения на Липецком, Козьминском и Боринском заводах (владелец - кн. Репнин). Требования: возвращения предприятий в казну. Итог: требование восставших удовлетворено, в 1769 г. на заводах восстановлено казенное управление.
Весь XVIII в. - волнения на уральских, прикамских и зауральских заводах. Требования: возвращения домой, улучшения условий труда и расценок, освобождения от повинностей. Борьба отличалась взаимоподдержкой представителей разных заводов, длительностью и упорным сопротивлением войскам.
4. Запись в тетрадях:
Восстание Е. И. Пугачева.
Учитель сообщает: это наиболее крупное выступление XVIII в., последняя крестьянская война.
Причины восстания: ухудшение положения простого казачества Яицкого войска в связи с введением государственной монополии на ловлю рыбы и добычу соли и передача этой монополии на откуп казачьей старшине (как и продажа вина и таможенные пошлины). Для простых казаков это были жизненно важные промыслы.
Повод к восстанию: очередная комиссия, прибывшая расследовать жалобы на откупщиков (жалобщиков признали бунтовщиками, начались аресты и расстрелы).
Социальный состав восставших: казаки, крестьяне, башкиры.
Работа с учебником (§ 52, с. 98-101) и заполнение таблицы. Таблица заполняется учениками самостоятельно:
Дата | Действия восставших | Действия правительственных войск |
Учитель сообщает: восстание находило поддержку в самых разных социальных слоях - у казаков, крестьян, заводских рабочих. В этом состояла его особая опасность для власти. Несколько раз разбитый, Пугачев снова набирал сторонников.. Особенностью восстания была высокая степень организованности - восставшие организовали собственную систему управления. Другая особенность - небывалый размах восстания. Оно охватило огромную территорию Восставшие имели достаточно сил, чтобы осаждать такие крупные города, как Оренбург, Казань и захватывать многие другие.
- Почему же Пугачев потерпел поражение? (Все же восстание опиралось на непостоянные силы. Мелкие отряды то вливались в войско восставших, то снова уходили. Любое крупное поражение вело к рассеиванию войска. Они не могли противостоять хорошо обученной регулярной армии, опирающейся на огромные государственные резервы.)
III. Итог урока
Развитие социальной напряженности в стране, обострение сословных противоречий (прежде всего между дворянами и крестьянами, также казаками) достигло своего пика в царствование Екатерины II. Это не случайно, поскольку именно время Екатерины названо «золотым веком дворянства». Отметим, однако, что все восстания начинались на окраинах страны и лишь потом распространялись в центральные регионы. Кроме того, на окраинах страны всегда была готовая почва для развития восстания в виде полудиких кочевых народов. Участие башкирцев в восстание Пугачева придало ему новую силу.
Домашнее задание
1. § 52 и вопрос 2 в конце параграфа.
2. Подготовка учениками докладов о видных церковных и религиозных деятс лях XVIII в.: Дмитрии Ростовском, Феофане Прокоповиче, Арсении Мацее
виче, Андрее и Семене Денисовых. По желанию учеников возможно также подготовить доклад о еретике Дмитрии Тверитинове, а также о старообрядцах-беспоповцах - федосеевцах, филипповцах или сектантах-духоборах (см. Дополнительные материалы к следующему уроку). Доклады должны быть небольшими (на 3-5 мин.) и содержать только основные сведения. Jlum-pa: Энциклопедия «Христианство». Т. 1-3.
Урок 51 (вариант II). Народные восстания в России. От Булавина до Пугачева
Цель урока: рассказать о народных движениях XVIII в.
Важнейшие даты: 1705 г. - восстание в Астрахани; 1707-1708 г. - восстание под
предводительством К. А. Булавина; 1772-1775 г. - восстание Е. И. Пугачева.
Выдающиеся личности: К. А. Булавин, И. Некрасов, Е. И. Пугачев, Салават Юлаев.
Рекомендуемая организация урока
Если первый вариант урока строится преимущественно как лекция учителя, то второй вариант организован как самостоятельная работа учеников с текстом параграфа п заполнение предложенных ниже таблиц. Для освещения хода всех восстаний предлагаются единые образцы таблиц. Их учитель воспроизводит перед началом урока на доске. Приводим пример по первому пункту плана - астраханскому восстанию.
Причины и итог Астраханского восстания
|
Домашнее задание: см. вариант урока I. |
Дата: 2019-03-05, просмотров: 830.