Цель урока: рассказать о внутренней политике Екатерины II.
План урока:
1. Первые реформы. Уложенная комиссия.
2. Дальнейшие реформы Екатерины II.
3. Личность Екатерины II.
Основные понятия: «просвещенный абсолютизм»; городская
комиссия.
дума, Уложенная
Важнейшие даты: 1762-1796 гг. - годы правления Екатерины И; 1763 г. - реформа
Сената; 1767 г. - созыв Уложенной комиссии (упразднена в 1774 г.); 1775 г. -
«Учреждение о губерниях» (губернская реформа); 1785 г. - жалованные грамоты
дворянству и городам.
Выдающиеся личности: А. А. Вяземский, А. Орлов, Г. Потемкин, Н. Панин. Оборудование урока: карта «Россия в 1760-1800 гг.»
Рекомендуемая организация урока
I. Проверка домашнего задания
Ответы на вопросы к § 46:
1. Период российской истории, последовавший вслед за смертью Петра I, назван «Эпохой дворцовых переворотов» потому, что в относительно короткий промежуток времени (менее 40 лет) произошло сразу несколько заговоров и переворотов, приводивших к власти новых правителей. Определяющее значение в этот период играла борьба придворных группировок, а также настроение гвардейских полков.
3. Дворцовые перевороты не могли принципиально изменить государственный строй или экономическое положение России сами по себе. Каждый новый переворот имел ввиду посадить на российский престол нового монарха, но речи о свержении монархии в принципе не шло. В то же время следует иметь ввиду, что реальная государственная политика, внутренняя и внешняя, в значительной степени определялась личностью монарха, поэтому приход к власти нового человека со своими представлениями и привычками управления мог довольно сильно повлиять на государственную политику - особенно внешнюю.
4. Скачок, который сделала Россия при Петре I, сменился временем относительного застоя и стабилизации. Преобразования во внутренней политике замедлились. Замедлился экономический рост в России. Приобретенный Россией при Петре статус великой державы в целом сохранялся, несмотря на то, что мощь российского оружия, особенно в результате его неэффективного использования, несколько уменьшилась.
5. Отчасти ее можно считать продолжением внешней политики Петра I, если говорить об основных направлениях (успешная война со Швецией, поддержание своего влияния в Польше, борьба за выход к Черному морю). Однако, в отличие от времени Петра I, внешняя политика в этот период по своим результатам была малоуспешной и крайне непоследовательной.
II. Изучение нового материала
1. Учитель сообщает: Итак, на прошлом занятии мы узнали об обстоятельствах, которые сделали жену свергнутого Петра III российской императрицей под именем Екатерины II. В истории она осталась под именем Екатерины Великой.
Запись в тетрадях: Екатерина II (1762-1796 гг.)
Долгое царствование Екатерины было насыщено реформами и внешнеполитическими событиями, которые вновь, как и при Петре I, сделали страну самым могуще ственным государством в Европе. Это был самый яркий период российской истории после царствования Петра I. Не случайно уже современники, особенно из дворянской среды, называли это время «золотым веком». Большую роль в этом сыграла личность самой императрицы. Если вкратце охарактеризовать это царствование, то наиболее характерными были следующие тенденции:
Запись в тетрадях:
1) Следование духу петровского правления. Стремление к реформированию го сударства и активная внешняя политика.
2) Продворянская внутренняя политика.
3) Политика «просвещенного абсолютизма».
Чтение дополнительного материала: «Просвещенный абсолютизм».
Первые реформы (рассказ учителя):
а) ликвидация дискредитировавшего себя Кабинета министров;
б) восстановление значение Сената (1763 г.) и усиление роли генерал-прокурора;
в) восстановление Берг-коллегии, Мануфактур-коллегии, Главного магистрата.
г) ликвидация гетманства на Украине (1764 г.).
- Как вы думаете, на что были направлены эти меры? (Усиление централизации государства, улучшение экономического климата в стране, в целом реформирование аппарата центрального управления государством.)
- Чью политику продолжала Екатерина II? (Петра /.)
Уложенная комиссия
- Когда и при каком царе был составлен последний свод законов России? (В 1649 г. (Уложение) при Алексее Михайловиче.)
- Мог ли он удовлетворять потребности общества и государства ко времени царствования Екатерины и почему? (Не мог, поскольку уложение 1649 г. было составлено более ста лет назад, фактически в другую эпоху. Быт, общественное и государственно устройство за это время значительно изменились. Кроме того, уже после составления уложения было выпущено множество указов царей, Боярской думы, императорских манифестов.)
Работа с учебником: ученики самостоятельно читают раздел о созыве комиссии для составления нового Уложения (то есть общегосударственного свода законов) - § 47, с. 62-63.
- Выражением какой политики стал созыв Уложенной комиссии? (Политики «просвещенного абсолютизма».)
Заполнение таблицы:
Уложенная комиссия
|
Запись в тетрадях: Уложенная комиссия, 1767-1774 гг.
Составление схемы. Учитель вместе с учениками составляет на доске схему «Состав Уложенной комиссии». Учитель поясняет, что на схеме показано, кем посылались депутаты в состав комиссии.
Учитель сообщает: обсуждение намеченных императрицей в своем «Наказе» lionpocoB затянулось. Во многом причиной тому стало несогласие между собой представителей различных сословий. Окончательное упразднение Уложенной комиссии произошло в 1774 г. Однако материалы, подготовленные частными комиссиями, были использованы при подготовке «Жалованной грамоты городам» и «Грамоты на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства» (обе были изданы в 1785 г.).
2. Учитель рисует схему на доске. Основные направления внутренней политики Екатерины II.
Работа с учебником (с. 63-65) и заполнение таблицы:
Внутренние реформы Екатерины II
Реформы | Цель | Содержание |
Реформы управления: а) Ликвидация автономий Запорожской Сечи (1791), Донского казачества (1775), Волжского казачества (1781); б) Губернская реформа (1775); | а) Ликвидация угрозы казацких бунтов б) Унификация и централизация территориального управления | |
Экономические реформы: а) Свобода открытия промышленных предприятий (1775); б) Повышение оплаты труда приписных крестьян (1779). | а) Увеличение промышленных предприятий в стране; б) Улучшение условий жизни, препятствование возникновению бунтов на заводах | |
Сословные реформы: Жалованные грамоты дворянству и городам (1785). | Закрепление сословных прав и обязательств |
3. Мнение историка. Прочтите характеристику Екатерины II, данную В. О. Ключевским (см. Дополнительные материалы).
III. Итог урока
Несмотря на фаворитизм и расстройство дел в конце царствования Екатерины, в целом в памяти потомков это время осталось как блестящая эпоха могущества и процветания России и ее главного сословия - дворянства.
Учитель читает последний абзац § 47, с. 66 об итогах царствования Екатерины II.
Домашнее задание
1. § 47 из учебника. Самостоятельно составить схему губернского устройства России согласно «Учреждению о губерниях» (с. 64-65); прочитать документы 1 и 2 на с. 67-68 и выполнить задания к ним.
Дополнительный материал для преподавателя
Просвещенный абсолютизм - политика ряда монархов Европы второй половины 18 в., пытавшихся воплотить некоторые идеи Просвещения: преобразование устаревших государственных институтов ( в том числе некоторых сословных привилегий, цензурных запретов и др.), законов, осуществление реформы образования, судопроизводства и т. д. При этом модернизация осуществлялась самим самодержцем «сверху» при помощи советников-философов. В целом предполагалось сохранение привилегированного положения дворянства как социальной опоры абсолютизма. Наиболее ярко такая политика выразилась в деятельности Иосифа II в
Австрии, Фридриха II в Пруссии и Екатерины II в России. Этим монархам было присуще понимание своей деятельности как «союза философов и государей». Екатерина II
Екатерина была просто умна и ничего более, если только это малость. У нее был ум не особенно тонкий и глубокий, зато гибкий и осторожный, сообразительный, умный ум, который знал свое место и время и не колол глаз другим, Екатерина умела быть умна кстати и в меру. Она, которой со всех сторон напевали в уши о ее великом уме, так простодушно признавалась доктору Циммерману на верху своей славы, что знала весьма много людей несравненно умнее ее. У нее вообще не было никакой выдающейся способности, одного господствующего таланта, который давил бы все остальные силы, нарушая равновесие духа. Но у нее был один счастливый дар, производивший наиболее сильное впечатление: памятливость, наблюдательность, догадливость, чутье положения, уменье быстро схватить и обобщить все наличные данные, чтобы вовремя принять решение, выбрать тон, в случае надобности благоразумная мораль и умеренно согретое чувство - все эти мелкие пружины, из деятельности которых слагается ежедневная житейская работа ума, Екатерина умела приводить в движение легко и ежеминутно, когда бы это ни понадобилось, без заметного для зрителя усилия. Эта всегдашняя готовность к мобилизации сообщала Екатерине чрезвычайную живость без увлечения. Она всегда была в полном сборе, в обладании всех своих сил. <...> привычка жить не дома, сталкиваться с чужими людьми, в которых она нуждалась больше, чем они в ней, вместе с чутьем среды и положения рано развила в Екатерине наблюдательность, соединенную с уживчивостью <...>.
В обращении она старалась блистать разговором, стараясь однако не мешать высказываться собеседнику. Зато в ней удивлялись искусству слушать, долго и терпеливо выслушивать всякого, о чем бы кто ни говорил с ней; притом собеседника своего она изучала больше самого предмета беседы, хотя тому казалось наоборот. Так вместе со знанием людей Екатерина выработала себе и лучшее средство приобретать их - внимание к человеку, уменье входить в его положение и настроение, угадывать его нужды, задние мысли и невысказанные желания <...>.
Ключевский В. О. Исторические портреты. - М., 1991. - С. 292-293.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 297.