Урок 47. Золотой век Екатерины II
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Цель урока: рассказать о внутренней политике Екатерины II.

План урока:

1. Первые реформы. Уложенная комиссия.

2. Дальнейшие реформы Екатерины II.

3. Личность Екатерины II.

Основные понятия: «просвещенный абсолютизм»; городская

комиссия.

дума, Уложенная

Важнейшие даты: 1762-1796 гг. - годы правления Екатерины И; 1763 г. - реформа

Сената; 1767 г. - созыв Уложенной комиссии (упразднена в 1774 г.); 1775 г. -

«Учреждение о губерниях» (губернская реформа); 1785 г. - жалованные грамоты

дворянству и городам.

Выдающиеся личности: А. А. Вяземский, А. Орлов, Г. Потемкин, Н. Панин. Оборудование урока: карта «Россия в 1760-1800 гг.»

Рекомендуемая организация урока

I. Проверка домашнего задания

Ответы на вопросы к § 46:

1. Период российской истории, последовавший вслед за смертью Петра I, назван «Эпохой дворцовых переворотов» потому, что в относительно короткий промежуток времени (менее 40 лет) произошло сразу несколько заговоров и переворотов, приво­дивших к власти новых правителей. Определяющее значение в этот период играла борьба придворных группировок, а также настроение гвардейских полков.

3. Дворцовые перевороты не могли принципиально изменить государственный строй или экономическое положение России сами по себе. Каждый новый переворот имел ввиду посадить на российский престол нового монарха, но речи о свержении монархии в принципе не шло. В то же время следует иметь ввиду, что реальная го­сударственная политика, внутренняя и внешняя, в значительной степени определя­лась личностью монарха, поэтому приход к власти нового человека со своими пред­ставлениями и привычками управления мог довольно сильно повлиять на государст­венную политику - особенно внешнюю.

4. Скачок, который сделала Россия при Петре I, сменился временем относитель­ного застоя и стабилизации. Преобразования во внутренней политике замедлились. Замедлился экономический рост в России. Приобретенный Россией при Петре ста­тус великой державы в целом сохранялся, несмотря на то, что мощь российского оружия, особенно в результате его неэффективного использования, несколько уменьшилась.

5. Отчасти ее можно считать продолжением внешней политики Петра I, если го­ворить об основных направлениях (успешная война со Швецией, поддержание сво­его влияния в Польше, борьба за выход к Черному морю). Однако, в отличие от вре­мени Петра I, внешняя политика в этот период по своим результатам была малоус­пешной и крайне непоследовательной.

II. Изучение нового материала

1. Учитель сообщает: Итак, на прошлом занятии мы узнали об обстоятельствах, которые сделали жену свергнутого Петра III российской императрицей под именем Екатерины II. В истории она осталась под именем Екатерины Великой.

Запись в тетрадях: Екатерина II (1762-1796 гг.)

Долгое царствование Екатерины было насыщено реформами и внешнеполитиче­скими событиями, которые вновь, как и при Петре I, сделали страну самым могуще ственным государством в Европе. Это был самый яркий период российской истории после царствования Петра I. Не случайно уже современники, особенно из дворян­ской среды, называли это время «золотым веком». Большую роль в этом сыграла личность самой императрицы. Если вкратце охарактеризовать это царствование, то наиболее характерными были следующие тенденции:

Запись в тетрадях:

1) Следование духу петровского правления. Стремление к реформированию го сударства и активная внешняя политика.

2) Продворянская внутренняя политика.

3) Политика «просвещенного абсолютизма».

Чтение дополнительного материала: «Просвещенный абсолютизм».

Первые реформы (рассказ учителя):

а) ликвидация дискредитировавшего себя Кабинета министров;

б) восстановление значение Сената (1763 г.) и усиление роли генерал-прокурора;

в) восстановление Берг-коллегии, Мануфактур-коллегии, Главного магистрата.

г) ликвидация гетманства на Украине (1764 г.).

- Как вы думаете, на что были направлены эти меры? (Усиление централиза­ции государства, улучшение экономического климата в стране, в целом ре­формирование аппарата центрального управления государством.)

- Чью политику продолжала Екатерина II? (Петра /.)

Уложенная комиссия

- Когда и при каком царе был составлен последний свод законов России? (В 1649 г. (Уложение) при Алексее Михайловиче.)

- Мог ли он удовлетворять потребности общества и государства ко времени царствования Екатерины и почему? (Не мог, поскольку уложение 1649 г. бы­ло составлено более ста лет назад, фактически в другую эпоху. Быт, обще­ственное и государственно устройство за это время значительно измени­лись. Кроме того, уже после составления уложения было выпущено множе­ство указов царей, Боярской думы, императорских манифестов.)

Работа с учебником: ученики самостоятельно читают раздел о созыве комиссии для составления нового Уложения (то есть общегосударственного свода законов) - § 47, с. 62-63.

- Выражением какой политики стал созыв Уложенной комиссии? (Политики «просвещенного абсолютизма».)

Заполнение таблицы:

Уложенная комиссия

Цель созыва Итоги
   

 

Запись в тетрадях: Уложенная комиссия, 1767-1774 гг.

Составление схемы. Учитель вместе с учениками составляет на доске схему «Состав Уложенной комиссии». Учитель поясняет, что на схеме показано, кем по­сылались депутаты в состав комиссии.


 

Учитель сообщает: обсуждение намеченных императрицей в своем «Наказе» lionpocoB затянулось. Во многом причиной тому стало несогласие между собой представителей различных сословий. Окончательное упразднение Уложенной ко­миссии произошло в 1774 г. Однако материалы, подготовленные частными комис­сиями, были использованы при подготовке «Жалованной грамоты городам» и «Гра­моты на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства» (обе были изданы в 1785 г.).

2. Учитель рисует схему на доске. Основные направления внутренней полити­ки Екатерины II.


 

Работа с учебником (с. 63-65) и заполнение таблицы:

Внутренние реформы Екатерины II

Реформы Цель Содержание
Реформы управления: а) Ликвидация автономий Запо­рожской Сечи (1791), Донского казачества (1775), Волжского казачества (1781); б) Губернская реформа (1775); а)  Ликвидация угрозы казац­ких бунтов б)  Унификация и централиза­ция территориального управления  
Экономические реформы: а) Свобода открытия промышлен­ных предприятий (1775); б) Повышение оплаты труда при­писных крестьян (1779). а)  Увеличение промышлен­ных предприятий в стране; б) Улучшение условий жизни, препятствование возникно­вению бунтов на заводах  
Сословные реформы: Жалованные грамоты дворянству и городам (1785). Закрепление сословных прав и обязательств  

 

3. Мнение историка. Прочтите характеристику Екатерины II, данную В. О. Ключевским (см. Дополнительные материалы).

III. Итог урока

Несмотря на фаворитизм и расстройство дел в конце царствования Екатерины, в целом в памяти потомков это время осталось как блестящая эпоха могущества и процветания России и ее главного сословия - дворянства.

Учитель читает последний абзац § 47, с. 66 об итогах царствования Екатерины II.

Домашнее задание

1. § 47 из учебника. Самостоятельно составить схему губернского устройства России согласно «Учреждению о губерниях» (с. 64-65); прочитать докумен­ты 1 и 2 на с. 67-68 и выполнить задания к ним.

Дополнительный материал для преподавателя

Просвещенный абсолютизм - политика ряда монархов Европы второй половины 18 в., пытавшихся воплотить некоторые идеи Просвещения: преобразование устаревших государст­венных институтов ( в том числе некоторых сословных привилегий, цензурных запретов и др.), законов, осуществление реформы образования, судопроизводства и т. д. При этом модерниза­ция осуществлялась самим самодержцем «сверху» при помощи советников-философов. В це­лом предполагалось сохранение привилегированного положения дворянства как социальной опоры абсолютизма. Наиболее ярко такая политика выразилась в деятельности Иосифа II в

Австрии, Фридриха II в Пруссии и Екатерины II в России. Этим монархам было присуще по­нимание своей деятельности как «союза философов и государей». Екатерина II

Екатерина была просто умна и ничего более, если только это малость. У нее был ум не особенно тонкий и глубокий, зато гибкий и осторожный, сообразительный, умный ум, который знал свое место и время и не колол глаз другим, Екатерина умела быть умна кстати и в меру. Она, которой со всех сторон напевали в уши о ее великом уме, так простодушно признавалась доктору Циммерману на верху своей славы, что знала весьма много людей несравненно умнее ее. У нее вообще не было никакой выдающейся способности, одного господствующего таланта, который давил бы все остальные силы, нарушая равновесие духа. Но у нее был один счастли­вый дар, производивший наиболее сильное впечатление: памятливость, наблюдательность, догадливость, чутье положения, уменье быстро схватить и обобщить все наличные данные, чтобы вовремя принять решение, выбрать тон, в случае надобности благоразумная мораль и умеренно согретое чувство - все эти мелкие пружины, из деятельности которых слагается еже­дневная житейская работа ума, Екатерина умела приводить в движение легко и ежеминутно, когда бы это ни понадобилось, без заметного для зрителя усилия. Эта всегдашняя готовность к мобилизации сообщала Екатерине чрезвычайную живость без увлечения. Она всегда была в полном сборе, в обладании всех своих сил. <...> привычка жить не дома, сталкиваться с чужи­ми людьми, в которых она нуждалась больше, чем они в ней, вместе с чутьем среды и положе­ния рано развила в Екатерине наблюдательность, соединенную с уживчивостью <...>.

В обращении она старалась блистать разговором, стараясь однако не мешать высказывать­ся собеседнику. Зато в ней удивлялись искусству слушать, долго и терпеливо выслушивать всякого, о чем бы кто ни говорил с ней; притом собеседника своего она изучала больше самого предмета беседы, хотя тому казалось наоборот. Так вместе со знанием людей Екатерина выра­ботала себе и лучшее средство приобретать их - внимание к человеку, уменье входить в его положение и настроение, угадывать его нужды, задние мысли и невысказанные желания <...>.

Ключевский В. О. Исторические портреты. - М., 1991. - С. 292-293.

 



Дата: 2019-03-05, просмотров: 297.