Урок 46. Эпоха дворцовых переворотов (продолжение)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

 Цель урока: продолжить знакомство с историей России эпохи дворцовых переворо­тов, охарактеризовать основные направления внешней и внутренней политики.

План урока:

1. Императрица Елизавета Петровна.

2. Внешняя политика.

3. Семилетняя война.

4. Император Петр III Федорович.

Основные понятия: «манифест о вольности дворянской», Семилетняя война.

Важнейшие даты: 1741-1761 гг. - правление Елизаветы Петровны; 1754 г. - отме­на внутренних таможен; 1761-1762 гг. - правление Петра III; 1762 г. - начало царствования Екатерины И; 1762 г. - Манифест «о вольности дворянской»; 1735-1739 гг. - война с Турцией и Крымом; 1756-1763 гг. - Семилетняя война.

Оборудование урока: карта «Россия в XVII - 1760 г.», схема династии Романовых, «Россия в 1760-1800 гг.», схема «Россия в Семилетней войне», с. 57 учебника.

Рекомендуемая организация урока

I. Изучение нового материала

1. Учитель сообщает: сегодня мы продолжаем изучение эпохи дворцовых пере­воротов в России. Мы уже знаем, что в результате в результате удачного заговора и переворота 25 ноября 1741 г. на престол была возведена Елизавета Петровна.

Запись в тетрадях:

Елизавета Петровна (1721-1761 гг.)

Работа со схемой: учитель на основании схемы родства династии Романовых на заднем развороте (форзаце) учебника обосновывает права Елизаветы Петровны на престол.

- Почему гвардия поддержала дочь Петра Великого? (Гвардейцы, состоявшие преимущественно из русского дворянства, стремились ликвидировать заси­лье иностранцев и надеялись на расширение дворянских привилегий.)

Мнение историка: прочтите характеристику Елизаветы, данную В. О. Клю­чевским.

«Живая и веселая, но не спускавшая глаз с самой себя, при этом крупная и стройная, с кра­сивым круглым и вечно цветущим лицом, она любила производить впечатление, и, зная, что к ней особенно идет мужской костюм, она установила при дворе маскарады без масок, куда мужчины обязаны были приезжать в полном женском уборе, в обширных юбках, а дамы в мужском придворном платье. Наиболее законная из всех преемников и преемниц Петра I, но поднятая на престол мятежными гвардейскими штыками, она наследовала энергию своего отца, строила дворцы в двадцать четыре часа и в двое суток проезжала тогдашний путь от Мо­сквы до Петербурга, исправно платя за каждую загнанную лошадь. Мирная и беззаботная, она была вынуждена воевать чуть не половину своего царствования, побеждала первого стратега того времени Фридриха Великого, брала Берлин, уложила пропасть солдат на полях Цорндорфа и Кунерсдорфа; но с правления царевны Софьи никогда на Руси не жилось так легко, и ни одно царствование до 1762 г. не оставляло по себе такого приятного воспоминания. При двух больших коалиционных войнах, изнурявших Западную Европу, казалось, Елизавета со своей 300-тысячной армией могла стать вершительницей европейских судеб; карта Европы лежала перед ней в ее распоряжении, но она так редко на нее заглядывала, что до конца жизни была уверена в возможности проехать в Англию сухим путем, - и она же основала первый насто­ящий университет в России - Московский. Ленивая и капризная, пугавшаяся всякой серьезной мысли, питавшая отвращение ко всякому деловому занятию, Елизавета не могла войти в слож­ные международные отношения тогдашней Европы и понять дипломатические хитросплетения своего канцлера Бестужева-Рюмина...».

Ключевский В. О. Исторические портреты. - М., 1991. - С. 237.

Учитель сообщает: будучи женщиной веселой и легкомысленной, Елизавета все дела поручала своим министрам и в первую очередь своим фаворитам. Один из них - Алексей Разумовский - сын бедного украинского казака, был назначен фельдмарша­лом и возведен в графское достоинство. Елизавета тайно обвенчалась с ним.

Чтение дополнительного материала: Петр Шувалов и Иван Шувалов.

Учитель сообщает: внутреннюю политику правительства Елизаветы Петровны следует расценивать как возврат к порядкам времен Петра I.

Работа с учебником: ученики самостоятельно читают о внутренней политике Елизаветы - § 46, с. 53 - и выписывают основные факты в тетради. Учитель прове­ряет. Должны быть зафиксированы: отмена внутренних таможен; восстановление роли Сената; упорядочение центрального управления; восстановление прокурорско­го надзора; реформа армии и восстановление флота; увеличение дворянских приви­легий.

Вывод: эпоха дворцовых переворотов характеризуется расширением привилегий дворянства. Упрочение позиций помещиков - главная цель внутренней политики

русского абсолютизма. Усилилось крепостное право. Дворянам жалуются деньги, земли, заводы, привилегии и монополии.

2. Внешняя политика России

а) Европейское направление;

б) Турецкое (южное) направление.

Слово учителя: рассмотрим внешнюю политику Росси после смерти Петра I до вступления на престол Екатерины И.

Борьба за польское наследство

Учитель сообщает: В 1733 г. умер польский король из Саксонской династии Август II. Началась борьба за «польское наследство». Россия еще со времен Петра I оказывала большое влияние на Польшу и стремилась сохранить свой контролиро­вать и в дальнейшем.

Запись в тетрадях:

Французский кандидат: Станислав Лещинский. Русско-австрийский канди­дат: Август III, сын Августа II.

По учебнику (с. 54) учитель рассказывает о событиях этой борьбы.

Борьба с Турцией и Крымом

Учитель сообщает: К концу правления Петра I наметилось обострение отноше­ний России со многими государствами. В годы его правления Россия получила вы­ход к Балтийскому морю. Тем не менее, нерешенной осталась проблема выхода к Черному морю. Здесь главным противником России стала Турция и зависевшее от нее Крымское ханство, непосредственно граничившее с Россией.

Работа с картой: используя карту и учебник (с. 54-55) учитель рассказывает о событиях русско-турецкой войны 1735-1739 г.

Учитель сообщает: Русской армией предводительствовали опытные полковод­цы - Б. Миних и П. Ласси. Однако, несмотря на успешные действия русской армии в большинстве сражений, в целом успехи были скромными, во многом из-за пораже­ния союзницы России Австрии.

Запись в тетрадях:

Белградский мир 1739 г.: Россия вернула Турции Очаков и Кинбурн, Азов стал нейтральным городом. Россия не получила права держать флот на Черном море.

- Оцените итоги этого мира. (Несмотря па громкие победы и большие потери, Россия закончила войну почти без результата.)

Война со Швецией

Запись в тетрадях:

Русско-шведская война 1741-1743 г. Победа России. Мир в г. Або: отказ Шве­ции от претензий и небольшие территориальные приобретения России.

Семилетняя война

Учитель сообщает: Царствование Анны Иоанновны было отмечено большой, но безрезультатной войной с Турцией. В царствование Елизаветы Петровны, кроме войны со Швецией, развернулась большая европейская в,рйна, в которой Россия приняла активное участие. Она получила название Семилетней.

Запись в тетрадях:

Семилетняя война (1756-1763). Причины войны: возвышение Пруссии и аг­рессивная внешняя политика Фридриха II Великого в Восточной Европе. Анти­прусская коалиция: Австрия, Франция, Россия, Швеция.

Учитель сообщает: Вступление в эту войну России было обусловлено как союз­ническими обязательствами, так и опасением, что прусский король Фридрих II мо­жет нацелиться на Польшу и Балтийское побережье Российской империи. Особенно очевидно это стало после захвата Фридрихом в 1756 г. Саксонии - союзника России.

Самостоятельная работа с учебником и таблицей: о ходе Семилетней войны ученики читают учебник на с. 55-58. Учитель воспроизводит на доске частично за­полненную таблицу, а ученики в тетрадях завершают ее составление. Составляется таблица:

Семилетняя война

Дата Сражения и основные события Полководец, результат
  Гросс-Егерсдорф Занятие Кенигсберга и Восточной Пруссии Цорндорф Кунерсдорф Захват Берлина Захват Кольберга Воцарение Петра III и подписание мирного договора  

 

Учитель сообщает: Несмотря на победоносный характер военных действий и занятие столицы противника, именно Россия предлагает подписать перемирие. Этот, на первый взгляд, странный факт объясняется тем, что после смерти Елизаветы Пет­ровны на российском престоле воцарился ее племянник, Петр III, немецкий принц (ему приписывают фразу: «Лучше быть полковником в армии Фридриха Великого, чем императором дикой России»). С Пруссией было подписано перемирие, русские войска эвакуированы со всех занятых ими территорий.

4. Запись в тетрадях:

Петр III Федорович (1761-1762)

Работа со схемой: учитель на основании схемы родства династии Романовых на заднем развороте (форзаце) учебника обосновывает права Петра III на престол

Учитель сообщает: Петр III был дурно образован и воспитан, бездарен и не­дальновиден, бездумно увлекался прусскими порядками. Однако за время его прав­ления было издано довольно много важных указов.

Меры правительства Петра III: секуляризация церковных земель; прекращение преследований старообрядцев; ликвидация тайной канцелярии; издание манифеста «о вольности дворянства» (1762 г.).

За этими законами стояли приближенные нового царя, служившие еще при Ели­завете Петровне.

Против Петра быстро созрел заговор в пользу его честолюбивой и хорошо обра­зованной жены - будущей императрицы Екатерины II. Переворот не был случайно­стью: предложения о нем Екатерине поступали постоянно.

- Как вы считаете, почему был свергнут Петр, ведь он издал среди прочего «ма­нифест о вольности дворянской», согласно которому отменялась обязанность дворянства служить? (Все эти указы еще не успели вступить в силу, а Петр уже зарекомендовал себя как человек с дурными наклонностями и, кроме того, сторонник прусских порядков, ненавистных в русской армии и гвардии.)

О судьбе Петра III и Ивана Антоновича ученики читают самостоятельно - с. 59.

II. Итог урока

Внешняя политика России данного периода не отличалась особой активностью, а действия сравнительно (если сравнивать с эпохой Петра I и Екатерины II) были не очень удачны, однако все равно русские солдаты и некоторые полководцы показали себя с лучшей стороны в том числе против лучшего полководца Европы того време­ни - Фридриха Великого. Однако основные задачи внешне политики решены в этот период не были - это прежде всего обеспечение свободного выхода к Черному и Средиземному морям.

Домашнее задание

§ 46, с. 52-59 и вопросы 1, 3-5 в конце параграфа.

Дополнительный материал для преподавателя

Верховный Тайный совет - высшее государственное учреждение в России в 1726— 1730 гг. Верховный тайный совет был создан указом Екатерины I от 8 февраля 1726 г. в итоге борьбы за власть между отдельными группировками дворянства. Вначале состоял из 7 членов, из которых А. Д. Ментиков, Ф. М. Апраксин, Г. И. Головкин, А, И. Остерман, П. А. Толстой выдвинулись при Петре I. Результатом компромисса с родовой знатью было включение в Вер­ховный тайный совет князя Д. М. Голицына, представлявшего интересы родовой знати. Для нейтрализации влияния Меншикова в Верховный тайный совет был введен зять императрицы герцог Карл Голштинский. Формально Верховный тайный совет имел совещательный харак­тер, но фактически решал все государственные дела. Коллегии находились под его контролем. Роль сената существенно ограничилась, его с тех пор стали называть «Высоким», а не «Прави­тельствующим». Сначала Верховный тайный совет продолжал политику Петра Великого, но затем постепенно стал отходить от нее. Уступкой знати являлась ломка петровского админист­ративного аппарата, а также перенесение столицы обратно в Москву. При Петре II состав Вер­ховного тайного совета изменился: теперь его членами были шесть представителей рода Голи­цыных, канцлер Г. И. Головкин и А. И. Остерман. Деятельность Верховного тайного совета теперь была направлена на ликвидацию результатов преобразований первой четверти XVIII в. После смерти Петра II Верховный тайный совет подготовил для приглашенной на трон пле­мянницы Петра Великого Анны Иоанновны так называемые «Кондиции», подписав которые, императрица существенно ограничивала свою власть. Однако Анна публично разорвала доку­мент после коронации, Верховный тайный совет был распущен, а авторы «Кондиции» под­верглись опале.

Петр Иванович (1710-^4 762) и Иван Иванович (1727-1797) Шуваловы - происходили из старинного дворянского рода, выдвинулись при Елизавете Петровне. Петр Иванович - видный государственный деятель елизаветинской эпохи, сосредоточивший в своих руках практически все бразды правления. Активно занимался военным строительством. При его содействии в армии ввели новые образцы гаубиц (единорог). По его инициативе были уничтожены внутрен­ние таможни, учреждались банки. Его двоюродный брат Иван Иванович прославился в боль­шей степени как меценат и покровитель российской культуры и науки. Был фаворитом Елиза­веты Петровны, имел на нее огромное влияние; он поддержал идею создания Московского университета, предоставив М. В. Ломоносову самые благоприятные условия для научных изы­сканий. По инициативе И. Шувалова учредили Академию художеств (1757 г.), была основана типография, издававшая «Московские ведомости». И. Шувалов также за свою жизнь собрал богатейшую коллекцию произведений искусства, которые он затем передал в дар Академии художеств и Эрмитажу.

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 236.