Цель урока: продолжить знакомство с историей России эпохи дворцовых переворотов, охарактеризовать основные направления внешней и внутренней политики.
План урока:
1. Императрица Елизавета Петровна.
2. Внешняя политика.
3. Семилетняя война.
4. Император Петр III Федорович.
Основные понятия: «манифест о вольности дворянской», Семилетняя война.
Важнейшие даты: 1741-1761 гг. - правление Елизаветы Петровны; 1754 г. - отмена внутренних таможен; 1761-1762 гг. - правление Петра III; 1762 г. - начало царствования Екатерины И; 1762 г. - Манифест «о вольности дворянской»; 1735-1739 гг. - война с Турцией и Крымом; 1756-1763 гг. - Семилетняя война.
Оборудование урока: карта «Россия в XVII - 1760 г.», схема династии Романовых, «Россия в 1760-1800 гг.», схема «Россия в Семилетней войне», с. 57 учебника.
Рекомендуемая организация урока
I. Изучение нового материала
1. Учитель сообщает: сегодня мы продолжаем изучение эпохи дворцовых переворотов в России. Мы уже знаем, что в результате в результате удачного заговора и переворота 25 ноября 1741 г. на престол была возведена Елизавета Петровна.
Запись в тетрадях:
Елизавета Петровна (1721-1761 гг.)
Работа со схемой: учитель на основании схемы родства династии Романовых на заднем развороте (форзаце) учебника обосновывает права Елизаветы Петровны на престол.
- Почему гвардия поддержала дочь Петра Великого? (Гвардейцы, состоявшие преимущественно из русского дворянства, стремились ликвидировать засилье иностранцев и надеялись на расширение дворянских привилегий.)
Мнение историка: прочтите характеристику Елизаветы, данную В. О. Ключевским.
«Живая и веселая, но не спускавшая глаз с самой себя, при этом крупная и стройная, с красивым круглым и вечно цветущим лицом, она любила производить впечатление, и, зная, что к ней особенно идет мужской костюм, она установила при дворе маскарады без масок, куда мужчины обязаны были приезжать в полном женском уборе, в обширных юбках, а дамы в мужском придворном платье. Наиболее законная из всех преемников и преемниц Петра I, но поднятая на престол мятежными гвардейскими штыками, она наследовала энергию своего отца, строила дворцы в двадцать четыре часа и в двое суток проезжала тогдашний путь от Москвы до Петербурга, исправно платя за каждую загнанную лошадь. Мирная и беззаботная, она была вынуждена воевать чуть не половину своего царствования, побеждала первого стратега того времени Фридриха Великого, брала Берлин, уложила пропасть солдат на полях Цорндорфа и Кунерсдорфа; но с правления царевны Софьи никогда на Руси не жилось так легко, и ни одно царствование до 1762 г. не оставляло по себе такого приятного воспоминания. При двух больших коалиционных войнах, изнурявших Западную Европу, казалось, Елизавета со своей 300-тысячной армией могла стать вершительницей европейских судеб; карта Европы лежала перед ней в ее распоряжении, но она так редко на нее заглядывала, что до конца жизни была уверена в возможности проехать в Англию сухим путем, - и она же основала первый настоящий университет в России - Московский. Ленивая и капризная, пугавшаяся всякой серьезной мысли, питавшая отвращение ко всякому деловому занятию, Елизавета не могла войти в сложные международные отношения тогдашней Европы и понять дипломатические хитросплетения своего канцлера Бестужева-Рюмина...».
Ключевский В. О. Исторические портреты. - М., 1991. - С. 237.
Учитель сообщает: будучи женщиной веселой и легкомысленной, Елизавета все дела поручала своим министрам и в первую очередь своим фаворитам. Один из них - Алексей Разумовский - сын бедного украинского казака, был назначен фельдмаршалом и возведен в графское достоинство. Елизавета тайно обвенчалась с ним.
Чтение дополнительного материала: Петр Шувалов и Иван Шувалов.
Учитель сообщает: внутреннюю политику правительства Елизаветы Петровны следует расценивать как возврат к порядкам времен Петра I.
Работа с учебником: ученики самостоятельно читают о внутренней политике Елизаветы - § 46, с. 53 - и выписывают основные факты в тетради. Учитель проверяет. Должны быть зафиксированы: отмена внутренних таможен; восстановление роли Сената; упорядочение центрального управления; восстановление прокурорского надзора; реформа армии и восстановление флота; увеличение дворянских привилегий.
Вывод: эпоха дворцовых переворотов характеризуется расширением привилегий дворянства. Упрочение позиций помещиков - главная цель внутренней политики
русского абсолютизма. Усилилось крепостное право. Дворянам жалуются деньги, земли, заводы, привилегии и монополии.
2. Внешняя политика России
а) Европейское направление;
б) Турецкое (южное) направление.
Слово учителя: рассмотрим внешнюю политику Росси после смерти Петра I до вступления на престол Екатерины И.
Борьба за польское наследство
Учитель сообщает: В 1733 г. умер польский король из Саксонской династии Август II. Началась борьба за «польское наследство». Россия еще со времен Петра I оказывала большое влияние на Польшу и стремилась сохранить свой контролировать и в дальнейшем.
Запись в тетрадях:
Французский кандидат: Станислав Лещинский. Русско-австрийский кандидат: Август III, сын Августа II.
По учебнику (с. 54) учитель рассказывает о событиях этой борьбы.
Борьба с Турцией и Крымом
Учитель сообщает: К концу правления Петра I наметилось обострение отношений России со многими государствами. В годы его правления Россия получила выход к Балтийскому морю. Тем не менее, нерешенной осталась проблема выхода к Черному морю. Здесь главным противником России стала Турция и зависевшее от нее Крымское ханство, непосредственно граничившее с Россией.
Работа с картой: используя карту и учебник (с. 54-55) учитель рассказывает о событиях русско-турецкой войны 1735-1739 г.
Учитель сообщает: Русской армией предводительствовали опытные полководцы - Б. Миних и П. Ласси. Однако, несмотря на успешные действия русской армии в большинстве сражений, в целом успехи были скромными, во многом из-за поражения союзницы России Австрии.
Запись в тетрадях:
Белградский мир 1739 г.: Россия вернула Турции Очаков и Кинбурн, Азов стал нейтральным городом. Россия не получила права держать флот на Черном море.
- Оцените итоги этого мира. (Несмотря па громкие победы и большие потери, Россия закончила войну почти без результата.)
Война со Швецией
Запись в тетрадях:
Русско-шведская война 1741-1743 г. Победа России. Мир в г. Або: отказ Швеции от претензий и небольшие территориальные приобретения России.
Семилетняя война
Учитель сообщает: Царствование Анны Иоанновны было отмечено большой, но безрезультатной войной с Турцией. В царствование Елизаветы Петровны, кроме войны со Швецией, развернулась большая европейская в,рйна, в которой Россия приняла активное участие. Она получила название Семилетней.
Запись в тетрадях:
Семилетняя война (1756-1763). Причины войны: возвышение Пруссии и агрессивная внешняя политика Фридриха II Великого в Восточной Европе. Антипрусская коалиция: Австрия, Франция, Россия, Швеция.
Учитель сообщает: Вступление в эту войну России было обусловлено как союзническими обязательствами, так и опасением, что прусский король Фридрих II может нацелиться на Польшу и Балтийское побережье Российской империи. Особенно очевидно это стало после захвата Фридрихом в 1756 г. Саксонии - союзника России.
Самостоятельная работа с учебником и таблицей: о ходе Семилетней войны ученики читают учебник на с. 55-58. Учитель воспроизводит на доске частично заполненную таблицу, а ученики в тетрадях завершают ее составление. Составляется таблица:
Семилетняя война
|
Учитель сообщает: Несмотря на победоносный характер военных действий и занятие столицы противника, именно Россия предлагает подписать перемирие. Этот, на первый взгляд, странный факт объясняется тем, что после смерти Елизаветы Петровны на российском престоле воцарился ее племянник, Петр III, немецкий принц (ему приписывают фразу: «Лучше быть полковником в армии Фридриха Великого, чем императором дикой России»). С Пруссией было подписано перемирие, русские войска эвакуированы со всех занятых ими территорий.
4. Запись в тетрадях:
Петр III Федорович (1761-1762)
Работа со схемой: учитель на основании схемы родства династии Романовых на заднем развороте (форзаце) учебника обосновывает права Петра III на престол
Учитель сообщает: Петр III был дурно образован и воспитан, бездарен и недальновиден, бездумно увлекался прусскими порядками. Однако за время его правления было издано довольно много важных указов.
Меры правительства Петра III: секуляризация церковных земель; прекращение преследований старообрядцев; ликвидация тайной канцелярии; издание манифеста «о вольности дворянства» (1762 г.).
За этими законами стояли приближенные нового царя, служившие еще при Елизавете Петровне.
Против Петра быстро созрел заговор в пользу его честолюбивой и хорошо образованной жены - будущей императрицы Екатерины II. Переворот не был случайностью: предложения о нем Екатерине поступали постоянно.
- Как вы считаете, почему был свергнут Петр, ведь он издал среди прочего «манифест о вольности дворянской», согласно которому отменялась обязанность дворянства служить? (Все эти указы еще не успели вступить в силу, а Петр уже зарекомендовал себя как человек с дурными наклонностями и, кроме того, сторонник прусских порядков, ненавистных в русской армии и гвардии.)
О судьбе Петра III и Ивана Антоновича ученики читают самостоятельно - с. 59.
II. Итог урока
Внешняя политика России данного периода не отличалась особой активностью, а действия сравнительно (если сравнивать с эпохой Петра I и Екатерины II) были не очень удачны, однако все равно русские солдаты и некоторые полководцы показали себя с лучшей стороны в том числе против лучшего полководца Европы того времени - Фридриха Великого. Однако основные задачи внешне политики решены в этот период не были - это прежде всего обеспечение свободного выхода к Черному и Средиземному морям.
Домашнее задание
§ 46, с. 52-59 и вопросы 1, 3-5 в конце параграфа.
Дополнительный материал для преподавателя
Верховный Тайный совет - высшее государственное учреждение в России в 1726— 1730 гг. Верховный тайный совет был создан указом Екатерины I от 8 февраля 1726 г. в итоге борьбы за власть между отдельными группировками дворянства. Вначале состоял из 7 членов, из которых А. Д. Ментиков, Ф. М. Апраксин, Г. И. Головкин, А, И. Остерман, П. А. Толстой выдвинулись при Петре I. Результатом компромисса с родовой знатью было включение в Верховный тайный совет князя Д. М. Голицына, представлявшего интересы родовой знати. Для нейтрализации влияния Меншикова в Верховный тайный совет был введен зять императрицы герцог Карл Голштинский. Формально Верховный тайный совет имел совещательный характер, но фактически решал все государственные дела. Коллегии находились под его контролем. Роль сената существенно ограничилась, его с тех пор стали называть «Высоким», а не «Правительствующим». Сначала Верховный тайный совет продолжал политику Петра Великого, но затем постепенно стал отходить от нее. Уступкой знати являлась ломка петровского административного аппарата, а также перенесение столицы обратно в Москву. При Петре II состав Верховного тайного совета изменился: теперь его членами были шесть представителей рода Голицыных, канцлер Г. И. Головкин и А. И. Остерман. Деятельность Верховного тайного совета теперь была направлена на ликвидацию результатов преобразований первой четверти XVIII в. После смерти Петра II Верховный тайный совет подготовил для приглашенной на трон племянницы Петра Великого Анны Иоанновны так называемые «Кондиции», подписав которые, императрица существенно ограничивала свою власть. Однако Анна публично разорвала документ после коронации, Верховный тайный совет был распущен, а авторы «Кондиции» подверглись опале.
Петр Иванович (1710-^4 762) и Иван Иванович (1727-1797) Шуваловы - происходили из старинного дворянского рода, выдвинулись при Елизавете Петровне. Петр Иванович - видный государственный деятель елизаветинской эпохи, сосредоточивший в своих руках практически все бразды правления. Активно занимался военным строительством. При его содействии в армии ввели новые образцы гаубиц (единорог). По его инициативе были уничтожены внутренние таможни, учреждались банки. Его двоюродный брат Иван Иванович прославился в большей степени как меценат и покровитель российской культуры и науки. Был фаворитом Елизаветы Петровны, имел на нее огромное влияние; он поддержал идею создания Московского университета, предоставив М. В. Ломоносову самые благоприятные условия для научных изысканий. По инициативе И. Шувалова учредили Академию художеств (1757 г.), была основана типография, издававшая «Московские ведомости». И. Шувалов также за свою жизнь собрал богатейшую коллекцию произведений искусства, которые он затем передал в дар Академии художеств и Эрмитажу.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 280.