Урок 45. Эпоха дворцовых переворотов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Цель урока: охарактеризовать внутреннюю и внешнюю политику преемников Пет­ра I. Дать представление о насущных общественных проблемах. Сравнить харак­тер правления Петра I и его преемников.

План урока:

Екатерина I и Верховный тайный совет.

Императрица Анна Иоанновна. Бироновщина.

Основные понятия: дворцовый переворот, Верховный Тайный совет.

Важнейшие даты: 1725-1727 гг. - правление Екатерины 1; 1727-1730 гг. - царст­вование Петра И; 1730-1740 гг. - царствование Анны Иоанновны.

 Оборудование урока: карта «Россия в XVII - 1760 г.», схема династии Романовых, «Россия в 1760-1800 гг.», схема «Участие России в Семилетней войне» на с. 57 учебника.

Рекомендуемая организация урока

I. Проверка домашнего задания

1. Вначале ученики по выбору учителя отвечают на заданные вопросы. Ответ на вопрос 2: экономические реформы были необходимы в первую оче­редь для успешного ведения Северной войны, дабы Россия развивала собственную промышленность. Экономические реформы состояли прежде всего в развитии ма­нуфактурного производства; организации новых металлургических заводов, на ко­торых использовался труд приписных и посессионных крестьян; организованном поиске и добыче полезных ископаемых; введении нового налогообложения (подуш­ная подать) через проведение подушной переписи мужского населения и ревизии; наконец, ведении протекционистской политики с помощью введения нового покро­вительственного таможенного тарифа. Промышленное производство к концу царст­вования Петра I значительно выросло, была создана основа новой промышленности

России, увеличились государственные доходы, что позволило в том числе содержать многочисленную хорошо вооруженную армию.

Ответ на вопрос 6: Табель о рангах вводила зафиксировала принцип чиновной, бюрократической выслуги, когда положение человека на иерархической лестнице ставилось прежде всего в зависимость от его личных способностей, а не от знатно­сти рода. Этот принцип создавал условия для более эффективного функционирова­ния чиновничьего аппарата.

2. Назначенный на предыдущем занятии ученик рассказывает о личности Пет­ра I. На доклад выделяется 10-15 минут. В докладе должна быть отмечена противо­речивость фигуры Петра в оценке потомков - не только историков, его достоинства (искренняя любовь к России, целеустремленность, работоспособность, просвещен­ность) и недостатки (крутость Нарва, доходящая подчас до жестокости, произвол в политике и быту). Докладчик должен подчеркнуть величие фигуры Петра в россий­ской истории

Таким образом, первая треть или даже половина урока посвящается проверке домашнего задания.

II. Изучение нового материала

1. Учитель сообщает: Мы закончили изучение эпохи Петра I и переходим к изучению истории России при его ближайших преемниках. После смерти Петра I встал вопрос о наследнике. Согласно указу о престолонаследии (1722 г.), император сам должен был назначить себе преемника. Петр пошел на этот шаг, опасаясь за судьбу реформ после дела царевича Алексея, который был казнен по приказу отца. Однако сам Петр так и не успел назначить наследника. Претендентами на престол оказались Екатерина Алексеевна, вдова Петра I (за ней стоял Меншиков), и его внук, Петр Алексеевич (его на троне хотели видеть представители старинных боярских родов, которых возглавлял Д. М. Голицын), которому тогда было 9 лет. Меншиков сумел лучше использовать сложившуюся ситуацию, и с помощью некоторых других приближенных Петра после смерти императора при поддержке гвардейских полков возвел на престол Екатерину Алексеевну. Поскольку она не проявляла государст­венных способностей, фактическим правителем страны стал сам Меншиков. Этим избранием открывается эпоха дворцовых переворотов в России.

Запись в тетрадях:

Дворцовый переворот - смена власти, совершавшаяся узким кругом из чле­нов придворных группировок и руками гвардейских полков.

- Как Вы думаете можно ли провести сравнение роли, которую играли гвар­дейцы в эпоху дворцовых переворотов, с ролью стрельцов в конце XVII в.? {Да, они играли сходную роль в политической жизни страны.)

- Какие еще исторические параллели Вы можете привести? {Преторианцы в Древнем Риме.)

Дворцовые перевороты не влекли за собой серьезных перемен в жизни страны. Важно понимать, что фактически власть осуществлялась не монархом непосредственно, а группой его приближенных, верхушкой бюрократии. Фавориты государя могли меняться, однако состав бюрократии в целом оставался неизменным, что пре­допределяло преемственность внешней и внутренней политики.

Рассказ учителя об учреждении Верховного тайного совета - см. Дополни­тельные материалы.

Работа с учебником: ученики самостоятельно читают о правительственном кри­зисе после смерти Екатерины I, возведении на престол Петра II и борьбе за влияние ни него - см. § 46, с. 49.

Работа со схемой: учитель на основании схемы родства династии Романовых на заднем развороте (форзаце) учебника обосновывает права Петра II на престол.

Запись в тетрадях:

Петр II Алексеевич, 172 7-1730 гг.

2. Учитель сообщает: После смерти Петра II «верховники» предложили трон Анне Иоанновне. Расчет был на то, что племянница Петра I и дочь его умершего брата Иоанна, жившая вне России, не будучи связанной ни с гвардией, ни с одной из политических группировок при дворе, станет послушной игрушкой в их руках. По инициативе влиятельного члена совета Д. М. Голицына для Анны были составлены письменные кондиции (условия), на которых она сможет взойти на российский пре­стол. Анна Иоанновна подписала их.

Работа со схемой: учитель на основании схемы родства династии Романовых на заднем развороте (форзаце) учебника обосновывает права Анны Иоанновны на пре­стол.

Запись в тетрадях:

Анна Иоанновна, 1730-1740 гг.

Работа с картой: покажите территорию герцогства Курляндского.

Работа с историческим источником: ученики читают текст кондиций и отве­чают на вопросы.

«...Еще обещаемся, что понеже целость и благополучие всякого государства от благих советов состоит, того ради мы ныне уже учрежденный Верховный тайный совет в восьми персонах всегда содержать и без оного Верховного тайного совета согласия:

1) Ни с кем войны не учинять.

2) Миру не заключать.

3) Верных наших подданных никакими новыми податями не отягощать.

4) В знатные чины, как в статцкие, так и в военные, сухопутные и морские, выше полковничья ранга не жаловать, ниже к знатным делам никого не определять, и гвардии и прочим полкам быть под ведением Верховного тайного совета.

5) У шляхетства живота и имения и чести без суда не отымать.

6) Вотчины и деревни не жаловать.

7) В придворные чины, как русских, так и иноземцев, без совету Верховного тайного совета не производить.

8) Государственные доходы в расход не употреблять - и всех верных своих подданных в неотменной своей милости содержать. А буде чего по сему обе­щанию не исполню и не додержу, то лишена буду короны российской».

- Какую власть получал Верховный тайный совет? (Фактически он получал верховную власть в государстве наряду с монархом и становился контроле­ром всех его действий. Его власть должна была опираться на гвардейские полки.)

- Какая бы власть установилась в России в случае претворения этих условий в жизнь? (В России установился бы олигархический режим, когда все решения об управлении государством принимались бы узким кругом членов Верховно­го тайного совета - представителей высшего чиновничества и родовой ари­стократии.)

Запись в тетрадях:

Кондиции существенно ограничивали самодержавие и вводили олигархиче­ское правление в стране.

Работа с учебником: ученики самостоятельно читают о том, как Анне Иоаннов- не удалось избавиться от кондиций и влияния Верховного тайного совета - § 46, с. 51.

- Почему именно гвардия и среднее дворянство поддержали сохранение само­державия? (Поскольку абсолютная монархия защищала именно их интересы от самовластия олигархии.)

Объяснение учителя (с записью в тетради учениками): Основные черты правления Анны Иоанновны:

а) Большая власть Кабинета (с 1731 г.) во главе с А. И. Остерманом.

б) Бироновщина. Всесильная роль при дворе фаворита императрицы Э. Бирона, который был сделан герцогом Курляндским.

в) Засилье иностранцев - прежде всего курляндских дворян - в государствен­ном управлении и армии и пренебрежении к местной аристократии и дворян­ству. Неуважение к российским обычаям.

г) Распущенность при дворе, неоправданная роскошь, казнокрадство.

д) Политический террор.

е) Относительный упадок политического веса России, расстройство во внут­ренних делах.

Работа с учебником: о «деле Волынского» и двух государственных переворотах ученики самостоятельно читают в учебнике - § 46, с. 52.

Запись в тетрадях:

Иоанн VI Антонович - 1740 г. (регентство Анны Леопольдовны).

 III. Итог урока

В эпоху «дворцовых переворотов» внешнеполитическое могущество России па­дает, наблюдается расстройство во внутренних делах. Преемники Петра I не были фигурами столь же выдающимися. Характерной для этого времени является борьба за власть между придворными группировками, в которых активное участи принима­ет гвардия.

Домашнее задание

§ 46, с. 48-52.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 253.