Пояснения к схеме (объясняет учитель):
Петр ввел новое, более последовательное, чем ранее, территориальное деление государства. Во главе основной территориальной единицы - губернии - стоял губернатор, сосредоточивший в своих руках всю полноту власти - административной, полицейской, судебной и финансовой.
Учитель сообщает: в результате государственных реформ Петра I в России произошла модернизация государственной власти по западному образцу. Петр пытался построить в России регулярное государство, основанное по заранее разработанному плану - на принципах разумности, с единой и идентичной в своих частях системой управления.
Важным принципом в управлении стал принцип коллегиальности - коллективной ответственности за решения, принимаемые в коллегиях. В 1720 г. был опубликован Генеральный регламент, закрепивший этот принцип и определивший основания функционирования коллегий.
Работа с учебником: ученики самостоятельно читают раздел учебника о подушной переписи и податной реформе (с. 39-40).
Запись в тетрадях: *
Введено подушное обложение (для крестьян и посадского населения). Дворяне и духовенство налогов не платили. В 1680-1724 гг. увеличение государственных доходов втрое.
III. Итог урока
Реформирование России при Петре I отличалось известной лихорадочностью и даже непоследовательностью. Во многом это было связано с ведением напряженной войны со Швецией. Реформы во многом служили усилению абсолютной власти монарха. В конце правления Петра I государственное устройство уже разительно отличалось от устройства Московской Руси, во многом следуя западноевропейским образцам. В России окончательно оформляется абсолютная монархия - система власти, при которой вся ее полнота принадлежит неограниченно одному человеку, стоящему во главе государства - царю (императору, королю).
Домашнее задание
1. § 44; ответить на вопросы 2, 6 в конце параграфа.
2. Рассказ одного из учеников о личности Петра I (см. Дополнительные материалы, а также материал § 45, с. 43-47).
Дополнительные материалы Петр Великий
Наружность Петра. Петр был великан, без малого трех аршин ростом, целой головой выше любой толпы, среди которой ему приходилось когда-либо стоять. Христосуясь на пасху, он постоянно должен был нагибаться до боли в спине. От природы он был силач; постоянное обращение с топором и молотком еще более развило его мускульную силу и сноровку. Он мог не только свернуть в трубку серебряную тарелку, но и перерезать ножом кусок сукна на лету. <...>
Одиннадцатилетний Петр был живым красивым мальчиком, как описывает его иноземный посол, представлявшийся в 1683 г. ему и его брату Ивану. Между тем как царь Иван в мономаховой шапке, нахлобученной на самые глаза, опущенные вниз и ни на кого не смотревшие, сидел мертвенной статуей на своем серебряном кресле под образами, рядом с ним на таком же кресле в другой мономаховой шапке, сооруженной по случаю двоецария, Петр смотрел на всех живо и самоуверенно, и ему не сиделось на месте. Впоследствии это впечатление портилось следами сильного нервного расстройства, причиной которого был либо детский испуг во время кровавых кремлевских сцен 1682 г., либо слишком часто повторявшиеся кутежи, надломившие здоровье еще не окрепшего организма, а вероятно, то и другое вместе. Очень рано, уже на двадцатом году, у него стала трястись голова и на красивом круглом лице в минуты раздумья или внутреннего волнения появлялись безобразившие его судороги. Все это вместе с родинкой на правой щеке и привычкой на ходу широко размахивать руками делало его фигуру всюду заметной. <...>
Торопливость стала его привычкой. Он вечно и во всем спешил. Его обычная походка, особенно при понятном размере его шага, была такова, что спутник с трудом поспевал за ним вприпрыжку. Ему трудно было долго усидеть на месте: на продолжительных пирах он часто вскакивал со стула и выбегал в другую комнату, чтобы размяться. Эта подвижность делала его в молодых летах большим охотником до танцев. Он был обычным и веселым гостем на домашних праздниках вельмож, купцов, мастеров, много и недурно танцевал, хотя не проходил методически курса танцевального искусства, а перенимал его «с одной практики» на вечерах у Лефорта. Если Петр не спал, не ехал, не пировал или не осматривал чего-нибудь, Он непременно что-нибудь строил. Руки его были вечно в работе, и с них не сходили мозоли. За ручной труд он брался при всяком представлявшемся к тому случае. В молодости, когда он еще многого не знал, осматривая фабрику или завод, он постоянно хватался за наблюдаемое дело. Ему трудно было оставаться простым зрителем чужой работы, особенно для него новой: рука инстинктивно просилась за инструмент; ему все хотелось сработать самому. Охота к рукомеслу развила в нем быструю сметливость и сноровку: зорко вглядевшись в незнакомую работу, он мигом усвоял ее. Ранняя наклонность к ремесленным занятиям, к технической работе обратилась у него в простую привычку, в безотчетный позыв: он хотел узнать и усвоить всякое новое дело, прежде чем успевал сообразить, на что оно ему понадобится. С летами он приобрел необъятную массу технических познаний. Уже в первую заграничную его поездку немецкие принцессы из разговора с ним вывели заключение, что он в совершенстве знал до 14 ремесел. <. .>
Из него, уроженца континентальной Москвы, вышел истый моряк, которому морской воздух нужен был, как вода рыбе. Этому воздуху вместе с постоянной физической деятельностью он сам приписывал целебное действие на свое здоровье, постоянно колеблемое разными излишествами. Отсюда же, вероятно, происходил и его несокрушимый, истинно матросский аппетит. Современники говорят, что он мог есть всегда и везде, когда бы ни приехал он в гости, до или после обеда, он сейчас готов был сесть за стол. Вставая рано, часу в пятом, он обедал в 11-12 часов и по окончании последнего блюда уходил соснуть. Даже на пиру в гостях он не отказывал себе в этом сне и, освеженный им, возвращался к собеседникам, снова готовый есть и пить.
Бросив кремлевские хоромы, Петр вывел и натянутую пышность прежней придворной жизни московских царей. При нем во всей Европе разве только двор прусского короля-скряги Фридриха Вильгельма I мог поспорить в простоте с петербургским; недаром Петр сравнивал себя с этим королем и говорил, что они оба не любят мотовства и роскоши. При Петре не видно было во дворце ни камергеров, ни камер-юнкеров, ни дорогой посуды. Обыкновенные расходы двора, поглощавшие прежде сотни тысяч рублей, при Петре не превышали 60 тысяч в год. Обычная прислуга царя состояла из 10-12 молодых дворян, большею частью незнатного происхождения, называвшихся денщиками. Петр не любил ни ливрей, ни дорогого шитья на платьях. <.. .>.
Ключевский В. О. Исторические портреты. - М, 1991. - С. 174-179.
Урок 44 (вариант II). Ролевая игра «Суд над Петром I»[*]
Цель урока: закрепить и углубить знания, полученные учащимися при изучении темы; дать нравственную оценку Петра I.
Роль учителя: председательствующий, арбитр. Он не должен подавлять учеников своим мнением, но может и должен исправлять явные ошибки учеников в фактах. В конце он оглашает окончательный вердикт на основе мнения присяжных.
В начале изучения темы перед учащимися ставится опережающая задача - собрать материал о жизни и деятельности Петра I (например, можно использовать произведения: Буганов В. И. Петр Великий и его время. Письма и бумаги императора Петра Великого в 2-х томах; Пашков Б. Г. Русь - Россия - Российская империя; Соловьев С. М. История России с древнейших времен, т. 1, кн. IX; Толстой А. Н. Петр I; Чистяков А. С. История Петра Великого и др.)
Ход игры
Одновременно ученикам - будущим свидетелям на суде - выдаются исторические справки с необходимой информацией о реальных государственных деятелях той эпохи или об абстрактных персонажах, роль которых им предстоит исполнить.
Свидетелями со стороны защиты выступают: А. Д. Меньшиков, Ф. Ю. Ромодановский, Ф. Лефорт, Б. П. Шереметьев и др. Свидетелями со стороны обвинения выступают: царевна Софья, царевич Алексей, митрополит Адриан, Евдокия Лопухина и другие. Обязанности председательствующего исполняет учитель, присяжными являются учащиеся. Процесс начинается с вступительных речей обвинения и защиты.
Примеры выступлений
Прокурор. Уважаемый суд! Господа присяжные! Вам предстоит сегодня рассмотреть и вынести свое решение о виновности Петра I. Обвинение намерено доказать вам, что так называемые «реформы», проводимые им, принесли русскому народу немало горя и страданий. Они стоили России огромных человеческих жертв, при нем грубо попирались национальные и религиозные чувства русских людей, всюду царили произвол чиновников, взяточничество и казнокрадство. И за все это он должен понести соответствующее наказание. Вот что обвинение намерено доказать, и мы это докажем!
Защитник. Уважаемый суд! Господа присяжные! Представитель обвинения только что назвал все проступки, в которых обвиняется подзащитный. Мы намерены опровергнуть их. Мы докажем вам, что действия обвиняемого были единственно следствием его стремления сделать Россию великой державой. Мы намерены доказать, что приняв страну в состоянии нестабильном, он оставил потомкам могучую империю, значительно расширившую свою территорию. И в своих действиях руководствовался он единственно соображениями пользы государственной. Вот что защита намерена доказать, и мы докажем это.
Затем для дачи показаний вызывается подсудимый, Петр I, вопросы которому поочередно задаются сторонами процесса. В соответствии с заранее установленным порядком начинается процедура допроса свидетелей, каждый из которых излагает свою версию событий.
Адвокат и прокурор могут задавать вопросы свидетелям. После свидетельских показаний они произносят свои речи.
В конце судебного заседания проходит голосование присяжных, каждый из которых объясняет свои мотивы принятого им решения.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 260.