Урок 42. Внешняя политика Петра I. Северная война
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Цель урока: охарактеризовать международную обстановку, в которой оказалась

Россия к началу 18 столетия, рассказать о ходе Северной войны, создании в Рос

сии армии нового образца и ее превращении в европейскую супердержаву.

План урока:

1. Мир с Турцией. Начало Северной войны;

2. Нарвское сражение;

3. Преобразование армии. Первые победы;

4. Перелом в войне. Полтавская битва.

Выдающиеся личности: Е. И. Украинцев, Карл XII, М. М. Голицын, Я. В. Брюс, И. С. Мазепа, Ф. М. Апраксин.

Важнейшие даты: 1700-1721 гг. - Северная война, 1700 г. - поражение русских под Нарвой, 16 мая 1703 г. - основание Санкт-Петербурга, 28 сентября 1708 г. - сражение у д. Лесной, 27 июня 1709 г. - Полтавская битва, 1710 г. - взятие рус­скими Риги, 1711 г. - Прутский поход, 27 июля 1714 г. - сражение у мыса Ган- гут, 1720 г. - победа русского флота при Гренгаме, 1721 г. - Ништадтский мир.

Оборудование урока: карта «Россия в XVII в. - 1760-х гг.»

Рекомендуемая организация уроков

I. Проверка домашнего задания. Ответы на вопросы.

- Почему Петр отправился в поход на Азов? (Россия обязана была вести воен­ные действия против Турции.)

- Почему первый азовский поход закончился неудачей? (Для осады Азова не­обходимо было иметь флот.)

- Каковы были цели Великого посольства? (Найти союзников для войны с Тур­цией.)

- Почему европейские страны не хотели воевать с Турцией? (Были заняты подготовкой к войне за «испанское наследство».)

Ученикам, подготовившим доклад, предлагается сделать сообщение.

II. Изучение нового материала

1. Учитель сообщает: этот и следующий уроки мы посвятим изучению «Север­ной войны», которая сделала Россию великой европейской державой.

Работа с картой. Учитель показывает на карте побережье Балтийского моря, территорию России, Швеции, Дании, Польши и Саксонии, направление первых уда­ров шведских войск, места постройки флота, основания Петропавловской крепости. Работа с классом. Ответы на вопросы.

- Какие страны вступили в Северный союз? (Россия, Дания, Саксония.)

- Почему Петр объявил войну Швеции именно 9 августа? (8 августа было за­ключено перемирие с Турцией.)

- Как Петр готовил Россию к войне? (Объявил первый рекрутский набор, нанял иностранных офицеров.)

Заполнение таблицы учениками в тетрадях. Таблица заполняется на уроке по хо­ду рассказа учителя.

 

 

Основные сражения Северной войны

  Год и место сражения Результат
  1700 г., ноябрь, Нарва Поражение русских войск
  1701 г., декабрь, Эрестефер под Дсрптом Победа русских войск под командованием Шере­метьева
  1702 г., июль, Гуммельсгоф Победа русских войск
  1702 г., октябрь Взятие Нотебурга (Орешек)
  1703 г., весна Падение Ниеншанца
  1704 г. Взятие городов Ям, Копорье, Дерпт, Нарва
1708 г., июль, Головчино Поражение русских войск под командованием Реп­нина
1708, август, Доброе Победа русских войск под командованием Голицина
1708, сентябрь, Лесная Победа русских войск над корпусом Левенгаупта
1709 г., июнь, Полтава Разгром армии Карла XII
1710г. Взятие Риги, Ревеля, Выборга, Кексгольма
1713 г., январь, фридрихштадт Победа русских войск
1713 г. Взятие городов Гельсингфоргс, Борго, Або, Штет­тин
1714 г., июль, м. Гангаут 11обеда русского флота
1714 г. Захват Аландских островов, высадка на побережье Швеции
1720 г., июль, о. Гренгам Победа русского флота

 

 

 

2. Работа с учебником. Самостоятельно чтение отрывка § 42, с. 22 - описание Нарвского сражения,

Диспут. Предложите ученикам высказать свое мнение о причинах проигрыша Нарвской битвы (рассматриваются различные варианты ответов).

Учитель сообщает: В самом начале войны Карл XII добился капитуляции Да­нии, выхода ее из состава Северного союза. Разбив русские войска под Нарвой, Карл счел, что Россия не Является серьезным противником и перебросил большую часть своих войск на террарию Польши. В 1706 г. польский король Август также капи­тулировал. Королем Польши стал ставленник Швеции Станислав Лещинский. Рос­сия потеряла последнего союзника. Карл XII готовился к походу на территорию России - было выбрано южное направление, поход на Украину, там шведы надея­лись получить помочь от украинского гетмана Мазепы.

3. Мнение историка. Ключевский считал, что реформаторская деятельность Петра не велась по заранее обдуманному плану - все его социально-экономические преобразования были вызваны необходимостью обеспечить возможность ведения военных действий на современном европейском уровне.

Самостоятельная работа с учебником (§ 42, с. 19, 21 и 23). Вычленить инфор­мацию, относящуюся  к преобразованию армии, и записать в тетрадях:

- рекрутские наборы - окончательный переход к регулярной армии,

- строительство заводов на Урале, переплавка колоколов на пушки,

- поиск денег - прибыльщики,

- основание СанГг-Петрбурга и Кронштадта (морские крепости),

- строительство флота на Олонецкой верфи

- подготовка офицерских кадров (Навигацкая школа).

Работа с картой контурными картами. Ученикам по выбору учителя предла­гается самостоятельно показать на карте места первых побед русской армии, место основания Санкт-Петербурга, путь, по которому флот переправлялся на Балтику. Все это фиксируется в контурных картах учеников.

4. Чтение дополнительного материала.

Вот как описывает историк Соловьев военные действия накануне Полтавского сражения.

Военные действия накануне Полтавской битвы

Петр распорядился чтоб в польских владениях не вступать с неприятелем в генеральную битву, а старался заманить его к своим границам, вредя ему при всяком удобном случае, особенно при переправе через реки. Петр находился в затруднительном положении, потому что Карл подолгу останавливался и неизвестно было, куда он направит путь. Петр в одно время укреплял и Москву и Петербург. Только в июне 1708 г. Карл переправился через Березину,

После жаркого дела при Головчине русское войско отступило, и Петр был доволен. «Зело бла­годарю бога, - писал он, что наши прежде генеральной баталии виделись с неприятелем хоро­шенько, и что всю его армию одна наша треть так выдержала и отошла». Подождав несколько времени в Могилеве своего генерала Левенгаупта и не дождавшись, Карл повернул на юго- восток, к реке Соже, потом на север, к Мстиславлю. У местечка Доброго князь Михаил Голи­цын напал на правое неприятельское крыло и поразил его; когда же сам король пришел на помощь, то Голицын отступил в порядке. Петр был доволен и писал: «Я, как начал служить, такого огня и порядочного действия от наших солдат не слыхал и не видал, и такого еще в сей войне король шведский ни от кого сам не видал. Боже! Не отыми милость свою от нас впред!» В сентябре Карл повернул к Украине; сам царь 28 сентября перехватил спешившего к нему Левенгаупта при деревне Лесной, недалеко от Пропойска, и поразил его наголову, взял всю артиллерию и обоз, на которые так надеялся Карл, «сия у нас победа, - по словам Петра, - может первая назваться, понеже над регулярным войском никогда такой не бывало, к тому же еще гораздо меньшим числом будучи пред неприятелем: тут первая проба солдатская была». Карл вошел в Украину. Малороссийский гетман Мазепа перешел на его сторону, перешли на его сторону запорожские казаки; но масса народная в Малороссии осталась верна русскому царю; Петр дал ей нового гетмана; Меншиков в виду шведов взял гетманскую столицу Ба­турин, которую защищали приверженцы Мазепы. Запорожская Сечь была разорена. Петр, по его словам, «с превеликою радостию услыхал о разорении проклятого места, которое корень злу и надежда неприятелю была».

Соловьев С. М. Чтения и рассказы по истории России. - М., J 989. - С. 517-518.

Работа с картой и контурными картами. Учитель показывает путь армии Кар­ла XII на Украину, места сражений. Ученики отмечают в контурных картах.

Работа с учебником. Изучение хода Полтавской битвы по плану на вклейке. Посмотрите также картину, изображающую Полтавское сражение, на с. 27.

Учитель сообщает: Разгром корпуса Левенгаупта не позволил обеспечить шведскую армию продовольствием. Трехмесячная осада Полтавы успехом не увен­чалась, шведские войска были измотаны, к тому же русская армия имела превосход­ство в артиллерии. Тем не менее, Петр шел на риск, решившись дать шведам гене­ральное сражение - генеральное сражение всегда чрезвычайно опасно, здесь можно было все выиграть или все проиграть, а русские войска никогда еще не выигрывали генерального сражения. Накануне Полтавской битвы Меншиков на виду у шведской армии взял Батурин, резиденцию украинских гетманов, что, разумеется, повлияло на моральный дух войск. Петр выбрал для своих войск выгодную позицию, в сражении умело маневрировал, не бросал в бой сразу все войска, лично ходил в атаку. Потери противника были огромны - 8 тысяч убитых, 3 тысячи раненых, 16 тысяч пленных. Карл XII бросил остатки своей армии и бежал к турецкой границе.

Работа с учебником. Чтение текста на с. 28 - описание обеда, данного Петром пленным шведским офицерам.

Диспут. Вопросы классу для общего обсуждения:

- Почему Петр назвал шведов своими учителями?

- Сравните обращение Карла и Петра к войскам перед битвой? В чем разница?

Слова какого полководца кажутся вам более убедительными и почему?

III. Итог урока

Северная война началась с разгрома российской армии. Однако Петр сумел сконцентрировать силы страны, создать боеспособную армию. Возросшее военное и экономическое могущество России вылилось в разгром шведов в Полтавском сра­жении. В войне наступает перелом.

Домашнее задание

Для 1-го варианта урока 43:

1. Чтение § 42, 43, ответы на вопросы.

2. Подготовка к игре по Северной войне, подготовка докладов о битвах при Гангуте и Гренгаме.

3. По желанию - подготовка биографических докладов: «Гетман Мазепа», «Карл XII», «Александр Меншиков», «Фельдмаршал Шереметев».

Для II-го варианта урока 43:

Изучить самостоятельно материал § 44. Учитель распределяет роли между уче­никами и рекомендует прочесть им дополнительную литературу.

 

Урок 43 (вариант I) Внешняя политика Петра I. Северная война (продолжение)

Цель урока: охарактеризовать международную обстановку, в которой оказалась Россия к началу 18 столетия, рассказать о ходе Северной войны, создании в Рос­сии армии нового образца и ее превращении в европейскую супердержаву.

План урока:

1. Новые победы. Восстановление Северного союза;

2. Прутский поход;

3. Сражения в Померании и Финляндии. Гангут и Гренгам;

4. Конец войны. Ништадтский мир.

Выдающиеся личности: Е. И. Украинцев, Карл XII, М. М. Голицын, Я. В. Брюс,

И. С. Мазепа, Ф. М. Апраксин.

Важнейшие даты: 1700-1721 гг. - Северная война, 1700 г. - поражение русских под Нарвой, 16 мая 1703 г. - основание Санкт-Петербурга, 28 сентября 1708 г. - сражение у д. Лесной, 27 июня 1709 г. - Полтавская битва, 1710 г. - взятие рус­скими Риги, 1711 г. - Прутский поход, 27 июля 1714 г. - сражение у мыса Ган­гут, 1720 г. - победа русского флота при Гренгаме, 1721 г. - Ништадтский мир.

Оборудование урока: карта «Россия в XVII в. - 1760-х гг.»

Рекомендуемая организация урока

I. Проверка домашнего задания. Ответы на вопросы

- Какие меры Петр принимал, чтобы создать мощную артиллерию? (Начал строить заводы, поощрял разведку полезных ископаемых, переливал колоко­ла на пушки, готовил кадры артиллеристов.)

- Кто такие прибыльщики? (Люди, которые занимались изобретением новых способов пополнения казны, прежде всего за счет налогов.)

- Чем отличается регулярная армия от ополчения? (Солдаты постоянно учат­ся военному делу, не имеют других занятий, приобретают боевой опыт.)

Ученикам, подготовившим доклад, предлагается сделать сообщение.

II. Изучение нового материала

1. Работа с картой. Учитель показывает классу территорию Прибалтики, куда с Украины переместились военные действия.

Запись в тетрадях:

1709 г. - восстановлен Северный союз.

2. Работа с учебником. Чтение текста (§ 43, с. 30-31), самостоятельный разбор обстоятельств Прутского похода.

Самостоятельная работа с картой (Прутский поход). Путь Российской и ту­рецкой армий отмечается в контурных картах.

Работа с классом. Ответы на вопросы.

- Что такое Сенат? (Высшее государственное учреждение, временный орган управления.)

- Каковы его полномочия? (Осуществляет управление страной в отсутствие государя, по его особому распоряжению, а также надзор за судебными де­лами и расходованием средств.)

3. Доклады. «Боевые действия русского флота у мыса Гангут» и «Морское сра­жение у острова Гренгам».

Работа с учебником. Чтение текста (с. 31) о высадке русского десанта на фин­ском побережье и овладении г. Або; о русских победах в Померании.

4. Работа с учебником. Чтение материала о завершении Северной войны (§ 45, с. 42-43).

Запись в тетрадях:

30 августа 1721 г. - Ништадтский мир.

Учитель сообщает: по условиям Ништадтского мира к России отошли Лифляндия, Эстляндия, Ингерманландия, часть Карелии с Выборгом, острова Эзель и Даго; Россия уплатила Швеции 2,5 млн. ефимков, оставила оккупированную территорию Финляндии и обещала сохранить привилегии прибалтийского дворянства.

Учитель показывает эти территории на карге, ученики отмечают их цветом в контурных картах.

Значение Северной войны было огромно: Россия получила выход к Балтийскому морю, статус «великой державы», закаленную армию, новые земли в Прибалтике и возможность активизировать свою внешнюю политику на других направлениях.

III. Итог урока

Россия победила в Северной войне одну из ведущих европейских держав - Шве­цию. Россия становится гегемоном в Восточной Европе, одной из «великих держав» Европы. Русская армия во всей полноте проявила свои прекрасные боевые качества. Отныне Россия входит в «оркестр» европейских государств полноправным и ува­жаемым членом.

Домашнее задяние

1. Чтение §44, 45.

2. Проверка таблицы «Основные сражения Северной войны».

Урок 43 (вариант 2). Игра по теме «Северная война»

Ученики делятся на группы, по странам - Россия, Швеция, Турция, Саксония (Польша), Дания, Пруссия, Франция, Голландия. Большинство стран могут пред­ставлять два участника игры, один из которых отвечает за дипломатические дейст­вия, другой - за военные. Россию, Швецию, Саксонию представляют также госуда­ри, военачальники, отдельные роды войск - в зависимости от числа учащихся в классе. Учащиеся самостоятельно готовят изобразительный материал - настенные или настольные планы сражений, либо обозначают место действия непосредственно в рамках классного помещения, используют изображения кораблей, пушек и проч. Игру можно начать непосредственно с 1700 г., либо - с Азовских походов и Велико­го посольства. Цель игры - создать у учащихся полноценную картину хода военных действий, показать, как в ходе войны создавалась российская армия. Желательно ввести в игру такие события, как строительство флота, заводов, создание артилле­

рии. Сценарий игры разрабатывается учащимися самостоятельно, с учетом советов учителя и индивидуальных консультаций. Тексты заявлений военачальников и ди­пломатов могут импровизироваться, в соответствии с общей логикой событий, одна­ко могут привлекаться и подлинные документы, например, речь Петра перед вой­сками. Нет необходимости добиваться полной точности в воссоздании событий, главное - вовлечь учеников в активное участие в процессе. Форма участия каждого игрока - высказывание от первого лица (исторический деятель), либо пересказ со­бытий, рассказ о поступках исторического деятеля в третьем лице. Обязательно должны быть отражены следующие события: создание Северного союза, Нарвская битва, взятие Нотебурга, основание Санкт-Петербурга, распад Северного союза, битва при Лесной, Полтавская битва, восстановление Северного союза, Прутский поход, битва у мыса Гангут, битва у острова Гренгам, Ништадтский мир.

Домашнее задание: см. вариант I.

 

Урок 44 (вариант I). Реформы и личность Петра I. Социально-экономическое положение России

Цель урока: рассказать о внутренних преобразованиях Петра I. Охарактеризовать

экономическое и социальное положение России в годы его правления.

План урока:

1. Экономическое развитие России. Протекционизм;

2. Изменения в организации сословий;

3. Реформы государственного управления.

Основные понятия: коллегия, генерал-прокурор, фискал, абсолютизм (абсолютная монархия), протекционизм, «Табель о рангах», майорат, Генеральный регламент, регулярное государство. Важнейшие даты: 1708-1710 гг. - введение губерний, 1711 г. - введение должно­сти фискалов, 1720-е гг. - ведение Главного магистрата и отдельных городовых магистратов, 1722 г. - введение должности генерал-прокурора, 1720 г. - Гене­ральный регламент, 1721 г. - учреждение Синода, 1722 г. - введение цехов в городах, 1724 г. - введение протекционистского таможенного тарифа. Оборудование урока: карта «Россия в XVII в. - 1760-х гг.».

Рекомендуемая организация урока

I. Проверка домашнего задания

Проверка таблицы «Основные сражения Северной войны».

II. Изучение нового материала

1. Учитель обращается к классу: сегодня мы обратимся к очень важной теме - реформам Петра I, которые изменили патриархальный облик России, сделали из провинциальной Московской Руси первостепенную европейскую державу. Учитель рисует схему на доске:

Учитель сообщает: Первостепенной считал Петр всемерное развитие россий­ской промышленности. Он прекрасно видел экономическое отставание России от

европейских государств. Развитие промышленности было также необходимо для успешного завершения Северной войны. Деятельность царя охватывала почти все сферы хозяйственной деятельности. Первая четверть XVIII в. стала эпохой значи­тельного роста мануфактур.

- Что такое мануфактура? (Промышленное предприятие капиталистического типа, на котором введено разделение труда.)

Учитель сообщает: Петр всемерно способствовал организации мануфактурного производства в России.

Самостоятельная работа с учебником: ученики самостоятельно читают раздел «Экономическое развитие» (§ 44, с. 34-36) и заполняют в тетрадях таблицу:

Экономическая политика Петра I

Мера Год Цель
1. Законы об изготовлении крестьянами полотна 2. Помощь П. Н. Демидову в организации метал­лургических заводов на Урале 3. Создание Бурмистерской палаты (Ратуши) и Главного магистрата 4. Организация цехов 5. Развитие мануфактур    

 

Учитель проверяет правильность ее составления.

- Какие отрасли промышленности правительство Петра I стремилось развивать прежде всего и почему? (Текстильное и металлургическое производство. Полотно шло на нужды армии - одежда солдат и паруса для кораблей. Про­дукция металлургического производства обеспечивала армию оружием. Соз­дание флота потребовало заведения корабельных верфей - Адмиралтейская верфь в Петербурге и др.)

Работа с картой: покажите районы строительства металлургических заводов - Тула, Урал, Карелия, Нерчинский сереброплавильный завод в Сибири.

Учитель сообщает: политикой правительства была передача государственных мануфактур в частные руки (дворянам, купцам) и предоставление им льгот, а также организация поисков полезных ископаемых.

Вывод: российская промышленность при Петре I сделала огромный скачок. Одна­ко развивались преимущественно отрасли, связанные с военной промышленностью.

Объяснение учителя: Характерные черты государственной экономической по­литики:

а) Протекционизм. Политика протекционизма - или меркантилизма (патерна­лизма), то есть покровительства, осуществляемого правительством в отно­шении отечественной промышленности и торговли прежде всего путем пре­доставления льготных условий для отечественных купцов и промышленни­ков и, наоборот, обложения высокими пошлинами привозных товаров. Тем самым искусственно завышалась цена на иноземные товары, конкурировав­шие с отечественными. Такую политику в то время проводили многие госу­дарства в Европе.

б) Широкое применение на мануфактурах принудительного труда крепостных крестьян: приписных (казенных, черносошных крестьян, которых правитель­ство принудительно приписывало для работы на заводе), посессионных (куп­ленных заводом).

Далее можно сразу перейти к разговору об изменениях в организации сословий, а можно зачитать исторический источник в качестве иллюстрации («Указ о разре­шении покупки деревень к заводам - § 44, с. 41.

3. Изучение изменения в сословной организации общества строится как совме­стная работа учителя и учеников по учебнику - § 44, с. 36-37. При этом ученики записывают основные понятия и факты в тетради по следующему плану:

Город

1. «Регулярные» и «нерегулярные» граждане.

2. Гильдии.

3. Количество городского населения к 1721 г. - 3,1%.

Дворянство

1. Шляхетство (от польского наименования дворянства).

2. Количество дворян в России.

3. Пополнение дворянства за счет выходцев из других сословий.

4. Указ о единонаследии 1714 г. - окончательное слияние поместий и вотчин. Цель указа: создать единый служебный привилегированный класс в России, внутри которого не было бы различий между простым дворянством и ари­стократией. Препятствовать дроблению дворянских имений в результате на­следования, дабм не допустить измельчания и разорения дворянства. Этот принцип наследования называется майорат.

5. «Табель о рангам». В нем был зафиксирован принцип чиновной, бюрократи­ческой выслуги Критерием оценки (конечно, во многом лишь на бумаге) становились не знатность или богатство, а личные заслуги. Этот документ - также важнейшая веха в создании бюрократического (чиновничьего) регу­лярного государства в России.

Пояснение учителя.  Петр создавал не сословное, а полицейское государство, в котором каждый его член, включая и государя, и дворянство имел свои привилегии и свои обязанности. Укрепление позиций дворян в качестве собственников поместий и душевладельцев не отменяло их обязанность служить. Для Петра все сословия имели свои права и свои обязанности в отношении государства - все они должны были трудиться на его благо. Польза же государства представлялась высшим бла­гом. В этом смысле сам царь являл собой пример труженика на благо государства.

3. Составление схемы.

Центральное государственное управление


 

Пояснения к схеме (объясняет учитель):

1) Во главе государства стоял и всей полнотой власти по-прежнему обладал царь.

2) Ближняя канцелярия пришла на смену Боярской думе, затем ее место занял Сенат.

3) В Сенате сосредоточилась судебная, административная и частично законода­тельная власть. Он руководил всеми учреждениями в государстве. Решения Сената были коллегиальными.

4) Генерал-прокурор и его заместитель обер-прокурор контролировали работу Сената. Им подчинялись фискалы, которые осуществляли контроль за всеми центральными и местными административными учреждениями.

5) Место нескольких десятков старых Московских приказов заняли коллегии - органы центрального управления - их было всего 11. Учитель перечисляет их (см. учебник, с. 38). К коллегиям примыкал Синод - центральный орган управления Церковью (в нем заседали церковные иерархи, которых назначал сам царьк а также Главный магистрат, управлявший всеми городами импе­рии. Преображенский приказ ведал политический сыском.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 299.