Цель урока: дать представление о молодости Петра, начале его правления и первых преобразованиях.
План урока:
1. Предпосылки петровских преобразований;
2. Юность Петра;
3. Молодые годы;
4. Азовские походы;
5. Великое посольство;
6. Возвращение в Москву. Первые новшества;
7. Городская реформа и начало реформы управления.
Выдающиеся личности: Ф. Я. Лефорт, П. Гордон, Б. П. Шереметев, Ф. А. Головин, Г. И. Головкин.
Основные понятия: потешные полки, Великое посольство, Ратуша, земская изба.
Важнейшие даты: 1695 г. - первый Азовский поход, 1696 г. - строительство судовых верфей в Воронеже, 1696 г. - второй Азовский поход, 1697-98 гг. - Великое посольство, лето 1698 г. - стрелецкое восстание, 19 декабря 1699 г. - начало нового летоисчисления (современного), 1699 г. - начало городской реформы, 1701 г. - устройство первой Навигационной (Навигацкой) школы.
Оборудование урока: карта «Россия в XVII в. - 1760-х гг.»
Рекомендуемая организация урока
I. Изучение нового материала
1. Учитель сообщает: Мы приступаем к изучению нового периода российской истории - эпохи петровских преобразований. Этот период теснейшим образом связан с личностью Петра I - однако истоки петровских преобразований следует искать в процессе экономического развития России, контактах с европейскими странами, обмирщении культуры, развивавшихся на протяжении всего XVII века. Россия не могла дольше оставаться в изоляции - рано или поздно, внутренние потребности и внешнее влияние должны были привести к реформам и сближению с европейскими странами. Действия Петра были резкими, часто жестокими, но всегда хорошо подготовленными, но они шли в русле тех изменений, которые начались еще при предыдущих царях - Михаиле Романове, Алексее Михайловиче, Федоре Алексеевиче, царевне Софье. Даже юношеское знакомство Петра с европейскими обычаями, европейской культурой стало возможно благодаря активному привлечению иностранных специалистов на русскую службу. Петр решительно подошел к проблемам, стоявшим перед страной и стал добиваться результатов радикальными методами, вкладывая в это всю свою огромную энергию. Беседа с классом.
- Какие задачи стояли перед Россией в это время?
Мнение историка. Прочтите мнение В. О. Ключевского по этому вопросу.
Задачи, стоявшие перед Россией накануне петровской эпохи
Вот важнейшие части этой программы:
1) мир и даже союз с Польшей;
2) борьба со Швецией за восточный балтийский берег, с Турцией и Крымом за южную Россию; 3) завершение переустройства войска в регулярную армию;
4) замена старой сложной системы прямых налогов двумя податями, подушной и поземельной; 5) развитие внешней торговли и внутренней обрабатывающей промышленности;
6) введение городского самоуправления с целью подъема производительности и благосостояния торгово-промышленного класса;
7) освобождение крепостных крестьян с землей;
8) заведение школ не только общеобразовательных с церковным характером, по и технических, приспособленных к нуждам государства, - и все это по иноземным образцам и даже с помощью иноземных руководителей.
Легко заметить, что совокупность этих преобразовательных задач есть не что иное, как преобразовательная программа Петра: эта программа была вся готова еще до начала деятельности преобразователя. В том и состоит значение московских государственных людей XVII в.: они не только создали атмосферу, в которой вырос и которой дышал преобразователь, но и начертали программу его деятельности, в некоторых отношениях шедшую даже дальше того, что он сделал.
Ключевский В. О. Исторические портреты. - М, 1991. - С. 150.
2. Учитель сообщает: Петр был возведен на трон десятилетнем мальчиком, в 1682 г. - последовавший вслед за этим стрелецкий бунт привел к установлению формального двоевластия - совместному правлению Петра и его старшего брата Ивана, при регенстве царевны Софьи. Детство Петра прошло в селе Преображенском, его не допускали ко двору, практически не готовили к занятию государственными делами, он получил не слишком хорошее домашнее образование - но он очень хотел учиться, искал любые возможности приобрести новые знания и в конце концов начал знакомится с европейской наукой и техникой благодаря иностранцам, состоявшим на царской службе.
Мнение историка. В. О. Ключевский пишет о Петре:
«До нас дошли учебные тетради Петра с задачами, им решенными, и объяснениями, написанными его же рукой. Из этих тетрадей прежде видим, как плохо обучен был Петр грамоте: он пишет невозможно, не соблюдает правил тогдашнего правописания, с трудом выводит буквы, не умеет разделять слов, пишет слова по выговору, между двумя согласными то и дело подозревает твердый знак... плохо вслушивается в непонятные ему математические термины... Но те же тетради дают видеть степень охоты, с какой Петр принялся за математику и военные науки. Он быстро прошел арифметику, геометрию, артиллерию и фортификацию, овладел астролябией, изучил строение крепостей, умел вычислять полет пушечного ядра». Подростком Петр начал посещать находившуюся рядом с Преображенским Немецкую слободу, нашел там новых друзей - опытного старого военного, шотландца генерала Патрика Гордона и молодого офицера, швейцарца Франца Лефорта. Одновременно ему удалось окружить себя молодыми русскими слугами, среди которых быстро выделился Александр Меншиков, быстро ставший правой рукой Петра. Петр увлекался военным делом - для царских забав из детей окрестных крестьян было набрано два «потешных полка», иностранные офицеры обучали их военному делу, Петр проводил с ними потешные бои и маневры и именно эти полки стали в последствии основой петровской армии - гвардейскими Преображенским и Семеновским полками».
3. Учитель сообщает: В 1689 г., после свержения Софьи, власть перешла в руки родственников Петра, Нарышкиных. Петр не сразу стал принимать непосредственное участие в управлении страной - он продолжал заниматься потешными полками, строил первые, еще очень небольшие суда на Переяславском озере, веселился и пировал с друзьями. В окружение молодого царя, помимо Меншикова и Лефорта, вошли молодые представители старых дворянских и боярских родов - Апраксин, Головин, Головкин, а также Ромодановский, как и Петр, проявлявшие большой интерес к Европе и европейским новшествам. В 1689 году Петр женился, по воле матери, на Евдокии Лопухине, у него родился сын Алексей, однако это не смогло привязать его к дому и сделать приверженцем старины, как на то надеялась правящая боярская верхушка. Он мечтал о постройке флота, распространении в России европейских обычаев, превращении ее в современную европейскую державу, но долгое время не предпринимал никаких решительных действий, ограничившись поездкой в Архангельск и постройкой «потешной» крепости для новых маневров - под Москвой, в Кожухово. Формально сохранялось также соправительство Петра с братом Иваном, умершим в 1696 г.
4. Учитель сообщает: К решительным действиям Петр перешел, отправившись в 1686 г. в первый поход на Азов. В соответствии с ранее взятыми на себя международными обязательствами Россия должна была продолжить военные действия против Османской империи. Петр надеялся, овладев Азовом, получить выход в Черное море. Он лично участвовал в походах, анализировал недостатки русской армии, принимал решения об изменении тактики и стратегии.
Работа с картой. Учитель показывает на карте побережье Азовского и Черного морей, границы России, Османской империи, вассального Крымского ханства, Речи Посполитой, направления первого и второго Азовских походов, места постройки флота.
Первый поход на Азов закончился неудачей. Трехмесячная осада города с суши ни к чему не привела - русская армия вынуждена была отступить. В январе по указу Петра в Воронеже, на берегах рек Дона и Вороны, начали строить флот, который затем был спущен в устье Дона. В мае 1696 года начался второй поход на Азов, который осадили не только с суши, но и с моря, турецкий гарнизон капитулировал. Надеясь создать базу для будущего господства России на Черном море, Петр основал неподалеку от Азова крепость Таганрог.
5. Учитель сообщает: Для продолжения войны с Турцией требовалось получить поддержку от союзников. В 1697 г. Петр объявил об отправке в Европу «Великого посольства» - во главе его были поставлены глава Посольского приказа Федор Головин, думный дьяк Прокофий Возницин, и произведенный в чин генерал-адмирала Франц Лефорт. Сам Петр, мечтавший увидеть Европу, также был в составе посольства, но инкогнито - русский дипломатический этикет не позволял царю отправляться за границу. Помимо дипломатических задач, посольство должно было заняться наймом офицеров, солдат и матросов на русскую службу, закупкой оружия.
Работа с контурной картой. По ходу сообщения учителя ученики отмечают путь «Великого посольства».
В марте 1697 г. Великое посольство выехало из Москвы, через Ригу, Курляндию и немецкие княжества отправилось в Голландию, затем в Англию и в Австрию. Путешествие заняло более года, однако было прервано летом 1698 - Петр, собиравшийся в Венецию, узнал о стрелецком восстании в Москве. Заручиться поддержкой союзников в борьбе против Турции не удалось, так как европейские державы были ыпяты подготовкой к войне за «испанское наследство». На обратном пути в Россию 11етр встретился с курфюрстом саксонским Августом II, который склонил его к заключению военного союза против Швеции.
Работа с учебником. Учитель зачитывает текст на стр. 16 - рассказ о посещении Петром английского парламента.
6. Учитель сообщает: По возвращении в Москву Петр не просто расправился с лидерами стрелецкого бунта, но расформировал стрелецкие полки и объявил первый в истории России рекрутский набор - отныне стрельцов должны были заменить солдаты регулярной, построенной по европейскому образцу армии. Началась подготовка к войне со Швецией. Для работы в России было приглашено большое число иностранных специалистов, в Москве открылась первая Навигацкая школа, шла подготовка к строительству нового флота. Чтобы ускорить процесс вхождения России в состав великих держав, Петр решил силой ввести европейские порядки - запретил ношение бороды, обязал носить при дворе европейское платье, проводить ассамблеи, ввел новое летоисчисление, гражданский шрифт.
7. Самостоятельная работа с учебником (§ 41, с. 18-20) и беседа по вопросам к тексту.
- Каковы были цели проведенной Петром в 1699 г. первой городской реформы? (Избавить купцов от злоупотреблений со стороны приказных, обеспечить условия для развития промышленности, увеличить сбор налогов с купечества, которые должны били пойти на создание новой армии.)
- Что такое Ратуша и земские избы? (Центральный и местные органы городского самоуправления.)
- Каким образом изменился состав и роль Боярской думы в конце XVII в.? (Царь перестал назначать новых членов Боярской думы, поставил председательствовать на ее заседаниях Думе князя Ромодановского, не являвшегося формально ее членом, перестал отдавать на рассмотрение Думы важные государственные вопросы, все решения принимал единолично.)
- Почему Петр не допустил избрания нового патриарха? (Петр не хотел, чтобы церковь была самостоятельна и сильна, боясь, что она может мешать ему в проведении преобразований.)
II. Итог урока
Уже первые шаги Петра I как самостоятельного правителя дают представление о его будущем политическом курсе: жесткое подавление оппозиции внутри страны, активная внешняя политика, реформа внутреннего управления с опорой на западноевропейские образцы.
Домашнее задание
1. § 41, ответить на вопросы (вопросы см. в следующем уроке, проверка домашнего задания).
2. Дополнительное задание. Подготовка докладов на следующие темы: «Стрелецкие бунты в конце XVII в.», «Формирование личности Петра I», «Великое посольство: что увидел Петр и его спутники в Европе», «Новые порядки: что и как Петр заставил изменить в жизни своих подданных». JJum-pa: Энциклопедия для детей. - Т. 5. - Ч. 1. - М., Аванта+, 1995. - С. 482-490, 491-499, 500-508, 495-497, 507-508 соответственно.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 382.