Урок 41. Начало славных дел Петра
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Цель урока: дать представление о молодости Петра, начале его правления и первых преобразованиях.

План урока:

1. Предпосылки петровских преобразований;

2. Юность Петра;

3. Молодые годы;

4. Азовские походы;

5. Великое посольство;

6. Возвращение в Москву. Первые новшества;

7. Городская реформа и начало реформы управления.

Выдающиеся личности: Ф. Я. Лефорт, П. Гордон, Б. П. Шереметев, Ф. А. Головин, Г. И. Головкин.

Основные понятия: потешные полки, Великое посольство, Ратуша, земская изба.

Важнейшие даты: 1695 г. - первый Азовский поход, 1696 г. - строительство судо­вых верфей в Воронеже, 1696 г. - второй Азовский поход, 1697-98 гг. - Великое посольство, лето 1698 г. - стрелецкое восстание, 19 декабря 1699 г. - начало но­вого летоисчисления (современного), 1699 г. - начало городской реформы, 1701 г. - устройство первой Навигационной (Навигацкой) школы.

Оборудование урока: карта «Россия в XVII в. - 1760-х гг.»

Рекомендуемая организация урока

I. Изучение нового материала

1. Учитель сообщает: Мы приступаем к изучению нового периода российской истории - эпохи петровских преобразований. Этот период теснейшим образом свя­зан с личностью Петра I - однако истоки петровских преобразований следует искать в процессе экономического развития России, контактах с европейскими странами, обмирщении культуры, развивавшихся на протяжении всего XVII века. Россия не могла дольше оставаться в изоляции - рано или поздно, внутренние потребности и внешнее влияние должны были привести к реформам и сближению с европейскими странами. Действия Петра были резкими, часто жестокими, но всегда хорошо подго­товленными, но они шли в русле тех изменений, которые начались еще при преды­дущих царях - Михаиле Романове, Алексее Михайловиче, Федоре Алексеевиче, царевне Софье. Даже юношеское знакомство Петра с европейскими обычаями, ев­ропейской культурой стало возможно благодаря активному привлечению иностран­ных специалистов на русскую службу. Петр решительно подошел к проблемам, сто­явшим перед страной и стал добиваться результатов радикальными методами, вкла­дывая в это всю свою огромную энергию. Беседа с классом.

- Какие задачи стояли перед Россией в это время?

Мнение историка. Прочтите мнение В. О. Ключевского по этому вопросу.

Задачи, стоявшие перед Россией накануне петровской эпохи

Вот важнейшие части этой программы:

 1) мир и даже союз с Польшей;

 2) борьба со Швецией за восточный балтийский берег, с Турцией и Крымом за южную Россию; 3) за­вершение переустройства войска в регулярную армию;

4) замена старой сложной системы прямых налогов двумя податями, подушной и поземельной; 5) развитие внешней торговли и внутренней обрабатывающей промышленности;

6) введение городского самоуправления с целью подъема производительности и благосостояния торгово-промышленного класса;

7) освобождение крепостных крестьян с землей;

8) заведение школ не только общеобразова­тельных с церковным характером, по и технических, приспособленных к нуждам государ­ства, - и все это по иноземным образцам и даже с помощью иноземных руководителей.

Легко заметить, что совокупность этих преобразовательных задач есть не что иное, как преобразовательная программа Петра: эта программа была вся готова еще до начала дея­тельности преобразователя. В том и состоит значение московских государственных людей XVII в.: они не только создали атмосферу, в которой вырос и которой дышал преобра­зователь, но и начертали программу его деятельности, в некоторых отношениях шедшую даже дальше того, что он сделал.

Ключевский В. О. Исторические портреты. - М, 1991. - С. 150.

2. Учитель сообщает: Петр был возведен на трон десятилетнем мальчиком, в 1682 г. - последовавший вслед за этим стрелецкий бунт привел к установлению фор­мального двоевластия - совместному правлению Петра и его старшего брата Ивана, при регенстве царевны Софьи. Детство Петра прошло в селе Преображенском, его не допускали ко двору, практически не готовили к занятию государственными делами, он получил не слишком хорошее домашнее образование - но он очень хотел учиться, искал любые возможности приобрести новые знания и в конце концов начал знако­мится с европейской наукой и техникой благодаря иностранцам, состоявшим на цар­ской службе.

Мнение историка. В. О. Ключевский пишет о Петре:

«До нас дошли учебные тетради Петра с задачами, им решенными, и объяснениями, написанными его же рукой. Из этих тетрадей прежде видим, как плохо обучен был Петр грамоте: он пишет невозможно, не соблюдает правил тогдашнего правописания, с тру­дом выводит буквы, не умеет разделять слов, пишет слова по выговору, между двумя со­гласными то и дело подозревает твердый знак... плохо вслушивается в непонятные ему математические термины... Но те же тетради дают видеть степень охоты, с какой Петр принялся за математику и военные науки. Он быстро прошел арифметику, геометрию, артиллерию и фортификацию, овладел астролябией, изучил строение крепостей, умел вычислять полет пушечного ядра». Подростком Петр начал посещать находившуюся ря­дом с Преображенским Немецкую слободу, нашел там новых друзей - опытного старого военного, шотландца генерала Патрика Гордона и молодого офицера, швейцарца Франца Лефорта. Одновременно ему удалось окружить себя молодыми русскими слугами, среди которых быстро выделился Александр Меншиков, быстро ставший правой рукой Петра. Петр увлекался военным делом - для царских забав из детей окрестных крестьян было набрано два «потешных полка», иностранные офицеры обучали их военному делу, Петр проводил с ними потешные бои и маневры и именно эти полки стали в последствии ос­новой петровской армии - гвардейскими Преображенским и Семеновским полками».

3. Учитель сообщает: В 1689 г., после свержения Софьи, власть перешла в руки родственников Петра, Нарышкиных. Петр не сразу стал принимать непосредствен­ное участие в управлении страной - он продолжал заниматься потешными полками, строил первые, еще очень небольшие суда на Переяславском озере, веселился и пи­ровал с друзьями. В окружение молодого царя, помимо Меншикова и Лефорта, во­шли молодые представители старых дворянских и боярских родов - Апраксин, Го­ловин, Головкин, а также Ромодановский, как и Петр, проявлявшие большой инте­рес к Европе и европейским новшествам. В 1689 году Петр женился, по воле матери, на Евдокии Лопухине, у него родился сын Алексей, однако это не смогло привязать его к дому и сделать приверженцем старины, как на то надеялась правящая боярская верхушка. Он мечтал о постройке флота, распространении в России европейских обычаев, превращении ее в современную европейскую державу, но долгое время не предпринимал никаких решительных действий, ограничившись поездкой в Архан­гельск и постройкой «потешной» крепости для новых маневров - под Москвой, в Кожухово. Формально сохранялось также соправительство Петра с братом Иваном, умершим в 1696 г.

4. Учитель сообщает: К решительным действиям Петр перешел, отправившись в 1686 г. в первый поход на Азов. В соответствии с ранее взятыми на себя междуна­родными обязательствами Россия должна была продолжить военные действия про­тив Османской империи. Петр надеялся, овладев Азовом, получить выход в Черное море. Он лично участвовал в походах, анализировал недостатки русской армии, принимал решения об изменении тактики и стратегии.

Работа с картой. Учитель показывает на карте побережье Азовского и Черного морей, границы России, Османской империи, вассального Крымского ханства, Речи Посполитой, направления первого и второго Азовских походов, места постройки флота.

Первый поход на Азов закончился неудачей. Трехмесячная осада города с суши ни к чему не привела - русская армия вынуждена была отступить. В январе по указу Петра в Воронеже, на берегах рек Дона и Вороны, начали строить флот, который затем был спущен в устье Дона. В мае 1696 года начался второй поход на Азов, ко­торый осадили не только с суши, но и с моря, турецкий гарнизон капитулировал. Надеясь создать базу для будущего господства России на Черном море, Петр осно­вал неподалеку от Азова крепость Таганрог.

5. Учитель сообщает: Для продолжения войны с Турцией требовалось получить поддержку от союзников. В 1697 г. Петр объявил об отправке в Европу «Великого посольства» - во главе его были поставлены глава Посольского приказа Федор Го­ловин, думный дьяк Прокофий Возницин, и произведенный в чин генерал-адмирала Франц Лефорт. Сам Петр, мечтавший увидеть Европу, также был в составе посоль­ства, но инкогнито - русский дипломатический этикет не позволял царю отправ­ляться за границу. Помимо дипломатических задач, посольство должно было занять­ся наймом офицеров, солдат и матросов на русскую службу, закупкой оружия.

Работа с контурной картой. По ходу сообщения учителя ученики отмечают путь «Великого посольства».

В марте 1697 г. Великое посольство выехало из Москвы, через Ригу, Курляндию и немецкие княжества отправилось в Голландию, затем в Англию и в Австрию. Пу­тешествие заняло более года, однако было прервано летом 1698 - Петр, собирав­шийся в Венецию, узнал о стрелецком восстании в Москве. Заручиться поддержкой союзников в борьбе против Турции не удалось, так как европейские державы были ыпяты подготовкой к войне за «испанское наследство». На обратном пути в Россию 11етр встретился с курфюрстом саксонским Августом II, который склонил его к за­ключению военного союза против Швеции.

Работа с учебником. Учитель зачитывает текст на стр. 16 - рассказ о посеще­нии Петром английского парламента.

6. Учитель сообщает: По возвращении в Москву Петр не просто расправился с лидерами стрелецкого бунта, но расформировал стрелецкие полки и объявил первый в истории России рекрутский набор - отныне стрельцов должны были заменить сол­даты регулярной, построенной по европейскому образцу армии. Началась подготов­ка к войне со Швецией. Для работы в России было приглашено большое число ино­странных специалистов, в Москве открылась первая Навигацкая школа, шла подго­товка к строительству нового флота. Чтобы ускорить процесс вхождения России в состав великих держав, Петр решил силой ввести европейские порядки - запретил ношение бороды, обязал носить при дворе европейское платье, проводить ассамб­леи, ввел новое летоисчисление, гражданский шрифт.

7. Самостоятельная работа с учебником (§ 41, с. 18-20) и беседа по вопросам к тексту.

- Каковы были цели проведенной Петром в 1699 г. первой городской рефор­мы? (Избавить купцов от злоупотреблений со стороны приказных, обеспе­чить условия для развития промышленности, увеличить сбор налогов с купе­чества, которые должны били пойти на создание новой армии.)

- Что такое Ратуша и земские избы? (Центральный и местные органы город­ского самоуправления.)

- Каким образом изменился состав и роль Боярской думы в конце XVII в.? (Царь перестал назначать новых членов Боярской думы, поставил предсе­дательствовать на ее заседаниях Думе князя Ромодановского, не являвшего­ся формально ее членом, перестал отдавать на рассмотрение Думы важные государственные вопросы, все решения принимал единолично.)

- Почему Петр не допустил избрания нового патриарха? (Петр не хотел, что­бы церковь была самостоятельна и сильна, боясь, что она может мешать ему в проведении преобразований.)

II. Итог урока

Уже первые шаги Петра I как самостоятельного правителя дают представление о его будущем политическом курсе: жесткое подавление оппозиции внутри страны, активная внешняя политика, реформа внутреннего управления с опорой на западно­европейские образцы.

Домашнее задание

1. § 41, ответить на вопросы (вопросы см. в следующем уроке, проверка до­машнего задания).

2. Дополнительное задание. Подготовка докладов на следующие темы: «Стре­лецкие бунты в конце XVII в.», «Формирование личности Петра I», «Великое посольство: что увидел Петр и его спутники в Европе», «Новые порядки: что и как Петр заставил изменить в жизни своих подданных». JJum-pa: Энцикло­педия для детей. - Т. 5. - Ч. 1. - М., Аванта+, 1995. - С. 482-490, 491-499, 500-508, 495-497, 507-508 соответственно.

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 293.