Урок 40. Обобщающий урок первой части курса «Киевская Русь», «Феодальная раздробленность на Руси», «Московская Русь», «Россия в XVII в.»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Цель урока: повторение пройденного в 10 классе материала по русской истории. Выяснение уровня знаний и степени усвоения материала.

Рекомендуемая организация урока

I. Письменный опрос на знание терминов

Раздайте заранее подготовленные карточки с терминами. Например:

Вариант 1 вотчина, дьяк, местничество
Вариант 2 кормление, всероссийский рынок, дикое поле
Вариант 3 вече, мелкое товарное производство, закупы
Вариант 4 митрополит, крепостное право, самозванчество
Вариант 5 домен, кормление, абсолютизм
Вариант 6 посадник, сословная монархия, слобода
Вариант 7 феодализм, стрельцы, патриарх
Вариант 8 бояре, униаты, приказы
Вариант 9 дворянство, рада, починок
Вариант 10 барщина, гетман, приказные люди

 

II. О ком писал В. О. Ключевский?

Предложите ученикам определить, о ком писал В. О. Ключевский:

1. «________ больше задумывал, чем сделал... он не был государствен­ный делец. Односторонне себялюбивое и мнительное направление его поли­тической мысли при его нервной возбужденности лишало его практического такта, политического глазомера, чутья действительности»;

2. «Примером своей жизни, высотой своего духа __  поднял

упавший дух родного народа, пробудил в нем доверие к себе, к своим силам, вдохнул веру в свое будущее»;

3. «________ был горячий поклонник Запада, для которого он отрешился

от многих заветных преданий русской старины... При его содействии состо­ялся в 1686 г. Московский договор о вечном мире с Польшей, по которому Московское государство приняло участие в коалиционной борьбе с Турцией в союзе с Польшей, Германской империей и Венецией»;

4. «Этому царю пришлось стоять в потоке самых важных внутренних и внеш­них движений. _____ принял в преобразовательном движении позу,

соответствующую такому взгляду на дело: одной ногой он еще крепко упи­рался в родную православную старину, а другую уже занес было за ее черту, да так и остался в этом нерешительном переходном положении»;

5. «В 1658 г. его усилиями заключено было Валиесарское перемирие со Шве­цией, условия которого превзошли ожидания самого царя Алексея»;

6. «В 1601 г. едва кончился весенний сев, полили страшные дожди и лили все лето. Полевые работы прекратились. Хлеб не вызрел... наступил трехлетний голод. Царь не жалел казны, цедро раздавал в Москве милостыню, предпри­нял обширные постройки, чтобы доставить заработок нуждающимся».

Ответы:

1. Иван Грозный; 2. Сергий Радонежский; 3. В. В. Голицын; 4. Алексей Михай­лович; 5. A. JI. Ордин-Нащокин; 6. Борис Годунов.

III. Исторические задачи

1. Княгиня Ольга в отместку за убитого древлянами мужа творила неимоверные жестокости: закапывала живыми послов, сжигала их в бане, хитростью по­дожгла и уничтожила вместе с жителями (и птичками) столицу древлян Ис- коростень. И тем не менее Православная церковь канонизировала Ольгу. По­чему? {Жестокости Ольги оправданы царствовавшим в те времена законом кровной мести. Церковь же более привлекает в Ольге то, что она по своей инициативе поехала в Византию, где приняла крещение, а также обратила в православие часть киевлян.)

2. Почему Святослав, оставив стольный Киев, захотел вдруг жить в Переяслав- це на Дунае? Ему не нравился Киев? {Святослав считал Переяславец на Ду­нае серединой своей земли, через этот город проходили многие торговые пути, сюда стекались богатства из разных стран.)

3. Русские княжества боролись за право получения великокняжеского ярлыка. Но вот парадоксальный факт: в начале XIV в. новгородцы стали подкупать татарских вельмож, чтобы великое княжение получил московский князь. Не­ужели самому Новгороду, более богатому и сильному, чем Москва, не хоте­лось быть первым на Руси? {В начале XIV в. шла борьба за первенство меж­ду тверскими и московскими князьями. Новгород напрямую в этой борьбе не участвовал, но поддерживал то княжество, которое выигрывало в Каракоруме или Сарае. А в это время выигрывала Москва. Кроме того, Новгород, проявив лояльность к Московскому княжеству, надеялся расширить свои права.)

4. Почему народ отверг выборного царя Бориса Годунова на основании его «выборности» как незаконного, но признал власть также избранного Земским собором Михаила Романова? {Собор 1613 г. был более «представительным» органом, нежели прежде, поскольку в нем широко были представлены черно­сошные крестьяне, посадские люди, казачество. Кроме того, в условиях не­доверия крестьян, горожан и мелкого дворянства к боярам и любым их ставленникам, резко выросла роль церковного авторитета (Филарета), при­зывавшего верующих на борьбу с католическими захватчиками и непосред­ственно участвующего в ней.) 5. Почему монгольская конница была такой эффективной? {Для монголов искус­ство верховой езды было превыше всего. Дети одновременно учились ездить верхом и ходить. Короткие луки монголов имели дальность стрельбы более 275 м. У каждого всадника было примерно по 60 стрел двух видов: легких, дальнобойных, и стрел с тяжелыми наконечниками для ближнего боя. Всад­ник также был вооружен саблей, топориком, кинжалом, привязанным к ру­ке, и щитом. Непромокаемая седельная сумка, в которой лежали чистая одежда, рыболовные крючки, леска, котелок и кожаные фляжки, могла быть закрыта и использована при переплывах через реки. Монголы успешно действовали против пехоты. Они могли исчезнуть, как мираж, а могли за­крыть ордами горизонт.)

IV. Работа с источником

Зачитайте ученикам источник и попросите их определить, когда он был написан и о каком русском правителе идет речь.

«Да о том добре дивится Петр, волоский воевода, и говорит так: "Великий государь, сильный царь благоверный таковыя великия досады терпит от своего недруга, от казанскаго царя, то ему пущей недруг, казанской царь; не надобе ему тако много терпети. Так был Маг- мет-саптан, турокой царь, ко Царю граду дань давал, з благоверным царем жил в великом смирении безбранно; а отец его разбойник был на море и турскую землю осилел и засел, и потом грех ради наших Магмет-салтан, турской царь, разбойнический род, осилел и Царьград взял, и благовернаго царя Констянтина потребил, и красоту церковную обезчестил, и звон церковный поотнимал, и кресты с церквей поснимал, и образы чудотворные из церквей нече­стно выносил, и в церквах божиих мизгити (мечети) поделал на свои скверныя молитвы».

Ответ-. Источник был написан после 1453 г., т. е. после падения Константинополя и до взятия Казани, т. е. до 1552 г. Возможные правители: Василий II, Иван III, Васи­лий III, Иван IV. На самом деле это «Большая челобитная И. С. Пересветова» (1549 г.).

V. Устный опрос

1. Покажите ученикам фотографии различных архитектурных памятников, ре­продукции икон и парсун. Предложите им определить время их создания.

2. Предложите ученикам выделить основные этапы закрепощения крестьянства.

I этап: по «Русской правде» смерд и закуп, работавшие на феодала - крепо­стники. Если смерд или закуп умирал без наследников по мужской линии его имущество переходило к феодалу.

II этап: время складывания централизованного государства, ограничивается право перехода от одного феодала к другому.

III этап: 1497 г. - «Судебник» Ивана III официально ввел день перехода - Юрьев день осенний - 26 ноября. Была введена плата за «пожилое».

IV этап: 1550 г. - «Судебник» Ивана IV подтверждает право перехода в Юрьев день и увеличивает плату за «пожилое».

Vэтап: 1581 г. - введение «заповедных лег».

6 этап: 1592 г. - все население включено в писцовые книги. Появилась воз­можность установить, какому феодалу принадлежат те или иные крестьяне.

7 этап: 1597 г. - указ о сыске беглых крестьян. Крестьяне, бежавшие после со­ставления первых писцовых книг, должны быть возвращены (срок сыска - 5 лет).

8 этап: 1607 г. - по «Уложению» Василия Шуйского срок сыска увели­чился до 15 лет.

9 этап: 1649 г. - окончательное юридическое закрепощение по «Соборному уложению»

VI. Соотнесите термин с определением

VII. Вопросы по истории церкви                   

- Что такое церковь? {Это особое здание, в котором совершаются церковные службы. Название «церковь» греческое, оно значит дом Божий.)

- В каком виде обыкновенно строятся храмы и какой смысл несет в себе такой вид постройки? {По большей части храмы строятся в виде корабля и кре­ста; верх имеют они круглый, который называется куполом, и на куполе всегда ставится крест. Храмы строятся в виде корабля потому, что цер­ковь, подобно кораблю, приводит христиан в пристанище, т. е. в царство небесное; в виде креста - потому, что благодать спасения в церкви приоб­ретена крестными страданиями Христа.)

- Как разделяется храм или церковь и почему он так разделяется? (Храм или церковь разделяется на 3 части: святой алтарь; собственно храм или сред­ний храм и притвор, иначе трапезная. Это означает три разряда верующих: а) на небе, святых и на земле, б) верных, т. е. крещеных, и в) так называемых оглашенных, т. е. готовящихся принять христанскую веру.)

- Что такое алтарь в храме? {Алтарь - восточная, передняя часть храма, ме­сто для священнослужащих. Алтарь значит «возвышенный жертвенник», так как он устраивается на возвышении, и в нем на св. престоле каждую Литургию приносится бескровная жертва тела и крови Христовой.)

- Для чего, алтарь отделяется от прочих частей храма? (Алтарь - самая святая часть в храме, потому он и отделен от прочих частей храма особенною пе­регородкою, - иконостасом.)

- Что означаете амвон? (Амвон означает камень, который приставлен был иу­деями ко гробу Спасителя после погребения и затем отвален был при Его воскресении. На нем обыкновенно произносятся ектении, читаются апостол и евангелие, говорятся проповеди.)

- Что такое хоругви, и что они означают? {Хоругви - это образа или иконы, утвержденные на длинных рукоятках. Они, напоминают о победе Иисуса Христа над смертью и дьяволом.)

- Как обыкновенно размещаются иконы в иконостасе? {На царских дверях изо­бражается Благовещение пресв. Богородицы, с четырьмя Евангелистами по сторонам, а на северных и южных - Архистратиг Михаил и Архангел Гаври­ил или архидиаконы Стефан и Филипп; по правую сторону царских дверей ставится икона Спасителя, а за нею храмовая, т. е. икона того святого, в честь которого устроен храм; по левую сторону - икона Божией Матери. Над царскими дверями помещается Тайная вечеря.)

- Почему храмы всегда обращены алтарем к востоку? {Восток - это образ светлаго царства Иисуса Христа, в которого верует и к которому в царст­во стремится церковь; с востока происходит и самая Церковь: там была первая церковь безгрешных прародителей (Адама и Евы); там родился, страдал и устроил Свою новозаветную церковь Спаситель Иисус Христос; с востока придет судить весь род человеческий и всех верующих Спаситель.)

- Почему каждый храм называется своим особым названием: Воскресенский, Благовещенский, Никольский? {Каждый из храмов обыкновенно посвящает­ся воспоминанию какого-нибудь свящ. события, напр. Воскресения Христова, Благовещения Пресв. Богородицы, или кому из святых, напр. Николаю Чудо­творцу; от того происходят и названия.)

- Как учредились чины священнослужителей в христианской церкви? {Первы­ми и верховными священнослужителями в христианской церкви были Апо­столы. На это служение они были поставлены Самим Христом. Впоследст­вии апостолы избрали и поставили себе помощников: сначала диаконов, а затем священников и епископов или архиереев.)

- Что значит название епископ? {Название епископ в переводе с греческого оз­начает надзиратель; т. к. дело епископа не только отправлять богослуже­ние, но и наблюдать над вверенным ему народом.)

-

Россия в конце XVII - XVIII в.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 491.