Цель урока: повторение пройденного в 10 классе материала по русской истории. Выяснение уровня знаний и степени усвоения материала.
Рекомендуемая организация урока
I. Письменный опрос на знание терминов
Раздайте заранее подготовленные карточки с терминами. Например:
Вариант 1 | вотчина, дьяк, местничество |
Вариант 2 | кормление, всероссийский рынок, дикое поле |
Вариант 3 | вече, мелкое товарное производство, закупы |
Вариант 4 | митрополит, крепостное право, самозванчество |
Вариант 5 | домен, кормление, абсолютизм |
Вариант 6 | посадник, сословная монархия, слобода |
Вариант 7 | феодализм, стрельцы, патриарх |
Вариант 8 | бояре, униаты, приказы |
Вариант 9 | дворянство, рада, починок |
Вариант 10 | барщина, гетман, приказные люди |
II. О ком писал В. О. Ключевский?
Предложите ученикам определить, о ком писал В. О. Ключевский:
1. «________ больше задумывал, чем сделал... он не был государственный делец. Односторонне себялюбивое и мнительное направление его политической мысли при его нервной возбужденности лишало его практического такта, политического глазомера, чутья действительности»;
2. «Примером своей жизни, высотой своего духа __ поднял
упавший дух родного народа, пробудил в нем доверие к себе, к своим силам, вдохнул веру в свое будущее»;
3. «________ был горячий поклонник Запада, для которого он отрешился
от многих заветных преданий русской старины... При его содействии состоялся в 1686 г. Московский договор о вечном мире с Польшей, по которому Московское государство приняло участие в коалиционной борьбе с Турцией в союзе с Польшей, Германской империей и Венецией»;
4. «Этому царю пришлось стоять в потоке самых важных внутренних и внешних движений. _____ принял в преобразовательном движении позу,
соответствующую такому взгляду на дело: одной ногой он еще крепко упирался в родную православную старину, а другую уже занес было за ее черту, да так и остался в этом нерешительном переходном положении»;
5. «В 1658 г. его усилиями заключено было Валиесарское перемирие со Швецией, условия которого превзошли ожидания самого царя Алексея»;
6. «В 1601 г. едва кончился весенний сев, полили страшные дожди и лили все лето. Полевые работы прекратились. Хлеб не вызрел... наступил трехлетний голод. Царь не жалел казны, цедро раздавал в Москве милостыню, предпринял обширные постройки, чтобы доставить заработок нуждающимся».
Ответы:
1. Иван Грозный; 2. Сергий Радонежский; 3. В. В. Голицын; 4. Алексей Михайлович; 5. A. JI. Ордин-Нащокин; 6. Борис Годунов.
III. Исторические задачи
1. Княгиня Ольга в отместку за убитого древлянами мужа творила неимоверные жестокости: закапывала живыми послов, сжигала их в бане, хитростью подожгла и уничтожила вместе с жителями (и птичками) столицу древлян Ис- коростень. И тем не менее Православная церковь канонизировала Ольгу. Почему? {Жестокости Ольги оправданы царствовавшим в те времена законом кровной мести. Церковь же более привлекает в Ольге то, что она по своей инициативе поехала в Византию, где приняла крещение, а также обратила в православие часть киевлян.)
2. Почему Святослав, оставив стольный Киев, захотел вдруг жить в Переяслав- це на Дунае? Ему не нравился Киев? {Святослав считал Переяславец на Дунае серединой своей земли, через этот город проходили многие торговые пути, сюда стекались богатства из разных стран.)
3. Русские княжества боролись за право получения великокняжеского ярлыка. Но вот парадоксальный факт: в начале XIV в. новгородцы стали подкупать татарских вельмож, чтобы великое княжение получил московский князь. Неужели самому Новгороду, более богатому и сильному, чем Москва, не хотелось быть первым на Руси? {В начале XIV в. шла борьба за первенство между тверскими и московскими князьями. Новгород напрямую в этой борьбе не участвовал, но поддерживал то княжество, которое выигрывало в Каракоруме или Сарае. А в это время выигрывала Москва. Кроме того, Новгород, проявив лояльность к Московскому княжеству, надеялся расширить свои права.)
4. Почему народ отверг выборного царя Бориса Годунова на основании его «выборности» как незаконного, но признал власть также избранного Земским собором Михаила Романова? {Собор 1613 г. был более «представительным» органом, нежели прежде, поскольку в нем широко были представлены черносошные крестьяне, посадские люди, казачество. Кроме того, в условиях недоверия крестьян, горожан и мелкого дворянства к боярам и любым их ставленникам, резко выросла роль церковного авторитета (Филарета), призывавшего верующих на борьбу с католическими захватчиками и непосредственно участвующего в ней.) 5. Почему монгольская конница была такой эффективной? {Для монголов искусство верховой езды было превыше всего. Дети одновременно учились ездить верхом и ходить. Короткие луки монголов имели дальность стрельбы более 275 м. У каждого всадника было примерно по 60 стрел двух видов: легких, дальнобойных, и стрел с тяжелыми наконечниками для ближнего боя. Всадник также был вооружен саблей, топориком, кинжалом, привязанным к руке, и щитом. Непромокаемая седельная сумка, в которой лежали чистая одежда, рыболовные крючки, леска, котелок и кожаные фляжки, могла быть закрыта и использована при переплывах через реки. Монголы успешно действовали против пехоты. Они могли исчезнуть, как мираж, а могли закрыть ордами горизонт.)
IV. Работа с источником
Зачитайте ученикам источник и попросите их определить, когда он был написан и о каком русском правителе идет речь.
«Да о том добре дивится Петр, волоский воевода, и говорит так: "Великий государь, сильный царь благоверный таковыя великия досады терпит от своего недруга, от казанскаго царя, то ему пущей недруг, казанской царь; не надобе ему тако много терпети. Так был Маг- мет-саптан, турокой царь, ко Царю граду дань давал, з благоверным царем жил в великом смирении безбранно; а отец его разбойник был на море и турскую землю осилел и засел, и потом грех ради наших Магмет-салтан, турской царь, разбойнический род, осилел и Царьград взял, и благовернаго царя Констянтина потребил, и красоту церковную обезчестил, и звон церковный поотнимал, и кресты с церквей поснимал, и образы чудотворные из церквей нечестно выносил, и в церквах божиих мизгити (мечети) поделал на свои скверныя молитвы».
Ответ-. Источник был написан после 1453 г., т. е. после падения Константинополя и до взятия Казани, т. е. до 1552 г. Возможные правители: Василий II, Иван III, Василий III, Иван IV. На самом деле это «Большая челобитная И. С. Пересветова» (1549 г.).
V. Устный опрос
1. Покажите ученикам фотографии различных архитектурных памятников, репродукции икон и парсун. Предложите им определить время их создания.
2. Предложите ученикам выделить основные этапы закрепощения крестьянства.
I этап: по «Русской правде» смерд и закуп, работавшие на феодала - крепостники. Если смерд или закуп умирал без наследников по мужской линии его имущество переходило к феодалу.
II этап: время складывания централизованного государства, ограничивается право перехода от одного феодала к другому.
III этап: 1497 г. - «Судебник» Ивана III официально ввел день перехода - Юрьев день осенний - 26 ноября. Была введена плата за «пожилое».
IV этап: 1550 г. - «Судебник» Ивана IV подтверждает право перехода в Юрьев день и увеличивает плату за «пожилое».
Vэтап: 1581 г. - введение «заповедных лег».
6 этап: 1592 г. - все население включено в писцовые книги. Появилась возможность установить, какому феодалу принадлежат те или иные крестьяне.
7 этап: 1597 г. - указ о сыске беглых крестьян. Крестьяне, бежавшие после составления первых писцовых книг, должны быть возвращены (срок сыска - 5 лет).
8 этап: 1607 г. - по «Уложению» Василия Шуйского срок сыска увеличился до 15 лет.
9 этап: 1649 г. - окончательное юридическое закрепощение по «Соборному уложению»
VI. Соотнесите термин с определением
VII. Вопросы по истории церкви
- Что такое церковь? {Это особое здание, в котором совершаются церковные службы. Название «церковь» греческое, оно значит дом Божий.)
- В каком виде обыкновенно строятся храмы и какой смысл несет в себе такой вид постройки? {По большей части храмы строятся в виде корабля и креста; верх имеют они круглый, который называется куполом, и на куполе всегда ставится крест. Храмы строятся в виде корабля потому, что церковь, подобно кораблю, приводит христиан в пристанище, т. е. в царство небесное; в виде креста - потому, что благодать спасения в церкви приобретена крестными страданиями Христа.)
- Как разделяется храм или церковь и почему он так разделяется? (Храм или церковь разделяется на 3 части: святой алтарь; собственно храм или средний храм и притвор, иначе трапезная. Это означает три разряда верующих: а) на небе, святых и на земле, б) верных, т. е. крещеных, и в) так называемых оглашенных, т. е. готовящихся принять христанскую веру.)
- Что такое алтарь в храме? {Алтарь - восточная, передняя часть храма, место для священнослужащих. Алтарь значит «возвышенный жертвенник», так как он устраивается на возвышении, и в нем на св. престоле каждую Литургию приносится бескровная жертва тела и крови Христовой.)
- Для чего, алтарь отделяется от прочих частей храма? (Алтарь - самая святая часть в храме, потому он и отделен от прочих частей храма особенною перегородкою, - иконостасом.)
- Что означаете амвон? (Амвон означает камень, который приставлен был иудеями ко гробу Спасителя после погребения и затем отвален был при Его воскресении. На нем обыкновенно произносятся ектении, читаются апостол и евангелие, говорятся проповеди.)
- Что такое хоругви, и что они означают? {Хоругви - это образа или иконы, утвержденные на длинных рукоятках. Они, напоминают о победе Иисуса Христа над смертью и дьяволом.)
- Как обыкновенно размещаются иконы в иконостасе? {На царских дверях изображается Благовещение пресв. Богородицы, с четырьмя Евангелистами по сторонам, а на северных и южных - Архистратиг Михаил и Архангел Гавриил или архидиаконы Стефан и Филипп; по правую сторону царских дверей ставится икона Спасителя, а за нею храмовая, т. е. икона того святого, в честь которого устроен храм; по левую сторону - икона Божией Матери. Над царскими дверями помещается Тайная вечеря.)
- Почему храмы всегда обращены алтарем к востоку? {Восток - это образ светлаго царства Иисуса Христа, в которого верует и к которому в царство стремится церковь; с востока происходит и самая Церковь: там была первая церковь безгрешных прародителей (Адама и Евы); там родился, страдал и устроил Свою новозаветную церковь Спаситель Иисус Христос; с востока придет судить весь род человеческий и всех верующих Спаситель.)
- Почему каждый храм называется своим особым названием: Воскресенский, Благовещенский, Никольский? {Каждый из храмов обыкновенно посвящается воспоминанию какого-нибудь свящ. события, напр. Воскресения Христова, Благовещения Пресв. Богородицы, или кому из святых, напр. Николаю Чудотворцу; от того происходят и названия.)
- Как учредились чины священнослужителей в христианской церкви? {Первыми и верховными священнослужителями в христианской церкви были Апостолы. На это служение они были поставлены Самим Христом. Впоследствии апостолы избрали и поставили себе помощников: сначала диаконов, а затем священников и епископов или архиереев.)
- Что значит название епископ? {Название епископ в переводе с греческого означает надзиратель; т. к. дело епископа не только отправлять богослужение, но и наблюдать над вверенным ему народом.)
-
Россия в конце XVII - XVIII в.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 491.