Урок 39. Обобщающий урок по теме «Россия в XVII в.»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Цель урока: проверить знания учащихся по теме; выделить главные проблемы исто­рии XVII в.

Основные понятия: самозванчество, Смута, гражданская война, самодержавие, русское централизованной государство, «бунташный» век; закрепощение крестьянства, раскол, Соборное Уложение 1649 г., присоединение Украины к России; реформы государственного управления; новые явления в культуре.

Важнейшие даты: указанные на форзаце учебника (вторая часть).

Выдающиеся личности: Василий Шуйский, Лжедмитрий, Филарет, Борис Годунов, Минин, Пожарский, Михаил Романов, Алексей Михайлович, И. Болотников,

С. Разин, Никон, Аввакум, Богдан Хмельницкий, Ртищев, Ордин-Нащокин, Со­фья, Федор Алексеевич, Голицын.

Рекомендуемая организация урока

I. Письменная самостоятельная работа

Вариант 1:

1. Почему Смутное время получило такое название? Назовите даты и этапы Смутного времени.

2. Нарисуйте схему государственного устройства России XVII в.

3. Что такое раскол?

4. Укажите даты правления Алексея Михайловича, даты Смоленской войны.

5. Кто такой Григорий Отрепьев?

6. Вариант 2:

1. Назовите главные направления внешней политики при Алексее Михайлови­че. Назовите причины присоединения Украины к России и укажите даты это­го процесса.

2. Нарисуйте схему «Сословия русского общества в XVII в.»

3. Что означает название «бунташный век»?

4. Укажите дату начала правления новой династии, даты восстания Степана Разина.

5. Кто такой Ордин-Нащокин?

Игра

Класс делится на две группы. Одна группа придумывает вопросы второй, затем они меняются местами. За правильно сформулированный вопрос и верный ответ дается по одному баллу. Обратите внимание, что правильно сформулированный вопрос не менее важен, чем ответ.

Исторические задачи

1. Иван Сусанин завел в леса и болота поляков и тем самым спас жизнь Михаилу Романову. В знак благодарности царь пожаловал мужу единственной дочери Суса­нина половину дворцовой деревни с освобождением его и его потомства от всяких податей. Почему награда досталась мужу дочери Сусанина, а не ей самой? (В России почти любой счет шел от мужских душ. Права мужчин, таким образом, превалиро­вали над бесправными женщинами);

2. Московская Русь тянулась к образованию и просвещению. При этом ориенти­ровались на Западную Европу. Однако правительство часто не решалось заимство­вать западное образование напрямую от его учителей, мастеров и специалистов, а искало посредников, которые могли передать русским образование. Почему? (Цер­ковь сопротивлялась всяким нововведениям. Она опасались проникновения в рус­ские души «западной заразы», которая поколеблет и православие, и «русскость», и, вероятно, их положение в обществе);

IV. Тестовые задания

1. Как изменилось положение крестьянина в XVII в.?

а) барщина сменилась денежным оброком;

б) он стал лично зависим от феодала;

в) человек «закреплялся» за землей, это фиксировалось документом - «крепостью»;

г) он мог работать на мануфактуре.

2. Ремесло - это:

а) мелкое производство промышленных изделий;

б) производство, где применяется техника;

в) промысловое хозяйство;

г) производство с разделением труда.

3. XVII в. в России в области экономического развития характеризуется:

а) быстрым развитием капиталистических отношений;

б) появлением бирж, банков;

в) формированием единого всероссийского рынка.

4. «Соборное уложение» 1649 г.:

а) запретило крестьянам переход в Юрьев День;

б) разрешило организацию предприятий;

в) разрешило помещикам продавать поместья государству.

5. Экономическое развитие России сдерживалось:

а) развитием товарного производства;

б) системой крепостного права;

в) специализацией районов по выработке той или иной продукции;

6. «Всероссийский рынок» - это:

а) ежегодная ярмарка в определенные дни;

б) характеристика экономического развития России;

в) разрешение различным областям торговать между собой.

7. Сибирские земли осваивались в первую очередь:

а) дворянами-помещиками;

б) служилыми людьми;

в) казаками и ссыльными поселенцами;

г) монастырями.

8. Ордин-Нащокин - это:

а) первопроходец в Сибири;

б) политический деятель и дипломат;

в) старообрядец;

г) полководец.

9. С какими государствами Россия не имела ни военных, ни политических кон­фликтов в XVII в.?

а) с Китаем;

б) со Швецией;

в) с Голландией.

10. Парсуна - это название:

а) архитектурного стиля;

б) живописного портретного изображения;

в) артиллерийкого орудия;

г) документов Тайного приказа.

Ответы: 1. в); 2. а); 3. в); 4. а); 5. б); 6. б); 7. в); 8. б); 9. в); 10. б).

V. Устный опрос по изученному материалу

1. Вызовите ученика к доске и попросите показать на карте какие населенные пункты были основаны первопроходцами в Сибири в XVII в.

2. Вызовите ученика к доске и попросите показать на карте походы войск Богда­на Хмельницкого и места важнейших сражений.

3. Вызовите к доске пятерых учеников и попросите их вытянуть заранее подго­товленные билеты со следующими именами: Лжедмитрий, Борис Годунов, Никон,

Богдан Хмельницкий, Софья. Ученики должны кратко рассказать о деятелях русской истории и культуры.

4. Вызовите к доске двух учеников и предложите им связать термины, события, даты и имена. Ученики должны пояснить факты или даты.

Задания

Ответы

1689 г., Никон, Переяславская рада, Голицын, 1653 г., Смолен­ская война, 8 января 1654 г., В. Поярков, 1687 г., 1632-1634 гг., Федор Алексеевич, 1643-1646 гг., 1676-1682 гг.

Никон 1653 г.
Смоленская война 1632-1634 гг.

Голицын

1687 г.
1689 г.
В. Поярков 1643-1646 гг.
Федор Алексеевич 1676-1682 гг.
Переяславская рада 8 января 1654 г.

Богдан Хмельницкий, Славяно- Греко-Латинская академия, 1654-1667 гг., «Медный» бунт, 1648 г., 1687 г., русско-польская война, 1686 г., 1682-1689 гг., Степан Разин, 1662 г., Софья, «Вечный мир», 1670-1671 гг.

русско-польская война 1654-1667 гг.
Богдан Хмельницкий 1648 г.
Славяно-Греко-Латинская академия 1687 г.
Софья 1682-1689 гг.
«Вечный мир» 1686 г.
«Медный» бунт 1662 г.
Степан Разин 1670-1671 гг.

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 595.