I. Проверка домашнего задания
1. Проверить контурные карты.
2. Проверить доклады.
II. Изучение нового материала
1. Учитель сообщает: В XVII в. возрастает количество грамотных людей. Грамоте обычно обучали либо в семьях, либо духовные лица, дьячки и подьячие. Однако все более насущной становилась потребность организованного обучения. Уже в 40-х годах по инициативе одного из видных государственных деятелей Ф. М. Ртищева была организована школа в московском Андреевском монастыре. Первые школы подготовили открытие в 1687 г. Славяно-греко-латинской академии во главе с греками братьями Иоанникием и Софронием Лихудами. Академия ставила своей целью обучение «от грамматики, пиитики, риторики, диалектики, философии... до богословия» людей «всякого чина, сапа и возраста». Обучение было рассчитано для подготовки высшего духовенства и чиновников государственной службы.
Книгопечатание позволило издавать массовыми тиражами пособия по грамматике и арифметике. Букварь («Азбука») Василия Бурцева, опубликованный в 1634 г., впоследствии несколько раз переиздавался. В конце века появился иллюстрированный букварь Истомина, в 1882 г. - печатная таблица умножения. Для «учебных целей» выпускались также «Псалтыри» и «Часословы».
2. Учитель сообщает: Что касается научного знания, то развивалась преимущественно его практическая сторона и почти не затрагивалась его теоретическая основа. Например, математические знания связывались с практикой описания земель, торговым и военным делом. Так, «Устав ратных, пушечных и других дел, касающихся до воинской науки» (1621) давал практические сведения по геометрии, механике, физике, химии.
Медицинские знания основывались на народных традициях лечения, а также на опыте переводимых иностранных лечебников и «травников». В Аптекарском приказе были сосредоточены специалисты, умевшие изготавливать лекарства; здесь же производилось обучение фармацевтов и врачей.
Накапливаются и развиваются знания об окружающей природе и мире: астрономические и географические. В середине XVII в. в Россию проникают сочинения, знакомившие с гелиоцентрической системой Коперника. Еще в первой половине века составляются географические карты. Например, в 1627 г. в Разрядном приказе изготавливается «Книга Большому чертежу», в Новгороде создается «Чертеж городам русским и шведским до Варяжского моря» и др.
3. Учитель сообщает: В центре внимания литературы первой половины XVII в. были события Смутного времени. В основном это были публицистические произведения. Так, в конце 1610 - начале 1311 гг. в Москве стала распространяться «Новая повесть о преславном Российском царстве и великом государстве Московском». Она была проникнута страстным патриотическим призывом к борьбе с иноземцами, осуждала пособников интервентов. Глубоко скорбит о судьбе, постигшей Отечество, автор другого произведения: «Плача о пленении и о конечном разорении превысокого и пресветлейшего Московского государства в пользу и наказание слушающим» (1612). Первыми попытками объяснить причины и события Смутного времени стали «Временник» дьяка Ивана Тимофеева и «Сказание» келаря Троице-Сергиева монастыря Авраамия Палицына.
Около 1630 г. создастся «Новый летописец», в котором излагались события от смерти Ивана Грозного до возвращения из плена патриарха Филарета. «Новый летописец» был одной из последних русских летописей, в которых на разнообразные сюжеты обязательно накладывалась временная сетка. Так называемые Сибирские летописи представляют собой уже литературно-повествовательные произведения.
Общественно-политическая жизнь России XVII в. отразилась и в произведениях, написанных во второй половине века. Защита самодержавия звучит со страниц трактата Юрия Крижанича «Политика».
Выдающимся памятником русской литературы стало «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное». «Житие» - остросюжетное произведение, в котором автор на примере полной страданий и драматических коллизий собственной жизни повествует о преданности идеалам древней русской жизни и неприятии «латинской» новизны. Его рассказ написан простым языком, повествование ведется динамично и эмоционально.
Своеобразным литературным памятником является сочинение бежавшего в Швецию в 1664 г. подьячего Посольского приказа Григория Котошихина, в котором деловым языком дается подробное (но не всегда объективное) описание русского государственного аппарата.
Новым литературным жанром явилась бытовая реалистическая повесть. В бытовых повестях происходит отход от средневековых представлений о «предопределенной» свыше человеческой судьбе. В них жизнь героя зависит во многом от его личных качеств, таких, например, как ловкость и деловитость. Таким образом, наблюдается поворот к освещению личной жизни людей, более того, возрастает интерес к внутреннему миру человека. Вместе с тем, в центре повествований уже не исторические литературные персонажи, а вымышленные, отсюда - создание чисто литературных образов. Наиболее значительными произведениями являются «Повесть о Фроле Скобееве», «Повесть о Горе-Злочастии».
Другим новым жанром литературы XVII в. стали сатирические повести. Большинство из них - «Сказание о куре и лисице», «Повесть о Карпе Сутулове», «Повесть о бражнике» - своим острием нацелены на быт и нравы церковников. Едко высмеиваются лицемерие и стяжательство духовенства, пьянство и распутство монахов. Объектом сатиры становится и неправый суд с его продажными судьями и беспринципными решениями. Из произведений этого жанра выделяются «Повесть о Шемякином суде» и «Повесть о Ерше Ершовиче».
С именем белорусского просветителя Симеона Полоцкого, приглашенного в 1661 г. в Москву для обучения царских детей, связано возникновение силлабического стихосложения. В 1678-1679 гг. появляются два сборника его стихотворений: «Вертоград многоцветный» и «Рифмологион». В творчестве С. Полоцкого воплотился стиль барокко: стихи его тяжеловесны, помпезны и нарядны, в них звучат иансгирические тона, идеализировавшие самодержавное правление.
В широких массах по-прежнему бытовали произведения устного народного I иорчества. Одним из любимых героев становится Степан Разин, вокруг имени ко- юрого складываются легенды, песни, сказания. Интересно, что в переработанных древних былинах народный вождь оказывался в одном кругу былинных героев вместе с Ильей Муромцем, а в некоторых вариантах последний становился есаулом на корабле Разина.
4. Учитель сообщает: В зодчестве на протяжении XVII в. произошли большие изменения. Хотя основным строительным материалом оставалось дерево, но по сравнению с предыдущим временем значительно большее развитие получило каменное (кирпичное) строительство. Широко стали применяться новые виды строительных материалов: многоцветные изразцы, фигурный кирпич, белокаменные детали.
К выдающимся произведениям деревянного зодчества относится царский дворец в подмосковном селе Коломенское, построенный в 1667-1678 гг. Это был целый городок с башенками, чешуйчатыми крышами, гульбищами, крылечками с витыми «колоннами». Современники называли его «восьмым чудом света» (покажите иллюстрации).
В Москве возводятся: Церковь Рождества в Путинках (1649-1652), церковь Благовещения в Тайнинском (1675-1677), церковь Троицы в Останкине (1678), церковь Троицы в Никитниках (1631-1634) (покажите иллюстрации).
Все они отличались богатым архитектурным убранством и орнаментикой, придающим зданиям нарядность.
Вместе с тем, под влиянием Никона в середине - второй половине XVII в. осуществляется строительство ряда монументальных построек, выполненных в традиционном стиле предыдущих периодов и имеющих цель показать силу церкви. Таков величественный Воскресенский собор московского Ново-Иерусалимского монастыря, для постройки которого были использованы модель храма над «гробом господнем» в Иерусалиме - главной христианской святыни (покажите иллюстрации).
В конце XVII в. в храмовой архитектуре возникает новый стиль - нарышкинское (московское) барокко.
Запись в тетрадях:
Нарышкинское барокко - условное название (но имени Нарышкиных) стилевого направления в русской архитектуре конца XVIl-начала XVI11 вв.: нарядные многоярусные церкви, с резным белокаменным декором, элементами архитектурного ордера.
Самым значительным памятником его является московская церковь Покрова в Филях. Эта церковь отличается изяществом, безукоризненными пропорциями, применением во внешней отделке таких декоративных украшений, как колонны, капители, раковины, а также своим «двуцветием»: использованием только красного и белого цветов (покажите иллюстрации).
Наряду с церковными в XVII в. строятся значительные гражданские сооружения. Существенной перестройке подвергается Московский Кремль. Возводится Спасская башня, создавая парадный въезд в Кремль. Изменениям подвергается и внутреннее пространство Кремля. Выдающимся светским сооружением является Теремной дворец (1635-1636 гг.) (покажите иллюстрации).
5. Учитель сообщает: XVII в. был сложным, переломным в истории русской живописи. Еще жила привязанность к традициям старого древнерусского искусства, но уже зарождались новые принципы. Искусство стало приобретать все более светский характер. Художники стали проявлять больший интерес к изображению реального мира, отражать впечатления реальной действительности. Развивались светские жанры: портрет (парсуна) и пейзаж. В то же время Церковный собор 1667 г. строго регламентировал темы и образы, того же требовала придерживаться грамота царя Алексея Михайловича. Рьяно осуждал всякие отклонения от канонов в изображении святых идеолог старообрядцев Аввакум.
Деятельностью живописцев руководила Оружейная палата Кремля, ставшая в XVII в. художественным центром страны, куда привлекались лучшие мастера. В течение 30 лет живописное дело возглавлял Симон Ушаков (1626-1686). Характерной чертой его творчества был пристальный интерес к изображению человеческого лица. Под его рукой аскетические лица приобретали живые черты. Такова икона «Спас нерукотворный». Широко известно другое его произведение - «Насаждение древа государства Всероссийского» (покажите иллюстрации).
Примером светского жанра является распространение «парсунного» письма - портретных изображений. Если в первой половине века «парсуны» выполнялись еще в сугубо иконописной традиции (изображения Ивана IV, М. Скопина-Шуйского), то во второй они стали принимать более реалистический характер («парсуны» царей Алексея Михайловича, Федора Алексеевича, стольника Г. П. Годунова) (покажите иллюстрации).
6. Учитель сообщает: В 1672 г. был создан придворный театр в Москве. Хотя театр возникл как сугубое подражание западному театру, но темы, сюжеты и выбор драматургии был подчинен еще церковным и традиционным мотивам.
7. Прослушайте два доклада из предложенных на прошлом уроке тем (см. Домашнее задание).
Мнение историка:
Влияние западной культуры в Московском государстве в сер. XVII в. В модах, одежде и украшениях польское влияние быстро проникает и растет с каждым годом. Царь и побывавшие с ним на западе придворные и дворяне сами делаются покровителями этих новых западных замашек, оценить изящество и удобство которых они уже успели во время польского похода. Целый ряд западнорусских и польских художников и декораторов с конца 1650-х годов работает на царский дворец в Москве. У многих бояр появляются западные картины, польские и немецкие слуги, и даже такой близкий родственник царя, как Никита Романов, одевает своих слуг в польское и немецкое платье. В 1654 - 1657 годах дворец царя украшается мебелью западного стиля, а на троне Алексея Михайловича делается не славянская или греческая, а латинская надпись.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 248.