Рекомендуемая организация урока
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

I. Проверка домашнего задания

1. Проверить контурные карты.

2. Проверить доклады.

II. Изучение нового материала

1. Учитель сообщает: В XVII в. возрастает количество грамотных людей. Гра­моте обычно обучали либо в семьях, либо духовные лица, дьячки и подьячие. Одна­ко все более насущной становилась потребность организованного обучения. Уже в 40-х годах по инициативе одного из видных государственных деятелей Ф. М. Рти­щева была организована школа в московском Андреевском монастыре. Первые школы подготовили открытие в 1687 г. Славяно-греко-латинской академии во главе с греками братьями Иоанникием и Софронием Лихудами. Академия ставила своей целью обучение «от грамматики, пиитики, риторики, диалектики, философии... до богословия» людей «всякого чина, сапа и возраста». Обучение было рассчитано для подготовки высшего духовенства и чиновников государственной службы.

Книгопечатание позволило издавать массовыми тиражами пособия по граммати­ке и арифметике. Букварь («Азбука») Василия Бурцева, опубликованный в 1634 г., впоследствии несколько раз переиздавался. В конце века появился иллюстрирован­ный букварь Истомина, в 1882 г. - печатная таблица умножения. Для «учебных це­лей» выпускались также «Псалтыри» и «Часословы».

2. Учитель сообщает: Что касается научного знания, то развивалась преимуще­ственно его практическая сторона и почти не затрагивалась его теоретическая осно­ва. Например, математические знания связывались с практикой описания земель, торговым и военным делом. Так, «Устав ратных, пушечных и других дел, касаю­щихся до воинской науки» (1621) давал практические сведения по геометрии, меха­нике, физике, химии.

Медицинские знания основывались на народных традициях лечения, а также на опыте переводимых иностранных лечебников и «травников». В Аптекарском прика­зе были сосредоточены специалисты, умевшие изготавливать лекарства; здесь же производилось обучение фармацевтов и врачей.

Накапливаются и развиваются знания об окружающей природе и мире: астроно­мические и географические. В середине XVII в. в Россию проникают сочинения, знакомившие с гелиоцентрической системой Коперника. Еще в первой половине века составляются географические карты. Например, в 1627 г. в Разрядном приказе изготавливается «Книга Большому чертежу», в Новгороде создается «Чертеж горо­дам русским и шведским до Варяжского моря» и др.

3. Учитель сообщает: В центре внимания литературы первой половины XVII в. были события Смутного времени. В основном это были публицистические произве­дения. Так, в конце 1610 - начале 1311 гг. в Москве стала распространяться «Новая повесть о преславном Российском царстве и великом государстве Московском». Она была проникнута страстным патриотическим призывом к борьбе с иноземцами, осуждала пособников интервентов. Глубоко скорбит о судьбе, постигшей Отечество, автор другого произведения: «Плача о пленении и о конечном разорении превысокого и пресветлейшего Московского государства в пользу и наказание слушающим» (1612). Первыми попытками объяснить причины и события Смутного времени стали «Временник» дьяка Ивана Тимофеева и «Сказание» келаря Троице-Сергиева мона­стыря Авраамия Палицына.

Около 1630 г. создастся «Новый летописец», в котором излагались события от смерти Ивана Грозного до возвращения из плена патриарха Филарета. «Новый лето­писец» был одной из последних русских летописей, в которых на разнообразные сюжеты обязательно накладывалась временная сетка. Так называемые Сибирские летописи представляют собой уже литературно-повествовательные произведения.

Общественно-политическая жизнь России XVII в. отразилась и в произведениях, написанных во второй половине века. Защита самодержавия звучит со страниц трак­тата Юрия Крижанича «Политика».

Выдающимся памятником русской литературы стало «Житие протопопа Авва­кума, им самим написанное». «Житие» - остросюжетное произведение, в котором автор на примере полной страданий и драматических коллизий собственной жизни повествует о преданности идеалам древней русской жизни и неприятии «латинской» новизны. Его рассказ написан простым языком, повествование ведется динамично и эмоционально.

Своеобразным литературным памятником является сочинение бежавшего в Швецию в 1664 г. подьячего Посольского приказа Григория Котошихина, в кото­ром деловым языком дается подробное (но не всегда объективное) описание русско­го государственного аппарата.

Новым литературным жанром явилась бытовая реалистическая повесть. В быто­вых повестях происходит отход от средневековых представлений о «предопределен­ной» свыше человеческой судьбе. В них жизнь героя зависит во многом от его лич­ных качеств, таких, например, как ловкость и деловитость. Таким образом, наблюда­ется поворот к освещению личной жизни людей, более того, возрастает интерес к внутреннему миру человека. Вместе с тем, в центре повествований уже не историче­ские литературные персонажи, а вымышленные, отсюда - создание чисто литера­турных образов. Наиболее значительными произведениями являются «Повесть о Фроле Скобееве», «Повесть о Горе-Злочастии».

Другим новым жанром литературы XVII в. стали сатирические повести. Боль­шинство из них - «Сказание о куре и лисице», «Повесть о Карпе Сутулове», «По­весть о бражнике» - своим острием нацелены на быт и нравы церковников. Едко высмеиваются лицемерие и стяжательство духовенства, пьянство и распутство мо­нахов. Объектом сатиры становится и неправый суд с его продажными судьями и беспринципными решениями. Из произведений этого жанра выделяются «Повесть о Шемякином суде» и «Повесть о Ерше Ершовиче».

С именем белорусского просветителя Симеона Полоцкого, приглашенного в 1661 г. в Москву для обучения царских детей, связано возникновение силлабическо­го стихосложения. В 1678-1679 гг. появляются два сборника его стихотворений: «Вертоград многоцветный» и «Рифмологион». В творчестве С. Полоцкого воплотился стиль барокко: стихи его тяжеловесны, помпезны и нарядны, в них звучат иансгирические тона, идеализировавшие самодержавное правление.

В широких массах по-прежнему бытовали произведения устного народного I иорчества. Одним из любимых героев становится Степан Разин, вокруг имени ко- юрого складываются легенды, песни, сказания. Интересно, что в переработанных древних былинах народный вождь оказывался в одном кругу былинных героев вме­сте с Ильей Муромцем, а в некоторых вариантах последний становился есаулом на корабле Разина.

4. Учитель сообщает: В зодчестве на протяжении XVII в. произошли большие из­менения. Хотя основным строительным материалом оставалось дерево, но по сравне­нию с предыдущим временем значительно большее развитие получило каменное (кир­пичное) строительство. Широко стали применяться новые виды строительных мате­риалов: многоцветные изразцы, фигурный кирпич, белокаменные детали.

К выдающимся произведениям деревянного зодчества относится царский дворец в подмосковном селе Коломенское, построенный в 1667-1678 гг. Это был целый городок с башенками, чешуйчатыми крышами, гульбищами, крылечками с витыми «колоннами». Современники называли его «восьмым чудом света» (покажите иллю­страции).

В Москве возводятся: Церковь Рождества в Путинках (1649-1652), церковь Бла­говещения в Тайнинском (1675-1677), церковь Троицы в Останкине (1678), церковь Троицы в Никитниках (1631-1634) (покажите иллюстрации).

Все они отличались богатым архитектурным убранством и орнаментикой, при­дающим зданиям нарядность.

Вместе с тем, под влиянием Никона в середине - второй половине XVII в. осу­ществляется строительство ряда монументальных построек, выполненных в тради­ционном стиле предыдущих периодов и имеющих цель показать силу церкви. Таков величественный Воскресенский собор московского Ново-Иерусалимского монасты­ря, для постройки которого были использованы модель храма над «гробом господ­нем» в Иерусалиме - главной христианской святыни (покажите иллюстрации).

В конце XVII в. в храмовой архитектуре возникает новый стиль - нарышкинское (московское) барокко.

Запись в тетрадях:

Нарышкинское барокко - условное название (но имени Нарышкиных) стиле­вого направления в русской архитектуре конца XVIl-начала XVI11 вв.: нарядные многоярусные церкви, с резным белокаменным декором, элементами архитек­турного ордера.

Самым значительным памятником его является московская церковь Покрова в Филях. Эта церковь отличается изяществом, безукоризненными пропорциями, при­менением во внешней отделке таких декоративных украшений, как колонны, капи­тели, раковины, а также своим «двуцветием»: использованием только красного и белого цветов (покажите иллюстрации).

Наряду с церковными в XVII в. строятся значительные гражданские сооружения. Существенной перестройке подвергается Московский Кремль. Возводится Спасская башня, создавая парадный въезд в Кремль. Изменениям подвергается и внутреннее пространство Кремля. Выдающимся светским сооружением является Теремной дво­рец (1635-1636 гг.) (покажите иллюстрации).

5. Учитель сообщает: XVII в. был сложным, переломным в истории русской живописи. Еще жила привязанность к традициям старого древнерусского искусства, но уже зарождались новые принципы. Искусство стало приобретать все более свет­ский характер. Художники стали проявлять больший интерес к изображению реаль­ного мира, отражать впечатления реальной действительности. Развивались светские жанры: портрет (парсуна) и пейзаж. В то же время Церковный собор 1667 г. строго регламентировал темы и образы, того же требовала придерживаться грамота царя Алексея Михайловича. Рьяно осуждал всякие отклонения от канонов в изображении святых идеолог старообрядцев Аввакум.

Деятельностью живописцев руководила Оружейная палата Кремля, ставшая в XVII в. художественным центром страны, куда привлекались лучшие мастера. В течение 30 лет живописное дело возглавлял Симон Ушаков (1626-1686). Характер­ной чертой его творчества был пристальный интерес к изображению человеческого лица. Под его рукой аскетические лица приобретали живые черты. Такова икона «Спас нерукотворный». Широко известно другое его произведение - «Насаждение древа государства Всероссийского» (покажите иллюстрации).

Примером светского жанра является распространение «парсунного» письма - портретных изображений. Если в первой половине века «парсуны» выполнялись еще в сугубо иконописной традиции (изображения Ивана IV, М. Скопина-Шуйского), то во второй они стали принимать более реалистический характер («парсуны» царей Алексея Михайловича, Федора Алексеевича, стольника Г. П. Годунова) (покажите иллюстрации).

6. Учитель сообщает: В 1672 г. был создан придворный театр в Москве. Хотя театр возникл как сугубое подражание западному театру, но темы, сюжеты и выбор драматургии был подчинен еще церковным и традиционным мотивам.

7. Прослушайте два доклада из предложенных на прошлом уроке тем (см. До­машнее задание).

Мнение историка:

Влияние западной культуры в Московском государстве в сер. XVII в. В модах, одежде и украшениях польское влияние быстро проникает и растет с каждым годом. Царь и побывавшие с ним на западе придворные и дворяне сами делаются покровителями этих новых западных замашек, оценить изящество и удобство которых они уже успели во время польского похода. Целый ряд западнорусских и польских художников и декораторов с конца 1650-х годов работает на царский дворец в Москве. У многих бояр появляются за­падные картины, польские и немецкие слуги, и даже такой близкий родственник царя, как Никита Романов, одевает своих слуг в польское и немецкое платье. В 1654 - 1657 годах дворец царя украшается мебелью западного стиля, а на троне Алексея Михайловича дела­ется не славянская или греческая, а латинская надпись.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 215.