Рекомендуемая организация урока
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

I. Проверка домашнего задания

1. Проверка контурных карт и знания материала учебника. Можно вызвать к доске двух учеников. Первого попросить рассказать о противостоянии Польши и России. Второго - о русско-турецкой войне. Оба ученика должны показать на карте действия русских и украинских войск во время войн;

2. Проверить таблицу:

Основные даты внешней политики в 30-е - 80-е гг. XVII в.

дата название события
1632-1634 гг. Русско-польская война («Смоленская война»), Поляновский мир
1637-1643 гг. Азовское взятие
1649 г. Зборовский мир
1651 г. Белоцерковный мир
1654-1667 гг        Русско-польская война, Андрусовское перемирие
1656-1658, 1661 гг. Русско-шведская война, Валиесарское перемирие, Кардисский мир
1677-1681 гг. Чигиринские походы, Бахчисарайский мир

 

II. Изучение нового материала

1. Учитель сообщает: Сибирская земля - край таежный. Тайга - это густые, труднопроходимые леса. Богатство сибирской земли звало и манило людей все дальше и дальше, в глубь этого, казалось бы, нескончаемого края. Можно задать вопрос классу: Что же это было за богатство? Для нас, людей, живущих 400 лет спустя, богатство Сибири - это нефть и природный газ, месторождения каменного угля, меди, железа, золота, алмазов. Но в те давние времена самым главным богатст­вом была «мягкая рухлядь» - меха. Самым ценным мехом был соболий. Из этого меха шились царю и его приближенным шубы, шапки. В обмен на собольи шкурки из-за границы доставляли драгоценности, диковинные вещи. В погоне за соболем и шли первопроходцы. Так были открыты огромные, могучие, широкие, быстрые си­бирские реки Обь, Енисей, Лена. Вызовите ученика к доске и попросите на карте показать эти реки.

По мере своего продвижения первопроходцы строили становища. По уже из­вестной дороге к становищам подходили люди, строили укрепленный поселок, ост­рог, обнесенный бревенчатыми стенами со сторожевыми башнями. Сейчас это большие города: Тюмень, Тобольск, Томск, Сургут, Енисейск, Красноярск, Якутск, Верхоянск. Вызовите ученика к доске и попросите на карте показать эти города.

Запись в тетрадях:

Острог - деревянное укрепление (от слова «острога» - заостренной палки) в пограничной полосе России XIV-XVII вв. Представляло собой небольшую деревян­ную крепость, обнесенную деревянным частоколом из заточенных кверху бревен.

В 1648 г. из устья реки Колымы вышли морем шесть кочей (судов) холмогорца Ф. Попова и казака С. Дежнева. Много невзгод пережили они: морские бури и не­приязнь местных жителей, но они не сдавались и плыли дальше, пока не обогнули самую восточную оконечность нашей страны, нашли пролив, отделяющий друг от друга два материка - Евразию и Америку (покажите на карте)® В память о человеке сумевшем, несмотря на невзгоды, проплыть этим путем, самую восточную точку нашей страны назвали мысом Дежнева.

В середине века русские появляются и на Амуре. В 1643-1646 гг. - Владимир Поярков по р. Амур вышел в Охотское море, а Ерофей Хабаров присоединил при­амурские земли к России (покажите на карте).

2. Работа с учебником: Предложите ученикам самостоятельно прочитать о не­русских народах в учебнике (§ 37, с. 252-254) и ответить на следующие вопросы:

- В составе какого государства находилась Западная Карелия? (Западная Каре­лия находилась в составе Швеции.)

- Чем занимались жители Карелии? {Они занимались охотой и рыболовством, обрабатывали железо и сеяли хлеб.)

- Где жили саамы? {Саамы, или лопари, жили на Кольском полуострове.)

- Чем занимались жители Коми? {Народ коми занимались земледелием и ско­товодством, охотой и рыбной ловлей, лесными промыслами.)

- Кто такие башкиры и где они жили? {Башкиры - тюркоязычные кочевники. Они кочевали отдельными родами в Предуралье, на Южном Урале и между Волгой и Яиком.)

- Что такое Кабарда и где она находится? {Кабарда - это страна на северном склоне Кавказского хребта, на левых притоках реки Терек.)

Работа с историческим источником: Предложите ученикам самостоятельно прочитать исторический источник «Наказ якутскому воеводе о ясачных людях» из учебника (§ 37, с. 254) и ответить на вопросы, которые приведены ниже в учебнике.

Ответы'. 2. Царская политика по отношению к местным жителям была добро­желательной: «ясак с них [местных жителей] сбирати... ласкою, а не жесточью... оскорбленья никакого не учинить».

3. Коренных жителей насильно не крестили, но для тех, кто крестился добро­вольно, предполагались разного рода привилегии: «[Крестившихся добровольно] мужской пол устроивать в государеву службу и верстать их государевым денежным и хлебным жалованьем».

III. Итог урока

Более удачным для России было продвижение на восток, чем на запад: в течение XVII в. русские землепроходцы продвинулись от Западной Сибири до берегов Тихо­го океана.

Домашнее задание

1. § 37 учебника, работа с контурыми картами.

2. Историческая задача: Почему река Лена называется Леной? Это название произошло от женского имени Елена?

3. Подготовить доклады на следующие темы: «Роль казаков в освоении Сиби­ри»; «Особенности казацкой и крестьянской колонизации Сибири».

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 202.