Рекомендуемая организация урока
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

I. Проверка домашнего задания

1. Проверить контурные карты. Можно вызвать к доске двух учеников. Первого попросить рассказать о «Соляном» и «Медном» бунте. Второго - рассказать о вос­стании Степана Разина и показать на карте ход этого восстания.

2. Проверить рефераты.

II. Изучение нового материала

1. Учитель сообщает: Главными задачами после Смуты было восстановление международного положения России и возвращение земель, отошедших по мирным договорам (Деулинское перемирие и Столбовский мир) к другим государствам.

В 1632 г. Земский собор решил вернуть Смоленск. Осада Смоленска продолжа­лась 8 месяцев. Полный провал. Воевода Б. И. Шеин был казнен.

В 1634 г. был заключен Поляновский мир. Россия отказалась от Смоленска, Чер­ниговских и Новгородских земель. Но несмотря на поражение, удалось добиться того, что новый король Польши Владислав IV, еще во времена Смуты претендовав­ший на русский престол, отказался от притязаний на него, поэтому опасность втор­жения со стороны Речи Посполитой под предлогом возвращения якобы «своих» земель была значительно уменьшена.

2. Учитель сообщает: Запорожские казаки жили на днепровских островах, где сформировалась своеобразная казацкая республика (свободное военное братство во главе с выборным кошевым и куренным атаманами). Ядром этой республики был остров Хортица. В Сечь принимали всякого, кто приходил; не спрашивали - кто он, откуда пришел, как и чем прежде жил, лишь бы он был не еврей и не католик. Каза­ки были народ вольный, долгое время они только номинально считались подданами великих князей литовских, выбирали своих гетманов, воевали с кем хотели.

Запись в тетрадях:

Гетман - глава казачьего войска. Избирался на казачьем круге и утвер­ждался королем.

Работа с текстом: Зачитайте ученикам выдержку из монографии Н. И. Костомарова «Богдан Хмельницкий» (см. Дополнительные материалы). Предложите им самостоятельно нарисовать схему:

Организация Запорожской Сечи

 

 

3. Учитель продолжает: Постепенно польские короли мало-помалу стали под­чинять себе казачье войско, стали назначать, в каком числе быть казакам, стали им давать жалованье, за которое требовали от них службы. Земли на Украине стали раздавать польским панам, а казаков, не записанных в реестр, поворачивали в кре­стьянство и заставляли отбывать на помещиков барщину.

Запись в тетрадях:

Реестр - так называли на Украине список казаков, которые состояли на во­енной службе у короля, пользуясь определенными привилегиями и получая коро­левское жалование.

Учитель продолжает: Потом в 1596 г. подошла Брестская уния. Русский народ терпел от поляков много несправедливости. Казаки решили вступиться за него с оружием в руках. В 1648 г. началось мощное освободительное движение, которое возглавил гетман Богдан Хмельницкий. Ненависть к полякам ему привил шляхтич Чаплинский, лишивший его имущества, жены и приказавший засечь до смерти сына Хмельницкого. Польские власти остались глухи к просьбам о справедливости, более того, Хмельницкий оказался в тюрьме. Он бежал из тюрьмы и вернулся в Запорож­скую Сечь. Хмельницкий нуждался в союзниках, так как казаки не имели военной промышленности и не могли вести широкомасштабные боевые действия. Поэтому Богдан Хмельницкий обратился к русскому царю с просьбой принять Украину под покровительство России. Однако в Москве не торопились с ответом: согласие озна­чало начало войны с Речью Посполитой, а в России не было средств на новую вой­ну. Тогда Хмельницкий пригрозил, что он обратится за покровительством к турец­кому султану. После долгих колебаний в 1653 г. был созван земский собор, который и принял решение о присоединении левобережной Украины в состав Российского государства (покажите на карте). Год спустя в 1654 г. Переяславская рада подтвер­дила намерение Украины войти в состав России. Украина в составе России сохраня­ла широкие права, прежде всего гетманское управление.

3. Учитель сообщает: В 1654 г. началась русско-польская война. В 1655 г. в войну с Речью Посполитой вступила Швеция, и почти вся Польша оказалась залита шведским «потопом». Слабостью Речи Посполитой попробовали воспользоваться еще два ее противника - Бранденбург и Трансильвания.

Московские политики, вдохновленные успехами в войне с Польшей, намерева­лись решить еще одну задачу - завоевание выхода к Балтийскому морю. В 1656 г. была объявлена война Швеции, которая длилась два года и была закончена подписа­нием Валиесарского договора 1658 г. За Россией оставались на время перемирия все занятые русскими войсками территории, включая г. Юрьев. Однако через 3 года Россия, еще не закончив войну с Польшей, была вынуждена вернуть Швеции захва­ченные города (согласно заключенному в 1661 г. Кардисскому мирному договору).

Покажите по карте действия русской армии.

Изнурительная война с Польшей, истощившая обе стороны, закончилась в 1667 г. перемирием, заключенным в деревне Андрусово (близ Смоленска). Перего­воры вел A. JI. Ордин-Нащокин. Россия возвращала себе Смоленское воеводство со всеми уездами и городами, Черниговское воеводство, Киев (на время и за вознагра­ждение) и Левобережную Украину. Запорожье признавалось вчсовместном владении. Ii 1682 г. между Россией и Польшей был заключен «Вечный мир», в целом подтвер­дивший условия Андрусовского перемирия. Киев с округой остался за Россией.

Покажите на карте присоединенные к России земли.

4. Учитель сообщает: В 1676 г. турецко-татарская армия вторгается в Малорос­сию.

Работа с учебником: Предложите ученикам самостоятельно прочитать о русско- турецкой войне и о Чигиринских походах в учебнике (§ 36, с. 249-250) и ответить на следующие вопросы:

- Каковы были военные цели турок? (Турки стремились захватить Киев и Чигирин и посадить там своего ставленника.)

- Когда началась осада Чигирина? (В августе 1677 г.)

- Когда и чем закончилась война? {Война закончилась в 1681 г. подписанием с Крымом Бахчисарайского договора.)

- Каковы были условия мирного договора? (Устанавливалось перемирие на 20 лет; Турция и Крым признали переход к России Левобережной Украины и Киева. Население Правобережной Украины южнее Киева подлежало пересе­лению.)

III. Итог урока

В течение XVII в. Россия непоследовательно, периодически отступая и накапли­вая силы, постепенно решала посильные для нее задачи. Но общий итог ее внешней политики был невелик, приобретения же доставались максимальным напряжением сил. Основные стратегические задачи - выход к морям и воссоединение русских земель - остались нерешенными и перешли следующему веку.

Домашнее задание

1. § 36 учебника, работа с контурными картами;

2. Составить таблицу «Основные даты внешней политики в 30-е - 80-е гг. XVII в.»

Дополнительный материал для преподавателя

О запорожских казаках. Запорожцы собирались на раду - сходку, подобную старинному вечу. На раде выбирались начальники. Главным был атаман, носивший название кошевого, а вся запорожская община называлась кошем - слово татарского происхождения, означавшее стан. Кош разделялся на курени; над каждым куренем был выборный куренной атаман, подчи­ненный кошевому. Кроме этих начальствующих лиц, выбирались радой полковой писарь (за­ведовавший письменным производством) и есаулы (распорядители). Когда предпринималась какая-нибудь экспедиция из ограниченного числа запорожцев, то начальником над ними был полковник, нарочно выбираемый для такого предприятия. Кошевой имел безусловную власть над кошем, но по окончании года отдавал отчет в управлении, и в случае злоупотреблений подвергался смертной казни.

Костомаров Н. И. Богдан Хмельницкий. В 3-х т. Киев. - С. 24-25.

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 230.