I. Проверка домашнего задания
1. Проверить контурные карты. Можно вызвать к доске двух учеников. Первого попросить рассказать о «Соляном» и «Медном» бунте. Второго - рассказать о восстании Степана Разина и показать на карте ход этого восстания.
2. Проверить рефераты.
II. Изучение нового материала
1. Учитель сообщает: Главными задачами после Смуты было восстановление международного положения России и возвращение земель, отошедших по мирным договорам (Деулинское перемирие и Столбовский мир) к другим государствам.
В 1632 г. Земский собор решил вернуть Смоленск. Осада Смоленска продолжалась 8 месяцев. Полный провал. Воевода Б. И. Шеин был казнен.
В 1634 г. был заключен Поляновский мир. Россия отказалась от Смоленска, Черниговских и Новгородских земель. Но несмотря на поражение, удалось добиться того, что новый король Польши Владислав IV, еще во времена Смуты претендовавший на русский престол, отказался от притязаний на него, поэтому опасность вторжения со стороны Речи Посполитой под предлогом возвращения якобы «своих» земель была значительно уменьшена.
2. Учитель сообщает: Запорожские казаки жили на днепровских островах, где сформировалась своеобразная казацкая республика (свободное военное братство во главе с выборным кошевым и куренным атаманами). Ядром этой республики был остров Хортица. В Сечь принимали всякого, кто приходил; не спрашивали - кто он, откуда пришел, как и чем прежде жил, лишь бы он был не еврей и не католик. Казаки были народ вольный, долгое время они только номинально считались подданами великих князей литовских, выбирали своих гетманов, воевали с кем хотели.
Запись в тетрадях:
Гетман - глава казачьего войска. Избирался на казачьем круге и утверждался королем.
Работа с текстом: Зачитайте ученикам выдержку из монографии Н. И. Костомарова «Богдан Хмельницкий» (см. Дополнительные материалы). Предложите им самостоятельно нарисовать схему:
Организация Запорожской Сечи
3. Учитель продолжает: Постепенно польские короли мало-помалу стали подчинять себе казачье войско, стали назначать, в каком числе быть казакам, стали им давать жалованье, за которое требовали от них службы. Земли на Украине стали раздавать польским панам, а казаков, не записанных в реестр, поворачивали в крестьянство и заставляли отбывать на помещиков барщину.
Запись в тетрадях:
Реестр - так называли на Украине список казаков, которые состояли на военной службе у короля, пользуясь определенными привилегиями и получая королевское жалование.
Учитель продолжает: Потом в 1596 г. подошла Брестская уния. Русский народ терпел от поляков много несправедливости. Казаки решили вступиться за него с оружием в руках. В 1648 г. началось мощное освободительное движение, которое возглавил гетман Богдан Хмельницкий. Ненависть к полякам ему привил шляхтич Чаплинский, лишивший его имущества, жены и приказавший засечь до смерти сына Хмельницкого. Польские власти остались глухи к просьбам о справедливости, более того, Хмельницкий оказался в тюрьме. Он бежал из тюрьмы и вернулся в Запорожскую Сечь. Хмельницкий нуждался в союзниках, так как казаки не имели военной промышленности и не могли вести широкомасштабные боевые действия. Поэтому Богдан Хмельницкий обратился к русскому царю с просьбой принять Украину под покровительство России. Однако в Москве не торопились с ответом: согласие означало начало войны с Речью Посполитой, а в России не было средств на новую войну. Тогда Хмельницкий пригрозил, что он обратится за покровительством к турецкому султану. После долгих колебаний в 1653 г. был созван земский собор, который и принял решение о присоединении левобережной Украины в состав Российского государства (покажите на карте). Год спустя в 1654 г. Переяславская рада подтвердила намерение Украины войти в состав России. Украина в составе России сохраняла широкие права, прежде всего гетманское управление.
3. Учитель сообщает: В 1654 г. началась русско-польская война. В 1655 г. в войну с Речью Посполитой вступила Швеция, и почти вся Польша оказалась залита шведским «потопом». Слабостью Речи Посполитой попробовали воспользоваться еще два ее противника - Бранденбург и Трансильвания.
Московские политики, вдохновленные успехами в войне с Польшей, намеревались решить еще одну задачу - завоевание выхода к Балтийскому морю. В 1656 г. была объявлена война Швеции, которая длилась два года и была закончена подписанием Валиесарского договора 1658 г. За Россией оставались на время перемирия все занятые русскими войсками территории, включая г. Юрьев. Однако через 3 года Россия, еще не закончив войну с Польшей, была вынуждена вернуть Швеции захваченные города (согласно заключенному в 1661 г. Кардисскому мирному договору).
Покажите по карте действия русской армии.
Изнурительная война с Польшей, истощившая обе стороны, закончилась в 1667 г. перемирием, заключенным в деревне Андрусово (близ Смоленска). Переговоры вел A. JI. Ордин-Нащокин. Россия возвращала себе Смоленское воеводство со всеми уездами и городами, Черниговское воеводство, Киев (на время и за вознаграждение) и Левобережную Украину. Запорожье признавалось вчсовместном владении. Ii 1682 г. между Россией и Польшей был заключен «Вечный мир», в целом подтвердивший условия Андрусовского перемирия. Киев с округой остался за Россией.
Покажите на карте присоединенные к России земли.
4. Учитель сообщает: В 1676 г. турецко-татарская армия вторгается в Малороссию.
Работа с учебником: Предложите ученикам самостоятельно прочитать о русско- турецкой войне и о Чигиринских походах в учебнике (§ 36, с. 249-250) и ответить на следующие вопросы:
- Каковы были военные цели турок? (Турки стремились захватить Киев и Чигирин и посадить там своего ставленника.)
- Когда началась осада Чигирина? (В августе 1677 г.)
- Когда и чем закончилась война? {Война закончилась в 1681 г. подписанием с Крымом Бахчисарайского договора.)
- Каковы были условия мирного договора? (Устанавливалось перемирие на 20 лет; Турция и Крым признали переход к России Левобережной Украины и Киева. Население Правобережной Украины южнее Киева подлежало переселению.)
III. Итог урока
В течение XVII в. Россия непоследовательно, периодически отступая и накапливая силы, постепенно решала посильные для нее задачи. Но общий итог ее внешней политики был невелик, приобретения же доставались максимальным напряжением сил. Основные стратегические задачи - выход к морям и воссоединение русских земель - остались нерешенными и перешли следующему веку.
Домашнее задание
1. § 36 учебника, работа с контурными картами;
2. Составить таблицу «Основные даты внешней политики в 30-е - 80-е гг. XVII в.»
Дополнительный материал для преподавателя
О запорожских казаках. Запорожцы собирались на раду - сходку, подобную старинному вечу. На раде выбирались начальники. Главным был атаман, носивший название кошевого, а вся запорожская община называлась кошем - слово татарского происхождения, означавшее стан. Кош разделялся на курени; над каждым куренем был выборный куренной атаман, подчиненный кошевому. Кроме этих начальствующих лиц, выбирались радой полковой писарь (заведовавший письменным производством) и есаулы (распорядители). Когда предпринималась какая-нибудь экспедиция из ограниченного числа запорожцев, то начальником над ними был полковник, нарочно выбираемый для такого предприятия. Кошевой имел безусловную власть над кошем, но по окончании года отдавал отчет в управлении, и в случае злоупотреблений подвергался смертной казни.
Костомаров Н. И. Богдан Хмельницкий. В 3-х т. Киев. - С. 24-25.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 230.