Рекомендуемая организация урока
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

I. Закрепление пройденного материала

Провести самостоятельную работу на знание терминов:

Вариант 1: раскол, ярмарка, «заповедные годы», ясак, крепостное право

Вариант 2: старообрядчество, мануфактура, «урочные лета», тягло, казачество

II. Изучение нового материала

1. Учитель сообщает: Середина - вторая половина XVII в. была наполнена со­циальными взрывами. Восстания XVII в. по своей организации и структуре доста­точно сложны: они включают и элементы вечевых порядков, и элементы городского и казацкого самоуправления. Первым в этой цепочке явилось восстание в Москве в 1648 г., известное под названием Соляной бунт. Истоки его необходимо искать в финансовой реформе главы правительства боярина Б. И. Морозова, оказывавшего большое влияние на царя. Пустующую государственную казну он решил пополнить заменой прямых налогов (чрезвычайно разорительных) косвенными. В 1646 г. было решено обложить дополнительной пошлиной соль. Это вызвало резкое сокращение потребления соли и недовольство прежде всего рядового посадскрго населения. То­гда в 1647 г. соляной налог был отменен, но образовавшуюся недоимку стали вновь изыскивать обычным путем - прямыми налогами. В городах это особенно ударило но жителям «черных слобод», которые в отличие от «белослободчиков», освобож­денных от платежей, несли в полной мере государево тягло. «Чернослободчики» требовали ликвидации «белых слобод» и уравнения их населения в правах и обязан­ностях со всем остальным посадом. К лету 1648 г. в столице складывается напря­женная обстановка. 1 июня возвращающемуся с богомолья Алексею Михайловичу москвичи хотели подать челобитную, но были разогнаны стрельцами. Тогда на сле­дующий день горожане ворвались в Кремль и вновь попытались вручить царю чело­битную. Морозов приказал стрельцам изгнать толпу, но они отказались. Начались погромы боярских дворов. Восставшие потребовали выдачи особенно ненавистных - Морозова, начальника Земского приказа Плещеева и др. Царю удалось спасти лишь Морозова, срочно выслав его в отдаленный монастырь. С помощью стрельцов вос­стание подавлено. Восстание способствовало тому, что господствующий класс на время отложил распри (бояре-дворяне) и занялся выработкой нового свода законов. По Уложению 1649 г., которое утвердил собранный Земский собор, предусматрива­лось так называемое посадское строение, упорядочившее организацию посада. С 1630-го по 1650 г. произошли восстания в 30 русских городах.

Следующее выступление произошло в 1662 г. Оно известно как Медный бунт. Восстание было связано с русско-польской войной, которая вызвала большие фи­нансовые затруднения. В поисках выхода московское правительство взамен сереб­ряной монеты стало чеканить равнозначную медную, которая со временем обесце­нилась, а налоги собирались по-прежнему серебром, в то время как жалование вы­плачивалось медью. Вследствие этого посадское население оказалось неплатежеспо­собным. В июле 1662 г. по набатному колоколу посадские люди, стрельцы и солда­ты двинулись в резиденцию царя - село Коломенское и потребовали выдачи бояр и купцов, причастных к денежной реформе. Вступив с ними в переговоры, царь Алек­сей Михайлович одновременно вызвал верные ему стрелецкие полки, которые жес­токо расправились с восставшими. Однако правительство вынуждено было пойти на прекращение чеканки медных денег, а впоследствии - заменить их серебряными.

2. Учитель сообщает: Закрепощение крестьянства, неурожаи, эпидемии, затяж­ные войны с Польшей и Швецией сопровождались разорением населения. Обни­щавшие люди все чаще прибегали к испытанному средству - бегству в соседние уезды или на далекие окраины (казачьи области). В казачьих областях с давних пор вошло в обычай не выдавать явившихся туда беглецов: «С Дона выдачи нет». Одна­ко к середине 60-х гг. XVII в. положение на Дону ухудшилось. Здесь скопилось мно­го беглых, в 1666 г. царь потребовал вернуть с Дона крестьян, бежавших туда из дворцовых сел. В 1666 г. 500 казаков во главе с Василием Усом преприняли поход с Дона через Воронеж на Тулу по направлению к Москве (покажите на карте). Они хотели получить средства к существованию и предложить свои услуги правительст­ву в войне России с Польшей. В отряды вливались новые беглые и посадские люди. Численность отряда вскоре достигла 3000 человек. С большим трудом (с помощью регулярных войск во главе с князем Ю. Н. Борятинским) отряд В. Уса удалось от­править обратно за Дон. Поход Уса - предвестник крестьянской войны С. Разина.

3. Работа с учебником: Предложите ученикам самостоятельно прочитать о вос­стании Степана Разина в учебнике (§ 35, с. 240-244), кратко законспектировать и ответить на следующие вопросы:

- Почему казаки объединялись в ватаги, совершали походы на Волгу и Каспий, грабили торговые суда? (В 1667 г. в связи с окончанием войны с Речью Посполитой на Дон хлынуло огромное количество беглых, что усилило там го­лод. В поисках выхода из тяжелого положения они разбойничали.)

- Какую территорию охватило восстание (попросите ученика показать на кар­те)? (Поволжье, Заволжье, многие южные, юго-восточные, центральные уезды, Слободскую Украину, Дон.)

- Кто был основной движущей силой восстания? (Крепостные крестьяне, бур­лаки, служилые люди по прибору, представители низшего духовенства, «вольные люди».)

- Что такое «прелестные письма»? («Прелестные письма» - От слова прель­щать; призывы бунтовщиков к местному населению.)

- Кто был главнокомандующим правительственных войск? (Князь Ю. А. Дол­горукий.)

- Когда пал последний оплот восставших? (27 ноября 1671 г. пала Астрахань.)

- Что стало с предводителем восстания? (Степана Разина после пыток казни­ли па Красной площади.)

4. Учитель сообщает: Причины поражения восстания, как и любого другого на­родного восстания, связаны с недостаточно четкой выработкой программы восста­ния, в отсутствии единства интересов различных его групп. В целом восстание пока­зало силу социального сопротивления в государстве после принятия Соборного Уложения, оно. знаменовало ответ на новый этап закрепощения крестьянства, на стремление государства лишить привилегий слободских и «черных» людей, а также купцов, духовенство и другие сословия.

III. Итог урока

Восстания не принесли крестьянам облегчения их положения, напротив, поме­щики продолжали увеличивать повинности в свою пользу. Тем не менее, крестьян­ская война под предводительством Степана Разина оставила заметный след в исто­рии России.

Домашнее задание

1. § 35, работа с контурными картами.

2. Подготовить небольшие рефераты о Степане Разине или о жизни казачества.

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 218.