Рекомендуемая организация урока
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

I. Проверка домашнего задания

1. Проверка контурных карт. Можно вызвать ученика к карте и попросить по­казать феодальные княжества, которые образовались на территории Киев­ской Руси.

2. Проверить рефераты.

I I. Изучение нового материала

1. Учитель сообщает: Северо-Восточная Русь в течение долгих веков была од­ним из самых глухих углов восточнославянских земель (покажите на карте эту тер­риторию). Но, тем не менее, в междуречье Оки, Волги, Клязьмы было немало при­годных для земледелия пахотных земель. Густые леса были богаты пушниной, здесь росли грибы, издавна процветало бортничество. Реки и озера изобиловали рыбой. К тому же Северо-Восточная Русь почти не знала иноземных нашествий.

2. Учитель сообщает: Возвышение Северо-Восточной Руси произошло при Владимире Мономахе. Сюда он попал на княжение в возрасте 12 лет, с тех пор Рос- тово-Суздальская земля прочно вошла в состав «отчины» Мономаховичей. Сюда же Владимир Мономах послал на княжение одного из своих младших сыновей - Юрия.

Работа с учебником: предложите ученикам на основе учебника (§ 16, с. 103- 106) и с вашей помощью заполнить следующую таблицу:

Сравнение политики Юрия Долгорукого и Андрея Боголюбского

  Юрий Долгорукий Андрей Боголюбский
1. Главная полити­ческая цель киевский престол; независимость собственного княжества укрепление Владимиро-Суздальской государственности; уничтожение Киева; единовластное правление
2. Тип освоения земель захват соседних княжеств; создание новых городов и посе­лений укрепление городов княжества; грандиозное строительство во Влади­мире
3. Социальная опо­ра суздальские бояре, своя дружина; растущие городские сословия новых городов; верхушка купечества и ремеслен­ников опора на город, городские сословия; роспуск старой дружины отца; удаление от престола братьев
4. Направления внешней политики войны с Волжской Булгарией; противоборство с Новгородом походы ни Киев; войны с Волжской Булгарией

 

Мнение историка: Прочитайте ученикам отрывок из «Краткого пособия по рус­ской истории» Ключевского об Андрее Боголюбском (см. Дополнительные мате­риалы, п. 1) и задайте следующий вопрос:

- Чем отличался Андрей Боголюбский от других удельных князей? (Тем, что не стремился овладеть киевским столом. «Андрей впервые отделил стар­шинство от места: заставив признать себя великим князем всей Русской земли, он не покинул своей Суздальской области и не поехал в Киев сесть на стол отца и деда. Таким образом, княжеское старшинство, оторвавшись

от места, получило личное значение и сделана была попытка сообщить ему авторитет настоящей верховной власти».)

3. Учитель сообщает: При Всеволоде Владимиро-Суздальское княжество дос­тигло пика своего могущества, великокняжеская власть распространилась на Киев, Рязань, Чернигов, Муром, Новгород (покажите на карте).

Работа с учебником: Предложите ученикам самостоятельно прочитать о болез­ни Всеволода Большое Гнездо и о смене традиции наследования в учебнике (§ 16, с. 106-107) и ответить на следующие вопросы:

- В каком году заболел Всеволод Большое Гнездо? (В 1212 г.)

- Кому завещал престол Всеволод и как отреагировал на это наследник? (Все­волод завещал престол своему старшему сыну - Константину, но он попро­сил отца оставить его княжить в Ростове и перенести престол туда из Владимира.)

- Кого назначил Всеволод наследником вместо Константина? Что это означа­ло? (Следующего сына Юрия, это означало, что была нарушена традиция наследования власти по старшинству, и воля великого князя стала сильней, чем традиция.)

- Почему у Всеволода было прозвище Большое Гнездо? (Свое прозвище Всево­лод получил как отец 12 детей: восьми сыновей и четырех дочерей.)

4. Учитель сообщает: а) Бедность крестьянства в связи с особенностями гео­графического положения приводила к необходимости мощного принуждения их к «отдаче» значительной части продукта собственникам земли; б) Относительная ма­лочисленность населения и пестрый этнический состав; в) Относительная экономи­ческая и политическая слабость боярства; г) Феодальная эксплуатация крестьян бы­ла возможна только при наличии единого центра и единовластия. Все эти факторы определили и жестокие методы борьбы князей за свою единоличную власть: опора на военную силу, пренебрежение моральными, религиозными и родственными от­ношениями ради достижения цели.

Вывод: Владимиро-Суздальское княжество начинает претендовать на политиче­ское господство среди всех русских земель.

III. Итог урока

Владимиро-Суздальское княжество начинает претендовать на политическое гос­подство среди всех русских земель.

Домашнее задание

1. § 16, работа с контурными картами;

2. Составить генеалогическое дерево потомков Всеволода Большое Гнездо (де­ти и внуки).

Дата: 2019-03-05, просмотров: 231.