I. Проверка домашнего задания
1. Проверка контурных карт. Можно вызвать ученика к карте и попросить показать феодальные княжества, которые образовались на территории Киевской Руси.
2. Проверить рефераты.
I I. Изучение нового материала
1. Учитель сообщает: Северо-Восточная Русь в течение долгих веков была одним из самых глухих углов восточнославянских земель (покажите на карте эту территорию). Но, тем не менее, в междуречье Оки, Волги, Клязьмы было немало пригодных для земледелия пахотных земель. Густые леса были богаты пушниной, здесь росли грибы, издавна процветало бортничество. Реки и озера изобиловали рыбой. К тому же Северо-Восточная Русь почти не знала иноземных нашествий.
2. Учитель сообщает: Возвышение Северо-Восточной Руси произошло при Владимире Мономахе. Сюда он попал на княжение в возрасте 12 лет, с тех пор Рос- тово-Суздальская земля прочно вошла в состав «отчины» Мономаховичей. Сюда же Владимир Мономах послал на княжение одного из своих младших сыновей - Юрия.
Работа с учебником: предложите ученикам на основе учебника (§ 16, с. 103- 106) и с вашей помощью заполнить следующую таблицу:
Сравнение политики Юрия Долгорукого и Андрея Боголюбского
|
Мнение историка: Прочитайте ученикам отрывок из «Краткого пособия по русской истории» Ключевского об Андрее Боголюбском (см. Дополнительные материалы, п. 1) и задайте следующий вопрос:
- Чем отличался Андрей Боголюбский от других удельных князей? (Тем, что не стремился овладеть киевским столом. «Андрей впервые отделил старшинство от места: заставив признать себя великим князем всей Русской земли, он не покинул своей Суздальской области и не поехал в Киев сесть на стол отца и деда. Таким образом, княжеское старшинство, оторвавшись
от места, получило личное значение и сделана была попытка сообщить ему авторитет настоящей верховной власти».)
3. Учитель сообщает: При Всеволоде Владимиро-Суздальское княжество достигло пика своего могущества, великокняжеская власть распространилась на Киев, Рязань, Чернигов, Муром, Новгород (покажите на карте).
Работа с учебником: Предложите ученикам самостоятельно прочитать о болезни Всеволода Большое Гнездо и о смене традиции наследования в учебнике (§ 16, с. 106-107) и ответить на следующие вопросы:
- В каком году заболел Всеволод Большое Гнездо? (В 1212 г.)
- Кому завещал престол Всеволод и как отреагировал на это наследник? (Всеволод завещал престол своему старшему сыну - Константину, но он попросил отца оставить его княжить в Ростове и перенести престол туда из Владимира.)
- Кого назначил Всеволод наследником вместо Константина? Что это означало? (Следующего сына Юрия, это означало, что была нарушена традиция наследования власти по старшинству, и воля великого князя стала сильней, чем традиция.)
- Почему у Всеволода было прозвище Большое Гнездо? (Свое прозвище Всеволод получил как отец 12 детей: восьми сыновей и четырех дочерей.)
4. Учитель сообщает: а) Бедность крестьянства в связи с особенностями географического положения приводила к необходимости мощного принуждения их к «отдаче» значительной части продукта собственникам земли; б) Относительная малочисленность населения и пестрый этнический состав; в) Относительная экономическая и политическая слабость боярства; г) Феодальная эксплуатация крестьян была возможна только при наличии единого центра и единовластия. Все эти факторы определили и жестокие методы борьбы князей за свою единоличную власть: опора на военную силу, пренебрежение моральными, религиозными и родственными отношениями ради достижения цели.
Вывод: Владимиро-Суздальское княжество начинает претендовать на политическое господство среди всех русских земель.
III. Итог урока
Владимиро-Суздальское княжество начинает претендовать на политическое господство среди всех русских земель.
Домашнее задание
1. § 16, работа с контурными картами;
2. Составить генеалогическое дерево потомков Всеволода Большое Гнездо (дети и внуки).
Дата: 2019-03-05, просмотров: 231.