1. Учитель сообщает: Русь долгие годы была страной деревянной, именно в дереве русский человек выражал свое восприятие строительной красоты, чувство пропорции, слияние архитектурных сооружений с окружающей природой. Но дерево менее прочный материал, чем камень, поэтому памятники этого периода выполненные в дереве до нас не дошли. Каменное строительство начинается в конце X в. Древнейшим каменным храмом считается Десятинная церковь в Киеве (989-996 гг.). Древнейшим из сохранившихся (1036 г.) до наших дней памятником Киевской Руси является Спасский собор в Чернигове (покажите иллюстрацию).
Вместе с христианством Русь приняла от Византии и новый строительный опыт и традиции. Церкви сооружались по образцу крестово-купольного храма греков. Чтобы ученикам было легче следить за вашим рассказом, нарисуйте на доске следующую схему:
Храмы такого типа представляли собой прямоугольник, разделенный 4 столбами на 9 ячеек. Перекрытием служили крестообразно расположенные цилиндрические своды, а над центром храма возвышался купол.
Но этот образец греческие мастера, прибывавшие на Русь, а также работавшие с ними русские умельцы применяли к традициям русской деревянной архитектуры. Так, Софийский собор в Киеве (1037 г.) отразил сочетание славянских и византийских традиций. На основу крестово-купольного храма были поставлены тринадцать глав нового храма (покажите иллюстрации). Своды, стены, купол, столбы, хоры, лестничные переходы храма покрыты фресками и мозаиками, на которых изображены отцы церкви, апостолы, архангелы, евангелисты, святые воины - величественные и торжественные, в спокойных и сдержанных позах, в одеждах, ниспадающих крупными ритмичными складками.
В 1045 г. Софийский храм был возведен также в Новгороде (покажите иллюстрацию).
В начале XII в. Киевская Русь переживает упадок, но все же культурная традиция не прерывалась. С ее распадом в XII в. поток национального искусства не иссяк, но лишь разбился на множество рукавов. Вторая половина XII в. - первая половина XIII в. стали временем очень интенсивного строительства. В то время большинство храмов были однокупольными. Начинается использование местного строительного материала, во многом предопределяющее внешний вид построек. В Киеве, Смоленске, Чернигове, Рязани - по-прежнему строили из плинфы.
Запись в тетрадях:
Плинфа - от греч. «плинтос» - кирпич. Широкий и плоский обожженный кирпич, применявшийся в строительстве Византии и в X - XI 1 I вв. в Южной Руси.
Учитель продолжает: В 1165 г. на берегу р. Нерли встает церковь Покрова. Стройная, легкая, устремленная ввысь церковь покоряет особым лиризмом архитектурного образа (покажите иллюстрацию). Во Владимире были построены Успенский и Дмитриевский соборы (покажите иллюстрации).
В Новгороде строительным материалом был серый известняк. Для новгородских храмов характерна сдержанность, лаконичность и массивность форм, например церковь Спаса-на-Нередице (1198 г.).
Зодчие Галицко-Волынского княжества возводили здания из каменных блоков правильной формы, уложенных в два ряда, промежуток между которыми заполнялся битым камнем и раствором. Фасад украшался барельефной скульптурой. К сожалению, памятники галицкой архитектуры не сохранились; лишь небольшая их часть известна по археологическим раскопкам.
2. Учитель сообщает: Живопись этого периода представлена достаточно широко - в мозаиках, фресках и иконах.
Запись в тетрадях:
Фреска - техника живописи красками по свежей, сырой штукатурке, которая при высыхании образует тончайшую пленку, делающую фреску долговечной.
Икона - от греч. «эйкон» - изображение, образ. В православии и католицизме изображение Иисуса Христа, Богоматери и святых, которому приписывается священное значение.
Учитель продолжает: Излюбленными сюжетами иконописи были жития Марии и Иоанна Крестителя, события из жизни Христа. В строгих ликах, в их больших темных глазах ощущаются напряженная внутренняя жизнь, глубокая убежденность в истинности своей веры, готовности во имя ее к любым жертвам. В этой суровой мужественности воплотилась не только церковная мораль, но и крепнущее самосознание народа, его нравственная сила и стойкость перед лицом испытаний.
В церкви иконы помещались на иконостасе, который составлялся по строгим канонам и правилам. В своем простейшем виде он представлял несколько продольных балок - тябл, на которых располагались иконы. Иконостас состоял из 5 рядов.
3. Учитель сообщает: На протяжении многих веков на Руси постоянно развивалось и совершенствовалось искусство резьбы по дереву, позднее - по камню. Деревянные резные украшения стали характерной чертой жилищ горожан и крестьян, деревянных храмов.
4. Учитель сообщает: Изящные украшения, подлинные шедевры создавали древнерусские ювелиры. Они не только изготовляли различные ювелирные изделия, но и украшали оклады икон, книги (покажите иллюстрации).
Примечания: Для лучшего усвоения материала следовало бы сходить с учениками в музей (например, в Государственную Третьяковскую галерею, Государственный Исторический музей, Московский Кремль и др.) или даже организовать поездку по древним городам (Новгород, Смоленск, Суздаль, Владимир и др.).
II. Итог урока
Древнерусская культура Х-ХШ вв. характеризовалась переплетением христианских и народно-языческих влияний.
Домашнее задание
Доклады на следующие темы (по выбору):
а) «Монахи Киево-Печерского монастыря (Нестор, Антоний, Феодосий)». В этом докладе надо рассказать об известных фактах жизни этих монахов, об их вкладе в религиозную и культурную жизнь Руси. Особо обратить внимание на те качества, которыми они прославились при жизни и те, которые прославлены при их канонизации. Лит-ра: Энциклопедия «Христианство» в 3-х тт. М., 1995; Федотов Г. Г1. Святые Древней Руси. - М., 1999; Древнерусские предания. - М., 1982.
б) «Русский героический эпос. Его особенности». В этом докладе надо рассказать об истории русских былин, об их бытовании и первых записях. Выделить основные отличия былин от сказок. Лит-ра: Русские былины. Любое издание; История русской литературы. В 10-ти тт. - М.-Л., 1941. - Т. 1; Памятники литературы Древней Руси; Калугин В. И. Герои русского эпоса. М., 1983. Добрыня Никитич и Алеша Попович. - М., 1974.
в) «Наставление государя. Представления о грехах и добродетелях русского князя». Рассказать в докладе о главных, с точки зрения автора, событиях его жизни и о его заветах своим детям. Лит-ра: Поучение детям Владимира Мономаха. Любое издание; История русской литературы. В 10-ти гг. - М.-Л., 1941. - Т. 1; Памятники литературы Древней Руси.
г) «Архитектура Древней Руси в ХИ-ХШ вв.». В этом докладе надо рассказать о наиболее значительных памятниках архитектуры различных княжеств, описать их особенности. Лит-ра: Русское деревянное зодчество. - М., 1950; Грабарь И. История русского искусства. - Т. 1,2.- М., 1953; История русской архитектуры 2-е изд. - М., 1956.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 230.