1. Запись в тетрадях:
Культура - это совокупность достижений человечества в производственном, общественном и умственном отношении.
Учитель сообщает: Культура - это не только произведения искусства, но и определенные идеи, представления, идеалы, стереотипы, бытовые привычки,духовная и религиозная жизнь, язык. В культуре Древней Руси можно выделить несколько этапов.
Запись в тетради:
1. Культура восточного славянства - традиции язычества;
2. Культура Киевской Руси - синтез достижений восточных славян и христианской культуры Византии;
3. Культура периода раздробленности - на базе культуры Киевской Руси создавались культурно-художественные школы как местные варианты культуры древнерусской народности. ч
Беседа с учащимися по вопросам:
- Как вы думаете, продолжали ли воздействовать языческие духовные традиции на развитие русской культуры после принятия христианства? (Язычество продолжало оказывать глубокое влияние на сознание парода, крестьянский быт, литературу, живопись, архитектуру, например, «Слово о полку Игореве» все пронизано языческими мотивами.)
- Что еще повлияло на развитие русской культуры на данном этапе? (На развитие русской культуры влияло также то, что Русь складывалась как равнинное государство, открытое воздействию тех народов, которые просеивали и смешивались на русских землях в процессе их освоения.)
- Как повлияло на развитие культуры Руси принятие ею христианства от Византии? (Именно византийская церковная и религиозная культура была сначала предметом освоения (переводы), затем - образцом для подражания, впоследствии - ассимиляции и переработки. Роль церкви как духовного и культурного монополиста делают невозможным развитие архитектуры, живописи и письменной литературы по отдельности от нее, друг от друга и вне православной догматики и идеологии.)
2. Учитель сообщает: Найденные берестяные грамоты опровергли существовавшее мнение о том, что дохристианская культура Руси была устная, а письменность была неизвестна. К моменту принятия христианства на Руси уже был собственный алфавит. Во второй половине IX в. Кирилл и Мефодий создали глаголицу, которая была ими переработана с использованием греческого письма в кириллицу. Тем не менее христианизация Руси дала мощный толчок дальнейшему развитию письменности.
Первые русские школы были открыты при церквах, а позднее при монастырях. Число школ возросло при Ярославе Мудром. Чаще всего обучение ограничивалось чтением, реже - письмом и счетом. С XI в. в богатых семьях стали учить грамоте не только мальчиков, но и девочек (дочь Ярослава Мудрого Анна стала одной из первых грамотных женщин на Руси).
3. а) Учитель сообщает: Письменность главным образом была в руках духовенства, она считалась вспомогательным средством для преуспевания в христианском благочестии: путем чтения церковных книг люди должны были проникаться христианским направлением. Писались проповеди, поучения в благочестии, Жития местных святых.
Запись в тетрадях:
Проповедь - речь религиозно-назидательного содержания.
Беседа с учащимися по вопросам:
- Что вы помните об Иларионе, когда он жил и чем известен? (Митрополит Иларион - выдающийся русский мыслитель и религиозный деятель, получивший особую известность во времена правления Ярослава Мудрого, когда Иларион в 1051-1054 гг. занимал должность митрополита Киевского. Причем он был первым митрополитом из русских, так как до него со времени крещения Руси митрополитами были приехавшие из Византии греки. Автор «Слова о законе и благодати».)
- К какому жанру относится «Слово о законе и благодати»? (По форме это проповедь, предназначенная для произнесения в Софийском соборе.)
- Чему посвящено это произведение Илариона? (В «Слове о законе и благодати» Иларион развивал идею равенства народов, впервые прозвучал мотив нравственной оценки правителя и вообще человека.)
Учитель продолжает: Весьма интересны проповеди епископа г. Турова, Кирилла (XII в.). Его сочинения, написанные доступным языком, насыщенные мотивами народного творчества, являются самобытными и яркими документами русской культуры. Кирилл прошел монастырское затворничество, достиг епископского сана и пришел к убеждению, что служитель Бога назначен жить в мире, а не в отречении от него. Жизнь человека состоит в деянии духовном и плотском, пронизанном божественными началами.
В этот период были созданы и первые русские жития («Сказание о Борисе и Глебе») и описания паломничеств (в начале XII в. игумен Даниил создает «Хождение игумена Даниила в святые места», где описал свое паломничество в Иерусалим).
б) Учитель сообщает: Вне религиозной литературы более всего развивалась историческая, летописная. Летописание, как специфический литературный жанр, зародилось в Киеве в конце X в. Русские летописи представляют собой примечательное явление во всей европейской средневековой литературе.
Запись в тетрадях:
Летопись - историческое произведение, в котором повествование велось по
годам (летам).
Учитель продолжает: Первым летописным сводом Древней Руси был Киевский летописный свод 996-997 гг. Позднее, в 1037-1039 гг., он перерабатывался и вошел в состав древнейшего Киевского свода, который велся при храме св. Софии по повелению Ярослава Мудрого. Этот свод впоследствии также многократно перерабатывался и переписывался иноками Киево-Печерского монастыря, пока не принял окончательный вид и стал называться «Повестью временных лет». ПВЛ содержит описание событий 860-1110 гг.
Летописи являются, наряду с данными археологии, главными источниками сведений об исторических событиях, происшествиях и людях Древней Руси.
в) Учитель сообщает: Светские авторы развивали идеи религиозно- нравственного выбора, веры и наставления детям. Так, описывая русские дела и русские политические страсти, бесконечные войны с врагами Руси, Владимир Мономах в своем «Поучении...» постоянно опирался на христианские общечеловеческие ценности. В них находил он ответ на мучившие его вопросы, в них черпал нравственную опору.
Еще одно весьма интересное произведение - «Моление Даниила Заточника» (XII в.). Оно написано в форме послания («моления») к князю, но неясно, к какому. Много вопросов вызывает и сам автор. Личность его в истории не установлена. Повествование ведется от лица человека, попавшего в тяжелое и униженное положение, пережившего много злоключений и, судя по прозванию («заточник» - узник), заключенного в темницу. Как становится ясно из текста, Даниил Заточник - человек небогатый, но образованный. Он несправедливо пострадал по вине бояр и вынужден искать правды у князя, на которого уповает. Автор «Моления» предстает поборником сильной княжеской власти и отстаивает ее необходимость. В то же время Даниил Заточник ратует за признание человеческого достоинства, пытается защитить права личности независимо от социального и имущественного положения. Написанное в 1038 г., за полтора века до «Слава о полку Игореве», «Моление» не имеет себе равных ни по художественной красоте, ни по поэтическому вдохновению.
«Слово о полку Игореве» было написано в Киеве в 1185 г. Автор «Слова» был не юлько поэтом, но и глубоким историком. Затем рукописи затерялись и только в 1792 г. в Ярославле был обнаружен сборник, содержавший и «Слово». Только 20 лет рукопись была доступна изучению - в наполеоновский пожар 1812 г. она сгорела в Москве. К счастью, с нее успели снять копию и опубликовать типографски в 1800 г.
«Слово» написано в связи с разгромом войск северского князя Игоря половецким ханом Кончаком в 1185 г. и стремительным походом Кончака на Киев. Среди князей обнаружились распри и «непособие» великому князю. По сути, «Слово...» является призывом к единению князей и к прекращению меж ними жестоких и губительных для страстей раздоров.
Работа с историческим источником: Раздайте ученикам источник (его можно скопировать и размножить, см .Дополнительные материалы, п. 1). Попросите учащихся прочитать его и ответить на следующие вопросы:
- Из-за чего по мнению автора началось «насилие от земли Половецкой»? (Из- за княжеских усобиц: «В своих распрях начали вы призывать поганых на землю Русскую, на достояние Всеславово. Из-за усобиц ведь началось насилие от земли Половецкой»!)
- Найдите в тексте источника языческие мотивы («Всеслав-князь... великому Хорсу волком путь перебегал».)
4. Запись в тетрадях:
Фольклор - совокупность обычаев, обрядов, песен и других явлений народного быта.
Учитель сообщает: Песни, сказания, былины, пословицы, сказки были важной составной частью древнерусской культуры. Целый мир русской жизни открывается в былинах. Их основной герой - богатырь, защитник народа. Былины, разумеется, не могут дать ни последовательности исторических событий, ни строгого достоверного описания фактов. И тем не менее они вполне историчны, что проявляется в отборе воспеваемых событий, в выборе прославляемых или порицаемых исторических деятелей, в народной оценке событий и лиц. До нас дошла лишь незначительная часть древних былин, сложенных в первые века русской государственности, которые сохранились в той или иной степени в письменных источниках.
Вы можете дополнить свой рассказ о былинах, используя Дополнительные материалы, п. 2.
5. Работа с учебником: Предложите ученикам самостоятельно прочитать о быте народа в учебнике (§ 18, с. 120-121) и ответить на следующие вопросы:
- Чем определялся быт народа Киевской Руси? (Уровнем развития хозяйства страны.)
- Какой город был самым большим на Руси? (Киев.)
- Какова была роль женщины на Руси? (Женщины принимали активное участие в управлении, хозяйстве, других делах. Известно немало женщин - де- яльииц такого рода: княгиня Ольга, сестра Мономаха Янка, мать Даниила Галицкого и др.)
- Какой была традиционная женская одежда? (Сарафаны, голову они покрывали убрусами (платками), носили украшения.)
- Зачем пахари нередко выходили в поле на работу вооруженные рогатинами, дубинами, луком и стрелами? (Для того чтобы отбиваться от половцев и других «лихих» людей.)
Домашнее задание
§ 17-18 учебника.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 235.