III. Изучение нового материала
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Запись в тетрадях:

Культура - это совокупность достижений человечества в производствен­ном, общественном и умственном отношении.

Учитель сообщает: Культура - это не только произведения искусства, но и оп­ределенные идеи, представления, идеалы, стереотипы, бытовые привычки,духовная и религиозная жизнь, язык. В культуре Древней Руси можно выделить несколько этапов.

Запись в тетради:

1. Культура восточного славянства - традиции язычества;

2. Культура Киевской Руси - синтез достижений восточных славян и христи­анской культуры Византии;

3. Культура периода раздробленности - на базе культуры Киевской Руси соз­давались культурно-художественные школы как местные варианты куль­туры древнерусской народности.      ч

Беседа с учащимися по вопросам:

- Как вы думаете, продолжали ли воздействовать языческие духовные тради­ции на развитие русской культуры после принятия христианства? (Язычест­во продолжало оказывать глубокое влияние на сознание парода, крестьянский быт, литературу, живопись, архитектуру, например, «Слово о полку Игореве» все пронизано языческими мотивами.)

- Что еще повлияло на развитие русской культуры на данном этапе? (На раз­витие русской культуры влияло также то, что Русь складывалась как рав­нинное государство, открытое воздействию тех народов, которые просеи­вали и смешивались на русских землях в процессе их освоения.)

- Как повлияло на развитие культуры Руси принятие ею христианства от Ви­зантии? (Именно византийская церковная и религиозная культура была сна­чала предметом освоения (переводы), затем - образцом для подражания, впоследствии - ассимиляции и переработки. Роль церкви как духовного и культурного монополиста делают невозможным развитие архитектуры, живописи и письменной литературы по отдельности от нее, друг от друга и вне православной догматики и идеологии.)

2. Учитель сообщает: Найденные берестяные грамоты опровергли существо­вавшее мнение о том, что дохристианская культура Руси была устная, а письмен­ность была неизвестна. К моменту принятия христианства на Руси уже был собст­венный алфавит. Во второй половине IX в. Кирилл и Мефодий создали глаголицу, которая была ими переработана с использованием греческого письма в кириллицу. Тем не менее христианизация Руси дала мощный толчок дальнейшему развитию письменности.

Первые русские школы были открыты при церквах, а позднее при монастырях. Число школ возросло при Ярославе Мудром. Чаще всего обучение ограничивалось чтением, реже - письмом и счетом. С XI в. в богатых семьях стали учить грамоте не только мальчиков, но и девочек (дочь Ярослава Мудрого Анна стала одной из пер­вых грамотных женщин на Руси).

3. а) Учитель сообщает: Письменность главным образом была в руках духовен­ства, она считалась вспомогательным средством для преуспевания в христианском благочестии: путем чтения церковных книг люди должны были проникаться христи­анским направлением. Писались проповеди, поучения в благочестии, Жития мест­ных святых.

Запись в тетрадях:

Проповедь - речь религиозно-назидательного содержания.

Беседа с учащимися по вопросам:

- Что вы помните об Иларионе, когда он жил и чем известен? (Митрополит Иларион - выдающийся русский мыслитель и религиозный деятель, получив­ший особую известность во времена правления Ярослава Мудрого, когда Иларион в 1051-1054 гг. занимал должность митрополита Киевского. При­чем он был первым митрополитом из русских, так как до него со времени крещения Руси митрополитами были приехавшие из Византии греки. Автор «Слова о законе и благодати».)

- К какому жанру относится «Слово о законе и благодати»? (По форме это проповедь, предназначенная для произнесения в Софийском соборе.)

- Чему посвящено это произведение Илариона? (В «Слове о законе и благода­ти» Иларион развивал идею равенства народов, впервые прозвучал мотив нравственной оценки правителя и вообще человека.)

Учитель продолжает: Весьма интересны проповеди епископа г. Турова, Кирил­ла (XII в.). Его сочинения, написанные доступным языком, насыщенные мотивами народного творчества, являются самобытными и яркими документами русской куль­туры. Кирилл прошел монастырское затворничество, достиг епископского сана и пришел к убеждению, что служитель Бога назначен жить в мире, а не в отречении от него. Жизнь человека состоит в деянии духовном и плотском, пронизанном божест­венными началами.

В этот период были созданы и первые русские жития («Сказание о Борисе и Гле­бе») и описания паломничеств (в начале XII в. игумен Даниил создает «Хождение игумена Даниила в святые места», где описал свое паломничество в Иерусалим).

б) Учитель сообщает: Вне религиозной литературы более всего развивалась ис­торическая, летописная. Летописание, как специфический литературный жанр, заро­дилось в Киеве в конце X в. Русские летописи представляют собой примечательное явление во всей европейской средневековой литературе.

Запись в тетрадях:

Летопись - историческое произведение, в котором повествование велось по

годам (летам).

Учитель продолжает: Первым летописным сводом Древней Руси был Киевский летописный свод 996-997 гг. Позднее, в 1037-1039 гг., он перерабатывался и вошел в состав древнейшего Киевского свода, который велся при храме св. Софии по пове­лению Ярослава Мудрого. Этот свод впоследствии также многократно перерабаты­вался и переписывался иноками Киево-Печерского монастыря, пока не принял окон­чательный вид и стал называться «Повестью временных лет». ПВЛ содержит описа­ние событий 860-1110 гг.

Летописи являются, наряду с данными археологии, главными источниками све­дений об исторических событиях, происшествиях и людях Древней Руси.

в) Учитель сообщает: Светские авторы развивали идеи религиозно- нравственного выбора, веры и наставления детям. Так, описывая русские дела и русские политические страсти, бесконечные войны с врагами Руси, Владимир Мо­номах в своем «Поучении...» постоянно опирался на христианские общечеловече­ские ценности. В них находил он ответ на мучившие его вопросы, в них черпал нравственную опору.

Еще одно весьма интересное произведение - «Моление Даниила Заточника» (XII в.). Оно написано в форме послания («моления») к князю, но неясно, к какому. Много вопросов вызывает и сам автор. Личность его в истории не установлена. По­вествование ведется от лица человека, попавшего в тяжелое и униженное положе­ние, пережившего много злоключений и, судя по прозванию («заточник» - узник), заключенного в темницу. Как становится ясно из текста, Даниил Заточник - человек небогатый, но образованный. Он несправедливо пострадал по вине бояр и вынужден искать правды у князя, на которого уповает. Автор «Моления» предстает поборни­ком сильной княжеской власти и отстаивает ее необходимость. В то же время Дани­ил Заточник ратует за признание человеческого достоинства, пытается защитить права личности независимо от социального и имущественного положения. Написан­ное в 1038 г., за полтора века до «Слава о полку Игореве», «Моление» не имеет себе равных ни по художественной красоте, ни по поэтическому вдохновению.

«Слово о полку Игореве» было написано в Киеве в 1185 г. Автор «Слова» был не юлько поэтом, но и глубоким историком. Затем рукописи затерялись и только в 1792 г. в Ярославле был обнаружен сборник, содержавший и «Слово». Только 20 лет рукопись была доступна изучению - в наполеоновский пожар 1812 г. она сгорела в Москве. К счастью, с нее успели снять копию и опубликовать типографски в 1800 г.

«Слово» написано в связи с разгромом войск северского князя Игоря половец­ким ханом Кончаком в 1185 г. и стремительным походом Кончака на Киев. Среди князей обнаружились распри и «непособие» великому князю. По сути, «Слово...» является призывом к единению князей и к прекращению меж ними жестоких и губи­тельных для страстей раздоров.

Работа с историческим источником: Раздайте ученикам источник (его можно скопировать и размножить, см .Дополнительные материалы, п. 1). Попросите учащихся прочитать его и ответить на следующие вопросы:

- Из-за чего по мнению автора началось «насилие от земли Половецкой»? (Из- за княжеских усобиц: «В своих распрях начали вы призывать поганых на землю Русскую, на достояние Всеславово. Из-за усобиц ведь началось наси­лие от земли Половецкой»!)

- Найдите в тексте источника языческие мотивы («Всеслав-князь... великому Хорсу волком путь перебегал».)

4. Запись в тетрадях:

Фольклор - совокупность обычаев, обрядов, песен и других явлений народно­го быта.

Учитель сообщает: Песни, сказания, былины, пословицы, сказки были важной составной частью древнерусской культуры. Целый мир русской жизни открывается в былинах. Их основной герой - богатырь, защитник народа. Былины, разумеется, не могут дать ни последовательности исторических событий, ни строгого достоверного описания фактов. И тем не менее они вполне историчны, что проявляется в отборе воспеваемых событий, в выборе прославляемых или порицаемых исторических дея­телей, в народной оценке событий и лиц. До нас дошла лишь незначительная часть древних былин, сложенных в первые века русской государственности, которые со­хранились в той или иной степени в письменных источниках.

Вы можете дополнить свой рассказ о былинах, используя Дополнительные ма­териалы, п. 2.

5. Работа с учебником: Предложите ученикам самостоятельно прочитать о быте народа в учебнике (§ 18, с. 120-121) и ответить на следующие вопросы:

- Чем определялся быт народа Киевской Руси? (Уровнем развития хозяйства страны.)

- Какой город был самым большим на Руси? (Киев.)

- Какова была роль женщины на Руси? (Женщины принимали активное уча­стие в управлении, хозяйстве, других делах. Известно немало женщин - де- яльииц такого рода: княгиня Ольга, сестра Мономаха Янка, мать Даниила Галицкого и др.)

- Какой была традиционная женская одежда? (Сарафаны, голову они покрыва­ли убрусами (платками), носили украшения.)

- Зачем пахари нередко выходили в поле на работу вооруженные рогатинами, дубинами, луком и стрелами? (Для того чтобы отбиваться от половцев и других «лихих» людей.)

Домашнее задание

§ 17-18 учебника.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 209.