Рекомендуемая организация урока
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

I. Закрепление пройденного материала

Диктант на основные даты княжеских междоусобиц. Например, вы диктуете да­ты (1076 г., 1097 г. и т. д.), а ученики записывают основные события этого года.

II. Проверка домашнего задания

Дополнительное задание: проверка рефератов.

III. Изучение нового материала

1. Учитель сообщает: В 1100 г. состоялся новый съезд князей в г. Витичеве, где они договорились предпринять совместный поход против половцев. Целью «Кре­стового похода в степь» 1111 г. был захват главного города половцев - Шарукани. На этот раз князья задумали не просто очередной военный набег, но поход всей Ру­си. Они обратились с просьбой к митрополиту Никифору, и он прислал в их войско епископов и священников. Чтобы всем было видно: идет не войско на войско, но вера на веру, вера защитительная на веру грабительскую.

Беседа с учащимися по вопросам:

- Чем прославился Владимир Мономах до того, как стал великим киевским князем? (Он был великим полководцем, миротворцем.)

- Почему у Владимира Мономаха было такое прозвище и что оно означало? (Свое прозвище Владимир получил по матери - греческой принцессе Анаста­сии, дочери византийского императора Константина IX Мономаха. «Моно­мах» по-гречески значит - «единоборец».)

2. Учитель сообщает: Святополк Изяславич умер в 1113 г., после его смерти различные боярские группировки начали борьбу за власть, стремясь посадить на престол одного из князей. Это не понравилось простым ремесленникам и торговцам Киева, которые вооружившись топорами, косами, вилами, подняли восстание. Киев­ское восстание напугало феодальные верхи и заставило их обратиться к единственно возможной кандидатуре популярного князя, известного всему народу своей тридца­типятилетней борьбой с половцами. На престол был призван Владимир, которому в это время было уже 60 лет.

3. Учитель сообщает: Политика Владимира Мономаха в качестве великого кня­зя являлась продолжением его предыдущей деятельности и была направлена:

а) на сохранение и укрепление единой власти в государстве;

б) на борьбу с разделительными тенденциями и действиями других князей;

в) на защиту от половцев;

г) на реформирование внутренней жизни государства.

Он осуществил важнейшие преобразования в сфере права: вышла новая редак­ция «Русской Правды» («Устав Владимира Мономаха»). Особенность и значение «Устава» в том, что он значительно облегчил положение бедных людей. Проценты за взятый долг значительно снижались, многие непосильные долги были ликвидиро­ваны. Были включены новые статьи, облегчавшие участь смердов, закупов, радовичей и даже холопов.

Таким образом, «Устав Владимира Мономаха» подкрепил новый этап социаль­ных и денежных отношений в государстве, сумел устранить наиболее глубокие и болезненные язвы общества, снял социальное напряжение в городах и селах.

В конце жизнй4Владимир Мономах написал «Поучение», в котором не только рассказал о своей трудной жизни, но и поделился размышлениями о смысле жизни, об отношениях между людьми.

Работа с историческим источником: Предложите ученикам самостоятельно прочитать в учебнике часть «Поучения Владимира Мономаха своим детям» (§ 13, с. 91) и ответить на следующие вопросы:

- Как характеризует Владимира Мономаха отрывок из его писания? (Как чело­века смелого, трудолюбивого, милосердного и справедливого.)

- На какой вывод своих детей рассчитывал князь, приведя сведения, вошедшие в этот отрывок? (Он рассчитывал на то, что его дети будут такими же бесстрашными, будут трудиться, «не храня своей жизни и не щадя головы своей», а результаты - в руке божьей.)

Запись в тетрадях:

Владимир Мономах умер 19 мая 1125 г. на 73 году своей жизни.

4. Учитель сообщает: Деятельность Мстислава (1125-1132 гг.) являлась про­должением политики отца. Он укреплял внутренний баланс во внутрикняжеских отношениях, защищал границы Руси. \

Смерть Мстислава стала гранью, за которой началась совсем другая эпоха. Мо­гучие правители, такие как Владимир Мономах и его сын Мстислав, своей железной нолей и талантом цементировали Русь. После них на политической арене не оказа­лось сильных правителей. Десять лет продолжалась междоусобная борьба за Киев.

Запись в тетрадях:

С 30-х гг. XII в. Русь окончательно вступила в период раздробленности.

Вывод: Время Владимира Мономаха и его сына оказалось самым плодотворным за последние десятилетия. Он успокоил русской общество, т. е. прекратил его внут­реннюю борьбу, причем сделал это не только за счет силы, но и за счет разумных уступок низам общества.

IV. Итог урока

Время Владимира Мономаха и его сына оказалось самым плодотворным за по­следние десятилетия. Он успокоил русской общество, т. е. прекратил его внутрен­нюю борьбу, причем сделал это не только за счет силы, но и за счет разумных усту­пок низам общества.

Домашнее задание

1. §13 учебника.

2. Можно предложить доклады на следующие темы: «Поучение Владимира Мономаха: характер и круг интересов русского великого князя», «Владимир Мономах - великий полководец», «Устав Владимира Мономаха и его значе­ние для дальнейшего развития Руси».

3. Повторить пройденный материал для подготовки к следующему обобщаю­щему уроку.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 223.