I. Закрепление пройденного материала
Диктант на основные даты княжеских междоусобиц. Например, вы диктуете даты (1076 г., 1097 г. и т. д.), а ученики записывают основные события этого года.
II. Проверка домашнего задания
Дополнительное задание: проверка рефератов.
III. Изучение нового материала
1. Учитель сообщает: В 1100 г. состоялся новый съезд князей в г. Витичеве, где они договорились предпринять совместный поход против половцев. Целью «Крестового похода в степь» 1111 г. был захват главного города половцев - Шарукани. На этот раз князья задумали не просто очередной военный набег, но поход всей Руси. Они обратились с просьбой к митрополиту Никифору, и он прислал в их войско епископов и священников. Чтобы всем было видно: идет не войско на войско, но вера на веру, вера защитительная на веру грабительскую.
Беседа с учащимися по вопросам:
- Чем прославился Владимир Мономах до того, как стал великим киевским князем? (Он был великим полководцем, миротворцем.)
- Почему у Владимира Мономаха было такое прозвище и что оно означало? (Свое прозвище Владимир получил по матери - греческой принцессе Анастасии, дочери византийского императора Константина IX Мономаха. «Мономах» по-гречески значит - «единоборец».)
2. Учитель сообщает: Святополк Изяславич умер в 1113 г., после его смерти различные боярские группировки начали борьбу за власть, стремясь посадить на престол одного из князей. Это не понравилось простым ремесленникам и торговцам Киева, которые вооружившись топорами, косами, вилами, подняли восстание. Киевское восстание напугало феодальные верхи и заставило их обратиться к единственно возможной кандидатуре популярного князя, известного всему народу своей тридцатипятилетней борьбой с половцами. На престол был призван Владимир, которому в это время было уже 60 лет.
3. Учитель сообщает: Политика Владимира Мономаха в качестве великого князя являлась продолжением его предыдущей деятельности и была направлена:
а) на сохранение и укрепление единой власти в государстве;
б) на борьбу с разделительными тенденциями и действиями других князей;
в) на защиту от половцев;
г) на реформирование внутренней жизни государства.
Он осуществил важнейшие преобразования в сфере права: вышла новая редакция «Русской Правды» («Устав Владимира Мономаха»). Особенность и значение «Устава» в том, что он значительно облегчил положение бедных людей. Проценты за взятый долг значительно снижались, многие непосильные долги были ликвидированы. Были включены новые статьи, облегчавшие участь смердов, закупов, радовичей и даже холопов.
Таким образом, «Устав Владимира Мономаха» подкрепил новый этап социальных и денежных отношений в государстве, сумел устранить наиболее глубокие и болезненные язвы общества, снял социальное напряжение в городах и селах.
В конце жизнй4Владимир Мономах написал «Поучение», в котором не только рассказал о своей трудной жизни, но и поделился размышлениями о смысле жизни, об отношениях между людьми.
Работа с историческим источником: Предложите ученикам самостоятельно прочитать в учебнике часть «Поучения Владимира Мономаха своим детям» (§ 13, с. 91) и ответить на следующие вопросы:
- Как характеризует Владимира Мономаха отрывок из его писания? (Как человека смелого, трудолюбивого, милосердного и справедливого.)
- На какой вывод своих детей рассчитывал князь, приведя сведения, вошедшие в этот отрывок? (Он рассчитывал на то, что его дети будут такими же бесстрашными, будут трудиться, «не храня своей жизни и не щадя головы своей», а результаты - в руке божьей.)
Запись в тетрадях:
Владимир Мономах умер 19 мая 1125 г. на 73 году своей жизни.
4. Учитель сообщает: Деятельность Мстислава (1125-1132 гг.) являлась продолжением политики отца. Он укреплял внутренний баланс во внутрикняжеских отношениях, защищал границы Руси. \
Смерть Мстислава стала гранью, за которой началась совсем другая эпоха. Могучие правители, такие как Владимир Мономах и его сын Мстислав, своей железной нолей и талантом цементировали Русь. После них на политической арене не оказалось сильных правителей. Десять лет продолжалась междоусобная борьба за Киев.
Запись в тетрадях:
С 30-х гг. XII в. Русь окончательно вступила в период раздробленности.
Вывод: Время Владимира Мономаха и его сына оказалось самым плодотворным за последние десятилетия. Он успокоил русской общество, т. е. прекратил его внутреннюю борьбу, причем сделал это не только за счет силы, но и за счет разумных уступок низам общества.
IV. Итог урока
Время Владимира Мономаха и его сына оказалось самым плодотворным за последние десятилетия. Он успокоил русской общество, т. е. прекратил его внутреннюю борьбу, причем сделал это не только за счет силы, но и за счет разумных уступок низам общества.
Домашнее задание
1. §13 учебника.
2. Можно предложить доклады на следующие темы: «Поучение Владимира Мономаха: характер и круг интересов русского великого князя», «Владимир Мономах - великий полководец», «Устав Владимира Мономаха и его значение для дальнейшего развития Руси».
3. Повторить пройденный материал для подготовки к следующему обобщающему уроку.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 223.