Запись в тетрадях:
Посадник - глава правительства, в его компетенции находились вопросы городского устройства, суд, заключение соглашений с князем, участие в военных походах, дипломатические переговоры. Посадника избирали из самых влиятельных бояр на неопределенное время - пока будет «угоден народу».
Тысяцкий - осуществлял контроль за налоговой системой, участвовал в торговом суде, вел дела с иностранцами. Избирался из небоярского населения.
Архиепископ - глава новгородской церковной организации, официальный представитель республики в ее внешних сношениях. Избирался городским вечем и лишь потом утверждался митрополитом.
Учитель продолжает: По форме новгородская политическая система выглядит весьма демократичной. Однако степень допустимой личной свободы в обществе всегда прямо пропорциональна имущественному статусу. На вече по самому его составу не могло быть ни правильного обсуждения вопроса, ни правильного голосования. Решение составлялось на глаз, лучше сказать, на слух, скорее по силе криков, чем по большинству голосов. Когда вече разделялось на партии, приговор вырабатывался... посредством драки: осилившая сторона и признавалась большинством.
в) Учитель сообщает: Новгород был для своего времени городом высокой культуры быта. Он был вымощен деревянными мостовыми, власти внимательно следили за порядком и чистотой городских улиц. Признаком высокой культуры горожан служит повсеместная грамотность, проявлявшаяся в том, что многие новгородцы владели искусством письма на берестяных грамотах, которые в изобилии археологи находят на раскопках. Берестяными грамотами обменивались не только бояре, купцы, но и простые горожане. Это были долговые расписки и просьбы о займах, записки к женам, любовные письма, стихи.
Чтение источника: В качестве иллюстрации прочитайте вслух грамоты:
«От Никиты к Ульяиице. Иди за меня замуж. Я тебя хочу, а ты меня. А на то свидетель Игнат Моисеев.»
«От Бориса ко Ностасии. Како приде ся грамота, тако пришли ми цоловек на жерепце, зане ми здесе дел много. Да пришли сороцицю, сороцице забыле. (Борис просит прислать одного из слуг с жеребцом и сорочку, которую он забыл.)»
IV. Итог урока
Галицко-Волынское княжество превратилось в сильное и единое европейское государство, но опасные соседи Галицко-Волынской Руси Венгрия и Польша в сговоре с местными боярами постоянно пытались ослабить власть князя. Новгородская республика в своих хозяйственных связях все менее ориентировалась на юг, теснее становились ее связи со скандинавскими и немецкими землями.
Домашнее задание
1. § 15 учебника, работа с контурными картами;
2. Подготовить небольшие рефераты о князьях Ярославе Осмомысле, Романе Мстиславиче, Данииле Романовиче, герое «Слова о Полку Игореве» Игоре Святославиче.
Урок 15. Северо-Восточная Русь в XII - начале XIII вв.
Цель урока: показать, что Северо-Восточный регион Руси стал заселяться и осваиваться в результате колонизации. Подчеркнуть особенности и значение этих процессов для перемещения центра Руси в северо-восточные регионы, для возникновения и последующего расцвета Владимиро-Суздальского княжества.
План урока:
1. Владимиро-Суздальская земля, особенности региона.
2. Правление Юрия Долгорукого и его сына Андрея Боголюбского.
3. Политика Всеволода Большое Гнездо.
4. Факторы, способствовавшие складыванию единовластия.
Основные понятия: колонизация, автохтонное население, великороссы.
Важнейшие даты: 1125-1157 гг. - правление князя Юрия Долгорукого в Суздале. 1147 г. - первое письменное упоминание о Москве; 1157-1174 гг. - правление Андрея Боголюбского во Владимире; 1177-1212 гг.- - правление Всеволода Большое Гнездо во Владимире.
Оборудование урока: карта «Русские земли в XII - начале XIV вв.»
Дата: 2019-03-05, просмотров: 224.