Цель урока: повторение, обобщение и структурирование пройденного материала.
План урока: разнообразные задания.
Основные понятия: «норманнская теория», союзы племен, усобица, феодализм, виды феодально-зависимых крестьян, Боярская Дума, князь, дружина, половцы, поганые, хазары, печенеги, община, индоевропейцы, вотчина, натуральное хозяйство, государство, полюдье, уроки, погосты, «Русская Правда», десятина, православие, христианство, язычество, восточные славяне.
Важнейшие даты: указанные на форзаце учебника Сахарова для данного периода.
Выдающиеся личности: Олег, Рюрик, Игорь, Ольга, Святослав, Владимир Святой, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах, Мстислав, Борис и Глеб, Иларион, Феодосий Печерский.
Оборудование урока: карта «Киевская Русь в IX—XII вв.»; подготовленные заранее листочки для самостоятельной работы со списком терминов (не более 5 для каждого); карточки, которые можно прикрепить на доске с помощью магнита; заранее подготовленные тесты.
Рекомендуемая организация урока
I. Закрепление пройденного материала
1. Провести письменный опрос на знание терминов и слов, помещенных в разделе «основные понятия» в предыдущих уроках.
2. Вызвать к доске двух учеников и предложить им связать термины, события, даты и имена (должны быть заранее подготовлены карточки).
Задания | Ответы | |
Владимир Святой, оборонительная система, десятина, уроки, крещение Руси, 912-945 гг., церковь, печенеги, Ольга, Игорь, 988 г., язычество, погосты, Перун, 980-1115 гг. | Владимир Святой | 980-1115 гг. |
крещение Руси | 988 г. | |
Ольга | уроки, погосты | |
оборонительная система | печенеги | |
Игорь | 912-945 гг. | |
церковь | десятина | |
Перун | язычество | |
Владимир Мономах, половцы, усобица, «Устав «Русской Правды», Иларион, 1111 г., Любечский съезд, Ярослав Мудрый, Святополк Окаянный, «Русская Правда», монастырь, Киево-Печерская Лавра, 1097 г., «Слово о Законе и Благодати» | Владимир Мономах | «Поучение» |
Любечский съезд | 1097 г. | |
Ярослав Мудрый | «Русская Правда» | |
Святополк Окаянный | усобица | |
половцы | 1111г. | |
Киево-Печерская Лавра | монастырь | |
Иларион | «Слово о Законе и Благодати» |
3. Нескольким ученикам предложите ответить на вопросы теста (надо подчеркнуть правильный ответ):
Тест
1. Кто крестил Русь:
а) Борис; б) Глеб;
в) Владимир Красное Солнышко; г) Ольга
2. Как называлась славянская азбука:
а) кириллица; б) буквица;
в) латиница; г) полуустав.
3. Святослав, разгромив Волжскую Булгарию и Хазарию, открыл путь ордам:
а) скифов; б) гуннов;
в) черемисов;ч г) половцев. '
4. Какой вид земледелия преобладал у восточных славян:
а) подсечно-огневой; б) огневой;
в) пашенный; д) смешанный.
5. Какие народы не вошли в состав государства Киевская Русь:
а) финно-угры; б) вятичи;
в) поляне; г) жмудь.
6. Какую христианскую конфессию выбрал Владимир Святой:
а) арианство; б) католицизм;
в) православие; г) кальвинизм.
7. Кто не имел права обладать вотчиной на Руси:
а) бояре; б) монахи;
в) рядовичи; г) сыновья князей.
8. Феодализм предполагает обязательно:
а) развитую торговлю; б) наличие знати;
в) крупное землевладение; г) аренду земли.
9. Наиболее активные дипломатические отношения Русь на протяжении древнерусского периода истории имела с:
а) Византией; б) Польшей;
в) Хазарией; г) Скифией.
Ответы. 1. в); 2. а); 3. г); 4. д); 5. г); 6. в); 7. в); 8. в); 9. а).
4. Вызовите ученика и попросите на карте показать: реку Итиль, Вяряжское море, Херсонес, Днепр, Чернигов, Саркел, Корсунь, Новгород, Хазарский Каганат, Болгарию, Волжскую Булгарию и т. д.
Задания | Ответы |
«Те же славяне, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем - славянами, и построили город, и назвали его Новгородом» | Повесть временных лет |
«Если кто вынет меч, а не ударит, то тот платит гривну» | «Русская правда» |
«Что знаете хорошего, того не забывайте; чего не знаете, тому учитесь; не ленитесь ни на что доброе, но паче всего блюдите страх Божий» | «Поучение Владимира Мономаха» |
«Пришел Святослав в Переяславец, и затворились болгары в городе. И вышли болгары на битву против Святослава, и была сеча велика, и стали одолевать болгары...» | Повесть временных лет |
«Если кто отсечет какой-либо палец, то платит 3 гривны за обиду» | «Русская правда» |
«И с коня я много раз падал, голову себе разбивал дважды, повредил свои руки и ноги...» | «Поучение Владимира Мономаха» |
4. Предложите ученикам определить из какого источника представленные ниже
цитаты: |
6. Предложите ученикам разгадать следующий кроссворд. Его можно раздать нескольким ученикам, предварительно приготовив для этого специальные карточки, либо нарисовать на доске.
По горизонтали: 1. Восточно-славянское племя, жившее в Нижнем Поднепровье, на побережье Черного моря. 3. Русская княгине, в 945 г. подавила восстание древлян. 5. Языческий бог скота и богатства у восточных славян. 7. Восточнославянское племя, жили в верховьях Западной Двины и Днепра. 9. Размер дани. 11. Тюркоязычное племя, создавшее свой каганат, во главе которого встал выдающийся полководец Баян. 13. Один из языческих богов восточных славян, бог подземного царства. 15. Река, на которой находятся такие города, как Полоцк, Витебск и др. 17. Привилегированные княжеские и боярские слуги, участвовавшие в управлении феодальным государством. 19. Осадное орудие, применявшееся для разрушения крепостных стен, ворот и башен.
По вертикали: 2. Столица Древней Руси. 4. Один из языческих богов восточных славян, символизирующий солнце. 6. Тюркоязычный кочевой народ. В X в. занимали территорию Северо-Западного Казахстана. 8. Ростовский князь, сын князя Владимира I, убит по приказу Святополка 10. Основатель династии русских князей. 12. Князь, принявший христианство в качестве государственной религии. 14. Река, на берегу которой в 1015 г. был убит князь Борис Владимирович. 15. Владимиро- Волынский князь, который схватил князя Василько Теребовльсокго и приказал выколоть ему глаза.
Домашнее задание
1. Составить генеалогическое дерево потомков Владимира Мономаха.
2. Предложите ученикам составить свои кроссворды.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 367.