I. Закрепление пройденного материала
Вызовите к доске двух учеников и попросите их написать значение следующих понятий: бояре, дворяне, феодальный иммунитет, феодальная иерархия.
II. Проверка домашнего задания
Проверить с контурные карты.
III. Изучение нового материала
1. а) Учитель сообщает: В Юго-Западной Руси, на границе с Польшей и Венгрией в предгорьях Карпат, поблизости от Византии, Балкан, дунайского торгового пути, сформировалось Галицко-Волынское княжество. Описать особенности южного положения данного княжества (покажите на карте). Эти земли были необычайно плодородны и приносили обильные урожаи, также они были удалены от главной опасности юга - кочевников. Здесь были крупные и богатые города: Владимир- Волынский, Галич, Перемышль, Луцк, Холм, Дорогобуж, Червен, Бужеск и другие
(покажите на карте). В этих городах сформировалась прослойка богатых горожан. В Галицко-Волынской земле сложилось и богатое боярство, которое со временем стало соперничать с князьями.
б) В Галицко-Волынском княжестве правили Ростислав Владимирович, внук Ярослава Мудрого и его дети - Ростиславичи, которым приходилось постоянно бороться за эти земли с потомками Мономаха. Для того, чтобы ученикам было легче следить за вашим рассказом, нарисуйте на доске генеалогическое дерево потомков Владимира Ярославича:
Учитель продолжает: В середине XII в. от Волынского княжества отделилось Галицкое княжество. Богатые верхи города и боярство имели в нем особенно большую силу. Но все-таки княжеская власть, опираясь на поддержку городского населения, попыталась унять своеволие боярских группировок. Особенно ярко это проявилось при князе Ярославе Осмомысле. В Волынском же княжестве власть находилась в руках потомков Владимира Мономаха.
в) Учитель сообщает: Роман Мстиславович - праправнук Владимира Мономаха.
Работа с классом: Предложите ученикам с вашей помощью проследить происхождение князя Романа и нарисовать эту генеалогическую ветвь в тетрадях:
Учитель сообщает: В борьбе с местным боярским сепаратизмом Роман Мсти- славович опирался на горожан и мелких землевладельцев, которые впоследствии могли стать опорой центральной власти. После продолжительной борьбы в конце XII в. Роман Мстиславич окончательно объединил под своей властью Галич и Волынь и образовал единое Галицко-Волынское княжество. Князь Роман умер в 1205 г., его сыну Даниилу тогда было всего четыре года. Бояре выгнали его с матерью из Галича, но в 1221 г. он сумел захватить престол на Волыни, а в 1234 г. стал галицким князем.
2. а) Работа с картой: Покажите на карте местоположение Новгорода и задайте следующие вопросы ученикам:
- Как такое местоположение Новгорода могло повлиять на его развитие? (Благодаря такому географическому положению город не испытал набегов кочевников и находился на перекрестке торговых путей, связывающих Западную Европу с Русыо.)
- Какие слои населения были наиболее богатыми и почему? (Благодаря интенсивной и выгодной торговле, богатели местные купцы и горожане. Боярство было тесно связано с купечеством, потому что именно их земельные владения, леса, рыбные угодья давали основную торговую продукцию - пушнину, мед, воск, рыбу и другие продукты.)
б) Учитель сообщает: В Новгороде сформировался особый политический строй - боярская республика.
Запись в тетрадях:
Боярская республика - форма правления, при которой верховная власть принадлежит и осуществляется богатой верхушкой купечества, посадником, архиепископом, тысяцким.
Учитель продолжает: Высшим органом власти в Новгороде было вече, а князь являлся лишь военачальником и призывался на княжение боярами.
Запись в тетрадях:
Вече - собрание мужского населения города, орган государственного самоуправления на Руси. На вече обсуждались вопросы войны и мира; кандидатуры князя, посадника, тысяцкого, архиепископа, архимандритов.
Составление схемы на доске: Для того, чтобы ученикам было легче освоить этот материал, нарисуйте на доске следующую схему:
Дата: 2019-03-05, просмотров: 235.