Рекомендуемая организация урока
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

I. Закрепление пройденного материала

Вызовите к доске двух учеников и попросите их написать значение следующих понятий: бояре, дворяне, феодальный иммунитет, феодальная иерархия.

II. Проверка домашнего задания

Проверить с контурные карты.

III. Изучение нового материала

1. а) Учитель сообщает: В Юго-Западной Руси, на границе с Польшей и Венг­рией в предгорьях Карпат, поблизости от Византии, Балкан, дунайского торгового пути, сформировалось Галицко-Волынское княжество. Описать особенности южно­го положения данного княжества (покажите на карте). Эти земли были необычайно плодородны и приносили обильные урожаи, также они были удалены от главной опасности юга - кочевников. Здесь были крупные и богатые города: Владимир- Волынский, Галич, Перемышль, Луцк, Холм, Дорогобуж, Червен, Бужеск и другие

 

(покажите на карте). В этих городах сформировалась прослойка богатых горожан. В Галицко-Волынской земле сложилось и богатое боярство, которое со временем ста­ло соперничать с князьями.

б) В Галицко-Волынском княжестве правили Ростислав Владимирович, внук Ярослава Мудрого и его дети - Ростиславичи, которым приходилось постоянно бо­роться за эти земли с потомками Мономаха. Для того, чтобы ученикам было легче следить за вашим рассказом, нарисуйте на доске генеалогическое дерево потомков Владимира Ярославича:


 

Учитель продолжает: В середине XII в. от Волынского княжества отделилось Галицкое княжество. Богатые верхи города и боярство имели в нем особенно боль­шую силу. Но все-таки княжеская власть, опираясь на поддержку городского насе­ления, попыталась унять своеволие боярских группировок. Особенно ярко это про­явилось при князе Ярославе Осмомысле. В Волынском же княжестве власть находи­лась в руках потомков Владимира Мономаха.

в) Учитель сообщает: Роман Мстиславович - праправнук Владимира Мономаха.

Работа с классом: Предложите ученикам с вашей помощью проследить происхождение князя Романа и нарисовать эту генеалогическую ветвь в тетрадях:


 

Учитель сообщает: В борьбе с местным боярским сепаратизмом Роман Мсти- славович опирался на горожан и мелких землевладельцев, которые впоследствии могли стать опорой центральной власти. После продолжительной борьбы в конце XII в. Роман Мстиславич окончательно объединил под своей властью Галич и Во­лынь и образовал единое Галицко-Волынское княжество. Князь Роман умер в 1205 г., его сыну Даниилу тогда было всего четыре года. Бояре выгнали его с мате­рью из Галича, но в 1221 г. он сумел захватить престол на Волыни, а в 1234 г. стал галицким князем.

2. а) Работа с картой: Покажите на карте местоположение Новгорода и задайте следующие вопросы ученикам:

- Как такое местоположение Новгорода могло повлиять на его развитие? (Бла­годаря такому географическому положению город не испытал набегов ко­чевников и находился на перекрестке торговых путей, связывающих Запад­ную Европу с Русыо.)

- Какие слои населения были наиболее богатыми и почему? (Благодаря интен­сивной и выгодной торговле, богатели местные купцы и горожане. Боярст­во было тесно связано с купечеством, потому что именно их земельные вла­дения, леса, рыбные угодья давали основную торговую продукцию - пушнину, мед, воск, рыбу и другие продукты.)

б) Учитель сообщает: В Новгороде сформировался особый политический строй - боярская республика.

Запись в тетрадях:

Боярская республика - форма правления, при которой верховная власть принадлежит и осуществляется богатой верхушкой купечества, посадником, архиепископом, тысяцким.

Учитель продолжает: Высшим органом власти в Новгороде было вече, а князь являлся лишь военачальником и призывался на княжение боярами.

Запись в тетрадях:

Вече - собрание мужского населения города, орган государственного само­управления на Руси. На вече обсуждались вопросы войны и мира; кандидатуры князя, посадника, тысяцкого, архиепископа, архимандритов.

Составление схемы на доске: Для того, чтобы ученикам было легче освоить этот материал, нарисуйте на доске следующую схему:



Дата: 2019-03-05, просмотров: 203.