Дополнительный материал для преподавателя
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Слово о полку Игореве, конец XII в.

Яроелавовы все внуки и Всеславовы! Не вздымайте более стягов своих, вложите в ножны мечи свои затупившиеся, ибо потеряли уже дедовскую славу. В своих распрях начали вы при­зывать поганых на землю Русскую, на достояние Всеславово. Из-за усобиц ведь началось наси­лие от земли Половецкой!

На седьмом веке Трояка бросил Всеслав жребий о девице ему милой. Тот хитростью под­нялся... достиг града Киева и коснулся копьем своим золотого престола киевского. А от них бежал, словно лютый"зверь в полночь из Белгорода, бесом одержим в ночной мгле; трижды добыл победы: отворил ворота Новгороду, разбил славу Ярославову, скакнул волком на Неми­гу с Дудуток.

На Немиге снопы стелют из голов, молотят цепами булатными, на току жизнь кладут, веют душу от тела. Немиги кровавые берега не на добро засеяны, засеяны костями русских сынов.

Всеслав-князь людям суд правил, князьям города рядил, а сам ночью волком рыскал: из Кие­ва до рассвета дорыскивал до Тмуторокани, великому Хорсу волком путь перебегал. Ему в По­лоцке позвонили к заутрене рано у святой Софии в колокола, а он в Киеве звон тот слышал. Хотя и вещая душа была у него в дерзком теле, но часто от бед страдал. Ему вещий Боян еще давно припевку молвил, смысленый: «Ни хитрому, ни удачливому <...> суда божьего не избежать!»

О, печалиться Русской земле, вспоминая первые времена и первых князей! Того старого Вла­димира нельзя было пригвоздить к горам киевским; а ныне одни стяги Рюриковы, а другие - Давыдовы, и порознь их хоругви развеваются. Копья поют. <...>

Плач Ярославны (Там же).

На Дунае Ярославнин голос слышится, чайкою неведомой она рано кличет. «Полечу, - го­ворит, - чайкою по Дунаю, омочу шелковый рукав в Каяле-реке, оботру князю кровавые его раны на горячем его теле».

Ярославна с утра плачет на стене Путивля, причитая: «О ветер, ветрило! Зачем, господин, так сильно веешь? Зачем мечешь хиновские стрелы на своих легких ^крыльях на воинов моего лады? Разве мало тебе под облаками веять, лелея корабли на синем море? Зачем, господин, мое веселье по ковылю развеял»?

Ярославна с утра плачет на стене города Путивля, причитая: «О Днепр Словутич! Ты пробил каменные горы сквозь землю Половецкую. Ты лелеял на себе ладьи Святославовы до стана Кобя- кова. Возлелей, господин, моего ладу ко мне, чтобы не слала я спозаранку к нему слез на море».

Ярославна с утра плачет в Путивле на стене, причитая: «Светлое и тресветлое солнце! Для всех ты тепло и прекрасно! Почему же, владыко, простерло горячие свои лучи на воинов лады? В поле безводном жаждой им луки расслабило, горем им колчаны заткнуло». <...>

А. С. Орлов и др. Хрестоматия по истории России с древнейших времен до наших дней. - Москва, 1999. - С. 62-63.

Своеобразие русских былин

... Ведь европейское средневековье - время не только появления русских былин, но и «Бео- вульфа» в Англии, «Песни о Роланде» и «Песни о Гильоме Оранжском» - во Франции, «Песни о нибелунгах» - в Германии, «Песни о Сиде» - в Испании, «Старшей Эдды» - в Исландии. Конечно, общность средневековой жизни порождала общие сюжеты и темы в русском и запад­ноевропейском эпосе. Но налицо и существенные различия. И здесь и там фольклорным героям приходится бороться с иноплеменниками и иноверцами. Но при этом основная идея былины и древнерусских летописных повестей - освобождение, рыцарских хроник - завоевание, креще­ние иноверцев. Идея религиозной войны полностью отсутствует в русском эпосе, точно гак же, как отсутствует идея религиозной или расовой непримиримости, вражды. «Кто не убит в бою, тот окрещен» - таков девиз крестовых походов.

Вы постойте-тко за веру, за отечество, Вы постойте-тко за славный стольный

Киев-град.

Вот «символы веры» русских богатырей: только защита и только освобождение. В отличие от западноевропейского в русском эпосе ни борьба за славу и драгоценности, ни верность вож­дю, ни кровавая месть не стали определяющими темами. <...> Все это не значит, конечно <...> что русский эпос в чем-то превосходит западноевропейский. Речь не о превосходстве, не о противопоставлении, а только о сравнении, которое, как уже отмечалось, дает возможность выделить не общие... а самобытные, наиболее характерные черты, отличающие русский эпос от западноевропейского. Такие отличия есть в эпосе любого народа, в этих отличиях, а не совпа­дениях, проявляются национальные черты народа <...>

С. В. Бушуев, Г. Е. Миронов. История государства российского. Историко-библиографи ческие очерки. - Кн. 1. - М., 1991. - С. 204.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 207.