Урок 9. Расцвет древнерусского государства. Русское общество в XI в. (продолжение)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Цель урока: охарактеризовать экономическое состояние Киевской Руси, сформиро­вать представление о церковной и военной организации государства.

План урока:

1. Города. Особенности городов и его населения на Руси.

2. Торговля.

3. Социально-экономическая роль церкви, ее организация.

4. Армия. Структура и значение.

5. Общественные потрясения.

Основные понятия: воевода, митрополит, десятина.

Рекомендуемая организация урока

I. Изучение нового материала

1. Учитель сообщает: Ко второй половине XI в. на Руси насчитывалось около 42 крупных городов. Города являлись центрами административной, хозяйственной, торговой, религиозной, культурной и общественной жизни. Неизменным оставалось их военно-стратегическое значение крепостей.

Население городов составляли феодалы, богатые купцы и духовенство, с одной стороны, и простые посадские люди (мастера, мелкие торговцы, капитаны и матро­сы, работные люди), с другой стороны.

Горожане были передовой частью народных масс; их руками, умом и художест­венным вкусом создавалась вся бытовая часть феодальной культуры: крепости и дворцы, белокаменная резьба храмов.

Кругозор горожан был несравненно шире, чем у сельских пахарей, привязанных к своему узенькому «миру» в несколько деревень. Горожане общались с иноземны­ми купцами, ездили в другие земли, были грамотны, умели считать.

2. Работа с учебником: Предложите ученикам самостоятельно прочитать о тор­говле в учебнике (§ 10, 11, с. 75) и ответить на следующие вопросы:

- С какими странами торговала Русь? (С Хазарией, Польшей, Скандинавскими странами, германскими землями, Волжской Булгарией, Персией, Хорезмом, а также с Англией, Испанией при посредничестве еврейских купцов.)

- Что использовали в качестве денег, помимо монет разных стран? (Шкуры зверей, скот.)

3. Учитель сообщает: Уже в конце X в. на Руси появилась стройная система орга­низации церковной религиозной жизни. Она была создана по образу и подобию визан­тийской церкви, во главе которой стоял патриарх. Все, кто приняли крещение от Ви­зантии, в церковном отношении подчинялись константинопольскому патриарху.

Составление схемы: нарисуйте на доске первую часть приводимой ниже схемы.

Организация церкви на Руси


 

Работа с учебником: Предложите ученикам на основе материала учебника (§ 10, 11, с. 75-76) дорисовать эту схему.

Учитель сообщает: Митрополиты и епископы владели землями, селами и горо- л.1ми. Церковь имела свой особый суд и специальное законодательство. Князья на содержание церкви давали десятину - десятую долю получаемых даней и оброков.

Одной из сильнейших церковных организаций были монастыри, где жили монахи. Они отказывались от мирской жизни с ее соблазнами и страстями, давали обет безбрачия. Монастырем руководил выбранный монахами игумен, в женских мона­стырях - игуменья.

4. Работа с учебником: Предложите ученикам самостоятельно прочитать об ар­мии в учебнике (§ 10, 11, с. 73-74), написать конспект и ответить на следующие вопросы:

- Что являлось ядром армии? (Старшая и младшая дружины.)

- Сколько было дружинников у киевского князя? (500-800 дружинников.)

- Кто такие «отроки»? (Телохранители князя.)

- Кто командовал полками? (Воеводы.)

- Как были вооружены «вой»? (Они были вооружены луками и стрелами, копьями, тяжелыми боевыми топорами, щитами.)

- Какие были традиции сражения у русского войска? (В бою русское войско де­лилось па «чело» - центр, где белись пешие «вой». Их задача была в том, чтобы сдержать удар вражеской конницы. На правом и левом «крыльях» - флангах располагались конные дружины, которые должны были окружить противника.)

5. Беседа с учащимися по вопросам:

- Какие проблемы могли породить общественные потрясения в древнерусском государстве? (Усобицы, вызванные некрепкой единоличной властью, тради­ции передачи верховной власти; противодействие племенных вождей и ду­ховных лидеров центральной власти и введению православия. Князья на про­тяжении всей жизни передвигались из одной земли в другую, более богатую, на более престижный престол. Из-за такого порядка часто возникали кон­фликты, путаницы, интриги, заканчивающиеся военными столкновениями. В свои конфликты князья втягивали иноземцев: поляков, венгров. Князья дума­ли не об укреплении и процветании своего удела, а о возможности запять другой, лучший. Кроме этих, были причины естественного порядка: нехват­ка хлеба в случае неурожая, набеги кочевников, злоупотребления отдельных князей и бояр властью.)

- В 1072 г. сыновья Ярослава Мудрого разработали новый свод законов. За­чем? (Новый свод законов был направлен прежде всего на то, чтобы уста­новить порядок в стране, защитить собственность.)


II. Итог урока

Таким образом, Киевское государство как объединенная могущественная держава восточных славян являлась одним из крупнейших военно-политических и экономи­ческих образований раннефеодальной Европы.

Домашнее задание

1. Можно предложить подготовку к самостоятельной работе: значение основных терминов раннефеодального социально-экономического уклада на Руси (тер­мины можно записать на доске (си. Дополнительные материалы).

2. Предложите учащимся по материалам двух последующих (§ 12, 13) парагра­фов подготовить рассказы о важнейших битвах XI в.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 228.