Цель урока: охарактеризовать экономическое состояние Киевской Руси, сформировать представление о церковной и военной организации государства.
План урока:
1. Города. Особенности городов и его населения на Руси.
2. Торговля.
3. Социально-экономическая роль церкви, ее организация.
4. Армия. Структура и значение.
5. Общественные потрясения.
Основные понятия: воевода, митрополит, десятина.
Рекомендуемая организация урока
I. Изучение нового материала
1. Учитель сообщает: Ко второй половине XI в. на Руси насчитывалось около 42 крупных городов. Города являлись центрами административной, хозяйственной, торговой, религиозной, культурной и общественной жизни. Неизменным оставалось их военно-стратегическое значение крепостей.
Население городов составляли феодалы, богатые купцы и духовенство, с одной стороны, и простые посадские люди (мастера, мелкие торговцы, капитаны и матросы, работные люди), с другой стороны.
Горожане были передовой частью народных масс; их руками, умом и художественным вкусом создавалась вся бытовая часть феодальной культуры: крепости и дворцы, белокаменная резьба храмов.
Кругозор горожан был несравненно шире, чем у сельских пахарей, привязанных к своему узенькому «миру» в несколько деревень. Горожане общались с иноземными купцами, ездили в другие земли, были грамотны, умели считать.
2. Работа с учебником: Предложите ученикам самостоятельно прочитать о торговле в учебнике (§ 10, 11, с. 75) и ответить на следующие вопросы:
- С какими странами торговала Русь? (С Хазарией, Польшей, Скандинавскими странами, германскими землями, Волжской Булгарией, Персией, Хорезмом, а также с Англией, Испанией при посредничестве еврейских купцов.)
- Что использовали в качестве денег, помимо монет разных стран? (Шкуры зверей, скот.)
3. Учитель сообщает: Уже в конце X в. на Руси появилась стройная система организации церковной религиозной жизни. Она была создана по образу и подобию византийской церкви, во главе которой стоял патриарх. Все, кто приняли крещение от Византии, в церковном отношении подчинялись константинопольскому патриарху.
Составление схемы: нарисуйте на доске первую часть приводимой ниже схемы.
Организация церкви на Руси
Работа с учебником: Предложите ученикам на основе материала учебника (§ 10, 11, с. 75-76) дорисовать эту схему.
Учитель сообщает: Митрополиты и епископы владели землями, селами и горо- л.1ми. Церковь имела свой особый суд и специальное законодательство. Князья на содержание церкви давали десятину - десятую долю получаемых даней и оброков.
Одной из сильнейших церковных организаций были монастыри, где жили монахи. Они отказывались от мирской жизни с ее соблазнами и страстями, давали обет безбрачия. Монастырем руководил выбранный монахами игумен, в женских монастырях - игуменья.
4. Работа с учебником: Предложите ученикам самостоятельно прочитать об армии в учебнике (§ 10, 11, с. 73-74), написать конспект и ответить на следующие вопросы:
- Что являлось ядром армии? (Старшая и младшая дружины.)
- Сколько было дружинников у киевского князя? (500-800 дружинников.)
- Кто такие «отроки»? (Телохранители князя.)
- Кто командовал полками? (Воеводы.)
- Как были вооружены «вой»? (Они были вооружены луками и стрелами, копьями, тяжелыми боевыми топорами, щитами.)
- Какие были традиции сражения у русского войска? (В бою русское войско делилось па «чело» - центр, где белись пешие «вой». Их задача была в том, чтобы сдержать удар вражеской конницы. На правом и левом «крыльях» - флангах располагались конные дружины, которые должны были окружить противника.)
5. Беседа с учащимися по вопросам:
- Какие проблемы могли породить общественные потрясения в древнерусском государстве? (Усобицы, вызванные некрепкой единоличной властью, традиции передачи верховной власти; противодействие племенных вождей и духовных лидеров центральной власти и введению православия. Князья на протяжении всей жизни передвигались из одной земли в другую, более богатую, на более престижный престол. Из-за такого порядка часто возникали конфликты, путаницы, интриги, заканчивающиеся военными столкновениями. В свои конфликты князья втягивали иноземцев: поляков, венгров. Князья думали не об укреплении и процветании своего удела, а о возможности запять другой, лучший. Кроме этих, были причины естественного порядка: нехватка хлеба в случае неурожая, набеги кочевников, злоупотребления отдельных князей и бояр властью.)
- В 1072 г. сыновья Ярослава Мудрого разработали новый свод законов. Зачем? (Новый свод законов был направлен прежде всего на то, чтобы установить порядок в стране, защитить собственность.)
II. Итог урока
Таким образом, Киевское государство как объединенная могущественная держава восточных славян являлась одним из крупнейших военно-политических и экономических образований раннефеодальной Европы.
Домашнее задание
1. Можно предложить подготовку к самостоятельной работе: значение основных терминов раннефеодального социально-экономического уклада на Руси (термины можно записать на доске (си. Дополнительные материалы).
2. Предложите учащимся по материалам двух последующих (§ 12, 13) параграфов подготовить рассказы о важнейших битвах XI в.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 256.