Учитель сообщает: На основании «Русской правды», летописей, житий, исследований церковных и монастырских документов и других источников историки делают вывод о том, что Киевская Русь в IX-XI вв. была раннефеодальной монархией. Это означает, что происходит переход к новой форме организации хозяйственной жизни, что приводит к социальному расслоению общества, к зарождению государства как новой организационной формы жизни общества.
Запись в тетрадях:
Феодализм - общественный строй, в основе которого лежит собственность крупных землевладельцев па землю, а также па земледельцев, находящихся в крепостной зависимости.
Учитель сообщает: Феодальное землевладение начинает складываться во второй половине XI в. Земля в то время была основным богатством, основным средством производства. В XII в. образуется вотчина, как княжеская, так и боярская.
Запись в тетрадях:
Вотчина - вид феодальной собственности на землю, возникает в древнерусском государстве не ранее XI века как наследственное семейное владение (от слова «отчина» - земля отца). Владельцами ее были князья, бояре, церковь.
Учитель продолжает: Как знатный человек, так и крестьянин не обладал полными правами на землю, а получал ее «в пользование» от собственника-боярина, а верховным собственником боярской вотчины был князь, который имел право ее отнять.
На Руси одним из условий держания было так называемое «кормление» - земли давались боярам и князьям с правом сбора с них дани в собственность, которая и была «платой», средством их содержания.
2. Учитель сообщает: В Киевской Руси сложилась четырехступенчатая иерархическая структура (нарисуйте схему на доске):
Учитель продолжает: Сельское население, зависимое от князя, называлось «смердами». Смерды делились на две группы: свободных и зависимых. Зависимые смерды именовались: закупами, рядовичами, отпущенниками (отпущенные на нолю рабы-военнопленные), холопами (о значении терминов см. Дополнительные материалы, п. 3).
Превращение бывших свободных общинников в зависимое крестьянство шло гоже по нескольким направлениям: это происходило либо в результате захвата общинных земель феодалами, причем не всегда этот процесс носил насильственный характер, крестьяне могли добровольно переходить под власть феодала, который должен за это должен был их защищать от нападений; это могло также происходить путем раздачи князем земель своим дружинникам за службу или же закабаления крестьян вследствие неурожаев, стихийных бедствий, когда крестьянин вынужден был идти в кабалу, чтобы элементарно выжить.
Крестьянин получал от феодала участок земли на тех или иных условиях вплоть до наследственного пользования. Он не являлся владельцем земли, а был только ее держателем. За эту землю крестьянин должен был отдавать феодалу часть своего труда (тогда это была барщина) или часть продуктов {натуральный оброк) или же отдавать деньги (<денежный оброк).
В Киевской Руси наряду с княжескими и боярскими вотчинами было значительное число крестьян-общинников, не подвластных частным феодалам. Такие независимые крестьянские общины (позже они стали называться «черносошными» или «черными») платили дань непосредственно великому князю.
3. Учитель сообщает: Во главе Киевского государства стоял князь, который именовался Великим, поскольку на местах существовали другие зависимые от него князья. Но Великий князь не был самодержцем в буквальном смысле этого слова. Он управлял от имени своих ближайших родственников (правил род) и ближайшего окружения - крупного боярства, которое формировалось из верхушки дружины, городской и племенной знати. Бояре исполняли функции воевод и советников князя. Существовал и аппарат управления, который помимо бояр включал в себя мечников (судебных исполнителей), вирников (сборщиков штрафа) и др. В подвластных землях функцию управления, а чаще всего контроля осуществляли княжеские наместники - посадники и их помощники - тысяцкие, возглавлявшие во время войны народное ополчение («тысячу»).
IV. Итог урока
Феодализм представлял собой прогрессивное явление по сравнению с первобытнообщинным и рабовладельческим строем, т. к. давал больший простор развитию производительных сил.
Домашнее задание
§ 10, 11, чтение записей, сделанных на уроке.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 464.