Рекомендуемая организация урока
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

I. Проверка домашнего задания

1. Проверить контурные карты;

2. Проверка таблицы - см. предыдущий урок;

3. Проверка дополнительного задания: «Современники княгини Ольги в Визан­тии, Германии, Польше и Чехии»

Русь Княгиня Ольга. Годы жизни ?-969 гг.; годы правления: 945-964 гг.

Византия

Император Константин VII Багрянородный, годы правления 913-959 гг.
Император Роман !Лакании: соправитель Константина VII Багрянородно­го с 920 г. 110 944 г.
Император Роман П. Годы правления: 959- 963 гг.
Император Никифор 11 Фока. Годы правления: 963-969 гг.
Германия Оттон 1: с 936 г. германский король, с 962 по 973 гг. император «Свя­щенной Римской империи».
Польша Первый исторически достоверный польский князь из династии Пястов Мехико 1. Годы правления: 960-992 гг.
Чехия Князь Болеслав 1. Годы правления: 935-972 гг.

 

II. Изучение нового материала

1. Учитель сообщает: Собираясь во второй поход в Болгарию, Святослав разде­лил Русскую землю между своими сыновьями: старшего - Ярополка - посадил в Киеве, второго - Олег а - в Древлянской земле, а младшего - Владимира - в Новго­роде. В 972 г. Святослав умер, и скоро братья перессорились между собою и пошли друг на друга войной. Началась первая усобица на Руси.

2. Запись в тетрадях:

Усобицы - войны между князьями за великокняжеский престол.

 Учитель сообщает: в 980 г. Владимир становится единовластным правителем Руси. Он завершил объединение земель. Произошло качественное изменение в от­ношениях Киева и племен: сыновья Владимира становятся наместниками, т. е. укре­пляется система управления страной.

Предложите ученикам на основе материала учебника (§8, с. 58-59) составить таблицу:

Наместники Владимира

Ярослав - Новгород

Изяслав - Полоцк

Борис - Ростов

Глеб  - Муром

Святослав - Древлянская земля

Всеволод - Владимир на Волыни

Мстислав - Тмутараканское княжество

Учитель сообщает: Владимир продолжал вести активную внешнюю политику своего отца. В 985 г. вновь предпринял поход против Дунайской Болгарии и заклю­чил с ней мир. Также обозначилось новое направление во внешней политике - за­падное: Русь вступила в борьбу с Польшей. Объектом раздора стали пограничные территории в районе Закарпатья - так называемая Червенская Русь (покажите на карте эту территорию).

Учитель сообщает: В это время Русь стала испытывать все более сильный на­тиск кочевников-печенегов.

Запись в тетрадях:

Печенеги - тюркоязычный кочевой народ. В VIII - IX вв. их кочевья располага­лись между низовьями Волки и Урала. В IX в. печенеги переместились в южно­русские степи и стали совершать набеги на Русь.

Учитель продолжает: Стремясь оградить южные границы Руси от постоянных набегов, Владимир предпринял строительство крепостей на левобережье Днепра (покажите на карге).

2. Работа с учебником: На основе материала учебника (§8 С. 60-61) ученики должны записать по пунктам основные предпосылки крещения Руси:

Предпосылки крещения Руси:

а) Интересы развивавшегося государства (централизация) требовали отказа от многобожия и введения монотеистической религии;

б) Этого требовали международные условия, т. к. почти весь европейский мир уже перешел к христианству;

в) Христианство с его новыми нравственными нормами требовало гуманного от­ношения к человеку, т. е. несло в себе огромную воспитательную функцию;

г) Приобщение к христианству могло помочь в развитии культуры, письменно­сти, духовной жизни страны;

д) Усложнение социальной структуры общества на Руси требовало объяснения, новой идеологии, которую как раз и могло предоставить христианство.

Запись в тетрадях:

Христианство - одна из мировых религий (наряду с буддизмом и исламом). Возникла в I в. н. э. в Иудее. Имеет три основные направления: католицизм, пра­вославие, протестантизм. Общий признак, объединяющий христианские веро­исповедания - вера в Иисуса Христа как богочеловека, спасителя мира.

Учитель сообщает: К концу X в. христианство уже проникло на Русь. Известно, что среди дружины князя Игоря были христиане, более того, жена Игоря, княгиня Ольга, тоже крестилась. Она уговаривала креститься и своего сына Святослава, но тот не считал это удобным для себя.

Владимир не сразу пошел на введение христианства. Сначала он решил провести реформу язычества, стремясь поднять древние верования до уровня государственной религии: приказал поставить деревянные кумиры шести богов: Перуна, Хорса, Даждьбога, Стрибога, Семаргла и Мокоши. Однако эта религиозная реформа не принесла того результата, на который рассчитывал Владимир. И он избрал право­славное христианство.

33

Запись в тетрадях:

Православие - христианское вероучение, сложившееся в Византии как восточнохристианская церковь, в отличие от возникшего на Западе католицизма.

Работа с учебником: Чтение источника «Повесть временных лет» (§ 8, с. 64). Ответить на вопрос № 2. (Ответ: характер начального этапа крещения - принуди­тельный, насильственный; пример: «А Перуна повелел привязать к хвосту коня... Когда влекли Перуна по ручью к Днепру, верующие люди оплакивали его... После этого Владимир послал по всему городу со словами: «Кого не окажется завтра на реке, богатого ли, убого ли, нижего или раба, тот идет против меня»... людей за­ставлял креститься по всем городам и селам... И стал брать у нарочитых людей их детей и отдавать их в книжное учение. А матери плакали по ним, как по мертвым... если кто это повеление нарушит, да будет проклят...».)

Учитель может дополнить ответ на этот вопрос (см. Дополнительные материа­лы, п. 1).

Беседа с учащимися по вопросам:

- Каковы причины выбора Византийского православия? (Русь в 1Х-Хвв. была традиционно связана с Константинополем - «Царьградом» - и со славянами в Центральной Европе и на Балканском полуострове, также находившимися в тесном общении с Византией. Эти связи в значительной степени опреде­лили церковную ориентацию Руси на восточнохристианский мир и на кон­стантинопольскую кафедру; кроме того, в X в. Византия была самым боль­шим и экономически сильным из государств Европы.)

- Означало ли такое насильственное, или даже добровольное крещение, то, что человек сразу станет христианином? (Нет, пройдут еще долгие десятилетия, прежде чем христианство восторжествует на Руси, более того, язычество так до конца и не сдалось, многие языческие традиции и праздники совмести­лись с христианскими).

Учитель может дополнить ответ на этот вопрос (см. Дополнительные материа­лы, п. 2).

3. Работа с учебником: на основе материала учебника (§ 8, с. 62-63) и с вашей помощью ученики должны записать важнейшие последствия крещения Руси:

а) Политические:

1) Русь, отвергнув «примитивное» язычество, становилась теперь равной дру­гим христианским странам, связи с которыми значительно расширились.

2) Христианство стало государственной религией, связывало светскую и цер­ковную власть и объединяло многоэтническое население в единое целое.

3) Династическое родство с византийскими императорами.

б) Культурные:

1) Создание церкви как института и церковной организации по византий­скому образцу.

2) Вхождение русского государства и народа в круг византийской культуры, ценностей, искусства и т. д.

3) Возможность, в отличие от католицизма, ведения проповеди на родном для верующих языке.

4) Введение кириллической азбуки и начало литературы.

5)  III. Итог урока

Принятие христианства в православной традиции стало одним из определяющих факторов дальнейшего исторического развития Руси.

 Домашнее задание

1. § 8, повторить термины и записи в тетрадях.

2. Дополнительное задание. Ответить на вопрос: кто правил в то же время, что в князь Владимир в Византии, Болгарском царстве, Священной Римской им­перии, Франции, Польше, Чехии, Венгрии?

Дата: 2019-03-05, просмотров: 281.