I. Проверка домашнего задания
I. Закрепление материала: провести самостоятельную работу па знание терминов, либо вызвать к доске нескольких учеников и попросить их записать значение основных терминов, например таких, как православие, христианство, усобицы, погосты, уроки, полюдье, военная демократия, государство, язычество, политеизм, частная собственность, соседская община, пахотное земледелие, родовая община (значение терминов см. в предыдущих уроках); 2. Дополнительное задание. Ответить на вопрос: кто правил в то же время, что в князь Владимир в Византии, Польше, Германии, Франции?
Современники князя Владимира в Византии, Болгарском царстве, Священной Римской империи, Франции, Польше, Чехии, Венгрии
|
II. Изучение нового материала
Учитель сообщает: После смерти Владимира в 1015 г. началась кровопролитная война между его сыновьями, а их у него было десять. Власть в Киеве захватил сын Ярополка - Святополк. Стремясь к единовластному правлению, он убил своих сводных братьев - Бориса и Глеба, которых Церковь потом канонизировала, убил еще третьего - древлянского князя Святослава.
Запись в тетрадях:
Канонизация (от греч. «узаконят») - причисление к лику святых в христианской церкви.
Работа с учебником:
Ученики читают об убийстве Бориса и Глеба (§ 9, с. 65-66) для того, чтобы ответить на следующие вопросы:
- В чем вы видите смысл поведения князей Бориса и Глеба? (Они избрали христианский путь непротивления злу, отказа от борьбы во имя высших государственных, нравственных и религиозных идеалов.)
- Когда празднуется Церковью день великомученников Бориса и Глеба? (24 июля в день гибели Бориса.)
Ученики читают в учебнике о борьбе Ярослава Мудрого за власть (§ 9, с. 66-67) и записывают в тетрадях краткий конспект. Например:
Ярослав (1019-1054), княживший в Новгороде, выступил против Святополка. В 1116 г. в битве па Днепре около Любеча Святополк потерпел поражение и бежал в Польшу к своему тестю - польскому королю Болеславу Храброму.
Ярослав в 1017 г. занял Киев, но Святополк вместе с польским войском вернулся на Русь и занял Киев, Ярослав же бежал в Новгород.
В 1018 г. произошло решающее сражение между братьями на реке Альте. Ярослав одолел Святополка. Тот бежал и, по преданию, погиб где-то в безвестных местах между Чехией и Польшей.
Ярослав делил свою власть с братом Мстиславом Тмутараканским (их владения разделял Днепр). После смерти Мстислава в 1036 г. Русь объединилась под властью Ярослава.
2.Учитель сообщает: Ярослав продолжал внешнюю политику своего деда и отца. В 1030 г. он совершил поход на прибалтийскую чудь и для закрепления победы основал недалеко от Чудского озера город Юрьев (Тарту). В 1036 г., воспользовавшись отсутствием в Киеве уехавшего в Новгород Ярослава, напали печенеги. Но они были наголову разбиты Ярославом, а часть из них откочевала в Венгрию. В 1043 г. был предпринят поход на Константинополь для защиты торговых интересов русских купцов, однако он закончился неудачно. Хотя вскоре конфликт был улажен.
Внешняя политика Ярослава Мудрого складывалась не только из военных действий. Большую роль играли также и династические браки. Задайте ученикам на дом составить генеалогическое дерево русских князей, где были бы отражены не только потомки по мужской линии, но и по женской (см .Домашнее задание, п. 2).
Работа с картой: Покажите на карте границы государства при Ярославе.
3.Учитель сообщает: Особенность внутренней политики Ярослава заключалась в укреплении основ единства русского общества в рамках единого государства. Первое, что сделал великий князь, - укрепил систему управления страной. Он послал в крупные города и земли своих сыновей и потребовал от них беспрекословного повиновения. Этому способствовала во многом его активная поддержка церкви, потому что Ярослав хорошо понимал идеологическую силу христианства. Он развивал церковное строительство, создание монастырей, например, Киево-Печерской Лавры, собора святой Софии (покажите иллюстрации).
Ярослав совершил весьма важный шаг в ликвидации церковной зависимости от Византии, поставив в 1051 г. на митрополичий престол не грека, а русского, - монаха Илариона. О заботах Ярослава относительно распространения христианства киевский летописец пишет следующее: «При нем вера христианская плодиться и расширяться, и черноризцы стали умножаться, и монастыри появляться».
Чтение Дополнительного материала, п. 1.
Учитель продолжает: Иларион помогал Ярославу в организации первых русских школ, церковных библиотек, переводческих центров при монастырях. Он принимал участие в составлении церковного Устава князя Ярослава Мудрого. Ему принадлежат сочинения: «Слово о законе и благодати», «Исповедание веры», «Молитва».
4.Учитель сообщает: Ярослав в начале своего правления ввел в действие первый на Руси писаный свод законов - Русскую Правду. При его сыновьях было продолжено написание законов, а также дополнено Владимиром Мономахом. Отсюда структура: «Правда Ярослава», «Правда Ярославичей» и «Устав Владимира Мономаха».
Законодательство самого Ярослава, хотя и включало древние устные законы («Русские законы»), но сокращало родоплеменные, языческие нормы.
Работа с классом: Предложите ученикам прочитать выдержки из «Русской правды» (см. Дополнительные материалы, и. 2) и ответить на следующие вопросы:
- Найдите в тексте источника свидетельства того, что кровная месть ограничивалась кругом ближайших родственников. {Ответ: пункты 1 и 5.) Чем вы объясните тот факт, что в законе предусмотрело более суровое наказание за вырванные усы или клок бороды, которые еще вырастут, чем за отрубленный палец (пп. 6-7)? (Борода и усы являлись символом и признаком мудрости, зажиточности.)
Учитель сообщает: Вводился новый принцип наследования, завещанный Ярославом Мудрым: передача власти по старшинству. Однако в реальной действительности осуществлялся принцип родового наследования. Он отличал Киевскую Русь от Западной Европы, где обычно отцу наследовал старший сын. Если королевство дробилось между братьями, то каждый передавал свою часть собственности детям, но никак не братьям или детям родственников, как это было на Руси.
Вывод: Время Ярослава - время внутренней стабилизации, способствовавшей возрастанию международного авторитета Руси. Летопись утверждает, что именно в правление Ярослава стала интенсивно развиваться переводческая и книгописная деятельность. Возникают первые русские монастыри, и в числе их знаменитый Киево-Печерский, сыгравший большую роль в становлении русской книжности и летописания.
III. Итог урока
Время Ярослава - время внутренней стабилизации, способствовавшей возрастанию международного авторитета Руси. Летопись утверждает, что именно в правление Ярослава стала интенсивно развиваться переводческая и книгописная деятельность. Возникают первые русские монастыри, и в числе их знаменитый Киево- Печерский, сыгравший большую роль в становлении русской книжности и летописания.
Домашнее задание
1. § 9, работа с контурными картами.
2. Составить генеалогическое дерево русских князей (начиная с Игоря и Ольги), где были бы по возможности отражены не только потомки по мужской линии, но и по женской (особое внимание обратить на династические браки). Предложите ученикам воспользоваться следующей литературой: Славянская энциклопедия. В 2-х тт. М., 2002; Мир русской истории. Энциклопедический справочник. М., 1999 и др.;
3 Дополнительное задание. Подготовить небольшие доклады на темы: «Образы Бориса и Глеба в русской культуре»; «Первый русский монастырь. Его подвижники. Святые Антоний и Феодосию). Предложите ученикам воспользоваться следующей литературой: Федотов Г. Святые Древней Руси. М., 1999; Христианство. Энциклопедия. В 3-х тт. М., 1999-2000 и др.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 221.