а) как часть возрастной психологии (В.В. Давыдов)
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
б) как часть психологии
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
в) как самостоятельную область исследования, находящуюся
между психологией и педагогикой в качестве независимой дисциплины
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
5. Укажите ученых, которые внесли большой вклад в развитие педагогической психологии в Беларуси? Заполните таблицу:
№ | Ученый | Тема и проблемы исследований |
6. Определите место педагогической психологии среди других областей научного знания. Заполните схему:
Задания В.
7. Самодиагностика барьеров педагогической деятельности. Оцените свою способность к саморазвитию. Проанализируйте возможности данной анкеты для диагностики педагога.
Цель: выявление способности педагога к саморазвитию.
Инструкция: ответьте на данные вопросы, поставив следующие баллы:
5 — если данное утверждение полностью соответствует действительности;
4 — скорее соответствует, чем нет;
3 — и да и нет;
2 — скорее не соответствует;
1 — не соответствует.
Текст опросника
1. Я стремлюсь изучать себя.
2. Я оставляю время для развития, как бы ни был занят работой и домашними делами.
3. Я ищу обратную связь, так как это помогает мне оценить и узнать себя.
4. Я анализирую свою деятельность, выделяя на это специальное время.
5. Я анализирую свои чувства и опыт.
6. Я много читаю.
7. Я широко дискутирую по интересующим меня вопросам.
8. Я верю в свои возможности.
9. Я стремлюсь быть более открытым.
10. Я осознаю то влияние, которое оказывают на меня окружающие люди.
11. Я управляю своим профессиональным развитием и получаю положительные результаты.
12. Я получаю удовольствие от освоения нового.
13. Возрастающая ответственность не пугает меня.
14. Я положительно бы отнесся к моему продвижению по службе.
15. Возникающие препятствия стимулируют мою активность.
Обработка результатов: подсчитывается общая сумма баллов:
75–55 — активное развитие; 54–36 — отсутствует сложившаяся система саморазвития; ориентация на развитие сильно зависит от условий; 35–15 — остановившееся развитие.
Вывод по результатам теста_________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
8. Диагностика направленности ребенка дошкольника на процесс обучения в школе. Оцените направленность дошкольников (мальчика и девочки) на процесс обучения в школе с помощью Методики «Представь себе ... »
Предложите ре6енку поиграть в такую игру: Я расскажу тебе разныe истории, которые будут начинаться со слов "представь себе", а ты будешь заканчивать эти истории, представляя себя главным гepoeм.
История первая. Представь себе, что тебе скажут: «Tы еще очень маленький, и будет лучшее, если еще один год ты походишь в детский сад или посидишь дома, а в школу потом пойдешь. Что ты ответишь?
История втoрая. Представь себе, что первого сентября все дети из вашей группы пошли в школу, а ты остался дома и тебе не нужно никуда идти. Ни в детский сад, ни в школу. Чем бы ты стал заниматься? Что бы ты стал делать в то время, когда другие дети учатся в школе?
История третья. Представь себе, что есть две школы. В одной школе дети каждый день учатся читать, писать, считать, а в другой школе - уроки пения, рисования, танцев. Какую бы школу ты выбрал?
История четвертая. Снова представь себе, что можно выбрать школу. В одной школе нужно тихо сидеть на уроке, нельзя
разговаривать, нужно выполнять задания, которые дает учительница. В другой же школе, наоборот, полная свобода, каждый делает что хочет - можно разговаривать на уроке, не выполнять заданий,
а если не нравится, можно уйти домой, и никто не будет тебя ругать. Какую бы ты выбрал школу?
История пятая. Представь себе, что появилась возможность обучать тебя не в школе, а дома. То есть тебе не надо будет ходить в школу, а, наоборот, к тебе домой будет приходить учительница и учить тебя чтению, письму, математике. Что бы ты ответил на такое предложение?
История шестая. Представь себе, что ты уже ходишь в школу, у тебя все очень хорошо получается и учительница тебя хвалит. Однажды она предлагает тебе за хорошую учебу вместо отличной оценки шоколадку. Что ты выберешь - шоколадку или отличную оценку?
Выводы
Показатели сформированности социальной позиции школьника:
отказ от предложения «Я еще год могу посещать детский сад или оставаться дома»; направленность на учебную деятельность, даже если необязательно посещать школу; отказ от школы, в которой дети не учатся, а только развлекаются; предпочтение школы с определенными правилами; ориентация на обучение в группе, классе; выбор отметки как формы оценки учебной работы;
Если таких ответов больше половины, то это свидетельствует о положительной мотивации ребенка к обучению в школе.
На, Ваш взгляд, информативна ли данная методика для изучения направленности мотивов обучения дошкольников?
Рекомендуемая литература
1. Авраменко, В.В. Педагогическая психология: учебно-методическое пособие. – Могилёв: МГУ им. А.А. Кулешова, 2004.
2. Айсмонтас, Б.Б. Педагогическая психология: Схемы и тесты. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002.
3. Айсмонтас, Б.Б. Педагогическая психология: Учебное пособие. М., 2004
4. Габай, Т. В. Педагогическая психология: учеб пособие для студ. высш учебных заведений / Т.В. Габай- 5-еизд. Стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2010.
5. Гуружапов, В. А. Педагогическая психология : учебник для бакалавров / В. А. Гуружапов ; отв. ред. В. А. Гуружапов. — М. : Издательство Юрайт, 2016.
6. Иващенко, Ф.И. Психология воспитания школьников. - Мн.: Вышэйшая школа,2006.
7. Педагогическая психология. Учеб для студ. высш.учеб заведений / Под ред Н.В. Клюевой. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.
8. Панько, Е.А. Воспитатель дошкольного учреждения: Психология: пособие для педагогов дошк. учреждений: – 2-е изд. / Е.А. Панько. – Минск: Зорны верасень, 2006.
9. Реан, А. А., Коломинский, Я. Л.Социальная педагогическая психология — СПб.: Издательство «Питер», 2000.
10. Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология: учеб. для студ. сред. пед. учеб. заведений – 3-е изд. , стереотип. - М.: Изд. Центр «Академия», 1999.
11. Нестерова, О.В. Педагогическая психология в схемах, таблицах и опорных конспектах: учебное пособие для вузов -Изд-во: М.:Айрис-пресс, 2006.
12. Сорокоумова, Е.А. Педагогическая психология. Изд-во: Питер, 2009.
13. Фоминова, А.Н., Шабанова, Т.Л. Педагогическая психология. – 2-е изд., перераб., доп. – М.: Флинта: Наука, 2013.
Тема. Педагогическая деятельность: формы, характеристики, содержание (2ч).
План для изучения
1. Особенности педагогической деятельности.
2. Цель педагогической деятельности.
3. Структурные компоненты педагогической деятельности.
4. Основные противоречия педагогической деятельности.
5. Мотивация педагогической деятельности.
6. Деформации в педагогической деятельности.
Задания
Задания А.
1. Заполните таблицу «Структурные компоненты педагогической деятельности», вписывая соответствующие характеристики и названия в соответствующие колонки таблицы.
Компонент структуры педагогической деятельности | Характеристика компонента |
Гностический компонент (от греч. гнозис-познание) | |
представления о перспективных задачах обучения и воспитания, а также о стратегиях и способах их достижения | |
Конструктивный компонент | |
Коммуникативный компонент | |
это система умений педагога организовать собственную деятельность, а также активность воспитанников |
2. В любом виде труда требуется не одна, а комплекс способностей. Отдельные из них необходимы во многих профессиях и видах деятельности (общие способности), другие - только для некоторых видов деятельности (специальные способности). Ниже дан перечень способностей, важных для профессии педагога - воспитателя. Определите, какие из них являются относительно общими, а какие - относительно специальными.
а) творческое отношение к труду;
б) высокий уровень умственных способностей;
в) способность понимать внутреннее состояние другого человека;
в) организаторские способности;
г) способность хорошо владеть собой, управлять своими чувствами;
д) способность предвидеть изменения в поведении и развитии личности ученика;
е) способность заражать других своим отношением к делу.
Задание Б.
3. Объясните, как Вы понимаете, следующие виды профессиональных деструкций педагогов и приведите примеры их проявлений в деятельности воспитателя
а) выученная беспомощность________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
б) профессиональный маргинализм___________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
в) профессиональная стагнация______________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
г) профессиональное выгорание______________________________
___________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
д) педагогическая агрессия __________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
________________________________________________________
4. Поделите всех своих воспитанников на как можно большее количество разных групп. Выберите для этого разные критерии.
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
Ответьте, сколько групп у вас получилось? Часто ли одни и те же дети попадали в разные группы? Легко ли это было сделать? Какие критерии вы для этого выбрали?
(Подсказка: критериями могут служить цвет волос, уровень общительности ребенка, познавательный интерес, популярность среди сверстников и пр.)
Задания В.
5. Сделайте рисунок (коллаж) или подберите иллюстрацию, который бы отражал Ваше отношение к осуществляемой педагогической деятельности.
6.Чем можно объяснить включение мотива власти в структуру мотивации педагогической деятельности? Приведите аргументы в пользу своей точки зрения.
7. Как бы вы организовали развивающую среду в дошкольном учреждении? Приведите примеры.
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
Рекомендуемая литература
1. Казанская, В.Г. Педагогическая психология. – СПб.: Питер, 2005.
2. Кондратьева, С.В. Педагогическая и возрастная психология: тексты лекций по одноименному курсу для студ. пед. спец.: в 3 ч. / С.В. Кондратьева. – Гродно: ГрГУ, 1996. – Ч. 2: Психология учителя. – 91 с.
3. Кузьмина, Н.В. Способности, одаренность, талант учителя / Н.В. Кузьмина. – Л., 1985.
4. Кузьмина, Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М., 1990.
5. Климов, Е.А. Введение в психологию труда. М., 1998.
6. Педагогическая психология: учеб. для студ. высш. учеб. заведений / под ред. Н.В. Клюевой. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.
7. Педагогическая психология: Учебное пособие / Под ред. И.Ю.Кулагиной- М: ТЦ СФЕРА, 2008.
8. Петерс, В.А. Педагогическая психология в вопросах и ответах: учебное пособие – М.: Лига, 2006.
9. Психолого-педагогический словарь / Сост. Рапацевич Е.С. – Минск: «Современное слово», 2006.
10. Маркова, А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. – М., 1996.
11. Митина, Л.М. Психология профессионального развития учителя / Л.М. Митина. – М., 1998.
12. Полякова, О.Б. Профессиональные деформации личности: понятие, структура, диагностика, особенности. – НОУ ВПО, Московский психолого-социальный университет, 2013.
13. Реан, А.А. Психология педагогической деятельности / А.А. Реан. – Ижевск, 1994.
14. Сорокоумова, Е.А. Педагогическая психология. Изд-во: Питер, 2009.
15. Фоминова, А.Н., Шабанова, Т.Л. Педагогическая психология. – 2-е изд., перераб., доп. – М.: Флинта: Наука, 2013.
16. Форманюк, Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя / Т.В. Форманюк // Вопросы психологии. – 1994. – № 6. – С. 57 – 64.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 347.