Как может меняться предмет исследования педагогической  психологии, если ее рассматривать
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

а) как часть возрастной психологии (В.В. Давыдов)

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

 

б) как часть психологии

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

в) как самостоятельную область исследования, находящуюся

между психологией и педагогикой в качестве независимой дисциплины

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

5. Укажите ученых, которые внесли большой вклад в развитие педагогической  психологии в Беларуси? Заполните таблицу:

Ученый Тема и проблемы исследований

6. Определите место педагогической психологии среди других областей научного знания. Заполните схему:

 



Задания В.

7. Самодиагностика барьеров педагогической деятельности. Оцените свою способность к саморазвитию. Проанализируйте возможности данной анкеты для диагностики педагога.

Цель: выявление способности педагога к саморазвитию.

Инструкция: ответьте на данные вопросы, поставив следующие баллы:

5 — если данное утверждение полностью соответствует действительности;

4 — скорее соответствует, чем нет;

3 — и да и нет;

 2 — скорее не соответствует;

1 — не соответствует.

Текст опросника

1. Я стремлюсь изучать себя.

2. Я оставляю время для развития, как бы ни был занят работой и домашними делами.

3. Я ищу обратную связь, так как это помогает мне оценить и узнать себя.

4. Я анализирую свою деятельность, выделяя на это специальное время.

5. Я анализирую свои чувства и опыт.

6. Я много читаю.

7. Я широко дискутирую по интересующим меня вопросам.

 8. Я верю в свои возможности.

9. Я стремлюсь быть более открытым.

10. Я осознаю то влияние, которое оказывают на меня окружающие люди.

11. Я управляю своим профессиональным развитием и получаю положительные результаты.

12. Я получаю удовольствие от освоения нового.

13. Возрастающая ответственность не пугает меня.

14. Я положительно бы отнесся к моему продвижению по службе.

15. Возникающие препятствия стимулируют мою активность.

Обработка результатов: подсчитывается общая сумма баллов:

75–55 — активное развитие; 54–36 — отсутствует сложившаяся система саморазвития; ориентация на развитие сильно зависит от условий; 35–15 — остановившееся развитие.

 

Вывод по результатам теста_________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

8. Диагностика  направленности ребенка дошкольника на процесс обучения в школе. Оцените направленность дошкольников (мальчика и девочки) на процесс обучения в школе с помощью Методики «Представь себе ... »

Предложите ре6енку поиграть в такую игру: Я расскажу тебе разныe истории, которые будут начинаться со слов "представь себе", а ты будешь заканчивать эти истории, представляя себя главным гepoeм.

История первая. Представь себе, что тебе скажут: «Tы еще очень маленький, и будет лучшее, если еще один год ты походишь в детский сад или посидишь дома, а в школу потом пойдешь. Что ты ответишь?

История втoрая. Представь себе, что первого сентября все дети из вашей группы пошли в школу, а ты остался дома и тебе не нужно никуда идти. Ни в детский сад, ни в школу. Чем бы ты стал заниматься? Что бы ты стал делать в то время, когда другие дети учатся в школе?

История третья. Представь себе, что есть две школы. В одной школе дети каждый день учатся читать, писать, считать, а в другой школе - уроки пения, рисования, танцев. Какую бы школу ты выбрал?

История четвертая. Снова представь себе, что можно выбрать школу. В одной школе нужно тихо сидеть на уроке, нельзя

разговаривать, нужно выполнять задания, которые дает учительница. В другой же школе, наоборот, полная свобода, каждый делает что хочет - можно разговаривать на уроке, не выполнять заданий,

а если не нравится, можно уйти домой, и никто не будет тебя ругать. Какую бы ты выбрал школу?

История пятая. Представь себе, что появилась возможность обучать тебя не в школе, а дома. То есть тебе не надо будет ходить в школу, а, наоборот, к тебе домой будет приходить учительница и учить тебя чтению, письму, математике. Что бы ты ответил на такое предложение?

История шестая. Представь себе, что ты уже ходишь в школу, у тебя все очень хорошо получается и учительница тебя хвалит. Однажды она предлагает тебе за хорошую учебу вместо отличной оценки шоколадку. Что ты выберешь - шоколадку или отличную оценку?

Выводы

Показатели сформированности социальной позиции школьника:

отказ от предложения «Я еще год могу посещать детский сад или оставаться дома»; направленность на учебную деятельность, даже если необязательно посещать школу; отказ от школы, в которой дети не учатся, а только развлекаются; предпочтение школы с определенными правилами; ориентация на обучение в группе, классе; выбор отметки как формы оценки учебной работы;

Если таких ответов больше половины, то это свидетельствует о положительной мотивации ребенка к обучению в школе.

 На, Ваш взгляд, информативна ли данная методика для изучения направленности мотивов обучения дошкольников?

Рекомендуемая литература

1. Авраменко, В.В. Педагогическая психология: учебно-методическое пособие. – Могилёв: МГУ им. А.А. Кулешова, 2004.

2. Айсмонтас, Б.Б. Педагогическая психология: Схемы и тесты. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002.

3. Айсмонтас, Б.Б. Педагогическая психология: Учебное пособие. М., 2004

4. Габай, Т. В. Педагогическая психология: учеб пособие для студ. высш учебных заведений / Т.В. Габай- 5-еизд. Стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2010.

5. Гуружапов, В. А. Педагогическая психология : учебник для бакалавров / В. А. Гуружапов ; отв. ред. В. А. Гуружапов. — М. : Издательство Юрайт, 2016.

6. Иващенко, Ф.И. Психология воспитания школьников. - Мн.: Вышэйшая школа,2006.

7. Педагогическая психология. Учеб для студ. высш.учеб заведений / Под ред Н.В. Клюевой. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.

8. Панько, Е.А. Воспитатель дошкольного учреждения: Психология: пособие для педагогов дошк. учреждений: – 2-е изд. / Е.А. Панько. – Минск: Зорны верасень, 2006.

9. Реан, А. А., Коломинский, Я. Л.Социальная педагогическая психология — СПб.: Издательство «Питер», 2000.

10. Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология: учеб. для студ. сред. пед. учеб. заведений – 3-е изд. , стереотип. - М.: Изд. Центр «Академия», 1999.

11. Нестерова, О.В. Педагогическая психология в схемах, таблицах и опорных конспектах: учебное пособие для вузов -Изд-во: М.:Айрис-пресс, 2006.

12. Сорокоумова, Е.А. Педагогическая психология. Изд-во: Питер, 2009.

13. Фоминова,  А.Н., Шабанова,  Т.Л. Педагогическая психология. – 2-е изд., перераб., доп. – М.: Флинта: Наука, 2013.

Тема. Педагогическая деятельность: формы, характеристики, содержание (2ч).

План для изучения

1. Особенности педагогической деятельности.

2. Цель педагогической деятельности.

3. Структурные компоненты педагогической деятельности.

4. Основные противоречия педагогической деятельности.

5. Мотивация педагогической деятельности.

6. Деформации в педагогической деятельности.

 

Задания

Задания А.

1. Заполните таблицу «Структурные компоненты педагогической деятельности», вписывая соответствующие характеристики и названия в соответствующие колонки таблицы.

 

 Компонент структуры педагогической деятельности             Характеристика компонента
Гностический компонент (от греч. гнозис-познание)  
    представления о перспективных задачах обучения и воспитания, а также о стратегиях и способах их достижения  
  Конструктивный компонент  
  Коммуникативный компонент  
    это система умений педагога организовать собственную деятельность, а также активность воспитанников  

2. В любом виде труда требуется не одна, а комплекс способностей. Отдельные из них необходимы во многих профессиях и видах деятельности (общие способности), другие - только для некоторых видов деятельности (специальные способности). Ниже дан перечень способностей, важных для профессии педагога - воспитателя. Определите, какие из них являются относительно общими, а какие - относительно специальными.

а) творческое отношение к труду;

б) высокий уровень умственных способностей;

в) способность понимать внутреннее состояние другого человека;

в) организаторские способности;

г) способность хорошо владеть собой, управлять своими чувствами;

д) способность предвидеть изменения в поведении и развитии личности ученика;

е) способность заражать других своим отношением к делу.

Задание Б.

  3. Объясните, как Вы понимаете, следующие виды профессиональных деструкций педагогов и приведите примеры их проявлений в деятельности воспитателя

а) выученная беспомощность________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

б) профессиональный маргинализм___________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

в) профессиональная стагнация______________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

г) профессиональное выгорание______________________________

 ___________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

д) педагогическая агрессия __________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

________________________________________________________

4. Поделите всех своих воспитанников  на как можно большее количество разных групп. Выберите для этого разные критерии.
____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

Ответьте, сколько групп у вас получилось? Часто ли одни и те же дети попадали в разные группы? Легко ли это было сделать? Какие критерии вы для этого выбрали?

(Подсказка: критериями могут служить цвет волос, уровень общительности ребенка, познавательный интерес, популярность среди сверстников  и пр.)

Задания В.

5. Сделайте рисунок (коллаж) или подберите иллюстрацию, который бы отражал Ваше отношение к осуществляемой педагогической деятельности.

6.Чем можно объяснить включение мотива власти в структуру мотивации педагогической деятельности? Приведите аргументы в пользу своей точки зрения.

7. Как бы вы организовали развивающую среду в дошкольном учреждении? Приведите примеры.

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

 

Рекомендуемая литература

1. Казанская, В.Г. Педагогическая психология. – СПб.: Питер, 2005.

2. Кондратьева, С.В. Педагогическая и возрастная психология: тексты лекций по одноименному курсу для студ. пед. спец.: в 3 ч. / С.В. Кондратьева. – Гродно: ГрГУ, 1996. – Ч. 2: Психология учителя. – 91 с.

3. Кузьмина, Н.В. Способности, одаренность, талант учителя / Н.В. Кузьмина. – Л., 1985.

4. Кузьмина, Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М., 1990.

5. Климов, Е.А. Введение в психологию труда. М., 1998.

6. Педагогическая психология: учеб. для студ. высш. учеб. заведений / под ред. Н.В. Клюевой. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.

7. Педагогическая психология: Учебное пособие / Под ред. И.Ю.Кулагиной- М: ТЦ СФЕРА, 2008.

8. Петерс, В.А. Педагогическая психология в вопросах и ответах: учебное пособие – М.: Лига, 2006.

9. Психолого-педагогический словарь / Сост. Рапацевич Е.С. – Минск: «Современное слово», 2006.

10. Маркова, А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. – М., 1996.

11. Митина, Л.М. Психология профессионального развития учителя / Л.М. Митина. – М., 1998.

12. Полякова, О.Б. Профессиональные деформации личности: понятие, структура, диагностика, особенности. – НОУ ВПО, Московский психолого-социальный университет, 2013.

13. Реан, А.А. Психология педагогической деятельности / А.А. Реан. – Ижевск, 1994.

14. Сорокоумова, Е.А. Педагогическая психология. Изд-во: Питер, 2009.

15. Фоминова, А.Н., Шабанова, Т.Л. Педагогическая психология. – 2-е изд., перераб., доп. – М.: Флинта: Наука, 2013.

16. Форманюк, Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя / Т.В. Форманюк // Вопросы психологии. – 1994. – № 6. – С. 57 – 64.


Дата: 2019-03-05, просмотров: 302.