1. Лобанов А.А. Основы профессионально-педагогического общения. – М., 2006.
2. Педагогическая психология: Учебное пособие / Под ред. И.Ю.Кулагиной М: ТЦ СФЕРА, 2008.
3. Волков Б., Волкова Н., Орлова Е. Психология педагогического общения. Учебник для бакалавров. Юрайт, 2016.
4. Целуйко В.М. Психологические основы педагогического общения. – М.,ВЛАДОС, 2007.
Вопросы для самопроверки
1. Сравните стратегии педагогического общения – императивное (авторитарное), индифферентное воздействие и манипулирование. Чем они отличаются? Какие последствия для ученика имеют?
2. Какие еще умения воспитателя, на ваш взгляд, способствуют эффективности педагогического общения?
Тема 1. Педагогическая деятельность: формы, содержание, характеристики
А. Вопросы для обсуждения
1. Педагог как субъект педагогического процесса.
2. Характеристика и структура педагогической деятельности.
3. Личностно и профессионально важные качества в деятельности воспитателя.
4. Стрессы и конфликты в деятельности воспитателя.
5. Стили педагогической деятельности воспитателя.
6. Мотивация педагогической деятельности.
7. Я-концепция воспитателя.
Б. Практические задания
1. Выразить свое представление об идеале воспитателя через графическую символику (символ воспитателя - профессионала);
2.Через графические средства отразите свой сегодняшний уровень продуктивности педагогической деятельности.
В. Аутодиагностика слушателя
- диагностика стрессового состояния воспитателя
-диагностика стратегий поведения в конфликтном взаимодействии
Литература
Основная:
1. Ильин, Е.П. Психология для педагогов. – СПб.: Питер, 2012.
2. Зимняя, И.А. Педагогическая психология. – МПСИ, 2010.
3. Казанская, В.Г. Педагогическая психология. – СПб.: Питер, 2005.
4. Педагогическая психология: учеб. для студ. высш. учеб. заведений / под ред. Н.В. Клюевой. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.
5. Педагогическая психология: Учебное пособие / Под ред. И.Ю.Кулагиной- М: ТЦ СФЕРА, 2008.
6. Петерс, В.А. Педагогическая психология в вопросах и ответах: учебное пособие – М.: Лига, 2006.
7. Фоминова, А.Н., Шабанова, Т.Л. Педагогическая психология. – 2-е изд., перераб., доп. – М.: Флинта: Наука, 2013.
Дополнительная:
1. Ильин, Е.П. Работа и личность. Трудоголизм, перфекционизм, лень – СПб: Питер, 2011.
2. Маркова, А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. – М., 1996.
3. Митина, Л.М. Психология профессионального развития учителя / Л.М. Митина. – М., 1998.
4. Прохоров, А.О. Саморегуляция психических состояний в учебной и педагогической деятельности / А.О. Прохоров // Вопросы психологии. – 1991. – № 5. – С. 156 – 161.
5. Реан, А.А. Психология педагогической деятельности / А.А. Реан. – Ижевск, 1994.
6. Сорокоумова, Е.А. Педагогическая психология. Изд-во: Питер, 2009.
7. Форманюк, Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя / Т.В. Форманюк // Вопросы психологии. – 1994. – № 6. – С. 57 – 64.
Тема 2. Педагогический коллектив как условие эффективной деятельности.
А.Вопросы для обсуждения
1. Понятие «эффективность деятельности».
2. Особенности педагогического коллектива. Современные представления о педагогическом коллективе как субъекте управления и саморазвития.
3. Психологический климат педагогической группы. Основные характеристики психологического климата педагогического коллектива
4. Показатели сплоченности педагогического коллектива.
5. Критерии оценки результативности профессиональной деятельности воспитателя
Б. Практикум.
Методы исследования социально-психологического климата группы. Презентация психодиагностических методик:
- методика оценки психологической атмосферы в коллективе;
- диагностика делового, творческого и нравственного климата в коллективе;
- методика «Климат» (модифицированный вариант методики Б.Д. Парыгина);
В. Вопросы для дискуссии
1. Есть ли основания называть порой социально-психологический климат группы «климатом руководства»?
2. На какой основе в той или иной социальной организации формируется чувство «Мы»?
3. Феминизация педагогических коллективов. Каковы возможности решения данной проблемы?
Литература
Основная:
1. Климов, Е.А. Пути в профессионализм (Психологический анализ): Учебное пособие. – М.: Московский психолого-социальный институт; Флинта, 2003.
2. Немов, Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. — 2-е изд. — М.:Просвещение: ВЛАДОС,1995.
3. Самоукина, Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. – М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЭМ»; ЭКМОС, 1999.
4. Панфилова, А. П. Социально-психологический климат в педагогическом коллективе. - М.: Издательский центр «Академия», 2011.
5. Фетискин, Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. — М. Изд-во Института Психотерапии. 2002.
Дополнительная:
1. Васильева, Е.А. Формирование социально-психологического климата в коллективе педагогов // Психология, социология и педагогика. 2018. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2018/01/8488 (дата обращения: 12.01.2018).
2. Костригин, А.А. Ценности заведующих как психологическая основа управления дошкольным образовательным учреждением // Психология, социология и педагогика. 2014. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2014/11/3901 (дата обращения: 12.01.2018).
3. Олькина, Е.А. Психолого-педагогические особенности благоприятного социально-психологического климата в дошкольных образовательных организациях // Психология, социология и педагогика. 2017. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2017/12/8461 (дата обращения: 11.01.2018).
Тема 3. Психология педагогического общения
А.Вопросы для обсуждения
1.Понятие педагогического общения в современной психологии.
2. Цели и задачи педагогического общения.
3. Функции педагогического общения.
4.Смысловая направленность общения. Этапы педагогического общения.
5. Умения педагога, влияющие на эффективность общения.
6. Характеристики стилей общения педагогов.
7.Особенности педагогического общения с детьми дошкольного возраста.
Б. Практические задания:
1. Проанализируйте следующее высказывание Р. Бернса: «Внимательное и заботливое отношение к ребенку в сочетании с требовательностью делает ненужным суровые наказания… Секрет формирования высокой самооценки заключается в благожелательном отношении к ребенку, готовности принять его таким, каков он есть, но в то же время и в умении установить при этом определенные границы» (Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – М., 1986. – С. 131.)
2. Приведите аргументы в пользу следующей точки зрения «Развивающий стиль – наиболее эффективный стиль педагогического общения с детьми дошкольного возраста»
В. Аутодиагностика слушателя. Диагностика коммуникативных умений воспитателя.
Литература
Основная:
1. Бархаев, Б.П. Педагогическая психология: учебное пособие для вузов.- СПб.: Питер, 2009.
2. Волков, Б., Волкова, Н., Орлова Е. Психология педагогического общения. Учебник для бакалавров. Юрайт, 2016.
3. Лобанов, А.А. Основы профессионально-педагогического общения. – М., 2006.
4. Педагогическая психология: Учебное пособие / Под ред. И.Ю.Кулагиной М: ТЦ СФЕРА, 2008.
5. Сорокоумова, Е.А. Педагогическая психология. Изд-во: Питер, 2009.
6. Целуйко, В.М. Психологические основы педагогического общения. – М.,ВЛАДОС, 2007.
Дополнительная:
1. Ильин, Е.П. Психология для педагогов. – СПб.: Питер, 2012.
2. Исмагилова, А. Г. Стиль педагогического общения воспитателя детского сада / А. Г. Исмагилова // Вопросы психологии. – 2000. – № 5. – С. 65.
3. Ефимова, Н. С. Психология общения. Практикум по психологии: учеб. пособие / Н. С. Ефимова. – М. : ИД «ФОРУМ» : ИНФРА-М, 2011
4. Телегин, М. В. Рождение диалога: книга о педагогическом общении / М. В. Телегин. – М.: МГППУ, 2009.
5. Федоренко, Л.Г. Позитивная (проектирующая) психология в школе. М: КАРО, 2017.
6. Фалей, М. В. Педагогическое общение: учебное пособие / М. В. Фалей. – Южно-Сахалинск : изд-во СахГУ, 2014.
Управляемая самостоятельная работа слушателей выполняется по заданию и при методическом руководстве преподавателя и контролируемая на определенном этапе обучения преподавателем. Для организации управляемой самостоятельной работы предусмотрены учебные задачи, направленные на углубленное освоение знаний и профессиональных навыков в области педагогической психологии, а также творческие и рефлексивные задания для формирования компетенции самообразования и саморазвития.
Все типы заданий, содержащихся в данном разделе можно классифицировать по группам:
А. задания, формирующие достаточные знания по изученному учебному материалу на уровне узнавания;
Б. задания, формирующие компетенции на уровне воспроизведения;
В. задания, формирующие компетенции на уровне применения полученных знаний.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 276.