1. Aжибeкoв К.Ж., Жeтписбaeвa Г.O., Ермаханова Ш.Н., Тoгaтaй М.М., Aсылбaeвa Ж.У., Ермаханов М.Н. Пути повышения эффективности управления педагогическим коллективом // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – № 7-5. – С. 876-878;
2.Овчарова Р.В., Технологии практического психолога образования: Учебное пособие для студентов вузов и практических работников. — М: ТЦ «Сфера», 2000.
3.Психология: учебное пособие для бакалавров / под ред. В. Н. Панферова. - Санкт- Петербург [и др.] Питер, 2013.
4. Р. С. Немов. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. — 2-е изд. — М.: Просвещение: ВЛАДОС,1995.
5. Фоменко С.Л., Белова С.А. Становление педагогического коллектива как субъекта деятельности в современной школе // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3.
Вопросы для самопроверки
1. Какие условия и факторы влияют на формирование микроклимата в педагогическом коллективе?
2. Творческий потенциал педагогического коллектива. Как он проявляется?
3. Какова роль руководителя в становлении педагогического коллектива?
Лекция 8. Психология педагогического общения
Лекция-беседа
1.Понятие педагогического общения и его функции.
Педагогическое общение – это профессиональное общение педагога с воспитанниками, а также с их родителями, имеющее определённые педагогические, в том числе и воспитательные цели.
Функции педагогического общения:
§ Познавательная – передача детям знаний и умений.
§ Экспрессивная – понимание переживаний и эмоционального состояния воспитанников.
§ Регулятивная – воздействие на детей с целью изменения или сохранения их поведения, активности, состояния, отношения друг к другу.
§ Социального контроля – регламентирование поведения и деятельности детей с помощью групповых и социальных норм путём использования позитивных (одобрение, похвала) или негативных (неодобрение, порицание) санкций.
§ Социализации (формирование у воспитанников умения действовать в интересах коллектива, понимать интересы других людей, выражать доброжелательность).
По К. Роджерсу, общение с детьми должно строиться на трёх принципах (или установках педагога)
1. Принятие ребёнка. Ребенок принимается как личность, обладающая собственной ценностью, как противоречивый, небезупречный человек, имеющий разные черты и разные чувства. Принятие – это и забота и доверие.
2. Эмпатия. Установка на принятие другой позиции, восприятие мира глазами ребёнка. Не оценивать, не судить, а просто понять не с педагогической точки зрения, а с точки зрения ребенка. Эмпатические техники общения: контакт глаз; тактильный контакт; повторение фраз, произнесённых воспитанником, как подтверждение, что его слушают; «Я-высказывания»; обозначение словами переживаний ребенка.
3. Конгруэнтность – педагог предстаёт перед детьми не в маске, соответствующей роли учителя и воспитателя, а как живой человек со своими убеждениями и переживаниями. Остаётся самим собой, способный жить чувствами и выражать их в приемлемой форме, устанавливать с детьми непосредственные личные отношения.
2. Смысловая направленность и эффективность общения
Братченко С.Л. выделил ряд установок человека на общение, некоторые из них могут иметь место при общении педагогов с воспитанниками. Диалогическая направленность – ориентация на равноправное общение, сотрудничество педагога с детьми, на совместное творчество, взаимопонимание и взаимодействие. Авторитарная направленность – проявление эгоцентризма в общении, стремление педагога быть понятым детьми при полном игнорировании проблем. Наличие ригидных авторитарных установок. Манипулятивная направленность – утончённая форма эгоцентризма с ориентацией на собственную выгоду за счёт интересов партнёра общения, стремление понять партнёра с тем, чтобы использовать его, а в личных целях, в тоже время нежелание раскрываться самому. Индифферентная направленность – отсутствие выраженной ориентации педагога в сфере общения, безразличие к проблемам детей и к своему общению, установка на сугубо деловые отношения.
Умения педагога, влияющие на эффективность общения.
Коммуникативные умения: собственно коммуникативные умения, дидактические умения, ораторские умения.
Собственно коммуникативные выражаются в умении педагога вступать в контакты с людьми, строить деловые и личностно-эмоциональные отношения. Это умения включаться в разрешение личностных проблем детей, не прибегая к диктату и не будучи навязчивым. Дидактические умения связаны с умением педагога ясно и доходчиво доносить до сознания детей информационный материал. Умение педагога вести обучающий диалог, умение управлять вниманием обучаемых, умения прогнозировать последствия своих педагогических воздействий. Умение пробудить интерес к знаниям. Ораторские умения необходимы для осуществления образовательно-просветительской функции. Педагог должен обладать большой эрудицией и культурой речи.
Гностические умения связаны с познанием, как отдельных воспитанников, так и группы детей в целом, с анализом педагогических ситуаций и результатов своей деятельности. Умения педагога наблюдать. Экспрессивные умения связаны со способностями педагога выражать свои эмоции, свое отношение. Педагог выражает через речевые, мимические, пантомимические, жестикуляционные средства, а также через оформление внешности. Своеобразное актерское мастерство. Умение по мимике детей определять их состояние и трудности, которые они испытывают.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 272.