Список использованных источников
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Aжибeкoв К.Ж., Жeтписбaeвa Г.O., Ермаханова Ш.Н., Тoгaтaй М.М., Aсылбaeвa Ж.У., Ермаханов М.Н.  Пути повышения эффективности управления педагогическим коллективом // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – № 7-5. – С. 876-878;

2.Овчарова Р.В., Технологии практического психолога образования: Учебное пособие для студентов вузов и практических работников. — М: ТЦ «Сфера», 2000.

3.Психология: учебное пособие для бакалавров / под ред. В. Н. Панферова. - Санкт- Петербург [и др.] Питер, 2013.

4. Р. С. Немов. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. — 2-е изд. — М.: Просвещение: ВЛАДОС,1995.

5. Фоменко С.Л., Белова С.А. Становление педагогического коллектива как субъекта деятельности в современной школе // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3.

 

Вопросы для самопроверки

1. Какие условия и факторы влияют на формирование  микроклимата в педагогическом коллективе?

2. Творческий потенциал педагогического коллектива. Как он проявляется?

3. Какова роль руководителя в становлении педагогического коллектива?

Лекция 8. Психология педагогического общения

Лекция-беседа

 


1.Понятие педагогического общения и его функции.

 

Педагогическое общение – это профессиональное общение педагога с воспитанниками, а также с их родителями, имеющее определённые педагогические, в том числе и воспитательные цели.

Функции педагогического общения:

§ Познавательная – передача детям знаний и умений.

§ Экспрессивная – понимание переживаний и эмоционального состояния воспитанников.

§ Регулятивная – воздействие на детей с целью изменения или сохранения их поведения, активности, состояния, отношения друг к другу.

§ Социального контроля – регламентирование поведения и деятельности детей с помощью групповых и социальных норм путём использования позитивных (одобрение, похвала) или негативных (неодобрение, порицание) санкций.

§ Социализации (формирование  у воспитанников  умения действовать в интересах коллектива, понимать интересы других людей, выражать доброжелательность).

 

 


По К. Роджерсу, общение с детьми должно строиться на трёх принципах (или установках педагога)

1. Принятие ребёнка. Ребенок принимается как личность, обладающая собственной ценностью, как противоречивый, небезупречный человек, имеющий разные черты и разные чувства. Принятие – это и забота и доверие.

2. Эмпатия. Установка на принятие другой позиции, восприятие мира глазами ребёнка. Не оценивать, не судить, а просто понять не с педагогической точки зрения, а с точки зрения ребенка. Эмпатические техники общения: контакт глаз; тактильный контакт; повторение фраз, произнесённых воспитанником, как подтверждение, что его слушают; «Я-высказывания»; обозначение словами переживаний ребенка.

3. Конгруэнтность – педагог предстаёт перед детьми не в маске, соответствующей роли учителя и воспитателя, а как живой человек со своими убеждениями и переживаниями. Остаётся самим собой, способный жить чувствами и выражать их в приемлемой форме, устанавливать с детьми непосредственные личные отношения.


2. Смысловая направленность  и эффективность общения

 Братченко С.Л. выделил ряд установок человека на общение, некоторые из них могут иметь место при общении педагогов с воспитанниками. Диалогическая направленность – ориентация на равноправное общение, сотрудничество педагога с детьми, на совместное творчество, взаимопонимание и взаимодействие. Авторитарная направленность – проявление эгоцентризма в общении, стремление педагога быть понятым детьми при полном игнорировании проблем. Наличие ригидных авторитарных установок. Манипулятивная направленность  утончённая форма эгоцентризма с ориентацией на собственную выгоду за счёт интересов партнёра общения, стремление понять партнёра с тем, чтобы использовать его, а в личных целях, в тоже время нежелание раскрываться самому. Индифферентная направленность – отсутствие выраженной ориентации педагога в сфере общения, безразличие к проблемам детей и к своему общению, установка на сугубо деловые отношения.

Умения педагога, влияющие на эффективность общения.

Коммуникативные умения: собственно коммуникативные умения, дидактические умения, ораторские умения.

Собственно коммуникативные выражаются в умении педагога вступать в контакты с людьми, строить деловые и личностно-эмоциональные отношения. Это умения включаться в разрешение личностных проблем детей, не прибегая к диктату и не будучи навязчивым. Дидактические умения связаны с умением педагога ясно и доходчиво доносить до сознания детей  информационный материал. Умение педагога вести обучающий диалог, умение управлять вниманием обучаемых, умения прогнозировать последствия своих педагогических воздействий. Умение пробудить интерес к знаниям. Ораторские умения необходимы для осуществления образовательно-просветительской функции. Педагог должен обладать большой эрудицией и культурой речи.

 

 


Гностические умения связаны с познанием, как отдельных воспитанников, так и группы детей в целом, с анализом педагогических ситуаций и результатов своей деятельности. Умения педагога наблюдать.  Экспрессивные умения связаны со способностями педагога выражать свои эмоции, свое отношение. Педагог выражает через речевые, мимические, пантомимические, жестикуляционные средства, а также через оформление внешности. Своеобразное актерское мастерство. Умение по мимике детей  определять их состояние и трудности, которые они испытывают.





Дата: 2019-03-05, просмотров: 221.