Список использованных источников
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Ильин Е.П. Работа и личность. Трудоголизм, перфекционизм, лень – СПб: Питер, 2011.

2. Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития. М: Академия- 2002.

3. Соколков Е.А.. Профессиональное становление личности специалиста - гуманитария/ Е.А. Соколков – М.: Универс, 2009.

1. Худотеплова Е. Н. Личностный рост педагога как основа профессионального мастерства педагогов третьего тысячелетия [Текст] / Е. Н. Худотеплова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.).Т. I. — Пермь: Меркурий, 2011. — С. 50-52.

Вопросы для самопроверки

1. Как соотносятся понятия профессиональное педагогическое сознание и самосознание?

2. Каковы признаки остановки в личностном росте? Как избежать остановки в личностном росте?

3.  Каковы, на Ваш взгляд, пути и средства профессионально-личностного роста.

Лекция 7. Педагогический коллектив как условие эффективной деятельности

Лекция-объяснение

 

 

 


1. Характеристики педагогического коллектива

Профессиональная деятельность педагогов такова, что достижение педагогических целей по отношению к тому или иному воспитаннику требует объединения их усилий и определенного взаимодействия. Поэтому, рассматривая деятельность педагогов в образовательном учреждении, мы должны говорить об определенной структуре отношений между педагогами, об их объединении в развивающуюся группу, имеющую признаки коллектива.

Коллективом называется разновидность социальной общности и совокупность индивидов, определенным образом взаимодействующих друг с другом осознающих свою принадлежность к данной общности и признающихся его членами с точки зрения других. В отличие от других социальных общностей коллектив характеризуется следующими основными чертами:

1) устойчивым взаимодействием, которое способствует прочности и стабильности его существования в пространстве и во времени;

2) отчетливо выраженной однородностью состава, то есть наличием признаков, присущих коллективу;

3) относительно высокой степенью сплоченности на основе единства взглядов, установок, позиций членов коллектива;

4) структурированности - определенной степенью четкости и конкретностью распределения функций, прав и обязанностей, ответственностью между членами коллектива;

5) организованностью, то есть - упорядоченностью, подчиненностью коллектива определенному порядку выполнения совместной коллективной жизнедеятельности;

6) открытостью - то есть готовностью к принятию новых членов/

Педагогический коллектив как профессиональное объединение людей обладает всеми общими признаками коллектива, но в то же время, отмечает Р.В. Овчарова, имеет и свои специфические особенности.

Полифункциональность. Современный педагог одновременно выполняет функции учителя - предметника, классного руководителя, руководителя кружка, общественного деятеля, воспитателя.  Из полифункциональности деятельности отдельных педагогов складывается полифункциональность деятельности всего педагогического коллектива. Решая профессиональные задачи, педагогический коллектив выходит за рамки образовательного учреждения: формирует педагогическую культуру родителей и общества в целом.

Самоуправляемость. Основные вопросы жизни и деятельности педагогического коллектива обсуждаются на различных уровнях управлениях. Деятельность коллегиальных органов управления развивает самостоятельность и инициативу членов педагогического коллектива. С другой стороны, функциональные обязанности воспитателей четко определены, обязательны для выполнения, отработанны формы контроля и самоконтроля.

Коллективный характер труда и коллективная ответственность за результаты деятельности. Деятельность отдельных педагогов в силу ее специфики не может быть эффективной, если она не согласована с действием других педагогов, если нет единства требований в организации режима дня школы, оценке качеств знаний учащихся. Единство деятельности членов педагогического коллектива должно проявляться в ценностных ориентациях, взглядах, убеждениях, но это не означает однообразие в технологии педагогической деятельности.

Ненормирование рабочего дня педагога, то есть отсутствие временных рамок на выполнение тех или иных видов педагогического труда. Это отрицательно сказывается на жизни деятельности педагогического коллектива, является, как правило, причиной перегрузки учителей и воспитателей, недостатком свободного времени для их профессионального роста, что, в свою очередь, ведет к возникновению стрессов.

Преимущественно женский состав. Женские коллективы более эмоциональны, чаще подвержены смене настроений, более конфликты, чем те коллективы, в которых в значительной степени представлены мужчины. В то же время женщины по своей природе более предрасположены к воспитательной деятельности, более гибки в выборе приемов у способов педагогического воздействия (Лутошкин А.Н.).

 

2. Критерии и уровни эффективности деятельности педагогического коллектива

Любой коллектив может быть описан с точки зрения его психологического состояния. Для обозначения психологического состояния группы используются синонимичные понятия – «психологическая атмосфера», «социальная атмосфера», климат организации», «микроклимат».

На основании проведенного теоретического исследования качественных характеристик развития педагогического коллектива в качестве критериев были выделены:

§ доминирующая, внутренняя, реально действующая мотивация членов педагогического коллектива образовательного учреждения в целом;

§ потребность педагогов в самосовершенствовании, внутренняя сила которого служит источником и импульсом становления и развития педагогического коллектива учреждения;

§ характер межличностных отношений педагогов, ориентированный на сплоченность (Белова С.А., Фоменко С.Л.)

На основе выявленных критериев представляется возможным определить уровни становления педагогического коллектива как субъекта профессиональной деятельности.

Высокий (творческий) уровень характеризуется владением глубокими метапредметными знаниями, наличием и пониманием единых современных образовательных целей и задач; адекватным восприятием и глубоким пониманием сущности образовательного процесса, его личностным осмыслением; владением инновационными педагогическими технологиями; творческим подходом к своей собственной профессиональной деятельности; потребностью в рефлексии и самовершенствовании. Педагогический коллектив данного уровня, являющегося в значительной степени эталонным, не только испытывает потребность в саморазвитии, но и стремится к ее удовлетворению в собственной профессиональной деятельности.

Средний (рефлексивный) уровень становления педагогического коллектива характеризуется: частичными инновационными знаниями и методиками, эпизодическим обращением к рефлексии своей деятельности, связанным, прежде всего, с отсутствием должного педагогического опыта, но при этом высокой заинтересованностью в собственной профессиональной деятельности. На этом уровне учебно-профессиональная деятельность членов коллектива достаточно самостоятельна и осознанна, ее целесообразность определяется самостоятельным, грамотным, оперативным решением профессиональных задач. Имеется достаточно устойчивая мотивация членов коллектива к самообразованию. Собственные успехи и достижения воспитанников  осознаются педагогами как основание для самосовершенствования и дальнейшего саморазвития.

Уровень ниже среднего (интуитивный) характеризует осознанность профессионально-педагогических действий, как на обыденном, так и на творческом уровне, но проявления этой осознанности локальны, наблюдаются в частных ситуациях и не являются рефлексивными. Целевые и ценностные установки ограниченны и стереотипны, зафиксированы на уровне знаний, но не переносятся педагогами на метапредметный уровень. Проявления инициативы и самостоятельности в овладении инновационными технологиями требуют значительного стимулирования со стороны руководства школы. Сущность собственной профессиональной деятельности осознается и воспринимается педагогами интуитивно, опираясь не на сознание, а исключительно на ощущения, личные предпочтения и симпатии.

Низкий (элементарный) уровень становления педагогического коллектива как субъекта профессиональной деятельности характеризуется: отсутствием стабильных метапредметных и инновационных знаний; инертностью членов коллектива, нежеланием осмысленно относиться к построению образовательного процесса, переадресуя это руководству образовательного учреждения; отсутствием единых целевых и ценностных установок в педагогической деятельности; эмоциональной пассивностью его членов. Навыки рефлексивно-творческой деятельности у педагогов весьма ограниченны.

 

3. Пути и средства повышения эффективности деятельности педагогического коллектива

 

С учетом множества критериев и признаков эффективности деятельности педагогического коллектива можно наметить различные пути и средства воздействия на него.

Согласованность действий членов педагогического коллектива важна в вопросах, касающихся воспитания детей. Обучить ребенка чему-либо может и один педагог, но воспитать его как личность в состоянии лишь несколько разных личностей, от каждой из которых ребенок перенимает индивидуальные положительные свойства.
Под согласованностью действий в данном случае имеется в виду не традиционно понимаемое «коллективистическое единство требований», а различие и взаимодополняемость педагогических требований. Согласованность подобного типа предполагает, что каждый педагог, индивидуально занимаясь воспитанием ребенка, хорошо знает, что от данного ребенка требуют его коллеги, и в своей собственной работе старается это учитывать. Способность педагогического коллектива эффективно решать возникающие перед ним задачи зависит от его структуры, организации, от сложившихся в нем отношений. На успешность деятельности коллектива можно воздействовать через его величину, композицию, каналы коммуникаций, распределение обязанностей, личные и деловые взаимоотношения.

Большой педагогический коллектив в целом и микроколлективы будут работать успешно только тогда, когда обращается особое внимание на их состав и организацию работы. Если в коллектив объединить людей, примерно одинаковых по возрасту, опыту и взглядам, то они создадут слаженный рабочий орган, который будет иметь хорошую психологическую атмосферу и успешно справляться с деятельностью, требующей времени и длительного напряжения сил. При возникновении неординарных задач, особенно интеллектуального и творческого  плана, требующих разносторонней эрудированности и различных подходов к решению, такой коллектив может оказаться недостаточно эффективным. В этом случае лучше создавать микроколлективы с разнородной композицией, обучив людей взаимодействию друг с другом в совместной работе. С помощью специальной психологической подготовки членов коллектива, направленной на то, чтобы научить их установлению друг с другом хороших отношений и взаимопонимания, можно сделать так, чтобы в психологически разнородном коллективе были сняты проблемы межличностных отношений, и это существенно повысит эффективность его деятельности.

Создание благоприятного пси­хологического климата в отношениях между педагогами, развитие взаимопонимания, взаимо­помощи, бережного отношения к каждому члену коллектива обеспечивает психологическое единство коллектива, в том числе и эмоциональное, и мотивационное. Все это в совокупности создает соот­ветствующее поле морально-интеллектуального напряжения, без которого невозможно функцио­нирование группы людей как коллектива.

Сплочение педагогического кол­лектива учреждения нельзя осуществить на одних иде­ях: оно реализуется, прежде всего, в деятельности (профессионально-педагогической, общественной и др.), в общении. В коллективе должны создаваться такие условия, чтобы ни один педагог  не чувствовал себя одиноким среди своих коллег. Нельзя упускать из поля своего зрения характер межличностных отношений (симпатий, антипатий и др.), коммуникативных связей внутри групп, из которых коллектив неизбежно состоит или которые неизбежно образуются в нем в конкретной ситуации. Сплочению педагогов в коллектив способствует проведение мероприятий, требующих общей ответственности. Очень важно, чтобы педагоги в этих делах смогли реализовать свои возможности, творческие черты сво­ей личности.

Эффективность работы любой организации, в том числе и общеобразовательного учреждения, зависит от стиля управления коллективом. В стиле управления проявляются личностные качества руководителя. Следовательно, повышая эффективность работы учреждения, необходимо обратиться к личности руководителя. Развивая и совершенствуя личностные качества руководителей, изменяя стиль руководства, можно повысить эффективность работы образовательного учреждения.

 



Дата: 2019-03-05, просмотров: 242.