1. Зеер, Э.Ф. Психология профессионального образования: Учебн. пособие. – 2-е изд., перераб. – М.: издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003.
2.Калинина Р.Р. психолого-педагогическая диагностика в детском саду. – СПб.: Речь, 2003.
3.Чиркова Т.И. Об осмыслении психологами своих профессиональных позиций по отношению к педагогической практике // Психологическая наука и образование. – 2003. – № 2. – С. 11–19.
Вопросы для самопроверки
1. Л.Н. Толстому принадлежат слова: «Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель». Проанализируйте высказывание писателя в аспекте психологии мотивации воспитателя. Какие профессиональные мотивы характеризуют эффективного педагога и почему?
2. Какие индивидуальные свойства обеспечивают предрасположенность человека к педагогической деятельности, его готовность и включаемость в неё?
Лекция 6. Профессионально-личностный рост педагога
Лекция-объяснение
1. Самообразование педагога
Новые задачи и направления развития образования определяют и особые требования к личности и профессиональной деятельности педагогов. В этой связи можно дополнить принятый перечень необходимых личностных и профессиональных качеств педагога следующими характеристиками:
- чёткое видение современных задач образования; ценностное отношение к ребёнку, культуре, творчеству;
- потребность и способность поддерживать процесс личностного становления детей, их саморазвития; способность проявлять гуманную педагогическую позицию;
- умение заботится об экологии детства, сохранении духовного и физического здоровья детей; создавать и постоянно обогащать культурно-информационную и предметно-развивающую образовательную среду;
- умение осуществлять педагогическую деятельность по внедрению субъективно и объективно новых подходов и современных технологий воспитания и обучения детей, придавая им личностно-смысловую направленность;
- способность к самообразованию и личностному росту.
Коренное изменение роли и функций педагога требует переосмысления задач работы по повышению его профессионализма: 1) повышение уровня психолого-педагогической культуры педагогов; 2) выращивание новых ценностей на основе имеющихся знаний и опыта; 3) организация процесса самопознания и рефлексии; 4) профилактика «синдрома эмоционального выгорания»; 5) формирование мировоззренческих и деятельностных основ личностно ориентированного взаимодействия педагога с детьми, их родителями, другими участниками образовательного процесса; 6) формирование у педагогов мотивации достижения; 7) развитие профессиональной инициативы и творческого потенциала личности педагогов.
Профессиональное развитие педагога дошкольной образовательной организации – длительный процесс, целью которого является формирование «мастера своего дела», компетентного в создании условий для целостного развития личности ребенка дошкольного возраста. Вне самообразования идея личностного и профессионального развития педагога неосуществима. Социологи утверждают, что перспективой развития общества является трансформация деятельности в самодеятельность, развития в саморазвитие, образования в самообразование. Под самообразованием понимается собственная активность человека в раскрытии и обогащении своих духовных потребностей, творчества, всего личного потенциала. Саморазвитие интегрирует деятельность субъекта, направленную на развитие способностей и индивидуальности, которая осуществляется добровольно, управляется самим человеком и необходима для совершенствования каких-либо качеств. Самообразование характеризуется, прежде всего, самостоятельностью и непрерывностью и выступает одним из важнейших условий реализации идеи непрерывного педагогического образования. Самообразование есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество предъявляет, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того чтобы учить, нужно знать больше, чем все остальные. Педагог должен учиться еще и потому, что в глазах его учеников каждый год меняются временные этапы представлений об окружающем мире.
2. Личностный и профессиональный рост педагога
Все источники знаний делятся на: способствующие личностному росту, и источники, определяющие профессиональный рост педагога. Личностный рост – это интеграция деятельности субъекта, направленная на развитие характера, способностей и индивидуальности работника. Под профессиональным развитием понимается рост, становление, интеграция и реализация в педагогическом труде профессионально значимых качеств и способностей, профессиональных знаний и умений, приводящих к новому способу деятельности. В целом – это динамичный и непрерывный процесс самопроектирования деятельности педагога.
Существуют различные подходы к классификации этапов профессионального роста педагога. Так первый этап отмечен личными профессиональными затруднениями. Когда формируется представление о себе как о педагоге, то возникает острая потребность разобраться в себе как специалисте. Второй этап характеризуется особым вниманием педагога к своей профессиональной деятельности, а третий – возрастанием творческой потребности и активности. Это требует обобщения и анализа. Именно на этой стадии возможна организация исследовательской работы педагога по интересующим его проблемам. Механизмом развития и саморазвития, в свою очередь, выступает самопознание и самоанализ деятельности. В первую очередь, это осознание педагогом своих потенциальных возможностей и профессиональных проблем. Одновременно, это скрытый от непосредственного наблюдения, самоанализ, когда явления педагогической деятельности соотносятся учителем со своими действиями, что может привести и к творческому застою.
Условия, при которых процесс самообразования будет проходить более эффективно: когда реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию; когда педагог владеет способами самоанализа педагогического опыта; если педагог понимает как позитивные, так и негативные стороны своей профессиональной деятельности, то он признает в определенной степени свое несовершенство и, следовательно, является открытым для изменения ситуации; когда педагог обладает способностью к рефлексии.
Перечислим направления, в рамках которых, педагог должен заниматься самообразованием: профессиональное (теория преподавания предмета); психолого-педагогическое (индивидуальные особенности ученика); методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения); информационное (компьютерные технологии, интернет-ресурсы); коммуникативное (взаимодействие между субъектами образовательного процесса); личные компетентности (имидж, искусство общения, лидерские качества, педагогический такт).
Патогенные механизмы, мешающие развитию личности, следующие: пассивная позиция по отношению к действительности; вытеснение и другие способы защиты «Я»: проекция, замещение, искажение истинного положения вещей в угоду внутреннему равновесию и спокойствию. Деградации личности способствуют психологические и социальные факторы. Этапы деградации личности:
1) формирование психологии «пешки», глобального ощущения своей зависимости от других сил (феномен «выученной беспомощности»);
2) создание дефицита благ, в результате ведущими становятся первичные потребности в пище и выживаемости;
3) создание «чистоты» социального окружения – разделение людей на «хороших» и «плохих»; «своих» и «чужих»;
4) создание культа «самокритики», признания даже в совершении тех неодобряемых поступков, которые человек никогда не совершал;
5) сохранение «священных основ» (запрещается даже задумываться, сомневаться в основополагающих предпосылках идеологии);
6) формирование специализированного языка (сложные проблемы спрессовываются до коротких, очень простых, легко запоминающихся выражений).
В результате всех этих факторов для человека становится привычным «нереальное существование», поскольку из сложного, противоречивого, неопределенного реального мира человек переходит в «нереальный мир ясности, упрощенности», у него формируется несколько «Я», изолированных функционально друг от друга.
Признаки остановки в личностном росте: непринятие себя; внутриличностный конфликт; непродуктивные личностные ориентации; нарушение внутренней гармонии, равновесия между личностью средой; закрытость для нового опыта; суженность границ «Я»; ориентация на внешние ценности и ориентиры (несоответствие между реальной и идеальной самостью); отсутствие гибкости, спонтанности; сужение зон самоосознания; непринятие ответственности за свое бытие. Саморазвитие – признак профессионала высокого класса.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 273.