Список использованных источников
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – Ростов н/ Д, 1997.

2. Ильин Е.П. Психология для педагогов. – СПб.: Питер, 2012.

3. Климов Е. А. Индивидуальный стиль деятельности. Психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: Изд-во МГУ, 1982. С. 74-77.

4. Максимова Т.В. Смысл жизни и индивидуальный стиль педагогической деятельности // Мир психологии. 2001. № 2. С. 114—118.

5. Овчарова Р.В., Технологии практического психолога образования: Учебное пособие для студентов вузов и практических работников. — М: ТЦ «Сфера», 2000.

6. Чудновский В.Э. О некоторых прикладных аспектах проблемы смысла жизни // Мир психологии. 2001. № 2. С. 82—89.

Вопросы для самопроверки

1. Какие критерии лежат в основе дифференциации рассматриваемых  стилей педагогической деятельности воспитателя?

2. Как вы думаете, какие стили деятельности способствуют переходу от моносубъектной педагогики к гуманистическому педагогическому взаимодействию? За счет, каких личностных особенностей воспитателя это может быть достигнуто?

Лекция 4. Педагогические функции и умения

Информационная лекция

 

 

 


1. Понятие функций педагога. Классификация педагогических функций

Функции педагога - набор профессиональных обязанностей, выполнение которых обеспечивает успешное достижение цели и задач воспитания и обучения детей. Сущность педагогической деятельности позволяет выделить ряд определенных профессиональных предписаний (функций), выполнение которых обеспечивает эффективность учебно-воспитательного процесса. В педагогической литературе рассматриваются следующие функции педагогической деятельности.

Функция развивающая является ведущей в деятельности педагога. Она сама объединяет ряд функций:

Гностическую (познавательную), включающую умения накапливать необходимые знания, работать с литературой, изучать опыт коллег, познавать, осваивать средства воспитательного воздействия и т.д. Эта функция предполагает, что воспитатель умеет познавать индивидуальные, возрастные и личностные особенности детей, что необходимо педагогу для обеспечения индивидуального подхода к детям. Необходимость индивидуального подхода в воспитании неоднократно подчеркивалась педагогами и психологами (Аркин Е.А., Басов М.Я., Ковальчук Я.И., Сухомлинский В.А., Усова А.П. и др.). Основанный на знании возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, он приобретает особую значимость для осуществления личностно-ориентированной модели взаимодействия взрослого с детьми. Такой подход предполагает, что воспитатель владеет умениями наблюдать, фиксировать, анализировать, сопоставлять психологические факты. Воспитатель детского сада наблюдает за ребенком достаточно долго, в течение нескольких лет. Изо дня в день он выполняет вместе с ним все бытовые процессы, организует его деятельность, читает ему книжки, выводит на прогулки. Постепенно он накапливает знания о ходе психического развития малыша. То есть, воспитывая и обучая ребенка, педагог одновременно и изучает его, причем такое изучение включено в контекст воспитательно-образовательной работы и неотделимо от нее. Организуя пересказ сказки, воспитатель одновременно исследует уровень развития связной речи, а рассматривая вместе с детьми их рисунки, выясняет проявления творчества. Именно о такой организации работы воспитателя детского сада говорил М.Я. Басов: «Не может быть такого положения, что сначала только исследование, а потом только педагогическая работа. Весь смысл и важность вопроса заключается в том, что исследование должно целиком входить в педагогическую работу, а последняя - в первое, сливаясь в одно органическое целое».

Исследовательскую, включающую умения определять проблему для обсуждения и исследования, анализировать научную литературу, выдвигать гипотезы и задачи исследования, проблемно ставить вопросы и т.д. Цель психологического исследования воспитателя отличается своей практической направленностью. Воспитатель не формулирует психологические законы, не выделяет механизмы психического развития, а прослеживает их проявление в каждом конкретном случае у своих воспитанников. Таким образом, смысл изучения детей воспитателем детского сада состоит в том, чтобы понять причины их поведения, заметить их склонности и создать условия для их развития, правильно подобрать методы и приемы воздействия на малышей,  и проверить их эффективность, вовремя заметить отклонения в ходе психического развития, его недостатки, спроектировать дальнейшее психологическое развитие воспитанников, учитывая их настоящее, прошлое и будущее. А в итоге воспитатель сможет помочь ребенку реализовать его возможности, обеспечить нормальный ход психического развития малыша и формирование у него образований, позволяющих перейти на новую возрастную ступень, обеспечить становление его индивидуальности. Таким образом, особая исследовательская установка педагога является основой и условием педагогического творчества и педагогического процесса, которые идут к цели кратчайшим путем с наименьшей затратой сил при наибольших результатах.

Информационную, включающую умения пользоваться речевой выразительностью, точно, кратко, логично излагать материал и добиваться понимания, пользоваться различными методами изложения, активизировать детей в процессе усвоения материала и т.д.;

Побудительную, включающую умения возбуждать интерес, внимание, побуждать к активности, переводить знания в практические действия, оценивать деятельность, поступки, закреплять знания и умения детей в соответствии с возрастом и т.д.

В научной литературе при анализе функций воспитателя выделяются различные варианты, соотносящиеся в единые композиции. Семушина Л.Г. и Панько Е.А. кроме рассмотренных функций воспитателя, выделяют следующие: материнскую, координирующую, функцию самообразования, коммуникативную, конструктивно-организующую, диагностическую, функцию охраны жизни и здоровья детей. Фундаментальная роль дошкольного периода развития в процессе становления человеческой личности предъявляет к педагогу ряд специфических требований. Воспитатель дошкольного учреждения выполняет две основные функции: I) материнская - проявляется в обеспечении хорошего эмоционального состояния каждого ребенка и группы, в охране их жизни и здоровья, в заботливом, ласковом отношении к малышам; 2) развивающая. Функция включает систему педагогических умений, которыми должен обладать воспитатель.

Таким образом, обязательным условием оптимального построения учебно-воспитательного процесса в любом образовательном учреждении является реализация всех педагогических функций в совокупности.

 

2. Педагогические умения и их характеристика

Педагогическое умение - осознаннее владение субъектом педагогической деятельности совокупностью психических и практических действий, направленных на достижение целей обучения и воспитания и мотивированных его профессиональным мировоззрением. Помимо личностных и профессиональных качеств педагог должен обладать рядом умений, свидетельствующих о его предметно-профессиональной компетенции. Условно эти умения делятся на гностические, конструктивные, коммуникативные, организаторские и специальные (Е. А. Панько).

Гностические – это умения, с помощью которых педагог изучает ребенка, коллектив в целом, педагогический опыт других воспитателей. Гностические умения дают воспитателю возможность познать предмет деятельности, позволяют увидеть в своих воспитанниках проявление познавательной, волевой, эмоциональной сфер, мотивов его поведения, способностей, темперамента; выявить взаимоотношения между детьми, определить особенности семейной микросреды. Это и умения объективно оценивать эффективность применяемых методов воспитания и обучения, учитывать опыт других с целью перенесения передового, творческого его содержания в свою педагогическую практику.

Конструктивные умения необходимы педагогу для проектирования педагогического процесса, воспитания детей с учетом перспектив образовательной работы. Конструктивные умения воплощаются в планировании работы, в составлении конспектов занятий, сценариев праздников и т.п. Конструктивные умения нужны воспитателю для того, чтобы видеть "завтрашний день" воспитанников, развитие каждого ребенка и всей группы, планировать воспитательно-образовательную работу; позволяют воспитателю грамотно отбирать фактический материал по разным видам деятельности в зависимости от задач воспитания и обучения на каждом возрастном этапе.

Коммуникативные умения проявляются при установлении педагогически целесообразных взаимоотношений с разными людьми в различных ситуациях. Коммуникативные умения обеспечивают установление педагогически целесообразных взаимоотношений с отдельными - детьми и со всей группой, с родителями воспитанников, коллегами по работе

Организаторские умения педагога распространяются как на его собственную деятельность, так и на деятельность воспитанников, родителей, коллег. Организаторские умения обеспечивают организации разных форм деятельности (фронтальной, групповой, индивидуальной), собственной педагогической деятельности и работы с родителями детей своей группы; проявляются в умении организовать интересную деятельность детей и взрослых, "заразить" их своей энергией, инициативой

Специальные умения педагога – это умения петь, танцевать, выразительно рассказывать, читать стихи; шить, вязать, выращивать растения, мастерить игрушки из так называемого бросового материала, показывать кукольный театр, делать наглядные пособия, и атрибуты, владеть основными видами движений, пользоваться техническими средствами обучения.

Сущность диагностических умений воспитателя дошкольного образовательного учреждения как самостоятельной группы профессионально-педагогических умений представляет собой совокупность мыслительных и практических действий и операций, соответствующих логике диагностического процесса, обеспечивающих успешное изучение личности и деятельности детей с использованием определенных диагностических методов и методик. Они обеспечивают управление педагогическим процессом и взаимосвязь всех остальных профессионально -педагогических умений. Структура диагностических умений воспитателя дошкольного образовательного учреждения (в соответствии со структурой диагностического процесса) включает четыре компонента:

проектировочный умения анализировать запроса на диагностику ребенка и др.); 

содержательно-организационный (умения собрать данные об объекте);

аналитико-результативный (умения обработать, анализировать и интерпретировать результаты и др.); 

прогностический (умения составить прогноза и дать рекомендации).

Выделенные компоненты, в свою очередь, определяются спецификой психического развития ребенка в дошкольном возрасте и особенностями воспитательно - образовательного процесса в дошкольном учреждении.

Таким образом, педагог дошкольного образования характеризуется наиболее развитыми профессионально-предметными, личностными характеристиками и коммуникативными качествами в их совокупности. Это обусловлено, прежде всего, ответственностью перед возрастными особенностями детей, а также целью и содержанием воспитывающего и развивающего обучения.

 


Дата: 2019-03-05, просмотров: 202.