Список использованных источников
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Ильин Е.П. Психология для педагогов. СПб: Питер, 2012.

2. Климов Е.А. Педагогический труд: психологические составляющие: Учебное пособие/ Е.А. Климов, М.: 2004.

3. Семушина Л.Г. Исследование профессиональных функций воспитателя детского дошкольного учреждения: Автореф. дисс. … канд. пед. наук. – М., 1979.

4. Панько, Е.А. Воспитатель дошкольного учреждения: Психология: пособие для педагогов дошк. учреждений: – 2-е изд. / Е.А. Панько. – Минск: Зорны верасень, 2006.

5. Профессионализм воспитателя как необходимое условие внедрения ФГОС / Ред., сост.: И.А. Бурлакова, Г.В. Дон, Т.Л. Кузьмишина. – М.: ГБОУ ВПО МГППУ, 2014.

Вопросы для самопроверки

1. Каково содержание функции самообразования для воспитателя?

2. Почему материнской функции воспитателя придается важное значение в педагогической деятельности?

3. Диагностические умения воспитателя и их роль в педагогической деятельности?

Лекция 5. Психология личности педагога учреждения дошкольного образования

Информационная лекция

 


1. Личностные и профессионально важные качества воспитателя.

 

В современной отечественной науке наблюдается повышенный интерес к психологии педагога. Приоритет научных знаний смещен в сторону исследования профессионального развития, выявления его механизмов и условий возникновения. В исследованиях психологии педагога превалируют термины «профессиональное развитие» (Л.М. Митина, Б.Б. Коссов, В.И. Слободчиков и др.) и «профессиональное становление» (С.Г. Вершловский, Э.Ф. Зеер, Э.Э. Сыманюк М.В. Клищевская и др.).

Особенно важными представляются личностные характеристики воспитателей, способствующие их успешной профессиональной деятельности.  Ниже приводится  профессиограмма воспитателя, на основе, которой можно осу­ществлять профессиональный отбор педагогов:  любовь к детям; умение сопереживать другим; коммуникативные способности; тактичность, доброжелательность в общении; высокий вербальный и невербальный интеллект; творческие способности; рефлексия, умение анализировать свою деятельность; организаторские способности; ответственность; артистические способности; уравновешенность, эмоциональная стабильность; наблюдательность и внимательность; эрудированность; уверенность в себе, высокая адекватная самооценка, са­мопринятие; грамотная и внятная речь. Как видим, требования, предъявляемые педагогам, достаточ­но высокие. Более того, не всегда даже успешные воспитатели (здесь, прежде всего, критерием успешности является любовь детей к воспитателю и динамика их развития в ходе общения с ним) обладают всем набором этих качеств. Именно поэтому они приведены в определенном порядке: первые — наиболее важны, без них невозможно работать с детьми, а в конце — же­лательные, помогающие педагогу в его работе с детьми.

Важным моментом в профессиональной деятельности пе­дагога является его способность понимания чувств, которые испытывает ребенок. Без этого невозможно эффективное выполнение воспитательно-образовательных функций педаго­гом, да и простое общение с ребенком. Коммуникативные способности — это умение легко вступать в контакты с другими людьми и в дальнейшем поддерживать с ними оптимальные отношения. Педагог будет более успешен, если он контактен, общителен, одинаково доброжелательно относится ко всем, с кем работает (дети, их родители, коллеги). Неэффективное об­щение с детьми затрудняет их обучение и воспитание. Педагогический такт обуславливает культуру взаимоот­ношений педагога с детьми, способствует наибольшему вос­питательному эффекту. Характеризуется обоснованностью и гибкостью применения методов, форм и приемов педагогического воздействия. Он не терпит шаблона и формализ­ма. В основе педагогического такта лежит знание психоло­гии ребенка, уважение к его личности, чуткость, вниматель­ность к психическому состоянию ребенка, ровное обращение с детьми. Педагогический такт, деликатность, чувство меры необхо­димы в тех случаях, когда педагог не может сразу разобраться в том или ином поступке ребенка, не знает, как отреагировать на него. Педагог, имеющий высокий уровень интеллекта, спо­собен рационально и эффективно действовать в новой обстанов­ке, быстро ориентироваться в меняющейся ситуации. А ведь общение с детьми, работа с детским коллективом — это буквально ежеминутно меняющаяся ситуация, это постоянный поиск наи­более эффективных способов поведения в той или иной ситуации. Педагога-мастера как раз и отличает стремление к новым решени­ям в профессиональной деятельности, а не слепое следование сте­реотипам, привычным методам взаимодействия. Необходимым дополнением к высокому интеллектуальному развитию педагога являются его творческие способности. Ведь наличие творческих способностей подразумевает чувствитель­ность к проблемам, к дефициту имеющихся знаний, определе­ние этих проблем, поиск решений, выдвижение самых разных гипотез и их проверку, получение нового оригинального результата.

 

2. Профессиональное самосознание воспитателя

В ряде психолого-педагогических исследований самосознание педагога рассматривается как система установок. Профессиональное самосознание педагога определяют осознаваемые и неосознаваемые установки в различных видах профессиональной деятельности. Можно выделить несколько уровней профессиональных установок:

·  установки, присутствующие в сознании, но не реализуемые в педагогической практике;

·  установки не осознаваемые, но определяющие и регулирующие направленность профессиональной деятельности;

·  установки осознаваемые, определяющие и регулирующие направленность профессиональной деятельности.

Рассматривая профессиональные установки в качестве значимого компонента профессионального самосознания, мы полагаем, что важными характеристиками установок, определяющих профессиональное развитие, являются их гибкость и динамичность. Профессиональное самосознание, установки, определяющие профессиональное развитие педагогов, формируются ещё в системе профессиональной подготовки специалистов. Т.И. Чиркова считает, что самосознание не возникает автоматически в момент овладения профессиональными знаниями, а развивается в процессе професси- ональной практики, задающей свои требования и диктующей свои условия. Самосознание в данном случае рассматривается как предпосылка профессионального развития педагога, осмысленного отношения к своей деятельности, и к себе как профессионалу.

 


Дата: 2019-03-05, просмотров: 260.