1. Ильин Е.П. Психология для педагогов. СПб: Питер, 2012.
2. Климов Е.А. Педагогический труд: психологические составляющие: Учебное пособие/ Е.А. Климов, М.: 2004.
3. Семушина Л.Г. Исследование профессиональных функций воспитателя детского дошкольного учреждения: Автореф. дисс. … канд. пед. наук. – М., 1979.
4. Панько, Е.А. Воспитатель дошкольного учреждения: Психология: пособие для педагогов дошк. учреждений: – 2-е изд. / Е.А. Панько. – Минск: Зорны верасень, 2006.
5. Профессионализм воспитателя как необходимое условие внедрения ФГОС / Ред., сост.: И.А. Бурлакова, Г.В. Дон, Т.Л. Кузьмишина. – М.: ГБОУ ВПО МГППУ, 2014.
Вопросы для самопроверки
1. Каково содержание функции самообразования для воспитателя?
2. Почему материнской функции воспитателя придается важное значение в педагогической деятельности?
3. Диагностические умения воспитателя и их роль в педагогической деятельности?
Лекция 5. Психология личности педагога учреждения дошкольного образования
Информационная лекция
1. Личностные и профессионально важные качества воспитателя.
В современной отечественной науке наблюдается повышенный интерес к психологии педагога. Приоритет научных знаний смещен в сторону исследования профессионального развития, выявления его механизмов и условий возникновения. В исследованиях психологии педагога превалируют термины «профессиональное развитие» (Л.М. Митина, Б.Б. Коссов, В.И. Слободчиков и др.) и «профессиональное становление» (С.Г. Вершловский, Э.Ф. Зеер, Э.Э. Сыманюк М.В. Клищевская и др.).
Особенно важными представляются личностные характеристики воспитателей, способствующие их успешной профессиональной деятельности. Ниже приводится профессиограмма воспитателя, на основе, которой можно осуществлять профессиональный отбор педагогов: любовь к детям; умение сопереживать другим; коммуникативные способности; тактичность, доброжелательность в общении; высокий вербальный и невербальный интеллект; творческие способности; рефлексия, умение анализировать свою деятельность; организаторские способности; ответственность; артистические способности; уравновешенность, эмоциональная стабильность; наблюдательность и внимательность; эрудированность; уверенность в себе, высокая адекватная самооценка, самопринятие; грамотная и внятная речь. Как видим, требования, предъявляемые педагогам, достаточно высокие. Более того, не всегда даже успешные воспитатели (здесь, прежде всего, критерием успешности является любовь детей к воспитателю и динамика их развития в ходе общения с ним) обладают всем набором этих качеств. Именно поэтому они приведены в определенном порядке: первые — наиболее важны, без них невозможно работать с детьми, а в конце — желательные, помогающие педагогу в его работе с детьми.
Важным моментом в профессиональной деятельности педагога является его способность понимания чувств, которые испытывает ребенок. Без этого невозможно эффективное выполнение воспитательно-образовательных функций педагогом, да и простое общение с ребенком. Коммуникативные способности — это умение легко вступать в контакты с другими людьми и в дальнейшем поддерживать с ними оптимальные отношения. Педагог будет более успешен, если он контактен, общителен, одинаково доброжелательно относится ко всем, с кем работает (дети, их родители, коллеги). Неэффективное общение с детьми затрудняет их обучение и воспитание. Педагогический такт обуславливает культуру взаимоотношений педагога с детьми, способствует наибольшему воспитательному эффекту. Характеризуется обоснованностью и гибкостью применения методов, форм и приемов педагогического воздействия. Он не терпит шаблона и формализма. В основе педагогического такта лежит знание психологии ребенка, уважение к его личности, чуткость, внимательность к психическому состоянию ребенка, ровное обращение с детьми. Педагогический такт, деликатность, чувство меры необходимы в тех случаях, когда педагог не может сразу разобраться в том или ином поступке ребенка, не знает, как отреагировать на него. Педагог, имеющий высокий уровень интеллекта, способен рационально и эффективно действовать в новой обстановке, быстро ориентироваться в меняющейся ситуации. А ведь общение с детьми, работа с детским коллективом — это буквально ежеминутно меняющаяся ситуация, это постоянный поиск наиболее эффективных способов поведения в той или иной ситуации. Педагога-мастера как раз и отличает стремление к новым решениям в профессиональной деятельности, а не слепое следование стереотипам, привычным методам взаимодействия. Необходимым дополнением к высокому интеллектуальному развитию педагога являются его творческие способности. Ведь наличие творческих способностей подразумевает чувствительность к проблемам, к дефициту имеющихся знаний, определение этих проблем, поиск решений, выдвижение самых разных гипотез и их проверку, получение нового оригинального результата.
2. Профессиональное самосознание воспитателя
В ряде психолого-педагогических исследований самосознание педагога рассматривается как система установок. Профессиональное самосознание педагога определяют осознаваемые и неосознаваемые установки в различных видах профессиональной деятельности. Можно выделить несколько уровней профессиональных установок:
· установки, присутствующие в сознании, но не реализуемые в педагогической практике;
· установки не осознаваемые, но определяющие и регулирующие направленность профессиональной деятельности;
· установки осознаваемые, определяющие и регулирующие направленность профессиональной деятельности.
Рассматривая профессиональные установки в качестве значимого компонента профессионального самосознания, мы полагаем, что важными характеристиками установок, определяющих профессиональное развитие, являются их гибкость и динамичность. Профессиональное самосознание, установки, определяющие профессиональное развитие педагогов, формируются ещё в системе профессиональной подготовки специалистов. Т.И. Чиркова считает, что самосознание не возникает автоматически в момент овладения профессиональными знаниями, а развивается в процессе професси- ональной практики, задающей свои требования и диктующей свои условия. Самосознание в данном случае рассматривается как предпосылка профессионального развития педагога, осмысленного отношения к своей деятельности, и к себе как профессионалу.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 260.