Список использованных источников
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

1. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – Ростов н/Д, 1997.

2. Зеер, Э.Ф. Психология профессионального образования: Учебн. пособие. – 2-е изд., перераб. – М.: издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003.

3. Катунова, В.В., Дунаева Н.И. Психологическая оценка педагогической компетентности педагога ДОУ Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. – Нижний Новгород, 2016. – №5. –с71- 78.

4.Колушова, Л.В. Акмеологические факторы продуктивности и профессионализма воспитателя детского сада:  Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. – Шуя, 2001.

5.Маркова А.К. Психология труда учителя. – М.,1993.

6. Реан А.А. Психология педагогической деятельности. - Ижевск,1994.

 

Вопросы для самопроверки

1. В чем специфика педагогической деятельности воспитателя дошкольного образовательного учреждения?

2. Возможно ли формирование педагогических способностей?

3. Каковы структурные компоненты педагогической деятельности?

Лекция 3. Стиль педагогической деятельности

Информационная лекция

 

 


1. Понятие стиля деятельности.

 

В исследованиях Б.М. Теплова, В.С. Мерлина, Н.С. Лейтеса, Е.А. Климова были заложены психологические основы подхода к проблеме индивидуального стиля деятельности (ИСД). Традиционно ИСД в отечественной психологии понимается как обусловленная типологическими особенностями нервной системы более или менее устойчивая система способов и психологических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей индивидуальности с предметными внешними условиями деятельности (Е.А. Климов). Максимова  Т.В. исходит из представления о наличии двух подходов к изучению индивидуального стиля деятельности: традиционного, при котором ИСД понимается преимущественно как оптимальный стиль, и более широкого подхода, в основе которого - тезис о том, что индивидуальный стиль вырабатывается всегда, при всех условиях, во многих случаях независимо от сознательных намерений человека. Более широкий подход исходит из того, что формирование ИСД обусловлено не только типологическими особенностями нервной системы, но и личностными качествами человека, его способностями, умениями, навыками, привычками (В. Э. Чудновский).

Педагогическая деятельность, как и любая другая, характеризуется определенным стилем исполнения. В общем смысле понятие «стиль» подразумевает наличие некоей устойчивой системы способов и приемов осуществления деятельности.

Понятие индивидуального стиля педагогической деятельности представлено многими психологическими исследованиями (Ф.Н. Гоноболин, И.А. Зимняя, В.А. Кан-Калик и Н.Д. Никандров, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Л.М. Митина. Зимняя И.А., рассматривая понятие стиля педагогической деятельности, выделяет три фактора, воздействующие на его формирование: а) индивидуально-психологические особенности педагога, включающие индивидуально-типологические, личностные, поведенческие особенности; б) особенности самой деятельности; в) особенности воспитанников и обучаемых.

 

2. Классификация стилей деятельности воспитателя.

Е. О. Смирнова и В. А. Бутенко (2007) описали пять стилей взаимодействия воспитателей с детьми.

Потакающий. Характеризуется направленность педагога на самовыражение и самостоятельность детей. Воспитатель почти не включается в поведение детей: «Пусть делают, что хотят», «Они сами выберут, что им нужно». При этом воспитатели относятся к детям положительно и оправдывают агрессивные или деструктивные действия детей тем, что они еще маленькие.

Индивидуально-ориентированный. Направлен на индивидуальные достижения детей при позитивном отношении к ним. Воспитатели успешно осуществляют индивидуальный подход, но не считает своей обязанностью организовывать общение и взаимодействие детей. Включенность в детское общение невысокая, в основном в случае возникновения у детей конфликтов. При этом воспитатель разводит детей в стороны: «Не умеете играть вместе — играйте по отдельности». Часто и назидательно декларирует правила и нормы поведения.

Директивный. На фоне негативного и высокомерного отношения к детям выражается в направленности на результат деятельности или обучения детей. Включенность воспитателя в жизнь детей практически отсутствует. Часты упреки в адрес детей, осуждения за неумелость и даже насмешка.

Ориентированный на детскую общность. Воспитатель на фоне положительного отношения к детям принимает активное участие в их деятельности и в разрешении споров и конфликтов между ними. Содействует их взаимодействию и преодолению трудностей не на словах, а включением в деятельность детей, предлагая образцы их разрешения.

Индифферентно-формальный. Характеризуется направленностью воспитателя на результат обучения или успешность деятельности, низкой включенностью в детское взаимодействие с преобладанием вербальных форм своего взаимодействия с детьми (призывов к хорошему поведению и послушанию).

 


Дата: 2019-03-05, просмотров: 190.