1.Выготский, Л. С. Педагогическая психология // Психология: классические труды. М., 1996.
2. Ильин, Е.П. Психология для педагогов. – СПб.: Питер, 2012.
3. Логинов, И.Н. 10 избранных лекций по педагогической психологии/И.Н. Логинов, С.В. Сарычев. – М., 2000.
4. Мандель, Б. Р. Современная педагогическая психология: Полный курс: иллюстрированное учебное пособие для студентов всех форм обучения / Б.Р. Мандель. – М.; Берлин: Директ-Медиа, 2015.
5. Ткачева, М.С. Педагогическая психология: Конспект лекций. — М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2010.
6. Николаева, А. Б. Детский сад и начальная школа: психологический аспект преемственности // Вопросы психологии. 1989, № 1.- С.40-45.
7. Педагогическая психология : учеб. пособие для студентов вузов, "Педагогика" Под ред.: Л.А.Регуш, А.В.Орловой. "Педагогическая психология : учеб. пособие для студентов вузов, обуч. по направлению 050700 "Педагогика"" / под ред.: Л.А.Регуш, А.В.Орловой. - СПб. [и др.] : Питер, 2011.
Вопросы для самопроверки
1) Что значит для становления педагогической психологии каждый из четырех этапов её истории?
2) Чем отличается предмет педагогической психологии от предмета педагогики?
3) Какова структура современной педагогической психологии.
4)Какие методы исследования могут естественно использоваться в педагогической практике?
5) Почему использование психодиагностических методик в педагогической психологии имеет этическую характеристику?
Лекция 2. Педагогическая деятельность: формы, содержание, характеристики
Лекция-презентация
1. Общая характеристика педагогической деятельности воспитателя.
Педагогическая психология традиционно включает специальный раздел – «Психология педагога», в котором рассматриваются особенности профессиональной роли педагога, его функции, способности, умения, анализируются предъявляемые к нему требования и сложившиеся в обществе по отношению к нему социальные ожидания. Профессия педагога – одна из древнейших, ее основная общественная функция – обеспечение связи поколений, преемственности. Психология деятельности воспитателя дошкольного учреждения относится к сложным и малоразработанным разделам педагогической психологии. В настоящее время педагогическая (профессиональная) деятельность в дошкольном образовании претерпевает изменения. Эти изменения связаны с появлением новых нормативно-правовых документов, определяющих тенденции развития системы дошкольного образования и требования к профессиональной деятельности педагога.
Деятельность педагога дошкольного образования, как отмечает ряд исследователей (М.П. Боброва, И.А. Зимняя, Н.П. Невзорова, А.Н. Орлов, С.Я. Ромашина) многоаспектна, носит стохастический, творческий характер. И.А. Зимняя говорит о том, что именно профессионально-психологический портрет специалиста в области дошкольного образования характеризуется «наиболее развитыми профессионально - предметными, личностными (индивидуально-психологическими) характеристиками и коммуникативными (интерактивными) качествами в их совокупности по сравнению с учителем любого другого уровня и формы образования» [1].
Изучая психологию профессионального образования, Э.Ф. Зеер подчёркивал, что личность по своей природе социальна. «Особо подчеркнём решающую роль, которую играют обучение и воспитание как сознательный, целенаправленный процесс взаимодействия старшего поколения с младшим в целях формирования определённых качеств личности, отвечающим запросам общества» [2]. То есть развитие личности ребёнка напрямую зависит от высокой профессиональной деятельности педагога дошкольного образования. И главным показателем её результативности является то, что ребенок станет уверенным, счастливым, умным, добрым, успешным, готовым транслировать окружающим свой собственный внутренний мир.
Педагогическая деятельность воспитателя детского сада имеет немало общего с учительским трудом, но и имеет существенные различия. Значительное место в деятельности воспитателя отводится руководству игрой, бытовой деятельностью, общению. В системе дошкольного образования процесс взаимодействия воспитателя и ребенка является основополагающим. В то время как на других возрастных этапах взаимодействия приоритетным становится содержание и форма обучения, в дошкольном возрасте огромное значение имеет выстраивание гармоничных отношений с ребенком.
С точки зрения Колушовой Л.В. важнейшим критерием продуктивности педагогической деятельности воспитателя является достаточный уровень владения педагогом основными структурно-функциональными элементами педагогической деятельности: гностическими, проектировочными, конструктивными, организационными и коммуникативными умениями.
2. Структура педагогической деятельности
Педагогическая деятельность - одна из сложнейших областей человеческого труда. Именно этим определяется хорошо известный факт, что, даже будучи высококлассными специалистами в какой-либо области, некоторые люди совершенно нe в состоянии научить других людей тому, что они сами знают и умеют. Для того чтобы учить других, совершенно недостаточно знать, чему учить, надо обязательно знать, как учить, и уметь делать это.
Деятельность педагога слагается из отдельных, но взаимосвязанных компонентов.
Гностический компонент педагогической деятельности – система знаний и умений воспитателя, а также определенные свойства познавательной деятельности, влияющие на ее эффективность.
Проектировочный компонент включает в себя представление о перспективных задачах обучения и воспитания, а также о стратегиях и способах их достижения.
Конструктивный компонент. Конструктивная деятельность воспитателя связана с проектированием, планированием работы с детьми и родителями, с отбором материала для воспитательно-образовательной и просветительной работы. Конструктивно-динамические умения, используемые при этом, обеспечивают воспитателю возможность видеть «завтрашний день» воспитанников, чтобы проектировать личность каждого ребенка в отдельности, группы в целом.
В структуре профессионального труда воспитателя существенное место занимает организаторская деятельность. Ее трудно отделить от конструктивной, они составляют единое, неразделимое целое. Воспитатель организует как деятельность детей (коллективную, групповую, индивидуальную), родителей (направленную на активизацию совместных усилий в воспитании детей, оказание помощи детскому саду, группе), так и свою деятельность. Для успеха в этом необходимы умения увлекать, активизировать и взрослых и детей, быстро и гибко применять свои знания и опыт в решении практических задач при руководстве различными видами деятельности и другие умения.
Особо значимым аспектом деятельности воспитателя детского учреждения является коммуникативный компонент. С профессионально значимой целью воспитатель вступает во взаимодействие с отдельными детьми и со всей группой, с родителями своих воспитанников, с коллегами по работе, администрацией. Немало трудностей встречается при этом. Именно отношение педагога к воспитанникам определяет успех его конструктивной и организаторской деятельности. Влияние коммуникативных качеств воспитателя на ребенка настолько велико, что во многом определяет стиль отношений, которые сложатся в группе дошкольников. Коммуникативный компонент педагогической деятельности проявляется во всем педагогическом процессе (и в конструктивной, и в организаторской его стороне). Индивидуальный подход как одна из сторон коммуникативной деятельности педагога также определяет успех его работы.
Некоторые авторы, кроме выше перечисленных компонентов, выделяют в педагогической деятельности следующие: информационный (владение материалом и искусством его подачи); развивающий (управление развитием личности воспитанника в целом); ориентационный (направленность личности, ее мотивы, идеалы); мобилизационный (активизация умственной деятельности детей, развитие их самостоятельности); исследовательский (творческий поиск в педагогическом процессе, умение провести эксперимент, обобщить опыт и постоянно совершенствовать свое мастерство).
3. Педагогические способности
В первую очередь успех в обучении и воспитании подрастающего поколения зависит от таких черт педагога, как сформированность целого ряда эмоционально-волевых и моральных качеств (целеустремленности, чувства долга и ответственности) и педагогической направленности, проявляющейся в любви и преданности выбранной профессии.
В деятельности воспитателя, как и специалиста любого профиля, велика роль общих способностей, таких как устойчивость внимания, самостоятельность мышления, самообладание. Однако, как и во всех профессиях, подлинный успех в педагогической деятельности возможен только с развитием собственно педагогических способностей.
Психологи и педагоги, исследовавшие профессиограмму учителя, выделяют различные педагогические способности учителя:
• дидактические способности, дающие возможность успешно разрабатывать методы передачи учащимся знаний и навыков на основе понимания общих закономерностей обучения. Эти способности помогают учителю хорошо планировать и реконструировать материал, делать его доступным для учащихся, проводить уроки творчески, развивая мышление детей, приучая их работать самостоятельно;
• конструктивные способности, являющиеся условием успешного проектирования и формирования личности воспитанника, умения предвидеть результаты своей работы, предугадать поведение ребенка в различных ситyациях;
• перцептивные способности, заключающиеся в адекватном восприятии и понимании психологии ребенка, а также его психического состояния в данный момент; к ним относятся также особенности внимания учителя;
• экспрессивные способности, т.е. способности к внешнему выражению своих мыслей, знаний, убеждений и чувств, прежде всего, посредством речи, а также мимики и пантомимики;
• коммуникативные способности, помогающие установлению положительных взаимоотношений с детьми (педагогический такт, учет индивидуальных и возрастных особенностей);
• организаторские способности - это, во-первых, способности организовать детскую группу, сплотить ее, воодушевить на решение важных задач, во-вторых, способности правильно организовать свою собственную работу. Организация собственной работы предполагает умение правильно планировать и самому контролировать ее. У опытных педагогов вырабатывается своеобразное чувство времени — умение правильно распределять работу во времени, укладываться в намеченные сроки.
Некоторые авторы в дополнение к выделенным педагогическим способностям относят и иные. Например, в исследованиях Н.В. Кузьминой раскрыты такие, как педагогическая наблюдательность, педагогическое воображение, педагогический такт, распределение внимания. Ф.Н. Гоноболин перечисляет и раскрывает следующие педагогические способности: способность понимать ученика, доступно излагать материал, развивать заинтересованность учащихся, организаторские способности, педагогический такт, предвидение результатов своей работы и др. Круг перечисленных педагогических способностей позволяет успешно осуществлять все стороны педагогической деятельности. Практика показала, что отсутствие какой-то способности при серьезном отношении педагога к совершенствованию профессионального мастерства может компенсироваться другими, и в целом деятельность не страдает.
На сегодняшний день определены качества и критерии в оценки деятельности воспитателя, накоплен большой объем материалов аналитических исследований, но до сих пор в психологии отсутствуют четкие и научно - обоснованные критерии оценки труда педагогов дошкольных учреждений. Это связано с рядом причин, так часто критериями становятся все, что имеет связь с особенностями педагогического труда – это зачастую субъективные характеристики, предоставляемые такими же работниками педагогических профессий.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 241.