Учебно-методический комплекс
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Витебск 2018

УДК

ББК 

 

Печатается по решению научно-методического совета учреждения образования «Витебский государственный университет имени П.М. Машерова». Протокол №

   

Составители: старший преподаватель кафедры прикладной психологии ВГУ имени П.М. Машерова Е.П. Милашевич

Рецензенты: кандидат психологических наук, доцент кафедры прикладной психологии УО «ВГУ имени П.М. Машерова» Н.В. Кухтова;

заведующий ГУО «Ясли-сад №22 г.Витебска» Е.В. Негина.

 

Педагогическая психология. УМК / Е.П. Милашевич. – Витебск: ВГУ имени П.М. Машерова, 2018 - с.
ISBN
Учебно-методический комплекс содержит рекомендации по организации и методическому обеспечению учебной дисциплины «педагогической психология» и самостоятельной работы слушателей, обучающихся по специальности «Дошкольное образование». Материал УМК ориентирует слушателей на более глубокое усвоение знаний по курсу и показывает их практическую значимость для будущей профессиональной деятельности. Может использоваться и для студентов дневного и заочного отделений изучающих «Педагогическую психологию».    

УДК

ББК

 

ISBN © Милашевич Е.П., 2018 © УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2018

 

Содержание

 

Введение

1.Методические рекомендации для самостоятельной работы   слушателей

2. Теоретический раздел

2.1. Краткий курс лекций

Практический раздел

3.1. Планы практических занятий.

3.2. Задания для самостоятельной работы.

Раздел контроля знаний

4.1. Входной контроль. Контрольные вопросы.

4.2. Промежуточный контроль. Тестовые задания

4.3. Задания для самоконтроля.

4.4. Итоговый контроль. Вопросы к зачету

Вспомогательные и справочные материалы.

5.1. Глоссарий

5.2. Основная литература по учебной дисциплине

5.3. Обзор литературы для дополнительного изучения.

Учебный портфолио слушателя

Список использованной литературы

 

 

Введение

Учебно-методический комплекс (УМК) подготовлен в соответствии с образовательным стандартом переподготовки руководящих работников и специалистов, имеющих высшее образование для специальности 1-01 03 72 «Дошкольное образование» и квалификации « Педагог». В типовом учебном плане по данной специальности переподготовки в рамках общепрофессиональных дисциплин предусматривается изучение слушателями педагогической психологии. При разработке учебно-методического комплекса учтены новые данные психологической науки. В основу его положены принципы: научности, практической направленности обучения, рефлексивно - деятельностного овладения педагогической психологией. Современные нормативные требования, определяемые системой дошкольного образования, задают перечень профессиональных компетенций, содержательно отличающихся от выполняемых воспитателем функций.

 Целью УМК является методическое обеспечение учебной дисциплины «Педагогическая  психология» и самостоятельной работы слушателей, обучающихся по специальности «Дошкольное образование».

Задачи учебно-методического комплекса:

а) помочь будущим специалистам усвоить теоретико-методологические основания педагогической психологии;

б) способствовать формированию профессиональной компетентности современного воспитателя дошкольного образовательного учреждения;

г) продемонстрировать слушателям возможности применения психологических знаний для  профессиональной деятельности.

УМК по учебной дисциплине «Педагогическая психология» включает в себя дидактические материалы, обеспечивающие полный цикл обучения:

· теоретический раздел (краткий курс лекций);

· практический раздел (план семинарских и практических  занятий, задания для самостоятельной работы);

· раздел контроля знаний (вопросы к зачету, контрольные вопросы и задания);

· раздел вспомогательных и справочных материалов (список оосновной и дополнительной литературы, глоссарий).

Каждый раздел учебно-методического комплекса содержит методические рекомендации для слушателей по работе с УМК. В лекционном курсе по данной дисциплине раскрывается предмет, методы и задачи педагогической психологии, особое внимание уделяется практическому применению знаний, полученных слушателями в рамках теоретического курса. Практический  раздел содержит планы семинарских и практических занятий по темам курса и включает задания и упражнения, разноуровневые вопросы и ситуационные задачи, психологические тесты. Приводятся примеры использования психологических знаний в повседневной жизни, подчеркивается практическая польза науки педагогической психологии. Материал УМК ориентирует  слушателей на более глубокое усвоение знаний по курсу «Педагогическая психология» и показывает их практическую значимость для  профессиональной деятельности.

Основной целью изучения курса «Педагогическая  психология» является усвоение слушателями научных знаний о психологических основах деятельности педагога и взаимоотношениях в педагогическом коллективе, а также развитие умений использовать эти знания в области   профессиональной деятельности.

На этой основе закладывается теоретическая база, с помощью которой слушатель может свободно и грамотно ориентироваться в нарастающем потоке информации, глубоко понимать и правильно оценивать конкретные факты и явления профессиональной жизни, принимать ответственные решения. Слушатель, освоивший учебную дисциплину «Педагогическая психология» должен обладать следующими академическими компетенциями:

- знать содержание, формы и характеристики педагогической деятельности;

- знать психологию личности педагога и психологию педагогического коллектива;

- уметь  осуществлять дифференцированную самооценку коммуникативных и организаторских склонностей, степени авторитетности, позитивной стилевой организации деятельности и стратегии профессионально-педагогического поведения;

- уметь вырабатывать оптимальный эталон и стратегии профессионально-педагогического поведения;

- владеть методиками диагностики личности педагога и его педагогической деятельности, системы педагогического взаимодействия;

-владеть техниками и стратегиями эффективного педагогического взаимодействия.

Выполнение всех заданий и рекомендаций УМК позволит успешно освоить дисциплину «Педагогическая психология», а впоследствии – применить полученные знания в своей профессиональной деятельности.

          

                                                                         

 

Уважаемые слушатели! Освоение учебной дисциплины «Педагогическая психология» опирается на ваши знания, прежде всего, по общей психологии. В данном разделе представлен четко структурированный теоретический материал, раскрывающий содержание тем и компетенцию «знать» в области педагогической  психологии. Для слушателя  лекция – основной источник важнейшей информации по соответствующей дисциплине. Лекционные занятия проводятся с использованием современных компьютерных технологий.  Конспект лекции следует рассматривать как «путеводитель» по конкретной теме.  Необходимо понять, что даже самого лучшего конспекта недостаточно, чтобы безупречно подготовиться к тесту, семинару, зачету, экзамену. Конспект лекций – один (но далеко не единственный) из основных источников информации по конкретному курсу, помимо рекомендованных учебников, учебных и учебно-методических пособий, научных работ, аналитических и статистических сборников и прочего. При этом преподаватель, чаще всего,  в процессе оценки знаний слушателя обычно ориентируется именно на прочитанные им лекции, поэтому конспекты следует использовать при подготовке к ответу в обязательном порядке. Внимательно прочитайте текст лекции. Уточните в справочной литературе и глоссарии непонятные слова. Выделите главное. Кратко сформулируйте основные положения текста, отметьте аргументацию автора. Рекомендуется дорабатывать предложенный конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной в УМК. Слушатель может дополнить список использованной литературы современными источниками, не представленными в списке рекомендованной литературы, и в дальнейшем использовать собственные подготовленные учебные материалы при написании курсовой и дипломной работ. Следует подчеркнуть, что лучший путь усвоения знаний - работать в активной, а не пассивной манере. Активная работа с материалом сделает его запоминающимся, она сделает его вашим собственным. Ведение записей способствует превращению чтения в активный процесс, мобилизует, наряду со зрительной, и моторную память. Следует помнить: у слушателя, систематически ведущего записи, создается свой индивидуальный фонд дополнительных материалов для быстрого повторения, прочитанного, для мобилизации накопленных знаний. Особенно важны и полезны записи тогда, когда в них находят отражение мысли, возникшие при самостоятельной работе. Конспекты лекций следует использовать при подготовке к семинарам, при подготовке к зачету, контрольным вопросам, при выполнении самостоятельных заданий.

Практические занятия по дисциплине «Педагогическая  психология» имеют цель показать практическую значимость изучаемого материала. Представленные в практических материалах вопросы и задания составляют актуальные темы практики и позволяют проверить умения и навыки слушателя в пользовании первоисточниками, учебниками, справочниками, дополнительной литературой.

Подготовка к практическим   занятиям предусматривает следующий алгоритм действий слушателя: просмотр текста лекций, учебной литературы (основная литература), затем изучение дополнительной литературы по каждому вопросу практического занятия. Рекомендуется также просмотреть сайты с актуальной информацией. Подготовить тезисы для выступлений по всем учебным вопросам, выносимым на семинар. Продумать примеры с целью обеспечения тесной связи изучаемой теории с реальной жизнью. Если, читая газетную или журнальную статью, книгу, смотря кинофильм или наблюдая за поведением людей в повседневной жизни, вы найдете отличный пример социальной психологии в действии, то обязательно расскажите на семинаре об этом открытии.

Готовиться к семинару следует по всем без исключения вопросам. По каждому вопросу семинара вы должны быть готовы высказать и собственную точку зрения.  

Помните, чем больше вы работаете с материалом, тем лучше его осознаете и запомните. Напишите своими словами, поговорите об этом, объясните другим или нарисуйте наглядную схему. 

В помощь слушателю в овладении темой предлагаются также дидактические материалы, представленные в виде схем и таблиц и, представляющие собой краткое изложение вопроса. После прочтения всех материалов попытайтесь воспроизвести основные идеи и повторить информацию.

Особое внимание следует уделить изучению категориального аппарата науки. С определениями ключевых понятий каждой темы  слушатель может познакомиться в глоссарии. 

В настоящее время существует достаточно много психолого-педагогической литературы. На полках книжных магазинов и на интернет-сайтах можно увидеть монографии отечественных и зарубежных исследователей, психологические словари, учебники, сборники научных статей, методические рекомендации. Необходимо понимать, что один учебник по педагогической психологии не раскрывает всех научно- исследовательских проблем, тем и вопросов данной науки и не является исключительным. Одно учебное пособие в чем-то дополняет другое. Поэтому слушателю предлагается обзор справочной и учебно-методической литературы для самостоятельного изучения и углубления своих знаний в области педагогической психологии. В первую очередь необходимо изучить основную литературу, затем – дополнительную. Именно знакомство с дополнительной литературой, значительная часть которой существует как в печатном, так и электронном виде, способствует более глубокому освоению изученного материала.

Следует ознакомиться в целом с содержанием источника информации. Такая работа включает в себя: чтение аннотации источника; чтение вступительной статьи; просматривание оглавления; чтение источника с выделением основных проблем и выводов; работу со словарем с целью выяснения значения понятий.

Слушатели получают темы для самостоятельной подготовки к практическим занятиям; докладывают выполненные самостоятельно учебные задания на семинарских и практических занятиях; подготавливают реферативные работы по предложенным темам.

Самостоятельная работа слушателей – это планируемая учебная и научная работа, выполняемая по заданию преподавателя под его методическим и научным руководством. Самостоятельная работа по педагогической психологии включает:  подготовку к аудиторным занятиям (проработка пройденного учебного материала по конспектам, рекомендованной преподавателем учебной и научной литературе; изучение учебного материала, перенесенного с аудиторных занятий на самостоятельную проработку;  подготовка к практическим занятиям (выполнение учебно-исследовательских заданий, задач, упражнений); выполнение индивидуальных самостоятельных творческих работ.  

В ходе самостоятельной работы слушателям предлагается: работа с литературой (первоисточниками, научно-популярной литературой) и ресурсами Интернет;  конспектирование (составление развернутого, опорного, тезисного конспектов);  реферирование, составление аннотации, резюме, анализ и сравнение материалов различных источников;  составление терминологического словаря; написание сочинений, эссе, психологического коллажа;  подготовка дискуссий по проблемным вопросам изучаемых тем.

Таким образом, слушатель имеет возможность  создания учебного  портфолио по дисциплине «Педагогическая психология».  «Портфолио» является основным оценочным средством для текущего контроля усвоения знаний и промежуточной аттестации (так как представляются в систематизированном виде в конце изучения курса).

Наличие материалов для проверки знаний дает возможность слушателю оценить собственный уровень педагогическо-психологической компетентности, скорректировать способы дальнейшего профессионального самосовершенствования.   При изучении дисциплины «Педагогическая психология» предусмотрены входной, текущий, промежуточный и итоговый контроль знаний слушателей.

Входной контроль знаний и умений слушателей осуществляется в начале изучения курса. Для успешного освоения знаний по дисциплине «Педагогическая психология», слушатель  должен иметь представление о прикладных отраслях психологического знания, о методах научного исследования психики; о механизмах развития личности, о структурных  компонентах личности.

Текущий контроль  предусматривает регулярное отслеживание уровня усвоения материала на лекциях, практических занятиях. Текущий контроль представлен вопросами для самопроверки к каждой лекции и вопросами для обсуждения и размышления на практических занятиях.  Обращается внимание на подготовку, активное участие слушателей  на учебных занятиях и на результат проделанной  самостоятельной работы.

Промежуточный контроль проводится по окончании изучения модуля или раздела курса. В рамках курса отводится время для проведения коллоквиума по темам курса в форме самостоятельной работы

Самоконтроль, осуществляемый слушателем в процессе изучения дисциплины, в частности при подготовке к контрольным мероприятиям.  Применяется   также компьютерный самоконтроль и контроль успеваемости на базе электронных обучающих и аттестующих тестов.

Итоговой формой контроля учебным планом предусмотрен зачет.  При оценке теоретических знаний слушателей учитывается их участие в работе на лекциях, подготовка к семинарам и выполнение учебно-исследовательских, творческих заданий, результаты выполнения тестовых заданий и в целом самостоятельной работы.

Своевременное и качественное выполнение самостоятельной работы базируется на соблюдении настоящих рекомендаций УМК.

 

 

       
 


Лекция 1. Предмет, задачи, структура и методы педагогической психологии

Вводная лекция

 

 


1. Предмет и задачи педагогической психологии как науки.

 Педагогическая психология представляет собой самостоятельную отрасль, которая изучает психологические проблемы, разрабатывает психологические основы обучения и воспитания, выявляет закономерности процесса присвоения индивидом социального опыта в условиях специально организованного обучения.

Подобно психологии труда, инженерной, военной или клинической психологии, эту область иногда относят к прикладным отраслям психологии, целью которых является решение практических проблем. Вместе с тем она является полем как фундаментальных, так и прикладных исследований и использует педагогические учреждения в качестве психологической лаборатории.

По мнению Регуш Л.А., предметом педагогической психологии выступают психические явления, происходящие в процессе обмена опытом между людьми. Эти процессы всегда имеют двустороннюю направленность, поскольку обмен опытом происходит между человеком передающим его (обучающим, воспитывающим) и перенимающим (обучаемым, воспитываемым).

В современной педагогической психологии особо подчеркивается и изучается то, что в педагогическом процессе происходит именно обмен опытом, а не просто его передача от старшего поколения к младшему. Осознание этого обстоятельства привело к изменению концепции педагогического процесса, к изменению психологии его участников. В психологической литературе это концептуальное направление получило название «ученик  – субъект учебной деятельности». В основном исследования в педагогической психологии, действительно больше посвящены школьным проблемам и труду учителя, поэтому деятельность и личностные особенности воспитателей дошкольных учреждений изучаются  значительно  в меньшей степени. Во многом это обусловлено тем, что, как пишет А. Б. Николаева, «в глазах науки и практики учитель начальной школы и воспитатель разделены невидимой чертой, делающей их педагогами разного сорта, разного качества. Как-то забывается, что их общее родовое имя — “педагог”» [6]. По мнению Ильина Е.П., общие психологические положения обучения и воспитания в принципе одинаковы для любой педагогической деятельности, где бы и с кем бы она ни осуществлялась. Некоторая специфика в работе разных педагогов, конечно, имеется — хотя бы в силу того, что они имеют дело с контингентом разного возраста.

В наши дни направлениями наиболее активных исследований в педагогической психологии дошкольного образования являются: стили общения воспитателей с детьми (К.В. Иванова, Е. О. Смирнова,  В. А. Бутенко, Кобялковская Е.А.); психология деятельности воспитателя (Е.А. Панько, Н.Г. Семушина); межличностные отношения дошкольников (Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова); личностные особенности воспитателей (А.А.Баранов, Е.М. Панова, И.Г. Лебедева); педагогическое взаимодействие воспитателя и детей (Е.Е. Алексеева). На современном этапе развития предмет педагогической психологии включает в себя все больше различных задач, которые ставит перед этой наукой жизнь.

Общей задачей педагогической психологии является выявление, изучение и описание психологических особенностей и закономерностей интеллектуального и личностного развития человека в разных условиях учебно-воспитательной деятельности, образовательного процесса. Соответственно задачами педагогической психологии являются:

— раскрытие механизмов и закономерностей обучающего и воспитывающего воздействия на интеллектуальное и личностное развитие обучаемого;

— определение механизмов и закономерностей освоения обучающимся социокультурного опыта, его структурирования, сохранения  в индивидуальном сознании обучаемого и использования в различных ситуациях;

— определение связи между уровнем интеллектуального и личностного развития обучаемого и формами, методами обучающего и воспитывающего воздействия (сотрудничество, активные формы обучения и др.);

— изучение психологических основ деятельности педагога;

— определение фактов, механизмов, закономерностей развивающего обучения, в частности развития научного, теоретического мышления;

— определение закономерностей, условий, критериев усвоения знаний, (формирование операционального состава деятельности на их основе в процессе решения разнообразных задач);

— определение психологических основ диагностики уровня и качества усвоения и соотнесения с образовательными стандартами;

—разработка психологических основ дальнейшего совершенствования образовательного процесса на всех уровнях образовательной системы;

 — создание методического инструментария, позволяющего выявить и спрогнозировать особенности интеллектуального и личностного развития ребенка;

— изучение психологических особенностей участников образовательного процесса (родители, педагоги, администрация образовательного учреждения) и механизмов их влияния на ребенка.

Таким образом, предмет педагогической психологии сложен, многосторонен и неоднороден, а задачи очень важны и актуальны.

 

2. История становления педагогической психологии.

Педагогическая мысль, впервые изложенная в труде Яна Амоса Коменского «Великая дидактика» в 1657 г., положила на­чало развитию педагогической теории и целенаправленной ор­ганизации школьного обучения. Этот труд можно рассматривать и как первую предпосылку длительного противоречивого станов­ления педагогической психологии на протяжении более чем 250 лет, ибо только в конце XIX века она начала оформляться как самостоятельная наука. Весь путь становления и развития педа­гогической науки может быть представлен тремя большими пе­риодами (этапами).

Первый этап – с середины XVII века (с момента выхода в свет «Великой дидактики» Я. А. Коменского) до конца XIX века. Этот этап может быть назван общедидактическим с «ощущаемой необходимостью психологизировать педагогику» по выражению И. Песталоцци. Венцом этого  общедидактического периода стала работа К. Д. Ушинского «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» (1868–1869), ставящая ребенка в центр воспитания и обучения, причем решающее значение К. Д. Ушинский придавал воспитанию. Сам же П. Ф. Каптерев по праву считается основателем педагогической психологии, поскольку само это понятие вошло в научный оборот с появлением в 1877 г. его книги «Педагогическая психология». В этом труде вводится в научный обиход современное понятие об образовании как о совокупности обучения и воспитания, связи деятельности педагога и учеников, рассматриваются педагогические проблемы учительского труда и подготовки учителей.

Второй этап  развития педагогической психологии имеет хронологические границы с конца XIX в. (выхода в свет труда П. Ф. Каптерева «Педагогическая психология») до середины XX в. В этот период она начала оформляться как самостоятельная отрасль, опираясь на достижения педагогической мысли предшествующих столетий и результаты психологических и психофизических экспериментальных исследований. Педагогическая психология развивалась и оформлялась одновременно с интенсивным развитием экспериментальной психологии и разработкой конкретных педагогических систем. Следом за работой П. Ф. Каптерева появляются труды американского психолога Э. Торндайка (в 1903 г.) и советского психолога Л. С. Выготского (в 1926 г.). Л. С. Выготский подчеркивал, что педагогическая психология – это продукт последних нескольких лет, новая наука, являющаяся частью прикладной психологии и одновременно самостоятельной отраслью. Большое значение в становлении педагогической психологии имели экспериментальные исследования особенностей научения (Дж. Уотсон, Э. Толмен, К. Халл, Б. Скиннер), развития детской речи (Ж. Пиаже, Л. С. Выготский, П. П. Блонский, Ш. и К. Бюлер и др.), а также развитие специальных педагогических систем (Вальдорфской школы, школы М. Монтессори и др.). Особую роль сыграло здесь и развитие тестовой психологии, психодиагностики (А. Бинэ, Б. Анри, Т. Симон).

Третий этап  развития педагогической психологии (с середины ХХ века) выделяется на основании создания ряда собственно психологических теорий обучения. В 50-60 годы ХХ века идет активная разработка формирующего эксперимента, различные модификации которого включались непосредственно в процесс обучения. Ведущие психологические коллективы организуют исследования в школах, апробируя различные теоретические концепции (теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной; теория развивающего обучения Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова, В.Л. Занкова; коммуникативные теории обучения А.А. Степанова, Л.П. Прессмана; теория программированного обучения В.П. Беспалько, И.А. Раева и др. ) В 80-90 годы в школьную практику все более широко включаются психологические методы не только изучения и воздействия на школьника как объект обучения, но начинается практическая реализация подхода к ученику как субъекту воспитания и обучения. Эта концепция обучения сформулирована еще в 40-е г.г. в теории развития личности С.Л. Рубинштейна.

Мандель Б. Р. выделяет четвертый этап в становлении педагогической психологии, который начинается в середине 90-х годов и сейчас продолжается. Связан он с тем, что в учебные заведения нашей страны пришли интерактивные средства обучения, интернет, элективные курсы, а также с введением новых образовательных стандартов и централизованного тестирования. Все это действительно требует нового обоснования проблем обучения, решения ряда психологических вопросов, связанных с изменениями методики преподавания, школьных дисциплин, изменения психологии, как и самого ребенка и учащегося, так и воспитателя, педагога, преподавателя и родителей.

 

3. Структура педагогической психологии

 

Предмет каждой отрасли научного знания определяет и ее струк­турную организацию, т.е. те разделы, которые входят в данную науку. Традиционно педагогическая психология рассматривает­ся в составе трех разделов: психологии обучения, психологии вос­питания, психологии учителя. В рамках прогрессивного подхода, и учитель, и ученик рассматриваются как активные участники образовательного процесса (И. А. Зимняя и др.) Если рассматривать структуру педагогической психологии с такой позиции, то в ней можно выделить четыре раздела:

1) психологию образовательного процесса как единства учебной и педагогической деятельности;

2) психологию учебной деятельности и ее субъекта – обучающегося;

3) психологию педагогической деятельности и ее субъекта – учителя;

4) психологию учебно-педагогического сотрудничества и общения.

 Таковы основные подходы к тематической структуре педагогической психологии.

 

4. ММетоды исследования  педагогической психологии

Методы педагогической психологии – совокупность способов и приемов изучения предмета и проблем педагогической психологии. Педагогическая психология использует все те методы, которые имеются в арсенале других отраслей психологии (общей психологии, психологии развития, психологии личности и др.) Но их применение модифицируется с учетом условий педагогического процесса. Например, наблюдение как общепсихологический метод в педагогической психологии потребовал преобразования не только в целях, в программе наблюдения, но и в техниках его осуществления. Классический эксперимент в педагогической психологии практически неприменим, а естественный эксперимент позволяет его использовать в контексте обычного учебного процесса. Широкое распространение получила такая форма естественного эксперимента, как формирующий эксперимент, отличительной особенностью которого является целенаправленное формирующее воздействие на ученика или учителя, в соответствии с гипотезой исследования. Педагогический процесс предоставляет большие возможности для использования методов изучения продуктов деятельности, поскольку в этом процессе производится материализация психических возможностей, как ученика, так и учителя. При организации исследований используются известные в психологии методы лонгитюдный, метод срезов и комбинированный. Лонгитюдный метод предполагает длительное изучение отдельного школьника, группы детей или класса, педагога, например: ученики с 1 класса по десятый класс, или педагог в течение пяти лет работы в образовательном учреждении. Из различных видов метода срезов в педагогической психологии популярен сравнительно-педагогический метод, при котором исследование организуется как сравнение двух или нескольких групп, отличающихся по введенным в эксперимент переменным. Например, в одном классе при обучении используется диалоговая модель, а в другом информационная. Сравниваются результаты воздействия использованных моделей обучения на те или иные на психические свойства и качества учеников.

Комбинированные (комплексные) исследования проводятся с помощью системы методов и методик, посредством которых ученые стремятся охватить максимально (или оптимально) возможное число значимых параметров изучаемой реальности. Комплексный метод предполагает изучение разных аспектов или разных уровней, какого- либо психического феномена. Так, например, при комплексном исследовании психологической готовности детей к обучению в школе, выделяют социальный, педагогический, психологический, медицинский аспекты.

Кроме того, в системе образования используются различные психодиагностические методики, направленные на изучение школьной мотивации, школьной зрелости, проблем адаптации ученика, его взаимоотношений с учителями (воспитателями) и сверстниками, профессиональной ориентации.

 



Дата: 2019-03-05, просмотров: 237.