Структурная модель российского медиарынка, который обеспечивает работой более 120 тыс. журналистов, редакторов и других профессионалов отрасли, можно охарактеризовать как холдинговый рынок с государственным воздействием.
другой стороны, важнейшую роль в распределении доходов и особенно инвестиционных возможностей рынка играют несколько (от пяти до восьми, в зависимости от интерпретации специалистами) крупнейших медиахолдингов, каждый из которых контролирует множество коммуникационных брендов, чаще всего в различных сегментах (печать, радио, телевидение, новые медиа). Как уже было сказано выше, российская медиасреда характеризуется консервативным подходом к организации.
онным и жанровым моделям СМИ, и традиционная пресса сохраняет редакционный, иерархический принцип организации. Хотя «новые медиа» изначально создавались преимущественно непрофессиональными журналистами и в своей ценностной основе мало связаны с советским наследием52, большая их часть сегодня создается и развивается редакторами, вышедшими из газет и журналов прошлого, поэтому и в интернете мало новаций в области устройства редакционного механизма. Сохраняется не только пирамидальная иерархия и имитационно-коллективный метод руководства производством содержания (диктат главного редактора, наличие псевдоавторитетных коллективных органов управления, редколлегий, в большинстве редакций в той или иной форме присутствует деление на «отделы» с информационной или жанровой специализацией). За последнее десятилетие, пожалуй, можно отметить резко возросшую роль визуальной информации и расширение отвечающих за нее подразделений — служб дизайна, веб-дизайна, инфографики, фотослужбы.
Выводы. За последние двадцать лет базовые компетенции авторства в журналистике существенно изменились, в основном под воздействием:
• концепций медиаконвергенции и мультимедийной коммуникации; к основным профессиональным навыкам — работа с текстом для пишущих журналистов, работа с изображением для визуальных журналистов и работа с текстовым и визуальным монтажом для телевизионных журналистов — добавились и продолжают добавляться смежные компетенции, которые раньше не были обязательными;
• изменений в структуре и организации редакций, в редакционных процессах и интенсивности/производительности труда, в том числе под давлением экономических условий;
• изменений в природе оперативности информации, что меняет роль журналиста в создании и обработке новости (эксклюзива), смещает ценности как самой профессии, так и медиабизнеса в другие части процесса информирования (об этом будет сказано ниже).
В российских медиа сохраняется доминирование текста как наиболее важного компонента коммуникации; безусловно, что развитие технологий журналистики увеличило количество и изменило перечень тех способностей, которые востребованы на рынке труда.
Сетевая журналистика, наоборот, не привязана к медиуму — один и тот же контент может быть потреблен и с помощью компьютера, и с помощью мобильного телефона, и с помощью телевизора, и даже на бумаге (если вы его распечатаете). В отличие от произведенного продукта, сетевая журналистика обладает свойствами архивного сервиса — для того чтобы проверить, что именно журналист писал на ту или иную тему в газете, нужно обладать копией или копиями прошлых номеров газеты; для того чтобы узнать, что автор написал в сетевом издании или сказал в телепередаче, нужно всего лишь воспользоваться заведомо имеющимся цифровым архивом самого издания (чаще всего, просто нажать на гиперссылку).
Материальные инструменты. Цифровая фотография, цифровой звук и цифровое видео стали массово доступны с широким распространением смартфонов.
В связи с этим практически стерлась грань между журналистом (как профессиональным наблюдателем за событиями) и «независимым автором» — и тот и другой оснащены примерно равноценными материальными инструментами фиксации действительности. На первый план для журналистской профессии вышел не вопрос приобретения информации, а вопрос качества коммуникации
широким распространением интернета, появлением распределенных редакций и освобождением авторства на место все еще дорогостоящих РИС стали приходить бесплатные или условно-платные «системы управления контентом» — CMS.
Сетевая революция затронула, но не отменила важности информационных брендов. Что в мировом, что в российском медиапространстве доминирующими продолжают оставаться медиабренды, созданные еще в прошлом веке (а иногда и раньше). Именно бренды являются точками концентрации возможностей, в том числе экономических; участие журналиста или редактора в поддержании, развитии или даже разрушении того или иного бренда зачастую (если не всегда) важнее его фактических личных профессиональных качеств и достижений.
Наибольшие сложности переживают бренды печатных СМИ, которые продолжают сетевую трансформацию.
Одно из важных преимуществ вещательных медиа перед печатными в условиях давления сетевых и цифровых технологий — преимущественная опора на рекламную модель бизнеса. В телевидении и радио рекламодатели покупают прежде всего охват и эмоциональную вовлеченность аудиторий, а не фактические «просмотры» веб-страниц или переходы с сайта на сайт
Медиаэкология присваивает печатным СМИ характеристику «инерционной адаптации» — то есть производитель/ владелец бренда до последнего пытается сохранить известную ему модель (в том числе и бизнес-модель — см. соответствующую главу).
Новые медиа — под которыми стоит понимать не только веб-сайты, мобильные приложения, компьютерные игры, но и некоторые традиционные СМИ, построенные по неоклассическим моделям (бесплатные газеты, например) — изначально относились к своим брендам и брендингу как к основному процессу создания стоимости. Сетевая среда не предоставляет так уж много возможностей отличаться — любая медиатехнология в интернете копируется, любой контент воспроизводится в течение секунд, любой эксклюзив перестает быть таковым в тот момент, как обнаруживается поисковым запросом. Следовательно, в сетевой журналистике особую ценность приобретает именно ценный бренд, к которому сформирована лояльность потребителя, который вызывает долгосрочное доверие и с которым у потребителя устанавливается осмысленная, персонифицированная связь.
Выводы. Сетевая эволюция оказывает воздействие на бренды медиа и процесс дистрибуции по-разному. Для традиционных, редакционных по природе печатных СМИ, которые к тому же привязаны к циклам физического производства, она сулит максимальные трудности. Кроме того, противоречия между свойствами «старого» бренда и новыми потребностями его пользователей находятся в негативном для брендов контексте — другие массовые бренды намного быстрее адаптируются к переменам и демонстрируют большую гибкость, чем СМИ. Бренды вещательных СМИ (равно как и их бизнес) пока не находятся под таким сильным давлением, прежде всего из-за рекламной модели монетизации. Новые медиа используют свежесть и адаптируемость своих брендов для того, чтобы создать лояльные и долгосрочные отношения с аудиторией, однако они, в силу освобождения авторства в Сети, встречают конкуренцию с персональными брендами журналистов неформальных авторских коллективов, оснащенных теми же, а зачастую и лучшими технологиями.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 270.