Для издателя paywall во многих случаях — страховка от колебаний рекламного рынка, либо страховка от политических рисков с помощью создания платного клуба вместо средства массовой информации, либо дополнительный заработок. Для ряда рынков возможны ситуации, когда СМИ уже не может наращивать свою долю рекламного рынка прежними темпами. В этом случае paywall — один из инструментов повышения выручки и диверсификации источников доходов.
Редакция нечасто учитывает внедрение paywall в своей оперативной деятельности. В лучшем случае ее ресурсы могут быть переброшены на «бесконечный спецпроект», которым является премиальная зона сайта (см. опыт Slon Premium).
Исследование paywall, таким образом, сводится к изучению мотивов и поведения платящего, то есть в большинстве случаев — непосредственного потребителя. Часто говорят о невозможности оплаты журналистского труда
напрямую. Между тем задача взимания средств с потребителей контента — физических лиц — разрешима, об чем свидетельствует опыт других отраслей.
Стриминговые видеосервисы, продающиеся миллионами электронные книги, даже подписка на кабельные телевизионные каналы подтверждают готовность пользователя платить за контент в том случае, когда он воспринимает эту часть реальности как требующую оплаты. Именно это фундаментальное положение лежит в основе стратегий таких крупных медиамагнатов (классический защитник paywall — Руперт Мердок, глава News Corp10)
Paywall, как и сама модель платного контента, — это часть товарно-денежных отношений. В классической схеме коммуникации товар — информация. Однако и оплачивать этот товар можно по-разному:
• Микроплатежами, оценивая каждый материал в определенную сумму. От создателей видеоигр, продающих всем желающим мечи и сверхспособности, мы знаем, что сам процесс покупки может быть увлекательным занятием. Однако для этого необходимо, чтобы покупка была частью мира, устраиваемого игроком для себя. Это противоречит специфике отношений читателя и
Продуктово-сервисным набором, оплачивая только те редакционные процессы, которые необходимы. Представьте себе платные сводки биржевых новостей, платную аналитику и возможность не платить за что-то из этого набора. Более традиционным видом такого платежа является стандартная подписка, полностью или частично компенсирующая расходы на редакционные процессы.
• Единоразовыми корпоративными, бюджетными и академическими платежами. Обычно это связано с передачей большего, чем обычно, объема прав. Так, читатель биржевых сводок не имеет права их перепродавать, а корпоративный подписчик обычно связывает свой бизнес с перепродажей такой информации даже без дальнейшей обработки.
Товарно-денежные отношения прошли долгий путь. Сейчас формы оплаты еле поспевают за трансформацией коммуникационных традиций. Так, цифровая экономика еще десять лет назад не представляла себе силы импульсивных покупок приложений, а также возможностей электронных транзакций на сенсорных и носимых устройствах.
Купля-продажа и подписка (лизинг, аренда) — наиболее простые схемы, поэтому они были испробованы первыми. Можно ожидать, что в оплате контента (а по факту — расходов регулярных редакционных процессов) появятся и другие схемы: отсрочка платежей, предоплата, бартер, залог, факторинг и т. п., включая самые экзотические.
В последние годы популярен и все чаще играет роль дополнительного финансирования краудфандинг — схема коллективного сбора средств. Телеканал «Дождь» аргументировал такой сбор средств давлением властей. Издание Colta собирает деньги, так как верит в краудфандинговую модель свободной журналистики.
Типы paywall
Удобно разделить платный доступ к контенту (его классическую форму, сегментирующую аудиторию) на четыре типа.
Жесткий paywall — доступ к чтению материалов только после оплаты. Британская The Times реализует эту модель, не позволяя читать статьи без оплаты.
Мягкий paywall, разрешающий потреблять часть контента бесплатно. Обычно реализуется по модели «пэйволмат» (metered paywall) — у пользователя есть возможность прочесть N материалов до того, как его попросят заплатить. В России по такой модели работает деловая газета «Ведомости», активно экспериментирующая с параметрами такого paywall. Основа мягкой модели — счетчик статей.
Гибридный paywall сочетает оба предыдущих типа. Например, The Wall Street Journal некоторую часть статей позволяет читать, а доступ к остальным открывает только для платных подписчиков.
Премиальный paywall — доступ к дополнительным продуктам, повышающий лояльность. В The Financial Times это колонки и аналитика. В The Times это сервис Times+, читательский клуб, предлагающий эксклюзивные билеты на мероприятия, скидки и прочие дополнительные вещи, делающие подписку не просто подпиской.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 265.