Появился термин «лонгрид» (англ. «digital long-form», «longread»), который постепенно из англоязычной журналистики перешел в российскую теорию и практику. Под таким произведением понимают журналистский материал, в основе которого лежит довольно длинный текст. Кроме того, лонгрид предполагает и достаточно долгую и трудоемкую работу журналиста. Интересно, что под этим термином понимают как печатный текст, так и мультимедийное произведение, в основу которого помещен объемный текст.
Мультимедийный лонгрид — это журналистское произведение, в основе которого заложен длинный текст и насыщенный аудиовизуальный ряд. Формат предполагает глубокое погружение читателя в тему, а также серьезную проработку журналистом большого количества источников по предмету исследования.
Важно отметить, что создание мультимедийного лонгрида, как правило, связано не только с написанием длинных текстов, но и с длительной работой над источниками, количество которых может достигать нескольких десятков. Этот журналистский формат требует тщательной проработки больших объемов информации и длительной полевой работы.
Мультимедийные лонгриды отличаются от других произведений интернет-СМИ особым визуальным оформлением. В большинстве случаев материал в виде текста представляет собой некое «полотно», куда подверстаны в нужных местах мультимедийные элементы. Продвижение истории происходит с помощью прокрутки мышки, а видео и аудио часто запускаются в режиме автостарта, а не по клику.
Еще одна особенность архитектоники таких материалов — их многосложность. Как правило, они состоят из нескольких взаимосвязанных «глав». Выстраиваются они в зависимости от драматургии и сюжета. Также стоит упомянуть и линейную структуру таких материалов, то есть хронологическое повествование, которое предстоит читать и потреблять последовательно. Например, в основе сюжета может быть дорога-путешествие (как в лонгриде «Коммерсант-online» про Чернобыль «Земля отчуждения», http://goo.gl/gqW1ju) или описание одного дня по хронологии (лонгрид «Коммерсант-online» «День, когда началась война», http://goo.gl/szSJPF). Драматургия строится вокруг обстоятельства места или обстоятельства времени
Важно сказать, что не любой текст из печатного СМИ можно трансформировать в материал для мультимедийного лонгрида. Часто в новом формате текстовая ткань основана на смешении жанров и отличается рядом особенностей от произведения, написанного для прессы. В лонгриде текстовое пространство приобретает многомерность — материал делится на основной и справочный, дополнительный, что может влиять на дизайн и верстку.
Стоит сказать, что лонгрид является не жанром, а форматом. Дело в том, что в лонгриде могут найти воплощение разные журналистские жанры: аналитика, очерковая журналистика, расследовательские материалы. Анализ, проведенный Сьюзан Джейкобсон, показал, что разные жанровые модели встречались в 50 исследованных лонгридов. Информационные жанры не могут быть представлены здесь из-за своей функциональной направленности (освещение актуальных событий), а также из-за небольшого объема.
Не все темы поддаются воплощению в формате лонгрида или мультимедийной истории. Как отмечают Мария Лукина и Наталья Лосева в брошюре «Медиаконвергенция и мультимедийная журналистика», событие должно отвечать определенным критериям, чтобы его можно было подать через эти форматы, например:
• событие (сюжет) развивается во времени;
• событие включает эпизоды, которые можно описать эпитетом «самый»;
• в сюжете есть детали, которые проще изобразить графически, чем описывать словами внешний вид и цвет;
• много фактуры для видео;
• много бэкграундера и справочной информации;
• потенциально сюжет может развиваться с помощью пользовательского контента39.
Для лонгрида также действуют определенные правила, которым должен отвечать сюжет. Причем особенности формата накладывают дополнительный отпечаток на выбор темы. Среди критериев можно выделить:
• наличие в истории событийного сюжета, проблемы, героя (идеально сочетание всех трех составляющих) — важно оценить эмоциональный потенциал и потенциал информативности темы;
• потенциал визуализации (слабый визуальный потенциал препятствуют созданию лонгрида) и возможность визуализации (есть ли доступ к тем объектам и людям, которые должны быть задействованы в лонгриде);
• эксклюзивность и оригинальность контента (нужно делать ставку на сбор и обработку информации силами редакции, а не обращаться к вторичным источникам).
Кроме того, некоторые жанры лучше поддаются воплощению в этом формате (репортаж, очерк, корреспонденция), другие хуже (интервью, аналитическая статья). В истории лонгриду противопоказаны отвлеченные рассуждения и отсутствие визуальной составляющей .
Технология создания лонгрида
Появились специальные веб-платформы, которые помогают собирать лонгриды подобно конструкторам. Например, Tilda Publishing или Scroll Kit дают возможность сконструировать мультимедийное произведение любому новичку, который не обладает навыками программирования. Поэтому сейчас команде из трех-четырех человек вполне по силам создать лонгрид, если участники обладают хорошими журналистскими умениями и креативным мышлением.
Планирование / Pre-Production:
• выбор темы и ее предварительное исследование;
• разработка идеи, концепции подачи материала, предварительное определение жанровых характеристик и формата лонгрида;
• выбор команды, оценка слабых и сильных сторон участников проекта;
• написание синопсиса лонгрида;
• создание сценария работы над материалом (который не всегда совпадает со сценарием произведения).
Создание / Production process:
• разработка story board — раскадровки лонгрида;
• формирование блока технических заданий;
• полевая работа и продюсирование;
• ревизия собранного материала;
• корректировка концепции лонгрида и его раскадровки, создание обновленной story board;
• формирование второго блока технических заданий;
• работа с собранным материалом (редактура фото-, аудио- и текстового материала, формирование аудиовизуальных блоков);
• сбор лонгрида из отдельных частей согласно раскадровке.
Публикация / Post Production:
• тестирование лонгрида на различных устройствах и в различных браузерах;
• анонсирование материала и его продвижение.
Перед началом работы важно усвоить несколько важных правил лонгрида.
1. Взаимозависимость содержания и формата
2. Лонгрид требует коллективной работы и серьезного
Продюсирования
2. Лонгрид — это своеобразный конструктор, состоящий из разных частей, сбалансированных и гармонично дополняющих друг друга
3. 4. Лонгрид — это своеобразное документальное кино
При создании лонгрида важно исходить из принципа: история — сюжет — логика — последовательность — структура.
В любом лонгриде, кроме текста, могут присутствовать следующие мультимедийные элементы:
• фотоиллюстрация;
• слайдшоу;
• аудиоподкаст;
• аудиоиллюстрация;
• аудиослайдшоу;
• видеосюжет;
• видеоиллюстрация;
• интерактивный видеосюжет;
• инфографика (статичная или динамичная).
Лонгрид: продукт конвергентной журналистики
Истоки лонгрида как нового формата нужно искать в разных проявлениях культуры и журналистики. Например, Тревис Воган и Дайвид Даулинг считают, что корни лонгрида уходят в группу жанров, которые в западной традиции называются feature stories. В российской теории журналистики также встречается понятие фичер, некоторые видят в нем связь с очерковой журналистикой. Американские исследователи полагают, именно развлекательный потенциал этой группы жанров в сочетании с описательностью и визуальным зарядом воплощается в новой форме продукта — в лонгриде.
В то же время не стоит забывать, что лонгрид является и визуальным произведением. В нем проявляются черты и приемы, которые характерны для документального кино. Например, «эффект занавеса», или параллакс-эффект, который используется в лонгридах, безусловно, возник под влиянием кинематографа и добавляет драматичности и выразительности мультимедийному продукту. Как отмечают исследователи, эффект близости к герою, или эффект присутствия, который характерен для лонгридов, также можно считать техникой, унаследованной из документального кино.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 399.