Мультимедийные лонгриды как новый формат онлайн-журналистики
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Появился термин «лонгрид» (англ. «digital long-form», «longread»), который постепенно из ан­глоязычной журналистики перешел в российскую теорию и практику. Под таким произведением понимают жур­налистский материал, в основе которого лежит довольно длинный текст. Кроме того, лонгрид предполагает и доста­точно долгую и трудоемкую работу журналиста. Интерес­но, что под этим термином понимают как печатный текст, так и мультимедийное произведение, в основу которого по­мещен объемный текст.

Мультимедийный лонгрид — это журналистское про­изведение, в основе которого заложен длинный текст и насыщенный аудиовизуальный ряд. Формат предпола­гает глубокое погружение читателя в тему, а также серьезную проработку журналистом большого количе­ства источников по предмету исследования.

Важно отметить, что создание мультимедийного лон­грида, как правило, связано не только с написанием длин­ных текстов, но и с длительной работой над источниками, количество которых может достигать нескольких десят­ков. Этот журналистский формат требует тщательной про­работки больших объемов информации и длительной по­левой работы.

Мультимедийные лонгриды отличаются от других произведений интернет-СМИ особым визуальным оформ­лением. В большинстве случаев материал в виде текста представляет собой некое «полотно», куда подверстаны в нужных местах мультимедийные элементы. Продвижение истории происходит с помощью прокрутки мышки, а ви­део и аудио часто запускаются в режиме автостарта, а не по клику.

Еще одна особенность архитектоники таких матери­алов — их многосложность. Как правило, они состоят из нескольких взаимосвязанных «глав». Выстраиваются они в зависимости от драматургии и сюжета. Также стоит упо­мянуть и линейную структуру таких материалов, то есть хронологическое повествование, которое предстоит чи­тать и потреблять последовательно. Например, в основе сюжета может быть дорога-путешествие (как в лонгриде «Коммерсант-online» про Чернобыль «Земля отчуждения», http://goo.gl/gqW1ju) или описание одного дня по хроноло­гии (лонгрид «Коммерсант-online» «День, когда началась война», http://goo.gl/szSJPF). Драматургия строится вокруг обстоятельства места или обстоятельства времени

Важно сказать, что не любой текст из печатного СМИ можно трансформировать в материал для мультимедий­ного лонгрида. Часто в новом формате текстовая ткань ос­нована на смешении жанров и отличается рядом особенно­стей от произведения, написанного для прессы. В лонгриде текстовое пространство приобретает многомерность — ма­териал делится на основной и справочный, дополнитель­ный, что может влиять на дизайн и верстку.

Стоит сказать, что лонгрид является не жанром, а фор­матом. Дело в том, что в лонгриде могут найти воплоще­ние разные журналистские жанры: аналитика, очерковая журналистика, расследовательские материалы. Анализ, проведенный Сьюзан Джейкобсон, показал, что разные жанровые модели встречались в 50 исследованных лонгри­дов. Информационные жанры не могут быть представлены здесь из-за своей функциональной направленности (ос­вещение актуальных событий), а также из-за небольшого объема.

Не все темы поддаются воплощению в формате лонгри­да или мультимедийной истории. Как отмечают Мария Лукина и Наталья Лосева в брошюре «Медиаконвергенция и мультимедийная журналистика», событие должно отве­чать определенным критериям, чтобы его можно было по­дать через эти форматы, например:

• событие (сюжет) развивается во времени;

• событие включает эпизоды, которые можно описать эпитетом «самый»;

• в сюжете есть детали, которые проще изобразить гра­фически, чем описывать словами внешний вид и цвет;

• много фактуры для видео;

• много бэкграундера и справочной информации;

• потенциально сюжет может развиваться с помощью пользовательского контента39.

Для лонгрида также действуют определенные правила, которым должен отвечать сюжет. Причем особенности фор­мата накладывают дополнительный отпечаток на выбор темы. Среди критериев можно выделить:

• наличие в истории событийного сюжета, проблемы, героя (идеально сочетание всех трех составляющих) — важно оценить эмоциональный потенциал и потенциал информативности темы;

• потенциал визуализации (слабый визуальный потен­циал препятствуют созданию лонгрида) и возможность ви­зуализации (есть ли доступ к тем объектам и людям, кото­рые должны быть задействованы в лонгриде);

• эксклюзивность и оригинальность контента (нужно делать ставку на сбор и обработку информации силами ре­дакции, а не обращаться к вторичным источникам).

Кроме того, некоторые жанры лучше поддаются вопло­щению в этом формате (репортаж, очерк, корреспонден­ция), другие хуже (интервью, аналитическая статья). В истории лонгриду противопоказаны отвлеченные рассуж­дения и отсутствие визуальной составляющей .

Технология создания лонгрида

Появились специальные веб-платформы, которые по­могают собирать лонгриды подобно конструкторам. На­пример, Tilda Publishing или Scroll Kit дают возможность сконструировать мультимедийное произведение любому новичку, который не обладает навыками программиро­вания. Поэтому сейчас команде из трех-четырех человек вполне по силам создать лонгрид, если участники облада­ют хорошими журналистскими умениями и креативным мышлением.

Планирование / Pre-Production:

• выбор темы и ее предварительное исследование;

• разработка идеи, концепции подачи материала, пред­варительное определение жанровых характеристик и фор­мата лонгрида;

• выбор команды, оценка слабых и сильных сторон участников проекта;

• написание синопсиса лонгрида;

• создание сценария работы над материалом (который не всегда совпадает со сценарием произведения).

Создание / Production process:

• разработка story board — раскадровки лонгрида;

• формирование блока технических заданий;

• полевая работа и продюсирование;

• ревизия собранного материала;

• корректировка концепции лонгрида и его раскадров­ки, создание обновленной story board;

• формирование второго блока технических заданий;

• работа с собранным материалом (редактура фото-, ау­дио- и текстового материала, формирование аудиовизуаль­ных блоков);

• сбор лонгрида из отдельных частей согласно раска­дровке.

Публикация / Post Production:

• тестирование лонгрида на различных устройствах и в различных браузерах;

• анонсирование материала и его продвижение.

Перед началом работы важно усвоить несколько важ­ных правил лонгрида.

1. Взаимозависимость содержания и формата

2. Лонгрид требует коллективной работы и серьезного

Продюсирования

2. Лонгрид — это своеобразный конструктор, состоящий из разных частей, сбалансированных и гармонично дополня­ющих друг друга

3. 4. Лонгрид — это своеобразное документальное кино

При создании лонгрида важно исходить из принци­па: история — сюжет — логика — последовательность — структура.

В любом лонгриде, кроме текста, могут присутствовать следующие мультимедийные элементы:

• фотоиллюстрация;

• слайдшоу;

• аудиоподкаст;

• аудиоиллюстрация;

• аудиослайдшоу;

• видеосюжет;

• видеоиллюстрация;

• интерактивный видеосюжет;

• инфографика (статичная или динамичная).

Лонгрид: продукт конвергентной журналистики

Истоки лонгрида как нового формата нужно искать в раз­ных проявлениях культуры и журналистики. Например, Тревис Воган и Дайвид Даулинг считают, что корни лон­грида уходят в группу жанров, которые в западной тради­ции называются feature stories. В российской теории жур­налистики также встречается понятие фичер, некоторые видят в нем связь с очерковой журналистикой. Американ­ские исследователи полагают, именно развлекательный потенциал этой группы жанров в сочетании с описатель­ностью и визуальным зарядом воплощается в новой форме продукта — в лонгриде.

 

В то же время не стоит забывать, что лонгрид является и визуальным произведением. В нем проявляются черты и приемы, которые характерны для документального кино. Например, «эффект занавеса», или параллакс-эффект, кото­рый используется в лонгридах, безусловно, возник под вли­янием кинематографа и добавляет драматичности и вы­разительности мультимедийному продукту. Как отмечают исследователи, эффект близости к герою, или эффект при­сутствия, который характерен для лонгридов, также мож­но считать техникой, унаследованной из документального кино.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 371.