российское медиапространство оказалось гибким в отношении ключевой тенденции XXI века — глобализации; перенимая форму, оно вырабатывало собственное содержание (в том числе радикально расходящееся с формой). Объем и качество использования глобального контента менялись в зависимости от общественных вкусов, политической линии, этических представлений и т. д., фактически подтверждая статус «суверенной медиасистемы».
Во-вторых, российское медиапространство оказалось консервативным, более склонным к ценностям сохранения (хоть и превратно понятым), чем к ценностям разрушения или созидания нового. Несмотря на наличие технологических и организационных инноваций, жизнеспособными и востребованными (прежде всего со стороны журналистов — как место работы) оказались традиционные, редакционные по организационной модели СМИ (отличающиеся высокой избыточностью персонала и развитыми системами гарантий).
В-третьих, российское медиапространство оказалось разобщенным, более того, оно постоянно стремится к полной атомизации по типу коммунальной квартиры. В этом смысле СМИ и журналистика доказали принцип «от осины не родятся апельсины»: если общество страдает от индивидуалистического эгоизма и социальной атомизации, социальный институт — масс-медиа — не может быть другим по определению.
В-четвертых, российские медиа унаследовали советскую болезнь «завистливого превосходства», которая во многом определяла как деловые решения в медиабизнесе, так и редакционные и кадровые решения. В результате, российская журналистика остается в рамках постепенной и накапливающейся эволюции жанров, форм и свойств журналистки (в отличие от либеральной и социально-ответственной моделей, которые пережили революцию жанров и форм). Отдельного разговора заслуживает тема ценностей профессии в России, чему будет посвящена отдельная часть этой главы. «Завистливое превосходство» — это модель социально-профессиональной реакции, основанная на комплексе неполноценности, компенсация которого происходит через унижение другого (как правило, отсутствующего). В присутствии унижающего, наоборот, носитель комплекса начинает заискивать, принимать позы подчинения, стремится учиться и перенимать навыки и формы поведения без проникновения в суть превосходства.
Наконец, российские медиа как система во многом оказались имитационным институтом (как и многие другие институты в российском обществе). Пресса как институт не смогла противостоять давлению других действующих сил общественной организации, отстоять свою особенность и автономию; как и многие другие смешанные общественно-государственные институты, она оказалась практически в полной зависимости от политической власти, ее финансовых и репрессивных возможностей.
Текущие пропорции медиапотребления (2014—2015) демонстрируют, как радикально изменились обстоятельства для профессиональных журналистов. Прежде всего, как показывают исследования Аналитического центра «Видео Интернешнл», в современном цифровом и мультиэкранном мире больше нельзя говорить о последовательном и конкурентном, даже о параллельном медиапотреблении; читатель-зритель-слушатель-комментатор-эмоциональный фильтр практикует многомерное медиапотребление с чертами метапотребления (то есть потребления контекста потребления)51
Постепенный отказ от последовательного потребления и переход к фрагментарному, на основе собственного графика жизни, а не под диктовку телепрограммы (через разные формы видеозаписи, через растущую долю просмотра даже актуального телеконтента в интернете), отнимает у телевидения его ключевой козырь — синхронность просмотра и сопереживания. Для тех СМИ, коммуникация которых преимущественно построена на тексте, принципиальными становятся существенное «дробление» информации при потреблении (массовый читатель стремится к более кратким, лаконичным текстам) и высокая спорадичность обращений к цифровому контенту — доля траффика из социальных сетей растет, а вместе с ней уходит обычай «читать газету/журнал/сайт»: ссылка в ленте социальной сети, как правило, ведет на конкретную статью, после прочтения которой читатель просто уходит обратно в источник информации реального времени.
Эти важнейшие изменения в медиапотреблении стали заметны в начале 2000-х годов и за последние пятнадцать лет стали основными факторами, определившими изменения журналистики.
Они же, скорее всего, и будут определять ее изменения в будущем.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 284.