Что такое медиаэкономика: актуальные теоретические подходы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Википедия

Медиаэкономика – экономическая дисциплина, которая занимается изучением СМИ как отдельной отрасли рыночной экономики, а также условий и элементов медиапроизводства.

Медиаэкономика сосредоточена на рассмотрении микроэкономической составляющей – на конкретных медиаиндустриях и рынках потребления СМИ, а также на поведенческих особенностях субъектов рынка –производитель и потребитель медиапродуктов. В силу интегрированности системы СМИ в общественно-политические процессы макроэкономические факторы также оказывают значительное влияние на микроэкономические параметры.

Медиаэкономика сосредоточена на рассмотрении микроэкономической составляющей – на конкретных медиаиндустриях и рынках потребления СМИ, а также на поведенческих особенностях субъектов рынка –производитель и потребитель медиапродуктов. В силу интегрированности системы СМИ в общественно-политические процессы макроэкономические факторы также оказывают значительное влияние на микроэкономические параметры.

В микроэкономике существует такой термин, как медиаэкономикс – это дисциплина, которая занимается проблемами экономии, т.е. вопросами максимально полезного использования того, чем обладают медиапредприятия. Медиаэкономикс подразумевает анализ практического использования как материальных (деньги, помещения, техническое оснащение, оборудование и ПО), так и нематериальных ресурсов(информация, профессиональные кадры, задействованные в процессе создания, реализации и распространения СМИ), которое ведет к повышению эффективности как отдельно взятого СМИ, так и всей медиаиндустрии.

С экономической точки зрения, индустрия СМИ значительно отличается ото всех традиционных индустрий. СМИ представляют собой «сдвоенный рынок» товаров и услуг, так как, с одной стороны, массмедиа генерируют контент для аудитории – создают товар, с другой стороны, оказывают услугу рекламодателям, предоставляя им доступ к аудитории – это и есть реклама. Термин «сдвоенного рынка» ввел в своей книге «Медиаэкономикс. Концепции и проблемы» Роберт Пикар, один из наиболее авторитетных медиаэкономистов.

Главное отличие медиаэкономики от иных отраслей проявляется по нескольким параметрам:

по типу рынков, на которых конкурируют СМИ;

по характеру конкуренции на этих рынках;

по плотности вовлеченности отдельных видов СМИ в данной отрасли;

по монопольным характеристикам.[1]

При анализе эффективности СМИ по экономическим показателям можно выделить такие показатели, как взаимоотношение количества и качества рекламы и информационного контента, соотношение условий конкуренции и монополии, а также главных экономических метрик – спроса и предложения.

В медиаэкономике спрос – это совокупная потребность общества в товарах, изготовленных СМИ, т.е. потребность в контенте и его содержании, которая складывается из суммы всех потребительских запросов аудитории СМИ.

Предложение в медиаэкономике отражает главную особенность медиаэкономики – сдвоенность рынка товаров и услуг (по Роберту Пикару) – и является намерением медиапредприятия продать товар (созданный контент) или же услугу (доступ рекламодателей к аудитории) на тех или иных условиях.

Вартанова

Объединение изучения экономики с изучением медиа (Doyle, 2013)

Политическая экономия – наука о производственных отношениях людей и экономических законах, регулирующих развитие исторически сменяющих друг друга общественно-экономических формаций

Медиаэкономика – дисциплина, рассматривающая деятельность экономических законов в медиа

Медиаэкономикс – дисциплина, рассматривающая проблемы максимального использования ресурсов медиакомпании

Медиаменеджент – дисциплина, рассматривающая вопросы управления медиакомпаниями в целом и на разных этапах «цепочки создания ценности», организации труда в редакции

Что важно в медиаэкономике

Структура и соотношение различных сегментов медиаиндустрии

Деятельность компаний СМИ в смежных областях – производства и распространения контента: производственная цепочка, «цепочка (создания) ценности»

Анализ рыночных структур медиаиндустрии

Анализ структур собственности медиакомпаний

Динамика аудитории

«Программные/содержательные стратегии» медиакомпаний

Динамика медиаэкономики

От ограниченности ресурсов – к борьбе за внимание аудитории

От пассивного потребления контента – к интерактивности

От платного контента с беспланым доступом – к бесплатному контенту с платным доступом

От охвата рекламой – к реакции на рекламу

Насколько нетипична экономика СМИ?

Не существует специальных законов экономики СМИ, НО:

Некоторые характеристики медиаиндустрии уникальны, ЭТО:

Общественный характер большинства товаров СМИ;

Очевидная разница между индивидуальным (креативным, штучным) и индустриальным (массовым, конвейерным) способами производства;

Непредсказуемость рыночного успеха;

Сложность производственной цепочки

Дата: 2019-03-05, просмотров: 419.