Википедия
Медиаэкономика – экономическая дисциплина, которая занимается изучением СМИ как отдельной отрасли рыночной экономики, а также условий и элементов медиапроизводства.
Медиаэкономика сосредоточена на рассмотрении микроэкономической составляющей – на конкретных медиаиндустриях и рынках потребления СМИ, а также на поведенческих особенностях субъектов рынка –производитель и потребитель медиапродуктов. В силу интегрированности системы СМИ в общественно-политические процессы макроэкономические факторы также оказывают значительное влияние на микроэкономические параметры.
Медиаэкономика сосредоточена на рассмотрении микроэкономической составляющей – на конкретных медиаиндустриях и рынках потребления СМИ, а также на поведенческих особенностях субъектов рынка –производитель и потребитель медиапродуктов. В силу интегрированности системы СМИ в общественно-политические процессы макроэкономические факторы также оказывают значительное влияние на микроэкономические параметры.
В микроэкономике существует такой термин, как медиаэкономикс – это дисциплина, которая занимается проблемами экономии, т.е. вопросами максимально полезного использования того, чем обладают медиапредприятия. Медиаэкономикс подразумевает анализ практического использования как материальных (деньги, помещения, техническое оснащение, оборудование и ПО), так и нематериальных ресурсов(информация, профессиональные кадры, задействованные в процессе создания, реализации и распространения СМИ), которое ведет к повышению эффективности как отдельно взятого СМИ, так и всей медиаиндустрии.
С экономической точки зрения, индустрия СМИ значительно отличается ото всех традиционных индустрий. СМИ представляют собой «сдвоенный рынок» товаров и услуг, так как, с одной стороны, массмедиа генерируют контент для аудитории – создают товар, с другой стороны, оказывают услугу рекламодателям, предоставляя им доступ к аудитории – это и есть реклама. Термин «сдвоенного рынка» ввел в своей книге «Медиаэкономикс. Концепции и проблемы» Роберт Пикар, один из наиболее авторитетных медиаэкономистов.
Главное отличие медиаэкономики от иных отраслей проявляется по нескольким параметрам:
по типу рынков, на которых конкурируют СМИ;
по характеру конкуренции на этих рынках;
по плотности вовлеченности отдельных видов СМИ в данной отрасли;
по монопольным характеристикам.[1]
При анализе эффективности СМИ по экономическим показателям можно выделить такие показатели, как взаимоотношение количества и качества рекламы и информационного контента, соотношение условий конкуренции и монополии, а также главных экономических метрик – спроса и предложения.
В медиаэкономике спрос – это совокупная потребность общества в товарах, изготовленных СМИ, т.е. потребность в контенте и его содержании, которая складывается из суммы всех потребительских запросов аудитории СМИ.
Предложение в медиаэкономике отражает главную особенность медиаэкономики – сдвоенность рынка товаров и услуг (по Роберту Пикару) – и является намерением медиапредприятия продать товар (созданный контент) или же услугу (доступ рекламодателей к аудитории) на тех или иных условиях.
Вартанова
Объединение изучения экономики с изучением медиа (Doyle, 2013)
Политическая экономия – наука о производственных отношениях людей и экономических законах, регулирующих развитие исторически сменяющих друг друга общественно-экономических формаций
Медиаэкономика – дисциплина, рассматривающая деятельность экономических законов в медиа
Медиаэкономикс – дисциплина, рассматривающая проблемы максимального использования ресурсов медиакомпании
Медиаменеджент – дисциплина, рассматривающая вопросы управления медиакомпаниями в целом и на разных этапах «цепочки создания ценности», организации труда в редакции
Что важно в медиаэкономике
Структура и соотношение различных сегментов медиаиндустрии
Деятельность компаний СМИ в смежных областях – производства и распространения контента: производственная цепочка, «цепочка (создания) ценности»
Анализ рыночных структур медиаиндустрии
Анализ структур собственности медиакомпаний
Динамика аудитории
«Программные/содержательные стратегии» медиакомпаний
Динамика медиаэкономики
От ограниченности ресурсов – к борьбе за внимание аудитории
От пассивного потребления контента – к интерактивности
От платного контента с беспланым доступом – к бесплатному контенту с платным доступом
От охвата рекламой – к реакции на рекламу
Насколько нетипична экономика СМИ?
Не существует специальных законов экономики СМИ, НО:
Некоторые характеристики медиаиндустрии уникальны, ЭТО:
Общественный характер большинства товаров СМИ;
Очевидная разница между индивидуальным (креативным, штучным) и индустриальным (массовым, конвейерным) способами производства;
Непредсказуемость рыночного успеха;
Сложность производственной цепочки
Дата: 2019-03-05, просмотров: 419.