• общая цифровизация медиа;
• появление персональных средств и сред потребления;
• внедрение новых коммуникационных стратегий;
• изменения в экономике медиа;
• коренной сдвиг в тематической и форматной структуре спроса масс на информацию;
• изменения в распорядке дня потребителей;
• поколенческий сдвиг.
Структура цифрового медиапотребления в 2015 г.
Происходит глобальный поколенческий сдвиг: растет время, проводимое за цифровыми устройствами.
Портальные технологии с их реакцией на запрос пользователя и каталогизацией ресурсов вытесняют в том или ином виде коммуникационно-рекомендательные сервисы.
На настольных компьютерах это социальные сети, ставшие точкой входа для значительной части пользователей порталов. Дальнейший рост соцсети продолжили на мобильных устройствах, там ключевой составляющей их
успеха стали мессенджеры — необходимый сервис для мобильных телефонов и смартфонов.
Поколение Y
Новые привычки и традиции медиапотребления затрагивают в первую очередь поколение Миллениума (поколение Y), то есть пользователей, родившихся в период с 1981 по 2000 год. Для этого сегмента аудитории характерны:
• выход в Сеть (и медиапотребление) с нескольких платформ;
• хорошее знакомство с новыми технологиями, их активное освоение;
• восприятие цифровых медиа как не уступающих по авторитетности традиционным.
Специфика телевизионной аудитории в цифровую эпоху
Для части российских пользователей экран монитора становится заменой телевизионному экрану или дополняет его. Еще в апреле 2012 года дневная аудитория Яндекса в возрасте от 12 до 54 лет оказалась больше, чем у Первого канала .
Рост цифрового населения привел к двум последствиям:
• часть интернет-аудитории сократила телесмотрение;
• в Сеть пришли пользователи старше 35 лет, которые чаще и дольше смотрят телевизор
В результате аудитория рунета разделилась. Оказалось, что 30% пользователей в возрасте от 12 до 54 лет смотрят телевизор менее часа в день (так называемые light TV viewers).
Привычки современного пользователя
Медиапотребление с мобильных устройств заняло такие слоты времени, как поездка на работу и с работы, обеденный перерыв. Появилось домашнее утреннее потребление с мобильных устройств сразу после сна и во время завтрака.
Будущее медиапотребления
Футурологическая модель
Новые инструменты обычно не уничтожают старые. Цифровые версии газет не вытолкнули на обочину бумажные. Бумага, которая постепенно теряет долю рынка, еще на долгие годы сохранит привлекательность для рекламодателей.
Новые форматы требуют нового поколения. Виртуальная реальность как идея овладела массами в 1992 году с выходом фильма «Газонокосильщик», а сама технология появилась на рынке в середине 1990-х. Однако подобающее место она занимает только спустя 15—20 лет.
Киберспортивные трансляции стали массовым явлением спустя 10—15 лет после появления киберспорта.
Цифровые видеоинструкции и вебинары, возможные еще в середине нулевых, стали важным форматом только через десять лет. Жанр интернет-ролика в шоу-бизнесе и политике появился еще в середине нулевых, но только новое поколение сумело обеспечить миллиарды просмотров.
Реакция медиабизнеса
Альтернатива новым медиа (назовем ее условно «новейшими медиа») появляется достаточно скоро в виде многочисленных технологических инструментов — персональных голосовых помощников, голографических виртуальных рабочих пространств, новых правил дизайна медиа для мобильных устройств, невозможных еще пять лет назад.
Сам процесс такой фрагментации не ведет к уничтожению старых форм с помощью естественного отбора. Скорее набирается генетический пул компонентов, из которых легко сконструировать новейшее медиа, продолжительность жизни которого превышает продолжительность жизни любой из его составляющих.
России произошло и продолжается огосударствление местной прессы. Результат — объединение газет в не всегда эффективные холдинги, получающие госфинансирование; разорение частной прессы, не решившейся на изменения; появление нескольких исключений, удерживающихся на плаву за счет высокого качества материалов и по факту вышедших на федеральный уровень.
Другой пример пророчества, которое сбылось наполовину — о гражданской журналистике. Предсказание того, что гражданские журналисты и блогеры вытеснят профессионалов, не сбылось. Зато гражданская журналистика стала
• мощным пропагандистским инструментом;
• источником информации для больших медиаплощадок, играющих роль кураторов.
В целом, можно признать, что гражданским журналистом выгодно быть в составе той или иной группы — либо поставляя информацию крупному профессиональному медиа, либо став частью кооператива таких же блогеров.
13. Бизнес-модели новых и новейших медиа.
Бизнес-процессы медиа обеспечивают ресурсы, необходимые для массовой коммуникации. Поставляемые ресурсы позволяют нанимать журналистов, управлять редакцией, планировать деятельность и любые регулярные процессы — контентные, аудиторные и технологические.
Технологическая трансформация, изменение привычек аудитории и качества журналистики как профессии меняют бизнес-процессы, так как и профессиональная, и аудиторная, и технологическая составляющие чаще всего влияют на бизнес средств массовых коммуникаций.
Массовая коммуникация затрагивает три основных компонента:
• аудиторию;
• редакционную составляющую;
• средства распространения, считая сюда и технологии.
Говоря о сообщении, мы обсуждаем (не обязательно в таком порядке):
• состав: смысл и структуру;
потребителя и адресата;
• средства доставки и средства потребления.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 293.