Структура медиапотребления кардинально изменилась за прошедшие с начала века пятнадцать лет. Причин тому много. Среди них:
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

• общая цифровизация медиа;

• появление персональных средств и сред потребления;

• внедрение новых коммуникационных стратегий;

• изменения в экономике медиа;

• коренной сдвиг в тематической и форматной структу­ре спроса масс на информацию;

• изменения в распорядке дня потребителей;

• поколенческий сдвиг.

Структура цифрового медиапотребления в 2015 г.

Происходит глобальный поколенческий сдвиг: растет время, проводимое за цифровыми устройствами.

Портальные технологии с их реакцией на запрос пользователя и каталогизацией ресурсов вытесняют в том или ином виде коммуникационно-рекомендательные сервисы.

На настольных компьютерах это социальные сети, ставшие точкой входа для значительной части пользователей порталов. Дальнейший рост соцсети продолжили на мобильных устройствах, там ключевой составляющей их

успеха стали мессенджеры — необходимый сервис для мобильных телефонов и смартфонов.

Поколение Y

Новые привычки и традиции медиапотребления затраги­вают в первую очередь поколение Миллениума (поколение Y), то есть пользователей, родившихся в период с 1981 по 2000 год. Для этого сегмента аудитории характерны:

• выход в Сеть (и медиапотребление) с нескольких плат­форм;

• хорошее знакомство с новыми технологиями, их ак­тивное освоение;

• восприятие цифровых медиа как не уступающих по ав­торитетности традиционным.

Специфика телевизионной аудитории в цифровую эпоху

Для части российских пользователей экран монитора ста­новится заменой телевизионному экрану или дополняет его. Еще в апреле 2012 года дневная аудитория Яндекса в возрасте от 12 до 54 лет оказалась больше, чем у Первого ка­нала .

Рост цифрового населения привел к двум последствиям:

• часть интернет-аудитории сократила телесмотрение;

• в Сеть пришли пользователи старше 35 лет, которые чаще и дольше смотрят телевизор

В результате аудитория рунета разделилась. Оказалось, что 30% пользователей в возрасте от 12 до 54 лет смотрят те­левизор менее часа в день (так называемые light TV viewers).

Привычки современного пользователя

Медиапо­требление с мобильных устройств заняло такие слоты времени, как поездка на работу и с работы, обеденный пе­рерыв. Появилось домашнее утреннее потребление с мо­бильных устройств сразу после сна и во время завтрака.

Будущее медиапотребления

Футурологическая модель

Новые инструменты обычно не уничтожают старые. Цифровые версии газет не вытолкнули на обочину бумаж­ные. Бумага, которая постепенно теряет долю рынка, еще на долгие годы сохранит привлекательность для рекламо­дателей.

Новые форматы требуют нового поколения. Вирту­альная реальность как идея овладела массами в 1992 году с выходом фильма «Газонокосильщик», а сама технология появилась на рынке в середине 1990-х. Однако подобающее место она занимает только спустя 15—20 лет.

Киберспортивные трансляции стали массовым явлени­ем спустя 10—15 лет после появления киберспорта.

Цифровые видеоинструкции и вебинары, возможные еще в середине нулевых, стали важным форматом только через десять лет. Жанр интернет-ролика в шоу-бизнесе и политике появился еще в середине нулевых, но только но­вое поколение сумело обеспечить миллиарды просмотров.

Реакция медиабизнеса

Альтернатива новым медиа (назовем ее условно «новейши­ми медиа») появляется достаточно скоро в виде многочис­ленных технологических инструментов — персональных голосовых помощников, голографических виртуальных рабочих пространств, новых правил дизайна медиа для мо­бильных устройств, невозможных еще пять лет назад.

Сам процесс такой фрагментации не ведет к уничтоже­нию старых форм с помощью естественного отбора. Скорее набирается генетический пул компонентов, из которых легко сконструировать новейшее медиа, продолжитель­ность жизни которого превышает продолжительность жизни любой из его составляющих.

России произошло и продолжается огосударствле­ние местной прессы. Результат — объединение газет в не всегда эффективные холдинги, получающие госфинанси­рование; разорение частной прессы, не решившейся на из­менения; появление нескольких исключений, удерживаю­щихся на плаву за счет высокого качества материалов и по факту вышедших на федеральный уровень.

Другой пример пророчества, которое сбылось наполови­ну — о гражданской журналистике. Предсказание того, что гражданские журналисты и блогеры вытеснят профессио­налов, не сбылось. Зато гражданская журналистика стала

 

• мощным пропагандистским инструментом;

• источником информации для больших медиаплоща­док, играющих роль кураторов.

В целом, можно признать, что гражданским журнали­стом выгодно быть в составе той или иной группы — либо поставляя информацию крупному профессиональному ме­диа, либо став частью кооператива таких же блогеров.

13. Бизнес-модели новых и новейших медиа.

Бизнес-процессы медиа обеспечивают ресурсы, необходи­мые для массовой коммуникации. Поставляемые ресурсы позволяют нанимать журналистов, управлять редакцией, планировать деятельность и любые регулярные процес­сы — контентные, аудиторные и технологические.

Технологическая трансформация, изменение привычек аудитории и качества журналистики как профессии меня­ют бизнес-процессы, так как и профессиональная, и ауди­торная, и технологическая составляющие чаще всего влия­ют на бизнес средств массовых коммуникаций.

Массовая коммуникация затрагивает три основных компо­нента:

• аудиторию;

• редакционную составляющую;

• средства распространения, считая сюда и технологии.

Говоря о сообщении, мы обсуждаем (не обязательно в та­ком порядке):

 

• состав: смысл и структуру;

потребителя и адресата;

• средства доставки и средства потребления.

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 293.