1. Количество записей на число потребляемых пользователем за сессию.
2. Вовлеченность пользователя, его интерес к записям данного источника. Большинство современных социальных сетей — самонастраивающиеся системы, корректирующими сигналами для которых становятся действия пользователя.
В очень простой модели это означает, что пользователь, поставивший «лайк», поделившийся записью, прокомментировавший ее или перешедший на сайт по ссылке, в будущем с большей вероятностью увидит сообщения из этого источника.
К этим двум часто добавляют третий параметр — актуальность. Это частая технолого-алгоритмическая поправка, смысл которой в том, что недавнюю запись зачастую следует показывать чаще, чем старую. «Актуальность» не означает, что само содержимое должно быть актуальным. Это породило целую индустрию повторных публикаций «вечных» тем, поддерживающих регулярность выхода материалов.
Меняется формат анонсирования, который с некоторых пор заранее обещает читателю линейной однородной ленты социальной сети линейную однородную структуру материала (например, «12 способов накормить кошку», «34 ошибки, которые совершают начинающие бизнесмены», «56 советов путешественникам по Европе»). Двухсоставность, заявляющая однородность и объем материала, с одной стороны, и тематику, с другой, на долгое время сформировала формат статьи-списка (англ. listicle от list, список, и article, статья).
Меняется способ подачи длинных материалов, обретая обязательную «карточную» структуру. В 2014 году компания Vox Media запустила сайт Vox, поддерживающий тренд атомизации контента новым форматом «карточек» (cardstacks), объединяющий сходные материалы и одновременно дробящий пространные объяснения19. В отличие от традиционных статей, карточки позволяют пользователю выбирать нужную тематику до внимательного чтения, а редакции — усиливать процессы, связанные с планированием и структуризацией контента.
Вовлечение усиливается явным указанием на тип материала: например, видеоролик может быть помечен словом «видео» в заголовке; интервью может в дополнение к изображению спикера содержать цитату на картинке, специально сгенерированной для социальной сети; часто новости вместо изображения содержат логотип новостного издания и заголовок, набранный крупным кеглем.
Ранее между пользователем и издателем существовал договор о лояльности в обмен на информацию. При этом первый шаг должен был делать пользователь. Теперь в социальных каналах действует тот же договор, но со следующими изменениями:
• договор коллективный, заключается между одним пользователем и сразу всеми издателями — участниками канала;
• пользователь не обязан совершать действий, в том числе выбора на сайте издания, для того чтобы получить персонализированную повестку дня;
• пользователь делегирует существенную часть своей свободы выбора на алгоритмы социальных сетей. Социальные сети проводят аукцион по продаже внимания пользователя между издателями по собственным правилам.
Интересно, что вовлечение не обязательно подразумевает развлекательную стратегию
В ряде стран (включая США, Францию, Германию, Ирландию) успешно действуют традиционные СМИ, продвигающие в социальных каналах серьезные материалы и журналистские расследования. Каждый из таких материалов в силу своего гарантированно высокого качества зачастую получает больше внимания пользователей, чем любой другой. Именно благодаря этому факту расследовательская журналистика переживает свой расцвет в цифровом формате — большие материалы достигают своих аудиторий с небывалой точностью,
Третий вид стратегии — абсурдистский. В Западной Европе сатирические сайты и издания, производящие поддельные новости, традиционно входят в верхние строчки рейтингов по вовлечению пользователей в социальное взаимодействие.
Четвертая стратегия пока только нарождается — производство нативного контента, то есть материалов, производимых не для привлечения читателей на сайт, а для наращивания социально-сетевой аудитории.
Форматы для мобильных устройств
Массовое проникновение устройств с маленьким экраном привело к перевороту в области интерфейсов и подачи информации. Многоколоночная верстка вебстраниц заменилась одноколоночной и плиточной. Полностью перестроилась навигация. Существенно сократился бюджет внимания, уделяемого материалу. Появились новые приоритеты во взаимодействии с контентом — во многих случаях подтверждением внимания стал не клик и не нажатие, а прокрутка информационной ленты.
Выше говорилось о тренде атомизации контента. Короткие периоды внимания диктуют максимальную длину гарантированно потребляемого контента — «атом» содержимого редко занимает больше трех-пяти экранов мобильного устройства.
В текстах появились экспериментальные форматы, которые можно назвать «мини-карточками». В 2012 году атомизацию контента опробовал разорившийся впоследствии стартап CircaNews, редакторы которого пытались разбить новостные сообщения на основные элементы: факты, статистические данные, цитаты и медиаэлементы. Несмотря на неудачу стартапа, тренд сохранился.
Главная специфика мини-карточек:
• чаще всего это подводка к материалу большего объема;
• мини-карточки — полуавтономный формат, который обретает значимость только в составе подборки или ленты приложения;
• они легко встраиваются в социальные среды, но не являются родным форматом для поисковиков.
Видео и трансляции, визуальная журналистика
Визуальные материалы, в силу короткого контакта с анонсами, натренированности глаза и других, в том числе чисто физиологических, причин, обеспечивают лучшее вовлечение, чем текстовые.
Зачастую визуальный анонс способен заменить текст
Видеопотребление, кроме видеороликов, породило два больших новых формата:
• трансляции, в том числе пользовательские, редакционные и интерактивные (с возможностью реагировать на комментарии пользователей).
простые визуализации сложных понятий. Успехи журналистики данных, повышение и развитие навыков сбора и обработки информации журналистом позволили существенно сократить ресурсы, требуемые для визуализаций.
Можно с уверенностью сказать, что новые медиаформаты в ближайшие годы проявят себя в мессенджерах — приватном пространстве, которое принципиально отличается от публичных дискуссий, характерных для социальных сетей.
Скорее всего, новые форматы затронут персональных помощников, которые, совершенствуясь, захватят не только мобильные устройства, но и автомобили, где удобно использовать голосовые команды.
Отдельно стоит отметить системы дополненной и виртуальной реальности, которые найдут себе применение в первую очередь на рабочих местах. Можно ожидать персонализированных материалов или подборок для корпоративных сред. Какими они будут — неизвестно.
Отдельно стоит упомянуть и почтовые рассылки. Несмотря на множество медиарешений для email, нового формата пока не появилось; всякое издание решает, как информировать подписчика по этому каналу, по своему.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 245.