В целом борьба за непотопляемость включает два основных комплекса мероприятий:
1) Ликвидация водотёчности (борьба с водой).
2) Восстановление остойчивости и спрямление повреждённого судна.
Ликвидация водотёчности -- мера борьбы экипажа за непотопляемость судна под руководством капитана в соответствии с судовыми оперативными планами по борьбе за живучесть и информацией об остойчивости и посадке судна.
Общая организация борьбы за непотопляемость включает в себя следующие алгоритмы действий экипажа:
1. Обнаружение поступления воды внутрь судна.
Это возможно по явным или косвенным признакам. Как правило, явные признаки (поступление воды через пробоину) не представляется возможным зафиксировать, но по косвенным признакам обнаружить аварийную ситуацию, связанную с затоплением судна, возможно (отпотевание переборок, палуб; шум воздуха, выходящего через воздушные, измерительные трубы, через переборочные сальники электрокабелей; шум поступающей воды в отсек; фильтрационная вода в смежных с аварийным отсеках; прогиб переборок; глухой звук, издаваемый переборкой или палубой при ударе по ним металлическим предметом и т.п.).
2. Оповещение и доклад.
Первый, заметивший на судне указанные явные или косвенные признаки поступления воды, должен в первую очередь всеми возможными средствами доложить на ГКП (главный командный пункт), используя средства связи, сигнализацию или посыльных. Объявить голосом "Аварийная тревога" в том случае, если рядом имеются люди.
3. Объявление общесудовой тревоги.
Получив информацию об аварийной обстановке на судне вахтенный помощник капитана обязан объявить общесудовую тревогу с возможным пояснением района поступления воды.
4. Выявление места, размера и характера повреждения.
С этой целью производится разведка района повреждения (если это возможно).
Обследуются помещения для определения мест поступления воды, масштаба и характера повреждения корпуса судна, устанавливаются границы затопленного района.
В этой связи целесообразно учитывать классификацию пробоин.
Классификация пробоин
Заделка любого повреждения корпуса судна начинается с определения характера повреждения и степени опасности для судна, его размеров, расположения относительно ватерлинии. Пробоины классифицируются по следующим признакам:
A) По размерам:
Б) По характеру и степени опасности для судна:
B) По расположению пробоин относительно действующей ватерлинии:
5. Определение количества воды, поступающей внутрь судна (табл. 1).
Количество забортной воды (м3), поступающей в отсек судна через различные по площади пробоины на различных глубинах за 1 час
Водотечная пробоина характеризуется двумя основными величинами: площадью (размером) пробоины и гидростатическим напором воды (расстояние от поверхности воды до центра пробоины). По этим величинам судят о возможности заделки пробоины, определяют количество влившейся воды и скорость затопления отсека, а также вычисляют время, за которое аварийное помещение заполнится водой.
Количество воды, поступающей в отсек при постоянном напоре определяется по формуле:
6. Прекращение или ограничение поступления воды внутрь корпуса и недопущение распространения её по судну.
Здесь необходимо учитывать то, что заделать пробоину, даже малых размеров, первоначально насухо не представляется возможным, а ограничить поступление воды в аварийный отсек с тем, чтобы с откачкой справились водоотливные средства, возможно.
Заделка пробоин или повреждений на судне осуществляется с помощью аварийного снабжения,.
В состав аварийного снабжения входит:
аварийный инвентарь: раздвижные упоры, домкраты, струбцины, крючковые болты, болты с поворотными головками, клапанные металлические пластыри, деревянные пластыри с мягкими бортами, универсальные заглушки с тремя захватами, бугеля, хомуты и другие специальные приспособления;
аварийные материалы: деревянные пробки, клинья, доски, брусья, цемент, песок, сурик, жир технический, пакля, гвозди, скобы, жидкое стекло и другие материалы, оговорённые требованиями Регистра и, дополнительно к ним, предусмотренные экипажем судна;
аварийный инструмент: определённые нормами Регистра такелажный и слесарный наборы инструментов.
деревянный пластырь с мягкими бортами -- предназначен для заделки малых и средних пробоин на плоских и имеющих малую кривизну участках обшивки, стандартные размеры 55x250x250 мм и 125x400x600 мм, в случае необходимости деревянные пластыри изготовляются по месту непосредственно на борту судна.
Недопущение распространения воды в смежные с аварийным отсеком обеспечивается усилением прочности переборок, палуб, то есть подкреплением, используя аварийный лес, раздвижные металлические упоры. С этой целью создаются рубежи обороны по борьбе с водой (РОВ-1 и РОВ-2 резервный).
7. Восстановление водонепроницаемости корпуса судна, его водонепроницаемых переборок, палуб, платформ и второго дна.
8. Удаление забортной воды из затопленного отсека (после заделки пробоин) и фильтрационной воды из смежных отсеков.
Учитывая конструкцию судна, необходимо для откачки воды использовать не только водоотливные средства, но и применять перепуск и перекачку воды в нижние отсеки (трюм).
9. Спрямление аварийного судна при сохранении достаточного запаса плавучести и остойчивости.
Наставления по предупреждению аварий и борьбе за живучесть судов рекомендуют проводить мероприятия в следующем порядке:
прекратить перемещение, перетекание или пересыпание грузов на повреждённый борт;
удалить воду из не полностью затопленных помещений с большими свободными поверхностями, расположенных до аварии выше действующей ватерлинии, или, как исключение, спустить в нижние помещения;
осушить повреждённый отсек и смежные с ним помещения после заделки пробоин;
переместить вниз твёрдые грузы, расположенные высоко, а в исключительных случаях удалить их за борт;
провести балластировку судна.
Жидкие грузы должны перекачиваться, по возможности, из танков (цистерн) с большей вместительности в танки с меньшей вместительности до полного их заполнения. Остаток жидких грузов перекачивается в танки, симметричные относительно диаметральной плоскости судна. При этом следует избегать перекачки жидких грузов из танков, смежных с затопленным отсеком.
Для спрямления аварийного судна следует затоплять танки минимальных объёмов, чтобы создавался требующийся спрямляющий момент, то есть для уменьшения крена необходимо выбирать наиболее удалённые от диаметральной плоскости танки, а для уменьшения дифферента -- наиболее удалённые от миделя. При этом должны выбираться самые низкие днищевые танки и в первую очередь использоваться креновые и дифферентные танки, если они имеются на судне.
10. Обеспечение хода и управляемости аварийного судна.
При этом необходимо учитывать состояние главных и вспомогательных двигателей, рулей и винтов, в целом судна, а также погодные условия
Дата: 2019-03-05, просмотров: 330.